Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.
Как проходит мониторинг
Налоговая инспекция проводит его на своей территории на основе деклараций и учётных данных из базы, куда организация даёт доступ.
Налоговики имеют право:
- запрашивать документы, информацию по расчётам и уплате налогов, сборов, страховых взносов;
- требовать письменные или устные пояснения по существу запроса;
- привлекать специалистов и экспертов.
Документы или информацию по запросам нужно отправлять в налоговую инспекцию в виде заверенных копий:
- в бумажном виде — через уполномоченного представителя или по почте;
- в электронном виде, по телекоммуникационным каналам связи.
Кто может перейти на налоговый мониторинг?
Налоговый мониторинг – удел крупного бизнеса. Точнее сказать, пока это удел гигантов. Для примера, уже используют налоговый мониторинг такие компании как РЖД, Ростех, Газпром, Лукойл, ВТБ, МТС, Аэрофлот, Мегафон и др.
Топ отраслей, где трудятся гиганты, выбравшие налоговый мониторинг:
- добыча нефти и газа,
- металлургическая промышленность,
- перевозки,
- финансово-кредитная сфера,
- производство,
- строительство,
- торговля,
- связь,
- информационных технологии.
Критерии компаний, которые могут претендовать на новую форму мониторинга налогового контроля, определены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ. Таких критериев три: величина заплаченных за предыдущий год налогов, величина совокупной выручки и величина активов компании. Законом определены нижние границы данных критериев. Расскажем подробнее.
Три условия перехода на налоговый мониторинг:
- 100 млн руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченных компанией за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении налогового мониторинга. Важно знать, что налоги, уплаченные за перевозку товара за границу, а также НДФЛ и страховые взносы в эту сумму не входят.
- 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должен составлять суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской отчетности компании за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга.
- 1 млрд. руб. – не меньше этой величины должна составлять совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором предоставляется заявление о проведении налогового мониторинга.
Налоговый мониторинг: как работает и кому подходит
Впрочем, налоговый мониторинг дает ряд преимуществ и бизнесу:
- освобождает от камеральных и выездных проверок (с некоторыми исключениями, о них расскажем чуть позже) – ИФНС не нужно заново проверять отчетность, так как все документы проверяются постепенно, по мере формирования;
- исключает штрафы и санкции за ошибки или нарушения – при обнаружении подобных ситуаций инспектор сообщает налогоплательщику о выявленных недочетах, дает рекомендации по исправлению через механизм мотивированного мнения;
- компанию признают добросовестным и надежным налогоплательщиком;
- нет доначислений и штрафов за прошедшие периоды, так как все ошибки можно вовремя обнаружить и исправить в соответствии с указаниями налоговых инспекторов: времени на это будет достаточно, так как ежегодный мониторинг растянут по времени (с 1 января текущего года до 1 октября следующего, то есть мониторинг за 2022 год начинается с 1 января 2022 года и заканчивается 1 октября 2023 года;
- снижает количество проверяемой отчетности.
Чем руководствоваться
На основании п. 7 ст. 105.26 НК РФ (Закон от 29.12.2020 № 470-ФЗ с изменениями) система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к её организации, которые устанавливает ФНС России.
Поэтому с 7 августа 2021 года нужно руководствоваться таким приказом ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518 (далее — Приказ № ЕД-7-23/518). Он закрепил:
- требования к организации системы внутреннего контроля;
- формы и форматы документов, которые организации сдают в налоговую при раскрытии информации о системе внутреннего контроля.
Что мониторят налоговики
Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:
- за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
- правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:
ЭТАП |
ЦЕЛЬ |
До фактического начала бизнес-процесса (операции) | Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации |
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) | Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров |
После бизнес-процесса (операции) | Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям |
Почему именно «1С», а не сторонние программы?
Кроме «1С» есть ряд сторонних решений для проведения налогового мониторинга. Их главный минус – они не работают внутри учетной системы, а подключаются как внешний ресурс. Требуются обмены и получение данных, чтобы предоставить их в стороннем источнике.
Еще один существенный недостаток: при обновлении сторонней системы скорее всего перестанет работать большинство обменов, восстановление которых потребует серьезных затрат.
Контролирующие органы постепенно отказываются от очного взаимодействия и отдают предпочтение дистанционным проверкам. Кроме очевидного удобства в виде отсутствия выезда, такой вид проверки позволяет получить результат оперативнее. Благодаря этому налоговый мониторинг в ближайшем будущем, вероятно, будет задействован в большинстве крупных организаций.
Если вы уже задумались о внедрении крупных решений для автоматизации, позаботьтесь о возможности внедрения налогового мониторинга в выбранном программном продукте. В противном случае, вам придется перевнедрять дорогую программу и затянуть процесс перехода на налоговый мониторинг на очень продолжительное время.
Взаимосогласительная процедура
Срок ее проведения — 1 месяц. Ответственные за выполнение лица — руководитель ФНС России или его заместитель. Суть процедуры — разрешение спорной ситуации с учетом доводов, приведенных организацией и инспекцией, проводившей налоговый мониторинг. По итогам взаимосогласительной процедуры сторонам спора направляется уведомление об изменении мотивированного мнения или об отказе в его изменении. Уведомление выдают на руки представителям юрлица или направляют другими предусмотренными способами в течение трех дней после составления документа.
От фирмы требуется в месячный срок после получения уведомления проинформировать ФНС о согласии либо несогласии с вынесенным постановлением, приложив документы об исполнении мотивированного мнения.
Что мониторят налоговики
Компании, в отношении которых идёт налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля:
- за совершаемыми фактами хозяйственной жизни (бизнес-процессы);
- правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Вообще, система внутреннего контроля должна работать на всех уровнях бизнес-процесса (операции). А именно:
ЭТАП |
ЦЕЛЬ |
До фактического начала бизнес-процесса (операции) | Предупреждение или снижение негативного воздействия событий и факторов, которые могут повлиять на достижение целей организации |
Непосредственно в ходе бизнес-процесса (операции) | Своевременное выявление и немедленное устранение возникающих в ходе работы нарушений и отклонений от заданных параметров |
После бизнес-процесса (операции) | Установление достоверности отчетных данных и оценки соответствия результатов целевым (плановым) показателям |
Что такое «Налоговый мониторинг»?
Налоговый мониторинг — это новая форма налогового контроля. Причинами его появления стали:
- потребность в упрощении системы налогового контроля;
- тенденция к активной цифровизации предприятий;
- стремление государства сделать методы администрирования более современными.
Налоговый мониторинг предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе. Из этого следует, что:
- бумажный документооборот сокращается и переходит в электронный формат;
- камеральные и выездные проверки заменяются системой налогового мониторинга;
- сокращаются затраты обеих сторон на процедуру проведения проверки;
- снижается количество проверок, пеней и штрафов (за счет возможности предварительного согласования порядка учета операций);
- предполагается ускорение решения спорных вопросов и минимизация рисков с помощью мотивированного мнения.
Мотивированное мнение отражает позицию налогового органа по начислению, сбору, и уплате налогов. Налогоплательщик также может запросить мотивированное мнение, если видит возможность рисков, или для того, чтобы избежать неоднозначного толкования законов. Это означает следующее:
- появляется возможность планирования налогового учета, опираясь на позицию налоговых органов;
- также появляется возможность «сделать работу над ошибками» — подать уточненные декларации и уплатить доначисленный налог.
Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?
Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:
- Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
- Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
- Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.
Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.
Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?
Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября. И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован. Так ФНС может отказать если:
- Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
- Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
- Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.
Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика. Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период. Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.
Мотивированное мнение налоговой инспекции
Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:
- По инициативе ФНС.
- По запросу компании.
В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.
Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу. Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы. При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.
Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:
- В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
- Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.
Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.
Начать следует с определения. Налоговый мониторинг – это форма надзора, которая позволяет проверять, правильно ли были проведены все исчисления, полностью ли и своевременно ли перечислены налоги, сборы, страховые взносы, которые возложены на плательщиков. Он являет собой способ расширенного информационного сотрудничества. В таком случае предусматривается, что организация предоставляет в реальном времени доступ налоговому органу к данных учета. Взамен он может получить право на запрос мотивированного мнения по вопросу последствий совершаемых сделок. Проведение налогового мониторинга позволяет ускорить решение спорных ситуаций о применении законодательства и позволяет избежать в будущем доначисления сумм пеней, штрафов и налогов. Дополнительно, это снижает бремя контроля. Если введен режим мониторинга, то налоговые органы не могут проводить проверки кроме отдельных оговоренных случаев.
Камеральные налоговые проверки
В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок при проведении налогового контроля. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно повысить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную налоговую проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок не установлена; соответственно, частота их проведения налоговым органом зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки действующим законодательством не предусмотрено. В соответствии с п.1 ст.100 НК РФ акт составляется только по результатам выездной налоговой проверки. Вместе с тем ст.115 НК РФ содержит ссылку на акт как камеральной, так и налоговой проверки. Такая несогласованность правовых норм дает основания налоговому органу в каждом конкретном случае принимать самостоятельное решение о необходимости составления акта проведенной камеральной проверки.
Метод последующего налогового финансового контроля инспекцией преобладает над проведением других его видов в РФ.
Но оптимальной считается ситуация, когда все формы налогового контроля не только взаимосвязаны друг с другом, но и проводятся примерно в одинаковое время, выполняют одинаковые функции.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов в бюджет со сборами, становятся объектом для осуществления контроля.
Выделяются следующие формы налогового контроля для решения задачи:
- Ревизия.
- Метод анализа.
- Обследование.
- Проверка.
- Наблюдение налоговыми органами.
Возможно осуществление камеральных или выездных проверок органами для решения задачи.
НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ, КАК НОВАЯ ФОРМА НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
С 2015 года на основании федерального закона от 04.11.2014 № 348-ФЗ первая часть Налогового кодекса РФ дополнена новым разделом V.2 под названием «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга».6
Суть новой формы контроля заключается в информационном взаимодействии налоговых органов и налогоплательщиков, при котором организация предоставляет в режиме реального времени доступ к бухгалтерской и налоговой отчетности, что позволяет отслеживать своевременность и правильность исчисления налогов и сборов. Необходимо отметить, что налоговый мониторинг не является обязанностью налогоплательщика, так как он может проводиться только по желанию организации путем подачи заявления о проведении налогового мониторинга.
До 2016 года форма контроля в виде налогового мониторинга была доступна только крупным налогоплательщикам, годовой доход и совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец года которых превышает 3 млрд. рублей, а налоговые отчисления за год составляют не менее 300 млн. рублей, Так, первыми участниками налогового мониторинга, добровольно подавшими заявление до 1 июля 2015 года, стали такие крупные организации, как: ПАО «МТС», ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «Интер РАО ЕЭС», ООО «Эйч-эс-би-си Банк» и ООО «Юнилевер Русь» и др.
С 1 января 2016 года помимо, крупных налогоплательщиков, субъектами правоотношений по применению налогового мониторинга становятся консолидированные группы налогоплательщиков.7 Данное право на применение налогового мониторинга в отношении КГН установлено в письме ФНС России от 04.08.2015 N ЕД-4- 15/13591.8 В письме отмечается, что положения Федерального закона № 348-ФЗ также применяются в отношении участников КГН. Вместе с тем, данные положения не применяются к организациям, входящим в состав КГН, в части доходов, которые не учитываются при исчислении консолидированной налоговой базы по налогу на прибыль и по другим налогам.9
В соответствии с п. 1 ст. 105.27 НК РФ, если организация или КГН соответствует установленным требованиям, она по своему усмотрению имеет право подать в налоговый орган соответствующее заявление не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг. Так, с 1 января 2015 года первой волной налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, являются организации, подавшие заявление до 1 июля 2015 года. С января 2017 года начнется налоговый мониторинг в отношении не только крупных налогоплательщиков, но и в отношении КГН, подавших соответствующий пакет документов до 1 июля 2016 года.
Вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга должны быть представлены регламент информационного взаимодействия, учетная политика, а также информация об организациях и о физлицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в компании, представляющей заявление, и при этом доля такого участия составляет более 25 процентов.10
Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга налоговыми органами должно быть принято до 1 ноября года, в котором подано заявление, и направлено организации в течение пяти дней со дня принятия.11 При этом основаниями для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга могут послужить непредставление или представление не в полном объеме организацией документов или информации, несоблюдение организацией условий, рассмотренных выше, а также несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям.