Дисциплинарная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дисциплинарная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности позволяет минимизировать риск возникновения пожара в помещении или на открытой местности. Нарушение этих правил чаще всего провоцирует возгорание и/или задымление, в результате которого люди травмируются, получают ожоги или даже гибнут. Также страдает имущество, а если говорить глобально, то и вся экосистема.

Если дела рассматриваются в рамках административного права, то размер штрафа зависит от степени последствий правонарушения. Если нарушение правил ПБ не повлекло за собой порчу имущества, не нанесло вред здоровью или не привело к смерти людей, то размер штрафа определяют по установленному ст. 20.4 КоАП РФ нормативу.

Категория лиц Нормальные условия

(тыс. руб.)

Особый противопожарный режим

(тыс. руб.)

Граждане 2-3 2-4
Должностные лица 6-15 15-30
Предприниматели без образования юридического лица 20-30 30-40
Юридические лица 150-200 200-400

Если нарушения повлекли за собой порчу имущества, нанесли вред здоровью людей или привели к гибели человека, то налагаются увеличенные штрафы.

Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Высокий уровень пожарной безопасности является неотъемлемой составляющей высокого уровня социально-экономического развития Российской Федерации. Пожары наносят значительный материальный ущерб во всех отраслях народного хозяйства, приводят к травматизму и гибели людей.

Наиболее важной и очевидной проблемой пожарной безопасности, подлежащей разрешению, наряду с повышением эффективности действий подразделений пожарной охраны различных видов, является также повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками для охраны имущества от пожара. Правильная и своевременная работа в этом направлении должна иметь важный социально-экономический эффект в виде добровольного и всестороннего соблюдения требований пожарной безопасности как лично гражданами, так и предприятиями, учреждениями и организациями в рамках служебной или общественной деятельности.

Достижение этой глобальной цели возможно лишь при условии обеспечения высокого уровня обучения населения страны мерам пожарной безопасности, под которыми в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1] понимаются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. При этом требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом [1].

Особая роль в этом процессе отводится руководителям и лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности организаций, которые не только формируют политику организации в области обеспечения пожарной безопасности, разрабатывают и реализуют меры пожарной безопасности для конкретного предприятия, но также имеют право самостоятельно обучать остальных работников этого предприятия мерам пожарной безопасности в рамках противопожарных инструктажей.

Как отмечалось выше, одной из основных обязанностей граждан, должностных лиц (руководителей организаций) и организаций является соблюдений требований пожарной безопасности.

Напомним, что требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом [1].

К числу документов, устанавливающих требования пожарной безопасности относятся технические регламенты, своды правил и другие документы стандартизации, а также Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

Основополагающими в этой группе являются:

— Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — №184-ФЗ),

— Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — №123-ФЗ),

— Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Технический регламент — документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 №184-ФЗ).

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг (ст.2 №184-ФЗ).

К основным документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

стандарты организаций;

своды правил;

международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в указанный в перечень документов в области стандартизации, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов (ч. 4 ст.16.1 №184-ФЗ). Ниже представлены нормативные правовые акты, устанавливающие перечни документов стандартизации, действующих в развитие Технических регламентов:

Читайте также:  ТОП-8 cтран для переезда пенсионеров

— Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 года № 304-р «Об утверждении перечня национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и осуществления оценки соответствия»;

-Приказ Росстандарта от 16.04.2014 года № 474 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

— Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;

— Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 г. № 365 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Основополагающие требования пожарной безопасности установлены №123-ФЗ, в соответствии с которым:

Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (ч. 1 ст. 5 №123-ФЗ).

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч. 2 ст. 5 №123-ФЗ).

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3 ст. 5 №123-ФЗ).

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий (ст. 6 №123-ФЗ):

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется. (но может быть произведен).

В случае, если положениями №123-ФЗ (за исключением положений статьи 64 (декларация ПБ), части 1 статьи 82 (электрооборудование), части 7 статьи 83 (СПС), частей 1.1 и 1.2 статьи 97 (Пожарные депо производственных объектов) №123-ФЗ устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений №123-ФЗ а, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений №123-ФЗ, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования №123-ФЗ применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (ст. 4 №123-ФЗ).

Административные наказания

Прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях — №195-ФЗ от 30.12.2001 (с изменениями и дополнениями от 01.04.2020), статья 20.4.

Так, нарушения требований ПБ влекут за собой штрафные санкции:

  • 2 000 — 3 000 руб. для рядовых сотрудников;
  • 6 000 — 15 000 руб. для руководства;
  • 20 000 — 30 000 руб. для предпринимателей;
  • 150 000 — 200 000 руб. для юрлиц.

Когда предприятие работает в условиях особого противопожарного режима, сумма административных штрафов увеличивается до 4 000 руб. для граждан, 30 000 руб. для должностных лиц, 40 000 руб. для предпринимателей и 400 000 руб. для юридических лиц.

В случаях, когда из-за нарушений действующих требований ПБ возник пожар, было уничтожено или испорчено чужое имущество, серьезно пострадало здоровье людей, сумма административного штрафа устанавливается в размере:

  • 4 000 — 5 000 руб. для граждан;
  • 40 000 — 50 000 руб. для лиц, занимающих определенные должности;
  • 350 000 — 400 000 руб. для юрлиц.

Если пренебрежение требования ПБ привело к тяжелым последствиям для здоровья других людей и/или летальным исходам, административный штраф будет наложен на юрлицо. Его размер варьируется от 600 000 до 1 000 000 рублей. Другой вариант — временное приостановление работы предприятия до 90 дней.

Все оборудование, материалы и вещества, эксплуатирующиеся на предприятии, должны поставляться с соответствующей технической документацией. В ней в обязательном порядке должна присутствовать информация об их пожароопасности и мерах ПБ при обращении с ними.

Отсутствие полной технической документации наказывается штрафными санкциями:

  • 15 000 — 20 000 руб. для лиц, занимающих ответственные должности;
  • 90 000 — 100 000 руб. для юридических лиц.
Читайте также:  Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД в 2023 году

Наказания за нарушение правил

При обнаружении нарушений правил представители проверяющего органа не сразу накладывают взыскания. Инспектор надзорного органа выдает предписание, в котором четко определены нарушения, а также способы их исправления. Дается определенный срок, чтобы исправить данные нарушения, но не больше 1 года.

Если повторная инспекция выявляет хотя бы одно нарушение из предписания, то есть происходит игнорирование законных требований, то на неисполнителя накладывается штраф. Сегодня нередко пожарные инспекторы выходят в суд для приостановления деятельности объекта. И, как показывает практика, это самая действенная мера, которая дает толчок (пинок) руководителям объекта, чтобы исправить все нарушения и недочеты.

Отметим, что игнорирование требований ППБ – это возможность вменить сразу два вида ответственности: уголовную и административную. Первую вменяют лицам, ответственным за ПБ объекта, вторую для юридических лиц, в помещениях или на территории которых произошел пожар. В последнем случае акцентируют внимание на то, что последствия были с учетом тяжелого ущерба здоровью людей.

Как избежать наказания?

Для того, чтобы не быть наказанным за недочеты инспекцией ГПН не надо ожидать ее посещения, а проверить состояние ПБ и самому своевременно устранить недоработки на объекте.

Для уклонения от финансового взыскания при проверке, рекомендуется осуществить следующие меры:

  1. Провести дополнительный инструктаж с работающим персоналом по правилам ПБ.
  2. Рассчитать возможный риск загорания на предприятии.
  3. Загодя подготовить материалы, касающиеся ПБ.
  4. Каждый месяц проводить техническое обслуживание системы пожаротушения.
  5. Самостоятельно выявлять недостатки в ПБ на предприятии и устранять их до прибытия работника ГПН.

Если же постановление о взыскании инспектором выписано, провинившийся вправе обжаловать решение путем отсылки искового заявления в суд либо отправить жалобу вышестоящему органу.

В отправленной жалобе требуется отобразить:

  • Наименование государственного учреждения, куда отсылается жалоба, с отображением Ф.И.О. руководителя.
  • Ф.И.О. подателя жалобы.
  • В содержательном разделе изложить кратко и грамотно суть жалобы.
  • В приложении перечислить список документов, прикрепленных к запросу в качестве аргументов, доказывающих правоту подателя запроса.
  • Дату составления жалобы.
  • Подпись подателя жалобы.
  • Контактные данные для связи с истцом (телефон, почтовый адрес или электронная почта).

Таблица штрафов за нарушение правил пожарной безопасности

В 2011 году Президентом Российской Федерации был ратифицирован федеральный закон, который изменил административную ответственность в данной сфере и увеличил штрафы за нарушение пожарной безопасности. Со слов пресс-службы Кремля, главная задача документа – усиление ответственности через увеличение штрафов за нарушение пожарной безопасности и иных административных мер воздействия.

Благодаря новым поправкам существенно увеличились (до одного года) сроки давности по делам данной категории. Разработчики проекта пришли к мнению, что увеличение временного параметра предоставит возможность следственным органам осуществлять сложные эксперименты и проводить исследования для выявления несоблюденных мер безопасности. Этот фактор позволит в большей степени применять штрафы за нарушение или отсутствие пожарной безопасности путем установления более строгой ответственности за неисполнение в срок законных предписаний органа, который осуществляет государственный пожарный надзор.

Штраф за нарушение пожарной безопасности налагается на организацию инспектором Государственного пожарного надзора (ГПН) МЧС России в результате плановой или внеплановой проверки.

О плановой проверке орган ГПН обязан уведомить владельца объекта за несколько дней. Обязательным основанием для проверки служит письменное распоряжение или приказ руководителя территориального органа ГПН.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована ГПН в случае поступления информации от третей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПН также является обязательным условием для проверки.

Как избежать ответственности

Здесь просто – соблюдать требования правил пожарной безопасности. Поэтому на объектах в первую очередь назначается ответственный на выполнение ППБ работник. Он проходит обучение, знакомиться с законодательной базой, создает план противопожарных мероприятий и требует от руководства строгого его исполнения.

При этом контролирует выполнение пунктов разработанного плана, ведет учет и контроль технического состояния сигнализации, первичных средств пожаротушения, эвакуационных маршрутов и технического состояния объекта в целом. Это на все сто процентов технически грамотный сотрудник, ответственный и коммуникабельный.

Главная его задача – научить персонал объекта правилам ПБ. А затем требовать от работников строгого выполнения этих правил. Именно так, и никак по-другому, гарантируется обеспечение пожарной обстановки на предприятии.

Штрафы за пожарную безопасность на 2021 год

Законодательные нормы в отношении ПБ постоянно изменяются, внося новые поправки и добавления, ужесточающие ответственность нерадивых лиц. Ряд поправок облегчают деятельность руководителей учреждений, а ряд усложняют.

Так, законом № 120-ФЗ от 03.06.2011 года были внесены поправки в ст. 8.32, 11.16, 20.4 КоАП РФ, в результате чего были ужесточены штрафные взыскания за несоблюдение положений ПБ.

Каковы же изменения коснулись этих статей?

  1. Во-первых, постановление об административном наказании за несоблюдение положений ПБ не может быть утверждено после двухмесячного срока с даты обнаружения данного правонарушения.
  2. Во-вторых, увеличен размер взыскания за несоблюдение положений ПБ, выявленных на ж/д, морском, водном, внутри страны или воздушном ТС и сегодня он равняется:
  • Для физлиц от 1500 до 2000 рублей (раньше было от 500 до 1000 рублей).
  • Для чиновников – от 4000 до 5000 рублей (раньше – от 1000 до 2000 рублей).
  1. В-третьих, утверждены новые размеры взысканий:
  • Неисполнение предписания инспектора государственного пожарного надзора (ГПН) в установленное время приводит к назначению финансового взыскания:
  • На физ. лицо – от 1500 до 2000 рублей.
  • На чиновника – от 3000 до 4000 рублей.
  • На учреждение – от 70 000 до 80 000 рублей.
  • Неисполнение замечаний инспектора ГПН на участках, исполняющих функции в области медицины, образовательной сферы и соц. услуг, приводит к назначению финансового взыскания:
  • На физлиц – от 2000 до 3000 рублей.
  • На чиновников – от 5000 до 6000 рублей или дисквалификацию на период до 3 лет.
  • На учреждение – от 90 000 до 100 000 рублей.
Читайте также:  104. Как оформляются, где хранятся результаты испытаний электрооборудования?

Ответственный за пожарную безопасность в арендуемом помещении

В большинстве случаев действующие в настоящее время нормативные акты четко определяют, кто и за что отвечает при выполнении требований законодательства, связанного с защитой от огня. Однако, один вопрос до сих пор вызывает неоднозначное толкование юристов. Он связан с определением тех лиц или хозяйствующих субъектов, кто несет ответственность за пожарную безопасность в том случае, когда помещение или здание находится не в собственности, а в аренде у хозяйствующего субъекта.

Существующая на данный момент практика трактует требования законодательства следующим образом. Во-первых, в ст. 38 ФЗ №69-ФЗ четко прописана ответственность за нарушения пожарной безопасности следующих юридических и физических лиц:

  • собственник объекта. Данное обстоятельство является вполне логичным и не вызывает вопросов;
  • руководители соответствующих подразделений государственной исполнительной власти и выбранных органов местного самоуправления. В перечень их функций включен контроль над соблюдением хозяйствующими субъектами, действующими на их территории, требований законодательства по рассматриваемому вопросу. Поэтому соответствующую ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несет, притом вполне логично, каждый руководитель территориального органа власти;
  • лица, которые на законном основании владеют, пользуются или распоряжаются объектом защиты. Именно под данную категорию попадают арендаторы зданий или помещений.
  • Несмотря на то, что они напрямую не указаны в законе, большинство специалистов по юридическим вопросам считают это вполне четко прописанным условием.

Дополнительные ситуации

Для должностных лиц государственных органов, занимающихся обеспечением пожарного контроля (надзора) над нарушением требований пожарной безопасности, предусмотрена ответственность административного типа в таких случаях:

  • Неисполнение в определенный срок предписания законного характера (представления, постановления, решения) должностного лица (органа), которое занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства в сфере организации пожарной безопасности, по поводу устранения нарушений законодательства.
  • Нарушение правил технических регламентов, а также требований государственных нормативов и стандартов, которые обязательны при поставке (реализации), эксплуатации (применении), хранении, утилизации или транспортировании продукции. Сюда же относится и уклонение от представления продукта, документации или информации, необходимой для осуществления надзора или контроля со стороны государства.

Нарушения требований пожарной безопасности

К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.

Например, в данную группу входят такие нарушения, как:

  • загромождение путей эвакуации;
  • допуск к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
  • отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
  • ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.

К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.

Как погасить штрафное взыскание?

Оплату выписанного штрафа за несоблюдение ПБ, ответственное лицо может осуществить, обратившись в отделение любой банковской установки, предъявив кассиру постановление, в котором отображены платёжные реквизиты получателя штрафа и указанную сумму денежных средств с учетом комиссии за перевод.
Оплату штрафа необходимо осуществлять своевременно не позже 60-ти суток с момента вступления постановления о штрафе в законную силу, в противном случае штрафнику грозит более суровое наказание.

Сегодня, благодаря развитию технического прогресса, кроме названного способа перечисления штрафа, предлагаются следующие методы погашения штрафных санкций:

  1. Через терминалы и банкоматы, которые сегодня установлены в большинстве городов РФ.
  2. Через Интернет с использованием интернет-сервисов, в том числе:
  • Портала «Госуслуг».
  • Сервиса «Сбербанк Онлайн»
  • Платежных электронных кошельков: Веб Мани, Яндекс-Деньги, КИВИ.

Перевод денежных средств на этих ресурсах невозможен без предварительной регистрации на сайтах. Для перечисления требуется иметь пластиковую карточку банка.

Классификация нарушений требований ПБ

Рассмотрим, какие виды нарушений могут быть в области пожарной безопасности:

  • Легкие нарушения правил ПБ.
  • Рецидивные нарушения правил ПБ.
  • Нарушения правил во время действия особого режима противопожарной безопасности.
  • Нарушения, связанные с повреждением противопожарного водопровода, а также электрических установок, огнетушителей и пожарных щитов.
  • Нарушения, связанные с недостаточной доступностью пожарных выходов, а также загромождением подъездных путей и проездов к зданию.
  • Целенаправленный поджог или любое хулиганское действие, результатом которого стало возгорание.
  • Нарушение правил ПБ, приведшее к тяжкому вреду для здоровья или летальным последствиям для человека.
  • Неосторожное обращение с огнем, следствием которого стало возгорание и уничтожение лесных насаждений.

Вышеперечисленные типы нарушений требований пожарной безопасности влекут за собой последствия различной степени тяжести. Соответственно, применение мер наказания прямо пропорционально этим последствиям. Кстати говоря, любой добропорядочный сотрудник, заметивший очевидные нарушения правил ПБ в своей организации, может написать заявление в орган пожарного надзора своего города с указанием в нем выявленных недочетов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *