Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Убытки с кредитора и страховка для управляющего: банкротные итоги года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кандидата, подходящего на роль профессионала, который будет вести ваше дело о несостоятельности, можно найти, воспользовавшись поиском в интернете, базами данных, а также рекомендациями друзей и знакомых.
Права и обязанности арбитражного управляющего
Права и обязанности арбитражного управляющего предусмотрены ст. 20 Закона о банкротстве. Арбитражный управляющий имеет право:
- созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов;
- обращаться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве;
- получать вознаграждение в размере и порядке, которые предусмотрены Законом о банкротстве;
- привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве или соглашением с кредиторами;
- подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.
Арбитражный управляющий обязан:
- принимать меры по защите имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника;
- анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;
- рассматривать заявленные требования кредиторов;
- вести реестр требований кредиторов;
- осуществлять иные функции, установленные Законом о банкротстве.
При осуществлении своих прав и обязанностей арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно с учетом интересов должника и его кредиторов.
«Положение о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. N 1544, установило еще одну интересную обязанность арбитражного управляющего: «не отклонять без достаточных оснований предложения арбитражного суда, при котором он зарегистрирован, о назначении арбитражным управляющим». Что понимать под «достаточными основаниями», положение не раскрывает.
Вышеназванные права и обязанности являются общими для любого арбитражного управляющего независимо от того, в какой процедуре банкротства он действует. В отдельных процедурах банкротства арбитражный управляющий приобретает дополнительные права и обязанности. Например, временный управляющий вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности, внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и т.д.
Особенности правового статуса
В Федеральных законах о банкротстве прописаны следующие пункты о правовом статусе арбитражного управляющего:
- им может быть исключительно гражданин РФ;
- арбитражному управляющему следует иметь диплом о высшем профобразовании;
- он должен обладать опытом работы на руководящей должности сроком не менее 2-х лет;
- для работы арбитражным управляющим необходимо пройти экзаменовку по программе теоретической базы знаний;
- требуется также пройти стажировку на протяжении 2-3 месяцев как помощник управляющего в делах о банкротстве;
- для работы нужно иметь незапятнанную биографию с отсутствием судимости за экономические и другие преступления;
- арбитражный управляющий должен состоять в саморегулируемой организации.
Руководитель делом о несостоятельности имеет право состоять в членстве только единственной саморегулируемой организации. Кредиторы обладают полномочиями по выдвижению своих дополнительных пожеланий к арбитражному управляющему:
- оконченное высшее юридическое или высшее экономическое образование. Также могут затребовать наличие диплома в соответствии специальности со сферой деятельности организации-должника;
- стаж трудовой деятельности на руководящей должности в организации, сфера деятельности которой соответствует отрасли банкротящегося;
- необходимое количество доведенных до финала дел о несостоятельности в качестве АУ.
Права и обязанности арбитражных управляющих
Арбитражный управляющий имеет следующие права:
-
получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;
-
созывать собрание кредиторов;
-
обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;
-
привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;
-
подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.
Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:
-
проводить анализ финансовой деятельности должника;
-
составлять реестр кредиторов;
-
выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;
-
защищать имущество должника;
-
сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.
Чем отличается банкротство должника-ООО от ликвидации?
Ликвидация юридического лица (в частности ООО), не всегда связана с финансовыми трудностями. Владелец может ликвидировать и вполне рентабельную компанию. Например, если сочтет, что она уже выполнила свою миссию, что выгоднее объединить ее с более крупным, принадлежащим ему же юридическим лицом, или по любым другим причинам. При отсутствии долгов для ликвидации субъекта хозяйственной деятельности не существует никаких препятствий.
Обращаться в арбитражный суд для ликвидации ООО нет никакой необходимости. Его просто можно закрыть в том же органе, который некогда зарегистрировал юридическое лицо – в ФНС. В том случае, разумеется, если никаких неоплаченных долгов (бюджету, рабочим, кредиторам) у компании нет.
Если же ликвидировать предстоит ООО с долгами, его вначале нужно провести через процедуру банкротства. Все имущество компании будет продано, долги, которые позволит погасить продажа активов, погашены, невозвратные списаны. Сама компания будет исключена из ЕГРЮЛ и перестанет существовать.
Для чего банкротство должника нужно кредитору?
Согласно ФЗ №127 судебные издержки оплачивает тот, кто инициировал процесс банкротства. Кредиторы обычно подают заявление о банкротстве своего должника, если юридическое лицо функционирует более-менее нормально и имеет активы, позволяющие после продажи, полностью погасить долг.
В этих случаях они стремятся не затягивать с подачей заявления, понимая, что с каждым днем потенциальный банкрот все глубже проваливается «в долговую яму». Хотя бы потому, что долги по зарплате работников растут, причем именно трудовой коллектив имеет больше всех прав на удовлетворение своих требований. А значит, с каждым днем шансы кредитора вернуть свои деньги уменьшаются.
Кроме того, в соответствии с положениями закона, кредитор имеет преимущественное право выбрать временного финансового управляющего. Управляющий, действующий в интересах кредитора, увеличивает вероятность того, что долг будет возвращен. Если не весь, то хотя бы большая его часть.
Какие функции выполняет арбитражный управляющий?
При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.
В каком бы качестве не выступал специалист, он:
- осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
- добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
- работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
- следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.
АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:
- наличие российского гражданства;
- членство в СРО;
- отсутствие судимости;
- наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
- прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
- наличие страховки профессиональной ответственности.
Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве
Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.
Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.
На что и как нужно жаловаться?
С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.
Нарушения условно можно поделить на:
- Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
- «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
- Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.
При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.
Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.
Формальные нарушения:
1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе
- сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
- сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
- сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
- публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).
2) сроки проведения мероприятий при банкротстве
- проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
- представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
- представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).
Ответственность финансового управляющего
Часто действия финуправляющего в рамках процедуры банкротства физических лиц становятся предметом спора и жалоб со стороны кредитора или должника.
К примеру, если управляющий включил в опись не все имущество должника, не оспорил сделки, будет жаловаться банк. При нарушении прав и интересов банкрота или третьих лиц — супруги, детей или родственников должника — будет жаловаться кто-то из них. Если есть претензии к торгам — не допустил участника или указал неверную информацию о лоте — может жаловаться и банкрот, и кредитор, и участник торгов.
Для обжалования действий управляющего и привлечения его к ответственности необходимо составить и направить жалобу в любую инстанцию:
- в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве;
- в саморегулируемую организацию, в которой состоит управляющий;
- в Росреестр;
- в прокуратуру или ОБЭП.
Кто такой арбитражный управляющий?
Статус арбитражного управляющего закреплен ст. 20 Федерального закона №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
Арбитражный управляющий — это физическое лицо, которое назначается судом в качестве независимого посредника между должником и кредиторами. Основной целью деятельности управляющего является управление финансовыми процессами должника для достижения максимального удовлетворения требований кредиторов на условиях их равенства под контролем арбитражного суда.
Таким посредником может стать не любой человек — он должен быть членом саморегулируемой организации (СРО), а значит, соответствовать ряду требований, установленных законом:
-
иметь высшее образование;
-
не менее одного года опыта работы на руководящей должности, и не менее двух лет работы помощником арбитражного управляющего;
-
сдать профессиональный экзамен;
-
быть стороной договора обязательного страхования ответственности;
-
не иметь наказаний: дисквалификации за совершение административного правонарушения или лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности за совершение преступления;
-
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
-
отсутствие факта исключения из СРО из-за нарушения закона или иных нормативных правовых актов, которые не были устранены в установленный СРО срок или являлись неустранимыми.
Права и обязанности арбитражного управляющего
Арбитражный управляющий — очень важная персона процедуры несостоятельности гражданина. Законом №127-ФЗ определен конкретный перечень прав и обязанностей этого участника банкротства.
В соответствии со ст. 213.9 АУ вправе:
-
оспаривать сделки от имени должника;
-
возражать против требований кредиторов;
-
в рамках реструктуризации участвовать в судебных спорах по имуществу клиента как самостоятельный участник процесса;
-
получать всю необходимую информацию об имуществе заемщика, денежных средствах, финансовых операциях, его кредитной истории;
-
получать от должника отчетность о выполнении плана реструктуризации;
-
созывать собрание кредиторов для решения вопроса о предварительном согласовании сделок и решений гражданина в случаях, предусмотренных законом;
-
заявлять перед судом о необходимости принятия мер, направленных на сохранение имущества гражданина и об отмене таких мер соответственно;
-
от имени гражданина заявлять отказ от исполнения сделок;
-
привлекать сторонних специалистов для осуществления своих полномочий в деле о банкротстве на основании судебного постановления;
-
осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных Законом №127-ФЗ.
Финансовый управляющий является своеобразным контролером за имуществом гражданина и его деньгами — сам факт того, что должник оказался в ситуации, когда необходимо прохождение банкротства, говорит о том, что он не полностью способен рационально распоряжаться своими финансовыми активами и может нарушить принцип равенства исполнения обязательств перед кредиторами.
Исходя из этой роли, арбитражному управляющему законом установлен ряд обязанностей:
-
принятие мер по определению объема имущества заемщика и его сохранению;
-
проведение анализа финансового состояния клиента;
-
выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
-
ведение списка требований кредиторов и взаимодействие с последними по вопросам проведения собраний;
-
уведомление кредиторов и иных кредитных организаций о введении этапа реструктуризации долгов гражданина;
-
контролировать исполнение гражданином обязанностей, возложенных на него в рамках реструктуризации;
-
отчитываться перед кредиторами о проведении мероприятий по банкротству;
-
исполнять иные возложенные на него обязанности, установленных Законом №127-ФЗ.
Нововведения для арбитражных управляющих и СРО
Третье. Введение бальной системы оценки финуправляющих. По ней планируется оценивать результативность работы управляющих.
Рассчитывать баллы будут ежеквартально за проведение каждой из следующих процедур:
- за реструктуризацию долгов, в том числе гражданина;
- за конкурсное производство;
- за реализацию имущества гражданина.
Количество баллов повлияет, в частности, на выбор кандидатуры управляющего.
Кроме того, хотят сформировать регистр управляющих. На его сайте можно будет узнать:
- о СРО, в составе которой числится управляющий;
- о договорах обязательного страхования ответственности управляющего;
- о проведенных им делах о банкротстве, в том числе — успешных (с точки зрения как должника, так и кредиторов);
- о сдаче экзамена по программе подготовки управляющих;
- о количестве баллов результативности управляющих и СРО;
- о судебных актах, которыми действия управляющего признали незаконными;
- о дисквалификации управляющего.
Виды арбитражных управляющих в банкротстве и порядок их действий
Порядок введения процедур, применяемых при банкротстве и полномочия управляющих в этих процедурах подробно описаны в Законе о банкротстве. Основное отличие процедур и полномочий управляющего сводятся к различной степени контроля над действиями должника. Временный управляющий – это должность арбитражного управляющего в процедуре банкротства наблюдение. Соответственно в процедуре финансовое оздоровление – это административный управляющий, внешний управляющий при внешнем управлении, и конкурсный при конкурсном производстве.
Итак, арбитражный и конкурсный управляющий, временный, внешний и административный управляющий — в чем разница? Рассмотрим процедуры банкротства и деятельность арбитражного управляющего подробнее.
Статус и правовое положение
Фигура арбитражного управляющего на протяжении становления и совершенствования банкротного законодательства неизменно привлекает внимание своей неоднозначностью, с одной стороны, и неопределенной правовой природой, с другой. В современной юридической литературе можно найти тысячи точек зрения, когда с фигурой арбитражного управляющего проводят самые немыслимые параллели. Наверное, и в названии настоящей статьи для знающего юриста виден некий подвох.
Однако так ли абсурден заданный вопрос, попробуем разобраться вместе. Статусу и правовому положению арбитражного управляющего в деле о банкротстве посвящена ст. 20 Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 17.12.2009).
Действующая редакция данного Закона устанавливает, что с 01.01.2011 арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. Таким образом, правило, действовавшее в предыдущей редакции Закона, об обязательной регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя, исключено.
Действующее законодательство не содержит определения понятия «частная практика», а также положений, устанавливающих запрет на занятие частной практикой для физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Несмотря на нововведение, Закон отнюдь не пресекает возможность регистрации арбитражного управляющего в качестве индивидуального предпринимателя.
Ранее обязательным требованием являлось наличие лицензии на осуществление данного вида деятельности (п. 3 ст. 185 Закона 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)»).
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Закон связывает обязательные требования к кандидатуре арбитражного управляющего с возможностью последнего быть членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членство в которой для него обязательно, причем арбитражный управляющий может быть членом только одной саморегулируемой организации.
Соответствовать квалификационным требованиям
Очевиден факт, что и арбитражный управляющий, и государственный служащий должны соответствовать определенным квалификационным требованиям, требованиям по профессиональной подготовке, стажу работы, образованию; назначаются (утверждаются) на должность соответствующим актом, несут ответственность за ненадлежащее исполнение полномочий и т.д. Однако, осветив основные аспекты правового положения арбитражного управляющего и государственного служащего, можно найти больше отличий в их статусе, нежели схожих моментов. Наиболее яркими расхождениями, на мой взгляд, являются вопросы о правовых основах деятельности, возможности осуществления предпринимательской деятельности, членстве, оплате труда, возрастном цензе, служебном и свободном времени, жестком должностном регламенте, применении норм трудового законодательства, наличии и использовании личной печати и т.п.
Для целей настоящей статьи представляется необходимым обратить внимание на позицию Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по исследуемому вопросу. Точка зрения ЕСПЧ по делу «Котов против России» укрепила позиции тех, кто соотносит фигуру арбитражного управляющего с чиновником.
В частности, Постановление от 14 января 2010 г. Первой секции (Палата) Европейского суда по правам человека, признавшее, что в отношении Владимира Котова было допущено нарушение права собственности, гарантированного ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, стало примечательно тем, что назначенный арбитражным судом конкурсный управляющий был признан «представителем государства», что, в свою очередь, позволило признать Российскую Федерацию ответственной за финансовые последствия его незаконных действий. События рассматриваемого дела разворачивались в 1994 — 1998 гг. Владимир Котов обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (право собственности) в связи с невозможностью добиться выплаты по причине незаконного распределения конкурсной массы ликвидированного банка. Европейский суд по правам человека признал, что государство не должно отвечать по обязательствам частного банка, признанного банкротом и не имеющего возможности выполнить свои обязательства перед кредиторами. Однако на основе анализа правового статуса конкурсного управляющего Европейский суд по правам человека пришел к выводу, что он является «представителем государства». Конкурсные управляющие назначаются судом для осуществления под его наблюдением конкурсного производства и, следовательно, осуществляют функции публичной власти. Таким образом, Страсбургский суд пришел к выводу, что государство может быть привлечено к ответственности за их действия (бездействие). Более того, Европейский суд по правам человека обратил внимание на то, что невозможность удовлетворения требований заявителя была непосредственно вызвана нарушением закона, допущенным конкурсным управляющим.
Однако, на мой взгляд, данную позицию ЕСПЧ необходимо рассматривать в связи с редакцией национального законодательства на момент спорных отношений. В рассматриваемом периоде действовал Закон РФ от 19.11.1992 N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», положения которого применялись к процедурам банкротства вплоть до 01.03.1998. Положениями данного нормативного документа было предусмотрено, что арбитражный суд назначает арбитражного управляющего (ст. 19). При назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначал арбитражного управляющего. Должник и кредиторы были вправе предложить свои кандидатуры арбитражного управляющего. При наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначался на конкурсной основе (ч. 4 ст. 12 Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1). Данный Закон утратил силу с 01.03.1998 в связи с принятием Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», положения которого применялись к процедурам, введенным после 01.03.1998. Согласно данному Закону арбитражный управляющий также назначался арбитражным судом, причем п. 3 ст. 21 было предусмотрено право должника и его кредиторов потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство Российской Федерации.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует вывод, что арбитражным управляющим, совмещающим в одном лице грамотного юриста, экономиста, управленца, не может быть государственный служащий, арбитражное управление не может быть государственной функцией, поскольку деятельность должностных лиц осуществляется только в форме действий, прямо предусмотренных законом. Для коммерческого управления своим имуществом государство создает унитарные предприятия, а не учреждает должности управляющих.
Арбитражный управляющий. Требования, предъявляемые к арбитражным управляющим
Понятие, сущность и значение института несостоятельности
Понятие и критерии несостоятельности
Согласно ФЗ «О несостоятельности», под несостоятельностью подразумевается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Обязательные платежи – это платежи по налогам и сборам в бюджет и внебюджетные фонды различных уровней.
Денежные (коммерческие) обязательства – это обязательства должника перед другими ФЛ и ЮЛ, образовавшиеся в рамках гражданско-правовых договоров.
[1]
-неплатежеспособность – это факт того, что организация-должник не может отвечать по обязательствам;
— неоплатность – это ситуация, когда обязательства должника больше имущества.
— сумма долга не менее 300 тыс. руб. для ЮЛ, для граждан – 500 тыс. руб.;
— срок просрочки не менее 3 месяцев.
Виды ликвидации хозяйствующих субъектов
ГК РФ выделяет два вида ликвидации:
— естественная/добровольная (по решению учредителей);
— принудительная (по решению суда).
Основания для принудительной ликвидации хозяйствующих субъектов
Основания принудительной ликвидации:
1) осуществление деятельности без надлежащего разрешения или без членства в соответствующей СРО;
2) осуществление деятельности, запрещенной законодательством РФ;
3) осуществление деятельности с неоднократным и грубым нарушением законодательства РФ;
4) осуществление деятельности общественной организацией, фондами, религиозными объединениями, противоречащей их уставным целям;
5) при выявлении регистрирующим органом неустранимых нарушений, допущенных в ходе регистрации ЮЛ;
6) при несостоятельности организаций.
Основания для добровольной ликвидации хозяйствующих субъектов
Основания добровольной ликвидации:
1) достижение целей, ради которых было создано ЮЛ;
2) истечение срока, на который создается организацию;
3) иные основания (наличие конфликта интересов участников).