Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПЭК — производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.
Утверждение программы
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
- Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
- Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
- Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
- Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
- Инструкции для сотрудников.
- Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
- Периодичности инструктажа работающих с отходами.
- Ответственности за нарушение инструкций.
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Есть ли штрафы за отсутствие программы ПЭК
Нужна ли программа производственного экологического контроля? Это легко определить по классу опасности производства. Если организация относится к 1-3 классам, то за отсутствие программы ПЭК могут назначаться штрафы:
- Для граждан размер штрафа составляет 500-1000 рублей;
- Для должностных лиц — до 6 тысяч рублей;
- Юридические лица могут быть оштрафованы на сумму до 80 тысяч.
Указанные пределы описаны в статье 8.5 Административного кодекса. Отсутствие программы ПЭК трактуется законодательством как сокрытие экологической информации. Но в Административном кодексе есть еще статья 8.1, где описана ответственность за нарушение экологических требований. Ее также могут использовать проверяющие. Штраф при применении этой статьи административного кодекса может составить:
- Гражданам — до 2 тысяч рублей;
- Должностным лицам — до 5 тысяч рублей;
- Юридическим лицам — до 100 тысяч рублей.
Порядок сдачи отчетности
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган, или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
В документе необходимо:
- Перечислить ФККО и названия образованных на предприятии отходов;
- Указать их количество;
- Перечислить способы обращения с отходами (утилизация, размещение на полигон и тд.);
- Внести сведения о компаниях, которым вы передали эти отходы для размещения, утилизации, использования или обезвреживания.
Как мне правильно поступить?
Довольно сложно удержать в голове все процессы своего производства, которые могут влиять на окружающую среду. Еще сложнее разобраться в десятках разных документов, которые несмотря на существенные отличия, неразрывно связаны между собой.
Каждому руководителю хочется заниматься развитием компании и не отвлекаться на бюрократические формальности и волокиту с документами с целью избежать в тот или иной момент штрафа.
Все, что было перечислено выше, приводит к тому, что появляется желание заполучить такой документ, который бы позволял всего лишь раз взглянув на него, понять какие нужны отчеты, проекты и лабораторные замеры для объекта, чтобы в дальнейшем составить качественный план по охране окружающей среды на календарный год и больше не думать о штрафах.
Должны вас обрадовать, ведь такой документ есть! Сейчас мы говорим о программе ПЭК. Она разрабатывается с учетом всей специфики предприятия, и дает возможность наладить должный уровень экологического контроля. Разработка ПЭК возлагается на штатного эколога, либо профессиональную компанию в сфере экологии.
Основные моменты при сдаче отчетности
- Куда? Отчет подается в территориальный отдел Росприроднадзора, который находится по месту нахождения предприятия.
- Как? Предприятие обязано подать в надзорные органы по одному экземпляру в электронном и бумажном виде. Законодательством предусмотрена возможность подписания отчета при помощи усиленной электронной подписи. На предприятии хранится второй экземпляр отчета, и предоставляется инспектору, проводящему проверку. Утверждается отчет либо руководителем предприятия, либо должностным лицом, уполномоченным на его утверждение.
- Что? Сам отчет содержит исчерпывающий перечень информации о проведении производственного контроля, в том числе результаты замеров и расчетов загрязняющих веществ на источниках выбросов, результаты наблюдения за водным объектом, объеме и составе сбрасываемых сточных вод, сведения об отходах и др.
Записи в журналах учета водоотведения сточных вод ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды с подведением итогов за месяц, квартал и в целом за год.
Контроль качества сточных вод ведется в соответствии с «Программой проведения измерений качества сточных и (или) дренажных вод» согласованной с Кубанским бассейновым водным управлением 25 января 2016 года, в которой задается периодичность, место отбора проб, объем и перечень контролируемых ингредиентов.
Ежеквартально на безвозмездной основе предоставляется в Министерство природных ресурсов Краснодарского края и в Кубанское бассейновое водное управление отчет о выполнении условий пользования водного объекта с приложением подтверждающих документов, включая результаты учета объема сброса сточных вод и их качества (формы 3.2 и 3.3).
Раздел «Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля» должен содержать:
- Наименование подразделения и описание соответствующих полномочий по организации и осуществлению ПЭК на предприятии.
- Численность сотрудников подразделений. Желательно расписать все подразделение по должностям.
- Сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений. Сюда могут относиться не только сотрудники вышеуказанного подразделения, но и все руководство предприятия, в обязанности которых в той или иной степени входит обеспечение экологической безопасности. Отдельно прописать их функционал и подробно описать обязанности.
Нормы, обязывающие руководителей производств внедрять программу ПЭК, а также правила ее составления, изложены в многочисленных федеральных и международных нормативных актах. Основные положения содержатся в законах об отходах производства и потребления, охране окружающей среды и атмосферного воздуха и др.
За отсутствие программы предусмотрен ряд административных санкций, в том числе в виде штрафа в размере до 100 000 рублей.
Также при работе над программой можно опираться на ряд ГОСТов, положения которых носят рекомендательный характер. ГОСТ Р 56061-2014 и ГОСТ Р 56062-2014 содержат информацию о структуре программы и всех ее основных компонентов (планы-графики, инструкции для персонала и пр.).
С 1 января 2019 года ПЭК осуществляют все предприятия I-III категорий НВОС. Требования к программе ПЭК сформулированы в Приложении 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Кроме программы, применяют Положение о производственном экологическом контроле – нормативный акт, который устанавливает основные правила осуществления ПЭК.
Когда на производстве изменяются технологии, оборудование, источник сырья, на 10% и более увеличивается мощность или объемы производства, требуется провести новые замеры выбросов и внести необходимые корректировки в программу ПЭК.
Документ приводят в соответствие новым условиям в срок до 60 дней. При отсутствии существенных изменений в производстве и законодательной базе единожды разработанной программой пользуются несколько лет подряд.
Природоохранные мероприятия должны соответствовать программе: загрязняющие выбросы контролируют по методикам, указанным в программе ПЭК.
На объектах I категории стационарные источники выбросов оборудуют автоматическими системами контроля.
Основные задачи ПЭК:
- Предупреждение повышенного негативного влияния на окружающую среду, оперативное устранение нарушений.
- Исполнение организацией норм законодательства в сфере природопользования.
Проведение предусмотренных программой ПЭК мероприятий фиксируют в журнале.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
Программа экологического контроля на предприятии.
В свете выхода нового Приказа Минприроды №92 от 16.03.2017 г. требования в отношении разработки программы экологического контроля (ПЭК) ужесточились. А это значит, что усилился и контроль за ее разработкой со стороны контролирующих организаций.
Как и ранее, природопользователь может составить документ самостоятельно, а может довериться специализированной компании. Во втором случае стоит закладывать дополнительные расходы в 25-40 т.р. и сроки от 7 дней.
В целом, производственный экологический контроль представляет собой комплекс мероприятий, целью которых выступает:
- контроль за влиянием предприятия на состояние экологии,
- контроль объема поступающих в окружающую среду загрязняющих веществ,
- организация системы внутреннего контроля с привлечением сотрудников;
- организация комплекса эффективных наблюдений за состоянием и изменениями окружающей среды.
Предприятиям данный документ необходим для:
- систематического контроля воздействия производственной деятельности на экологию,
- соблюдения требований природоохранного законодательства,
- прогнозирования возможных изменений в качестве окружающей среды,
- контроля количества образующихся загрязняющих веществ и отходов
- и соответствия их установленным нормативам, разработки эффективных природоохранных мер.