Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Калькулятор выбора системы налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.
Пояснение низкой налоговой нагрузки по НДС для ИФНС
Если у вас высокая доля вычетов по НДС – это еще не нарушение, не повод доначислять налоги и штрафовать компанию. Но это сигнал для налоговиков обратить внимание на компанию и выяснить, не применяет ли она агрессивные и незаконные способы оптимизации НДС, не является ли она звеном в цепочке отмывания денег. Скорее всего, у вас запросят пояснения или вызовут на комиссию в инспекцию.
Вызвали на налоговую комиссию: как выиграть поединок с ИФНС
Если вы ведете реальную хозяйственную деятельность и вам нечего скрывать, ваша задача – доказать налоговикам, что ничего противозаконного вы не делаете, а большие вычеты по НДС имеют обоснованные причины.
Расчет совокупной нагрузки
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется как частное налоговых отчислений и выручки. Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если налоговая нагрузка будет меньше, чем среднее ежегодное значение в отрасли.
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС, где
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, за исключением НДС и акциз.
Расчет нагрузки по налогу на прибыль
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если он будет ниже 1% для торговых предприятий и менее 3% для всех остальных организаций.
ННп = Нп / (Др + Двн) *100%, где:
ННп ¬ ¬– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ¬– налог на прибыль из годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – другие доходы организации.
Расчет налоговой нагрузка по НДС
Данный показатель будет вызывать недоверие у службы ФНС в случае, если за четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
НН по НДС = ННДС / НБрф, где
НН по НДС – налоговая нагрузка по НДС;
ННДС – сумма уплаченного НДС;
НБрф – показатель налоговой базы, ориентирующейся на состояние рынка РФ.
Формула расчета налоговой нагрузки
Налоговая нагрузка определяется с учетом всех налогов, которые исчисляет и уплачивает организация.
Абсолютный показатель нагрузки определяет сумму номинальных значений уплаченных налогов.
Относительный показатель определяется как доля всей суммы уплачиваемых налогов в бюджет к определенной базе, который используют для аналитических и прогнозных целей.
В качестве базы для расчета показателя относительной величины нагрузки определены показатели, с которыми сопоставляются налоговые платежи и они характеризуют влияние на доходность и рентабельность организации за определенный период. К таким показателям относят:
- выручку
- доходы от основной деятельности
- налоговая база для определенного налога
- бухгалтерскую (налоговую) прибыль
- плановую выручку
Также можно определить налоговую нагрузку по определенному налогу, рассчитываемую в соотношении с этим налогом за 1 период, за несколько и за год (нарастающим итогом).
Контроль допустимого уровня нагрузки
Мало рассчитать нагрузку и сравнить ее с установленной нормой. Чтобы не давать поводов для проверок налоговой, нагрузка должна адекватно соотноситься с показателями предыдущих отчетных периодов.
Сейчас у налоговых органов есть право просматривать сведения за предшествующие три года и принимать их во внимание. Если нынешняя нагрузка будет резко отличаться от показателей за предыдущие годы, ИФНС потребует объяснить такую разницу или отправится к вам с личной проверкой.
- Налоговая нагрузка демонстрирует, какая доля выручки уходит на погашение налоговых обязательств предприятия.
- ИФНС устанавливает коэффициенты нагрузки для разных направлений бизнеса. Если показатели предприятия значительно ниже безопасного значения, инспекторы могут устроить выездную проверку. Владельцу бизнеса придется доказать, что заниженная нагрузка обоснована, и представить убедительные аргументы.
- Банки не стремятся сотрудничать с предприятиями, чья нагрузка значительно ниже установленной нормы. Они могут заподозрить такую компанию в «отмывании» денег и недобросовестности. Финансовые учреждения вправе блокировать расчетные счета и проводить тщательные проверки движения средств. Если предприятие не докажет, что такой уровень нагрузки обоснован, ей откажут в обслуживании.
- Налоговая нагрузка помогает бизнесу самостоятельно контролировать выполнение обязательств. Кроме того, она позволяет анализировать эффективность компании, планировать расходы, выбрать оптимальный налоговый режим. Подобный аудит выявляет «слабые» места бизнеса, помогает снижать риски и прогнозировать результаты выбранной финансовой стратегии.
- Если налоговая нагрузка предприятия слишком большая, это вряд ли заинтересует налоговиков, но ударит по бюджету бизнеса. Чтобы оптимизировать расходы, стоит снизить нагрузку или сменить налоговый режим.
- Регулярный самоконтроль позволяет предприятию избегать претензий от ФНС и повышает лояльность инспекторов, если они все же нагрянут с проверкой.
Кому и зачем это нужно
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Налоговая нагрузка с точки зрения банков
Добросовестность бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки пытаются определять и банки. В частности, с помощью этого показателя кредитные учреждения выявляют и пресекают сомнительные операции у организаций.
Сейчас банки используют Методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР. Ваша деятельность привлечет дополнительное внимание, если доля уплаты налогов и других обязательных платежей окажется ниже 0,9 % от дебетового оборота по счету.
Когда низкую налоговую нагрузку выявят, банк проведет подробный анализ движений средств по счету и потребует у компании документы, подтверждающие ее финансовую добросовестность — ими могут стать договоры с клиентами, справки об уплате налогов и отсутствие претензий к бизнесу от ФНС, договоры на оказание услуг или трудовые договора.
Банк может заблокировать расчетный счет до выяснения обстоятельств в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Чтобы счета снова заработали, придется доказать свою добросовестность — например, подтвердить, что вы проводили перевод не с целью отмыть деньги или выплатить серую зарплату, а в реальных бизнес-целях.
Банки проверяют легальность движения денежных средств с помощью налоговой нагрузки у любого бизнеса, неважно, ООО у вас или статус ИП.
Планируйте доходы и расходы по статьям, составляйте график платежей по каждому счету
Чтобы не вызвать подозрений, контролируйте ваши финансовые потоки — вовремя платите налоги и старайтесь держать их долю выше 0,9 % от общего оборота. Если доля меньше, будьте готовы оперативно доказать свою добросовестность — веди архив документов для каждой денежной операции.
Как самостоятельно рассчитать налоговую нагрузку компании
Для выездных проверок инспекторы отбирают налогоплательщиков на основе общедоступных критериев риска. Как компании оценить их самостоятельно, рассмотрим на примере расчета налоговой нагрузки.
Ситуация. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее — Концепция). Налогоплательщик, соответствующий указанным в ней критериям, с большой долей вероятности будет включен в план проверок. Основным показателем, характеризующим степень риска, является налоговая нагрузка. Этот показатель применяется только в отношении организаций, использующих общий режим налогообложения.
В Концепции сказано, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. При этом конкретная методика расчета не указана, поэтому в разных регионах могут применять ее разные варианты.
Вариант первый. Можно определить налоговую нагрузку (Н) исходя из уплаченных налогов и выручки от реализации (без учета других оборотов компании) по формуле:
Н = (УН — УНА) : В x 100,
где УН — общая сумма уплаченных налогов;
УНА — сумма налогов, уплаченных в качестве налогового агента;
В — выручка от реализации товаров, работ, услуг.
Причем перечисленный НДФЛ не учитывается в общей сумме уплаченных налогов. Ведь в отношении его компания является налоговым агентом. По этой же причине не должны сказываться на налоговой нагрузке и суммы других уплаченных в качестве налогового агента налогов. Например, НДС и налог на прибыль, удержанные с доходов иностранной компании, НДС, удержанный при аренде государственного имущества.
Уплата налогов определяется по карточкам расчетов с бюджетом. Речь идет о суммах, уплаченных в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), а не о суммах, перечисленных по декларациям за этот год. Получается, что в расчет попадают суммы налогов, уплаченные в текущем году за предыдущий, и не попадают суммы, уплаченные в следующем году за текущий.
Вместе с тем неясно, нужно ли из общей суммы уплаченных налогов вычитать сумму НДС, возмещенную из бюджета. Ведь, по сути, она снижает уровень налоговой нагрузки. Если исходить из дословного толкования положений Концепции, сумма уплаченных налогов должна определяться без каких-либо исключений.
Показатель выручки следует брать из отчета о прибылях и убытках, то есть за минусом НДС и акцизов.
После расчета налоговой нагрузки определяется наличие и размер отклонения от среднеотраслевых показателей. Они приведены в Приложении N 3 к Концепции. В сноске к этому Приложению говорится, что данные за 2010 г. произведены без учета поступлений по страховым взносам. Значит, расчет налоговой нагрузки за этот год нужно производить также без их учета.
Если налоговая нагрузка окажется ниже среднеотраслевой, то компанию, скорее всего, будут рассматривать в качестве объекта более углубленного предпроверочного анализа с целью проведения выездной проверки.
За 2011 г. средние показатели по отраслям пока отсутствуют. Поэтому рассмотрим расчет за 2010 г. (см. пример 1 ниже). Отметим, что недостаточно проанализировать налоговую нагрузку за один год. Если компанию не проверяли более трех лет, нужно проследить динамику показателя за последние три года.
Пример 1. ООО «Компания» в 2010 г. производило хлебобулочные изделия. В том же году организация уплатила НДС в сумме 2 млн руб., налог на прибыль — 8 млн руб., прочие налоги — 1 млн руб., в том числе НДФЛ — 0,5 млн руб. При этом, кроме НДФЛ, другие налоги в качестве налогового агента организация не перечисляла. Выручка без НДС за 2010 г., согласно отчету о прибылях и убытках, составила 121 млн руб.
Налоговая нагрузка организации за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 8,7% .
Для производства пищевых продуктов средний показатель налоговой нагрузки за 2010 г. составлял 15,4%. Следовательно, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (8,9%
Вариант второй. Налоговики могут отслеживать налоговую нагрузку и по начисленным за год налогам. Формула для расчета в большинстве случаев выглядит так:
Н = : В x 100,
где ИНП — значение строки 180 «Сумма исчисленного налога на прибыль — всего» листа 02 декларации по налогу на прибыль;
ИНДС — значение строки 120 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» разд. 3 декларации по НДС;
ВНДС — значение строки 220 «Общая сумма НДС, подлежащая вычету» разд. 3 декларации по НДС;
НИ — строка 220 «Сумма налога за налоговый период» разд. 2 декларации по налогу на имущество;
ТН — строка 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» разд. 1 декларации по транспортному налогу.
Конечно, если организация уплачивает другие налоги, то в числителе будет больше значений. При этой методике сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, будет участвовать в расчете, то есть снижать уровень налоговой нагрузки (см. пример 2 ниже).
Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, ООО «Компания» за 2010 г. исчислило НДС в сумме 9 млн руб., вычеты по НДС — 6 млн руб., налог на прибыль — 10 млн руб., налог на имущество — 0,5 млн руб., транспортный налог — 0,1 млн руб. Суммы налогов, начисленные в качестве налогового агента, в расчете не участвуют. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм начисленных налогов равна 11,2% . Таким образом, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем среднеотраслевая (11,2%
Вариант третий. У многих компаний прочие доходы, не учитываемые в составе выручки, составляют значительную величину. Поэтому на практике применяется еще одна методика расчета, при которой в знаменателе, помимо выручки, учитываются иные доходы, отражаемые в отчете о прибылях и убытках. При такой методике уровень налоговой нагрузки снижается и ее динамику нужно отслеживать особенно тщательно:
Н = (УН — УНА) : (В + ДУ + ПП + ПД) x 100,
где ДУ — значение строки «Доходы от участия в других организациях» отчета о прибылях и убытках;
ПП — значение строки «Проценты к получению» отчета о прибылях и убытках;
ПД — значение строки «Прочие доходы» отчета о прибылях и убытках.
Пример 3. Продолжим пример 1. Помимо выручки, в отчете о прибылях и убытках за 2010 г. у ООО «Компания» отражены проценты к получению — 0,5 млн руб. и прочие доходы — 22 млн руб. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 7,3% . Таким образом, налоговая нагрузка более чем в два раза ниже среднеотраслевой (7,3%
Как объем фискальных платежей влияет на плательщиков и государство
Установка оптимального размера фискальных платежей — важная задача, стоящая перед любым государством. У государства и налогоплательщиков всегда различная позиция по этому вопросу.
Государство за счет поступлений от налогов и иных обязательных сборов пополняет бюджет. От этих поступлений зависят объемы финансирования социальных задач (образование, медицина), развития инфраструктуры населенных пунктов, обороноспособности и иных государственных вопросов. В то же время избыточное налоговое бремя может вызвать обратный эффект. При чрезмерном росте фискальных платежей ведение бизнеса станет неэффективным, снизится число налогоплательщиков, что в результате приведет к снижению платежей в бюджет. Если плательщики будут большую часть доходов отдавать государству, а не направлять на развитие производства, то производственный процесс станет неэффективным и неконкурентоспособным.
Предпринимательское сообщество, в свою очередь, всегда нацелено на снижение налогового бремени.
Задача государственного управления состоит в том, чтобы найти баланс между интересами страны и интересами налогоплательщиков (бизнеса и простых граждан), который обеспечит выполнение государственных задач и в то же время не задавит плательщиков излишним бременем по платежам в бюджет.
Что такое налоговая нагрузка
Этим термином называют долю выручки, которая в среднем приходится на уплату налогов и обязательных взносов в бюджет. По размеру этой доли банки и ФНС определяют, нет ли в вашем бизнесе признака ухода от налогов и отмывания денег.
Считают так называемую безопасную долю в зависимости от целей. Если хотите выяснить, не будет ли претензий у банка, нужно вычислять чистый процент. Если хотите предугадать претензии налоговой, считайте коэффициент по формулам ФНС и сравнивайте их с опубликованными значениями средних и безопасных коэффициентов.
Если ваша налоговая нагрузка меньше предусмотренных безопасных значений, банки и налоговая могут посчитать компанию недобросовестной. Они запросят документы, подтверждающие легальность ваших финансовых операций.
Налоговая нагрузка по НДФЛ и формула для расчета
Порядок расчета налоговой нагрузки для предпринимателей, которые платят налог на доходы физлиц, указан в письме налоговой службы под номером ЕД-4−15/14 490@. Он определяется как частное от деления начисленного и уплаченного налога на общую сумму выручки. ФНС указывает, что при низкой нагрузке возможен вызов в инспекцию. Но само значение коэффициента, ниже которого показатель опускать не рекомендуется, нет.
Кроме того, в этом же документе указан дополнительный критерий риска — процент профессиональных вычетов при расчете налога на доходы физлиц. Если он составляет более 95%, возможен вызов в налоговую.
Для юридических лиц размер НДФЛ не регламентируется. Здесь во внимание принимается периодичность поступления денежных средств в бюджет. Анализ производится по отчетности формы 6-НДФЛ. Риск возникает в случае:
- Если поступления платежей уменьшились более чем на 10% в сравнении с предыдущим отчетным периодом;
- Если размер поступающего НДФЛ на сотрудника слишком низкий, то есть компания платит своим работникам меньшую зарплату, чем в среднем по региону.
Аналогичные исследования ИФНС может проводить и по страховым взносам.
Как оценить степень налогового давления
Для владельца предприятия или индивидуального предпринимателя важна не величина налоговой ставки, а размер прибыли, который остается у субъекта предпринимательства после завершения расчетов с государством.
Поэтому для оценки налогового давления нецелесообразно использовать формулы, предложенные налоговой службой. В них не учитываются доли каждого из налоговых платежей. То есть невозможно проследить, как влияет каждый из налогов на финансовое состояние компании.
Для должностных лиц налоговой службы, которые разрабатывали эту формулу, важен размер поступающих налогов, а не результаты работы компании, то есть рентабельность бизнеса
Министерство финансов РФ разработало свою методику, при использовании которой можно определить общую долю налоговых платежей в выручке. В этой методике также не учитываются отдельные налоги, то есть степень давления каждого проследить невозможно.
Но и проводить вычисления по каждому налогу также необязательно из-за высокой трудоемкости. Поэтому целесообразно выделить только наиболее крупные платежи. Например, если компания работает на общей системе налогообложения, то рассчитывать и анализировать нужно только прибыль и НДС.
Примерные расчеты можно сделать и самостоятельно без использования сложных формул и методик. Например, если вам приходится платить до 40% налогов в сравнении с прибылью, то работа компании однозначно требует оптимизации. Нормальной считается нагрузка, когда размер платежей находится в промежутке между 20% и 40%. Все, что ниже — слишком рискованно, так как обязательно вызовет повышенное внимание со стороны сотрудников.
Государственные документы
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.
Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.
Подробнее о том, какие установлены значения на 2021 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС». Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.
Для компаний, использующих этот вид налога, фискальная служба рассчитывает также удельный вес вычетов по следующей формуле:
Удельный вес вычетов = Общая сумма вычетов ÷ Общая сумма начисленного НДС × 100%, где:
- сумма вычетов берется из строки 190, раздел 3 декларации НДС;
- сумма НДС — из строки 118, раздел 3 декларации НДС.
Если результат вычислений больше 89%, то предприятие будет отнесено к группе риска, поэтому стоит перед каждой подачей декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. В случае превышения лучше перенести часть вычетов на будущее либо оставить как есть и подготовить ответы на вопросы налоговиков и подтверждающие документы.
Рубрика:
Налоги, взносы, пошлины
Теги: налоговая нагрузка налоговая нагрузка на малые предприятия виды деятельности
- Амелина Татьяна, генеральный директор
Налоговая нагрузка по НДС
Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога. Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить. И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание. Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.
Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100).
Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев. О том, что понимается под безопасной долей НДС-вычетов, мы рассказывали в отдельном материале.