Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Независимая автоэкспертиза после ДТП: пошаговая инструкция и советы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждой аварии есть лицо виновное и пострадавшее. Соответственно затраты по восстановлению пострадавших автомобилей ложится на виновника. Они покрываются в рамках обязательного страхования ОСАГО. Но следует учитывать, что страховая компания не спешит расставаться с деньгами и оценивает ущерб на свой взгляд.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?
Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.
Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.
Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.
Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.
Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.
Как выбрать компанию, которая будет проводить экспертизу?
Не следует обращаться в оценочную компанию, которую порекомендовал вам страховой агент. Это относится и тем организациям, оказывающим услуги независимой экспертизы, которые расположены в одном здании со страховщиком. Вряд ли здесь можно говорить о независимости такой оценки.
Выделим несколько критериев, на которые следует сфокусироваться при выборе экспертной компании:
- Наличие соответствующей лицензии. Запросите ее у представителя компании или найдите её на официальном сайте.
- Квалифицированность и профессионализм специалистов компании. Изучите эту информацию на сайте компании, где должны быть сведения об экспертах. Обратите внимание на их образование и стаж работы в этой области.
- Стоимость услуги. Изучите рынок этой услуги и выявите средний ценовой диапазон. Вас должна смутить слишком низкая цена.
- Сроки проведения экспертизы и выдачи заключения. Так же, как и со стоимостью, вычислите средний показатель. Компании, которые гарантируют все провести быстро, должны установить и соответствующий ценник, который окажется чуть выше среднего. Если же этого не происходит, то вполне вероятно, что услуги организации не востребованы. Это может стать показатель низкого качества работы.
- Общение с представителем компании. Обратите внимание на то, как контактное лицо заинтересовано в клиенте и оказании услуги.
- Отзывы бывших клиентов. Не пренебрегайте изучением тематических форумов и интернет-сообществ. Их многих отзывов можно сделать выводы о работе компании.
Почему следует воспользоваться оценкой независимой экспертизы
Страхователи, для проведения оценки нанесенного ущерба пользуются услугами компаний, сотрудничающих с ними на постоянной основе. Часто после осмотра, сумма нанесенного вреда уменьшается и сумма возмещения, соответственно, также снижается. Тогда возникает много дополнительных вопросов. Поэтому следует обратиться в неподконтрольную экспертную организацию.
Таким экспертам нет необходимости подавать неверные сведения, и занижать или завышать суммы возмещения. Чаще такой экспертизой пользуются потерпевшие, чтобы справедливо оценить ущерб и отремонтировать свою машину за счет страхователя.
ВНИМАНИЕ !!! Экспертизу следует проводить в надлежащие сроки, и ни в коем случае, не начинать ремонт. Имея на руках отчет технического заключения страхователя, и начав ремонтировать машину, потерпевший не сможет доказать свою правоту в случае, когда страховые выплаты значительно уменьшены.
Когда сумма окончательно определена, можно начинать ремонтировать автомобиль.
Какие виды технических экспертиз после аварии бывают?
Технические оценки после аварийных случаев делятся на несколько разновидностей. Рассмотрим основные виды более подробно.
- Автотехническая оценка представляет собой экспертизу, которая позволяет выяснить все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, а также установить причины, которые привели к аварии.
Задачи такой оценки заключаются в следующем:
- выяснить, разгруппировать и провести качественный анализ факторов, которые сопутствуют ДТП;
- отобрать факторы, вызвавшие аварию;
- исследовать эти факторы;
- оценить действия участников ДТП для предотвращения возникшей ситуации;
- определить причины технического характера, повлекшие за собой возникновение аварийного случая.
- Трасологическая оценка представляет собой экспертизу, которая исследует повреждения на машинах, попавших в ДТП, а также следы на месте аварии, траекторию передвижения машин до и после аварии.
- Автотовароведческая оценка – экспертиза, позволяющая определить цену восстановительных ремонтных работ, уточнить остаточную стоимость машины после ДТП, провести расчет размера утраты его товарной стоимости. Такое исследование потребуется, если:
- компенсационная выплата по автостраховке, по мнению автовладельца сильно занижена;
- виновное в аварии лицо считает, что пострадавший завышает сумму убытка;
- виновное лицо не застраховало свой автомобиль;
- ущерб, причиненный авто, был нанесен третьими лицами или погодными условиями.
- Комплексная оценка представляет собой экспертизу, которая соединяет в себе все вышеперечисленные разновидности оценок. Это исследование дает возможность досконально оценить картину произошедшей аварийной ситуации в целом.
Как определяется стоимость независимой оценки после аварии?
На цену независимых оценочных работ влияют следующие моменты:
- Уровень повреждений машины. Цена экспертизы определяется в зависимости от уровня полученного повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия. Чем больше повреждений, тем выше оценка независимого эксперта. Это значит, что специалист обязан не просто визуально оценить повреждения, но и сделать их фото со всех ракурсов, а также составить подробное письменное описание состояния. Помимо этого, он должен все замерить и рассчитать.
- Трудность проведения оценки. Стоимость оценочных работ определяется в зависимости от трудности их осуществления. Например, более трудное исследование, которое требует множество расчетов, обойдется гораздо дороже обычной экспертизы.
- Разновидность экспертизы. Этот момент влияет на стоимость исследования. Каждая разновидность экспертизы осуществляется конкретными способами, с применением спецоборудования. Здесь важно понимать, что если для одних видов требуются большие расчеты, то для других достаточно простого описания.
- Срочность проведения оценки. Этот момент всегда предусматривает повышение оплаты услуг. Независимая оценка эксперта также не является исключением. Любая организация, проводящая независимую оценку, самостоятельно устанавливает размер наценки за скорость работы. Обычно, она составляет примерно от 10 до 15% от общей цены заказа.
Этапы независимой экспертизы
Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:
- выбор независимой организации;
- заключение с ней договора;
- оплата работы независимого эксперта;
- согласование даты и времени проведения исследования ТС;
- оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
- прибытие на экспертизу;
- эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
- эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
- клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
- сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
В каком случае и для чего проводится независимая экспертиза?
Необходимость проведения независимой экспертизы в первую очередь возникает, если пострадавший не согласен с результатами оценки страховой компании.
К слову, встречается такая ситуация очень часто, ведь зачастую страховые компании не учитывают скрытых дефектов, занижают сумму ущерба, и в результате автовладельцу просто не хватает полученной компенсации на ремонт своего авто.
Независимая экспертиза автомобиля после ДТП позволит оценить реальную стоимость ремонта.
К примеру, автомобиль попал в аварию, пострадал только бампер. Сотрудник страховой компании насчитал 3 000 руб. Получив компенсацию, владелец ТС приехал на СТО, но там ему сообщили, что такие бампера ремонту не подлежат и нужно покупать новый за 23 000 руб.
В этой ситуации независимая экспертиза поможет опровергнуть предыдущее заключение и добиться полной выплаты ущерба, то есть 23 000 руб.
Таким образом, заказав услугу независимая экспертиза после ДТП, вы сможете значительно сэкономить свои средства, ведь вам не придется доплачивать за восстановление своего авто.
Примечательно, но по результатам опросов среди автолюбителей, которые обращались к независимым экспертам, можно сделать вывод, что каждый раз сумма независимой оценки была выше, чем у страховщиков. В среднем разница по сумме ущерба отличалась на 20%, а то и 30%.
Порядок проведения экспертизы
В том случае, когда оценка ущерба необходима после аварии, процедура осуществляется в несколько этапов.
Порядок действий следующий:
- Пострадавший должен в кратчайшие сроки после аварии обратиться в оценочную компанию. Выбрать, какая нужна независимая экспертиза после ДТП, и подписать договор. Имейте в виду, что оценщик должен быть зарегистрированным в СРО.
- Определите дату, время и место проведения экспертных действий.
- При наличии третьих лиц, которые также заинтересованы в оценочных мероприятиях, процедура должна проводиться в их присутствии.
- Необходимо сообщить виновнику аварии и страховому агенту о дате, времени и месте проведения исследования. Лучше всего это сделать путем телеграфирования. Обязательно закажите уведомление о получении телеграммы.
- После того как телеграммы отправлены и получены, нужно сделать их копии, а также копии уведомлений о получении. Все эти бумаги должны быть заверены печатью телеграфного пункта.
- Если виновник ДТП живет с вами в одном населенном пункте, телеграмма ему должна быть отправлена не позднее, чем за 3 дня до проведения экспертных работ. В том случае, когда виновник проживает в другом городе, телеграмму нужно отправить за 6 дней до назначенной даты.
- Если виновник не явился на процедуру в течение получаса от назначенного времени, работы можно начинать без его участия. Для этого вы должны предоставить копию телеграммы и уведомления о получении экспертам.
- В ходе работ эксперты осмотрят автомобиль и составят акт осмотра, с которым вы должны ознакомиться, и если нет претензий, подписать его. При составлении акта обязательно фотографируются все повреждения.
- На основании акта осмотра оценщики посчитают сумму ущерба и подготовят все документы для предоставления в страховую компанию.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП
Всегда с недоверием отношусь к рекламным предложениям типа «стоимость заключения независимой автоэкспертизы – от 1500 рублей». За такую сумму эксперт наверняка ограничится поверхностным осмотром, либо вообще напишет свои выводы со слов заказчика. Также реальная цена за экспертное исследование может оказаться в разы выше, т.е. не будет иметь ничего общего с рекламным слоганом.
Сколько стоит независимая автоэкспертиза после ДТП на практике? Это зависит от региона и населенного пункта, наличия или отсутствия других экспертов в зоне доступности. Тарифы на независимые экспертизы определяются по рыночным ценам. Рекомендую заранее изучить прайс-листы и прозвонить несколько экспертных организаций. Разница в стоимости может составлять до 30% при одинаковом объеме исследований.
Когда может быть назначено производство экспертизы автомобиля после ДТП
Экспертиза состояния автомобиля после случившейся аварии может проводиться в нескольких случаях.
Необходимость в проведении независимой автоэкспертизы после аварии может возникнуть, если заказчик не согласен с суммой нанесенного ущерба, установленной страховой компанией.
Виновник дорожно-транспортного происшествия имеет возможность потребовать проведение независимого осмотра поврежденного транспортного средства, если хочет оспорить стоимость возмещения ущерба, установленную решением суда.
После дорожно-транспортного происшествия автомобиль может быть повреждён настолько, что потеряет свою рыночную стоимость. Владелец пострадавшей в ДТП машины может заказать независимую экспертизу в целях расчёта утраты товарной стоимости автомобиля.
Ещё один повод назначения подобной экспертизы – несогласие с проведенной ранее автоэкспертизой. Проведенное в «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт» исследование может подтвердить или опровергнуть выводы, данные экспертами в оспариваемом заключении.
Привлечение эксперта в области автотехнических экспертиз может потребоваться в том случае, когда нужно установить повреждения в автомобиле, вызвавшие аварию. Эксперт-автотехник определяет, присутствовали ли данные повреждения в машине до случившейся аварии, а также выясняет, могли ли обнаруженные им в ходе проведенного осмотра дефекты послужить причинами произошедшего дорожно-транспортного происшествия и мог ли владелец автомобиля заблаговременно их обнаружить и устранить.
Данная автоэкспертиза может быть проведена и для того, чтобы установить стоимость устранения имеющихся повреждений транспортного средства. Эксперты в ходе осмотра устанавливают имеющиеся на автомобиле повреждения и дефекты, а затем рассчитывают цену восстановительного ремонта путем замены неисправных деталей, перекраски машины и т.д. Для данных расчетов может быть привлечен эксперт в области оценочной экспертизы. Деятельность экспертов-оценщиков контролируется Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Также возможно включение эксперта в состав комиссии экспертов в области инженерно-технических экспертиз для более подробного описания имеющихся дефектов и возможности их устранения.
При проведении экспертизы машины после аварии эксперт (комиссия экспертов) для ответов на поставленные вопросы использует следующие методы:
- Изучение предоставленной документации на автомобиль с целью изучения его технических характеристик;
- Визуальный осмотр поврежденного в результате ДТП транспортного средства с фиксированием всех обнаруженных дефектов и недостатков;
- Проверка работоспособности автомобиля после аварии (включается ли двигатель, работают ли фары, электроника, возможно ли передвижение на данном транспортном средстве);
- Расчет стоимости устранения всех обнаруженных в ходе экспертного осмотра дефектов;
- Подготовка заключения экспертизы состояния автомобиля после ДТП.
Порядок проведения независимой экспертизы
Независимая экспертная оценка на основе проведенных специалистом-экспертом исследований определяет причины и характер полученных повреждений, устанавливая применимость страхового случая. Ее результаты уточняют сумму, необходимую для выполнения ремонтных работ по восстановлению авто. Вторым случаем, когда без независимой экспертизы не обойтись, является истребованием компенсации с виновного водителя, когда оба участника ДТП оказались не застрахованы по ОСАГО. В этом случае дополнительных мероприятий от водителей не требуется, а документы, выданные экспертом, станут основанием для составления досудебной претензии, подачи иска либо для заключения мирового соглашения по добровольной уплате компенсации.
Правила страхования и установленный порядок организации страховой выплаты требуют от СК самостоятельного инициирования экспертизы, которая позволит определить, получены ли повреждения в ДТП, и на какую компенсацию вправе рассчитывать страхователь ОСАГО.
Организация независимой экспертизы силами автовладельца допускается только в том случае, если в отведенное время (в течение 5 дней после обращения), компания не выполнила ее сама. Заключение независимого эксперта дает основания для выдвижения в адрес страховщика требований по возмещению, освобождая далее от необходимости других исследований и осмотров на территории СК.