Как разгромить ЖКХ в судебном споре

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разгромить ЖКХ в судебном споре». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


РСО поставляет коммунальный ресурс в МКД, а оплачивает его исполнитель коммунальных услуг. Если в спорный период управляющая компания не была исполнителем КУ на объекте, требовать с неё возмещения задолженности нельзя.

Изучите нормативные правовые акты

Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям. Для этого она заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов для их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил № 354).

Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:

  • указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
  • заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).

Выходит, УО не может считаться исполнителем коммунальной услуги, пока не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией и не начнёт поставку коммунального ресурса.

До наступления указанных дат или если способ управления в МКД не выбран, собственники и пользователи помещений получают коммунальную услугу напрямую от РСО. Поэтому в судебных спорах о взыскании задолженности за коммунальные услуги, суду важно разобраться, предоставляла ли в спорных период УО коммунальную услугу, была ли у неё такая обязанность.

Докажите бездействие РСО

Если договор ресурсоснабжения не заключён в письменной форме, ресурсоснабжающая организация вправе направить исполнителю КУ оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к этой оферте проекта договора (п. 10 Правил № 124).

Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).

В нашем случае ресурсоснабжающая организация бездействовала. Более того, с предложением заключить договор в РСО обратилась сама управляющая организация.

Изменится ли порядок взыскания долгов по ЖКХ

Нет, порядок взыскания задолженности по коммуналке не меняется. Как и ранее, должнику будут направлять претензии и требования, заявления на судебные приказы и иски. Принудительным удержанием начнут заниматься приставы. Собственник (наниматель) может списать долги по ЖКХ через судебное или внесудебное банкротство.

Наши юристы помогут вам в защите от взыскания задолженности по услугам ЖКХ, при взаимодействии с судами и приставами. Также мы разъясним основания для списания долгов через банкротство, поможем оформить документы для этой процедуры.

Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований

Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).

Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.

К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).

Изучите нормативные правовые акты

Управляющая организация предоставляет коммунальные услуги потребителям. Для этого она заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов для их использования при предоставлении коммунальных услуг потребителям (п. 13 Правил № 354).

Управляющая организация начинает предоставлять коммунальные услуги потребителям в МКД с одной из двух дат:

  • указанной в решении ОСС о выборе управляющей организации;
  • заключения договора управления МКД, но не раньше даты начала поставки коммунального ресурса по договору, заключённому управляющей организацией РСО (п. 14 Правил № 354).
Читайте также:  Статья 1142 ГК РФ. Наследники первой очереди (действующая редакция)

Докажите бездействие РСО

Если договор ресурсоснабжения не заключён в письменной форме, ресурсоснабжающая организация вправе направить исполнителю КУ оферту о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к этой оферте проекта договора (п. 10 Правил № 124).

Исполнителю КУ после получения оферты отводится 30 дней на её рассмотрение. Если в течение этого срока не дать ответ в РСО о согласии или отказе заключить договор ресурсоснабжения, РСО может обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора ресурсоснабжения (п. 11 Правил № 124).

В нашем случае ресурсоснабжающая организация бездействовала. Более того, с предложением заключить договор в РСО обратилась сама управляющая организация.

О взыскании ресурсниками платы за электроэнергию на ОДН

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ). За исключением случая осуществления собственниками помещений в многоквартирном доме непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).

Случаев принятия на общем собрании собственников помещений данного многоквартирного дома решения о внесении платы за коммунальную услугу
«электроснабжение» непосредственно ресурсоснабжающей организации ОАО «Костромская сбытовая компания» не выявлено. Так же как и фактов принятия собственниками помещений данного многоквартирного дома на общем собрании решения о распределении «сверхнормативного» объема потреб ленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения
в доме.

Всем доброго дня!
Итак: ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного суда Российской Федерации от 5 октября 2022 г. N 310-КГ16-9209.
Суть вопроса: ГЖИ выдало РСО предписание об устранении нарушений: РСО начисляло сверхнормативный ОДН собственникам по домам где была УК, но не было договорных отношений с УК. РСО оспорило предписание о перерасчете и выиграло суды.
Интересные моменты:
«Обращаясь в арбитражный суд с требованием о признании предписания недействительным в данной части, ресурсоснабжающая компания сослалась на то, что в силу абзаца 4 пункта 44 Правил N 354 абзацы 2, 3 этого пункта не распространяют свое действие на рассматриваемую ситуацию в силу того, что исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация.
Удовлетворяя заявленное требование, суды, руководствуясь статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 39 Федерального закона от 26.03.2022 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами N 354, согласились с доводами ресурсоснабжающей компании и пришли к выводу о несоответствии пункта 2 предписания от 13.05.2022 N 2416 законодательству, нарушении предписанием прав и законных интересов компании.
При этом суды установили, что управляющая компания (ООО «Управляющая компания «МУП ЕРЦ») не заключила с ресурсоснабжающей договор энергоснабжения, а также не находилась с ней в фактических отношениях по ресурсоснабжению, а с жильцами — по оказанию коммунальной услуги по электроснабжению (собственники помещений не вносил плату за электроснабжение управляющей организации, ресурсоснабжающая организация не выставляла последней счета за поставку электроэнергии). В связи с этим суды правильно пришли к выводу о том, что управляющая компания не приступила к предоставлению коммунальной услуги (пункт 14 Правил N 354, вопрос 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2022)», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2022).
В связи с изложенным на основании пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация как гарантирующий поставщик, обязанный заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом, приступила к предоставлению электроснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, но управляющая компания не приступила к оказанию коммунальных услуг (пункт 14 Правил N 354)».

Судебная практика показывает, что РСО повсеместно игнорируют требования закона при начислении денежных средств за потребленный многоквартирным домом коммунальный ресурс, а управляющие организации (далее УО) силу отсутствия профессионализма, не имеют возможности проверить корректность начисления и доказать неправомерность начисления. Но не спешите сдаваться, если получили иск от РСО.

Ссылки РСО на то обстоятельство, что УО, подписывая счета-фактуры и акты поставки должен был знать о проводимых зачетах, признаны судами несостоятельными, поскольку данные документы подтверждают объем поставки ресурса до перерасчета. Кроме того, эти документы не связаны с денежными расчетами, осуществляемыми сторонами.

Жилой дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.По формуле 12 пп 354 были большие начисления за электроэнергию на ОДН.Подвал,весь 1 ый и часть 2го этажа занимают юридические лица,собственники нежилых помещений.4 юридических лица подключены к прибору учета, а 2 подключены до прибора учета электроэнергии.Договор о подключении до прибора учета заключен в июле 2012 года.С 01 09 2012 с вступлением в силу ПП 354 юр лица,подключенные к ОДПУ должны оплачивать начисленную им плату за электроэнергию на общедомовые нужды.А как обстоит дело с юр лицом, не подключенным к общедомовому прибору учета?Должна ли ему начисляться плата, за электроэнергию на ОДН?Юр лицо занимает половину 2 этажа и и 1/3 первого этажа и является собственником данного нежилого помещения пользуется лестничными клетками подъезда жилого дома.

Читайте также:  Лицензия на оптовую торговлю табачными изделиями

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных бытовых вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

При вынесении решения суд принял во внимание Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденные Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года.

Согласно данным Правилам, распределение объема коммунальной услуги на ОДН между собственниками помещений фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, размер платы на ОДН не может быть больше, чем размер платы за эти же нужды, рассчитанные по нормативу потребления (в случае, если счетчики в доме не установлены). Исключением может стать случай, если общее собрание собственников примет решение о распределении платы за фактическое потребление услуги сверх норматива между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения. Если такое решение не принято, данные услуги сверх норматива потребления за счет собственных средств должна оплачивать организация, осуществляющая управление домом (управляющая компания, товарищество, кооператив и т.д.).

Судебная практика по начислению одн на водоснабжение

По новому закону УК может составить акт что не смотря на то, что в квартире ни кто не зарегистрирован но проживает и установит количество проживающих то вам на законном основании начислят за потребление воды на количество реально проживающих, доказательством может показания соседей, участкового да вплоть до съемок скрытой камерой. Вы воду расходуете а оплату раскидывают по общедомовому счетчику на соседей, естественно это ни кому не понравится

Ч. 11 ст. 155 ЖК РФ: Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Судебная практика о взыскании одн с временной ук 2020 год

В подобном случае нужно делать оплату общедомовых нужд, так как имеет место владение имуществом в МКД, а потому все расчеты будут аналогичны тем, с которыми сталкиваются при подсчете суммы к оплате рядовому жильцу многоквартирного дома.

Отметим, что в 344-м правительственном постановлении отменяется начисление отрицательного ОДН за стоки (пункт 47) и есть отмена норматива ОДН по стокам в 306-м постановлении. Но в 44-м пункте есть указание на возможные исключения из правил, а потому может иметь место обязательство по оплате данного платежа. На данный момент судебной практике по данному вопросу практически нет.

До наступления указанных дат или если способ управления в МКД не выбран, собственники и пользователи помещений получают коммунальную услугу напрямую от РСО. Поэтому в судебных спорах о взыскании задолженности за коммунальные услуги, суду важно разобраться, предоставляла ли в спорных период УО коммунальную услугу, была ли у неё такая обязанность.

И всё же управляющая организация не смогла бы выиграть суд без хороших юристов. Экспертное заключение для суда помогли составить Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета по энергетике Государственной думы РФ, практикующий юрист и Сусана Киракосян, кандидат юридических наук, доцент, советник компании ALTHAUS Group, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

К долгу по коммунальным платежам применяется стандартный срок давности – 3 года. Необходимость этого заявляется, как правило ответчиком. Однако, суды считают, что отношения между владельцем квартиры и его управляющей компаний относятся к длящимся, следовательно, говорить о сроках здесь неправильно. Обязанность в полном объеме оплатить потребленные коммунальные услуги сохраняется, независимо от срока задолженности.

Последнее действие целесообразно, если задолженность возникла вследствие несогласия с поставщиком услуг по вопросам размера платы или применяемым тарифам. Заседание дает немалый шанс не только доказать свою правоту, но и выдвинуть встречные требования.

Например, в Магаданской области сложилась обширная судебная практика по этому вопросу. За последние два года прокуратура в массовом порядке оспорила в судах действия ОАО «Магаданэнерго» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды. Все суды прокуратура выиграла (в частности, АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 23.04.2013 ПО ДЕЛУ N 2-84/2013, 33-423/2013; АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2013 N 33-873/2013 ПО ДЕЛУ N 2-2546/2013; АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА ПО ДЕЛУ № 2-824/2013, № 33-449/2013; АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНОЙ КОЛЛЕГИИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28 АВГУСТА 2013 ГОДА ПО ДЕЛУ № 2-2617/2013, № 33-817/2013).

Читайте также:  Организуем тендерный процесс: способы и подходы

б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».

МНЕНИЕ специалиста. Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт фонда «Институт экономики города»: « Жилищный кодекс, к которому обращаются участники дискуссий вокруг ОДН, не допускает разногласий – право начислять и взимать плату за потребленные общедомовые услуги принадлежит исключительно управляющим компаниям и ТСЖ.

При этом у граждан есть право отказаться от услуг управляющей организации и принять решение о непосредственном управлении многоквартирным домом, что позволяет вносить плату за ОДН непосредственно РСО. Закон есть закон, и его необходимо исполнять.

Если управляющая организация не спешит заключать договор на покупку коммунального ресурса, ресурсо­снабжающая организация имеет право подать иск в суд и принудить УК или ТСЖ заключить договор, соответствующий нормам Жилищного кодекса.

Другой, менее радикальный вариант решения проблемы – самим пойти навстречу управляющей организации, сесть за стол переговоров, обсудить варианты сотрудничества, действуя по принципу «если управляющая организация не идет к РСО, то РСО идет к УК».

VD — объем потреблённой воды согласно показаниям общедомового счётчика Vn.p. — суммарный объём согласно показаниям квартирных счётчиков воды Vn.n.

— суммарное потребление по нормативу (а не по факту!) квартир, не оборудованных приборами учёта (счётчиками) воды. Vi.p.

— потреблённый объём согласно показаниям счётчика в квартире, для которой рассчитывается оплата Tky — тариф

Жилой дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии.По формуле 12 пп 354 были большие начисления за электроэнергию на ОДН.Подвал,весь 1 ый и часть 2го этажа занимают юридические лица,собственники нежилых помещений.4 юридических лица подключены к прибору учета, а 2 подключены до прибора учета электроэнергии.Договор о подключении до прибора учета заключен в июле 2012 года.С 01 09 2012 с вступлением в силу ПП 354 юр лица,подключенные к ОДПУ должны оплачивать начисленную им плату за электроэнергию на общедомовые нужды.А как обстоит дело с юр лицом, не подключенным к общедомовому прибору учета?Должна ли ему начисляться плата, за электроэнергию на ОДН?Юр лицо занимает половину 2 этажа и и 1/3 первого этажа и является собственником данного нежилого помещения пользуется лестничными клетками подъезда жилого дома.

Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива

В нашем случае ресурсоснабжающая организация бездействовала. Более того, с предложением заключить договор в РСО обратилась сама управляющая организация.

Судебная коллегия ВС РФ также поддержала вывод судов нижестоящих инстанций о том, что управляющая организация является надлежащим ответчиком по данному иску, поскольку собственники помещений заключают с ней договор именно для решения всех вопросов управления многоквартирным домом (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17 июня 2015 г. № 310-ЭС15-912).

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 15.09.2017, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2017, в удовлетворении исковых требований отказано.

Долг – это неоплаченная сумма по выставленному счету. Собственник квартиры, не оплачивающий счета за электроэнергию, накапливает свой личный долг, не перекладывая его на плечи соседей. Однако если в сбытовую компанию не поступают не только средства, но и показания приборов учета от жителя, поставщик электроэнергии рассчитывает его сперва по среднемесячному потреблению, а затем – по нормативу.

Если гражданин считает, что долг ему выставлен незаконно или расчеты выполнены несправедливо, то можно обратиться в Общественную палату России. Именно в этом органе решаются ситуации, связанные со спорными вопросами в сфере ЖКХ. Наконец, можно обратиться в какую-либо бухгалтерскую службу, получить результаты и сверить их с темы расчетами, что выполнены управляющей компанией.

Стоит помнить, что срок исковой давности по данному вопросу составляет три года. Он может прерваться при признании долга. Частичное погашение его является показателем признания своей вины.

Каждый неоплаченный месяц считается отдельно. Оплата одного из них не свидетельствует о признании всей задолженности. Данный аргумент можно приводить в суде. Когда срок давности истек необходимо требовать отказа в иске.

При нарушениях со стороны управляющей организации в суд необходимо предъявить их доказательства. Возможна подача встречного иска. Для подготовки к заседанию требуется время. Большинство судей не проводят предварительное заседание, что уменьшает шансы ответчика собрать информацию и выработать стратегию действий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *