ПЭК — производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПЭК — производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.

Утверждение программы

Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.

Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:

  1. Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
  2. Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
  • Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
  • Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
  • Инструкции для сотрудников.
  1. Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
  2. Периодичности инструктажа работающих с отходами.
  3. Ответственности за нарушение инструкций.

Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Читайте также:  Производственный календарь на 2023 год. Баланс рабочего времени на 2023 год

Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК

Нужна ли программа производственного экологического контроля? Это легко определить по классу опасности производства. Если организация относится к 1-3 классам, то за отсутствие программы ПЭК могут назначаться штрафы:

  • Для граждан размер штрафа составляет 500-1000 рублей;
  • Для должностных лиц — до 6 тысяч рублей;
  • Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч.

Указанные пределы описаны в статье 8.5 Административного кодекса. Отсутствие программы ПЭК трактуется законодательством как сокрытие экологической информации. Но в Административном кодексе есть еще статья 8.1, где описана ответственность за нарушение экологических требований. Ее также могут использовать проверяющие. Штраф при применении этой статьи административного кодекса может составить:

  • Гражданам — до 2 тысяч рублей;
  • Должностным лицам — до 5 тысяч рублей;
  • Юридическим лицам — до 100 тысяч рублей.

Порядок сдачи отчетности

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.

Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов

Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.

В документе необходимо:

  • Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
  • Указать их количество;
  • Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
  • Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.

Как мне правильно поступить?

Довольно сложно удержать в голове все процессы своего производства, которые могут влиять на окружающую среду. Еще сложнее разобраться в десятках разных документов, которые несмотря на существенные отличия, неразрывно связаны между собой.

Каждому руководителю хочется заниматься развитием компании и не отвлекаться на бюрократические формальности и волокиту с документами с целью избежать в тот или иной момент штрафа.

Все, что было перечислено выше, приводит к тому, что появляется желание заполучить такой документ, который бы позволял всего лишь раз взглянув на него, понять какие нужны отчеты, проекты и лабораторные замеры для объекта, чтобы в дальнейшем составить качественный план по охране окружающей среды на календарный год и больше не думать о штрафах.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет по расходам на образование

Должны вас обрадовать, ведь такой документ есть! Сейчас мы говорим о программе ПЭК. Она разрабатывается с учетом всей специфики предприятия, и дает возможность наладить должный уровень экологического контроля. Разработка ПЭК возлагается на штатного эколога, либо профессиональную компанию в сфере экологии.

Основные моменты при сдаче отчетности

  • Куда? Отчет подается в территориальный отдел Росприроднадзора, который находится по месту нахождения предприятия.
  • Как? Предприятие обязано подать в надзорные органы по одному экземпляру в электронном и бумажном виде. Законодательством предусмотрена возможность подписания отчета при помощи усиленной электронной подписи. На предприятии хранится второй экземпляр отчета, и предоставляется инспектору, проводящему проверку. Утверждается отчет либо руководителем предприятия, либо должностным лицом, уполномоченным на его утверждение.
  • Что? Сам отчет содержит исчерпывающий перечень информации о проведении производственного контроля, в том числе результаты замеров и расчетов загрязняющих веществ на источниках выбросов, результаты наблюдения за водным объектом, объеме и составе сбрасываемых сточных вод, сведения об отходах и др.

Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.

Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.

Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).

Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:

  1. Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
  2. Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
  3. Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.

Нормы, обязывающие руководителей производств внедрять программу ПЭК, а также правила ее составления, изложены в многочисленных федеральных и международных нормативных актах. Основные положения содержатся в законах об отходах производства и потребления, охране окружающей среды и атмосферного воздуха и др.

За отсутствие программы предусмотрен ряд административных санкций, в том числе в виде штрафа в размере до 100 000 рублей.

Также при работе над программой можно опираться на ряд ГОСТов, положения которых носят рекомендательный характер. ГОСТ Р 56061-2014 и ГОСТ Р 56062-2014 содержат информацию о структуре программы и всех ее основных компонентов (планы-графики, инструкции для персонала и пр.).

С 1 января 2019 года ПЭК осуществляют все предприятия I-III категорий НВОС. Требования к программе ПЭК сформулированы в Приложении 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Кроме программы, применяют Положение о производственном экологическом контроле – нормативный акт, который устанавливает основные правила осуществления ПЭК.

Читайте также:  Продление договора аренды – нужна ли госрегистрация

Когда на производстве изменяются технологии, оборудование, источник сырья, на 10% и более увеличивается мощность или объемы производства, требуется провести новые замеры выбросов и внести необходимые корректировки в программу ПЭК.

Документ приводят в соответствие новым условиям в срок до 60 дней. При отсутствии существенных изменений в производстве и законодательной базе единожды разработанной программой пользуются несколько лет подряд.

Природоохранные мероприятия должны соответствовать программе: загрязняющие выбросы контролируют по методикам, указанным в программе ПЭК.

На объектах I категории стационарные источники выбросов оборудуют автоматическими системами контроля.

Основные задачи ПЭК:

  1. Предупреждение повышенного негативного влияния на окружающую среду, оперативное устранение нарушений.
  2. Исполнение организацией норм законодательства в сфере природопользования.

Проведение предусмотренных программой ПЭК мероприятий фиксируют в журнале.

Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию

Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.

При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:

  • I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
  • II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
  • III – компании с незначительным уровнем воздействия;
  • IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.

Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.

Программа экологического контроля на предприятии.

В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.

Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.

В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:

  • контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
  • контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
  • организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
  • организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.

Предприятиям данный документ необходим для:

  • систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
  • соблюдения требований природоохранного законодательства,
  • прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
  • контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
  • и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *