Тема: Конкуренция (правовая защита)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тема: Конкуренция (правовая защита)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Конкуренция как экономическая категория. Конкуренция (лат. «concurrere» — сталкиваться, сбегаться) представляет собой особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию

Лицо, совершившее акт недобросовестной конкуренции, может быть привлечено как к гражданско-правовой, так и к административной ответственности.

Нарушитель обязан возместить убытки, причиненные конкуренту в результате акта недобросовестной конкуренции.

При этом убытки включают в себя как реальный ущерб, так и упущенную выгоду. Таким образом, доход, не полученный конкурентом из-за распространения негативных ложных сведений о его товаре, также будет подлежать возмещению.

Административная ответственность за недобросовестную конкуренцию предусмотрена ст. 14.3, ст. 14.33 КоАП РФ:

нарушителям (юридическим лицам) грозят штрафы в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

В отдельных случаях размер штрафа исчисляется с учетом размера суммы выручки нарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение.

Неправомерная деятельность органов власти, ограничивающая конкуренцию

Данные правонарушения по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Как уже упоминалось, последняя понимается как деятельность именно хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции.

В отличие от хозяйствующих субъектов, которые могут выступать субъектами монопольного (доминирующего) положения на рынке, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы и организации, исполняющие функции указанных органов, этого права лишены, так как их деятельность по осуществлению публичной власти не является экономической и предпринимательской. Они не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, поэтому закон не упоминает их при определении этих понятий.

Тем не менее противоправное поведение органов и организаций публичной власти, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют указанную власть в целях неправомерного получения или создания различных привилегий и преимуществ (в том числе для отдельных субъектов предпринимательства), нарушающих права и законные интересы предпринимателей на рынке.

Правонарушения органов публичной власти закон подразделяет на индивидуальные акты и действия; соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

Индивидуальные акты и действия. В антимонопольном законодательстве они именуются актами и действиями (бездействием) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и осуществления таких действий) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Рассматриваемые правонарушения подразделяются на две группы: 1) неправомерные акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке; 2) акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий.

Акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке, — это принятие актов и совершение действий (бездействие) указанными органами и организациями, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и приводят к следующим ситуациям: к ограничению самостоятельности субъектов предпринимательства, созданию дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных субъектов предпринимательства.

Равновесная цена – цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить.

При равновесной цене:

– цена, при которой спрос и предложение равны друг другу;

– цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

– цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Конкуренция является двигающим механизмом рынка. Конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия цен на рынке. Немаловажно, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. Эти изменения взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесии рынка. В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия уровень цен, технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году

Именно конкуренция движет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства. На конкурентном рынке неспособность некоторых фирм использовать самую экономичную технологию производства, в конечном счете, означает их устранение другими конкурирующими фирмами, которые применяют наиболее эффективные методы производства.

Участники рыночных сделок могут осуществлять обмен и по неравновесным ценам, поскольку не знают равновесных. В этом случае на рынке возникает дефицит или избыток, и участники обмена, обнаружив, что их желания, представленные соответствующими функциями спроса и предложения, оказываются недостижимыми.

Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов:

1) государство – предметом его купли, являются: товары общественного и государственного пользования. Предметом продажи, в свою очередь – услуги государственных организаций и учреждений, земля, природные ресурсы, жилье, лицензии;

2) предприятия – предмет их купли: рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги. Предмет продажи: товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность;

3) домашние хозяйства – предмет купли: потребительские товары, услуги, имущественные ценности, а предметом продажи – труд, имущественные ценности, товары и услуги.

Закон ограниченности ресурсов: экономические ресурсы недостаточны по своему объему производительности для полного удовлетворения всех потребностей при данном уровне развития. Их применение в одной сфере исключает возможность одновременного их использования в другой.

Все ресурсы являются не бесплатными, ограниченными и редкими. Достаточно распространено понятие ограниченности ресурсов. Только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны. Но рациональное их использование может повысить конкурентоспособность производителя, заинтересованного в эффективном использовании ресурсов и максимизации прибыли, а также удовлетворить часть человеческих потребностей.

Объективные основы конкурентоспособности производителей на рынке определяются их способностью выдерживать конкуренцию с другими производителями, действующими в этом же сегменте рынка и производящими аналогичную продукцию, а также достижение и удержание в течение продолжительного периода времени сильной конкурентной позиции. Это является главным условием её успешного функционирования, выражаемого, в конечном итоге, в показателях прибыльности. Для этого, с одной стороны, нужно знать основные характеристики той конкурентной позиции, которую она хочет занять в перспективе, а с другой – иметь четкое представление о том, какими ресурсами и возможностями, дающими конкурентное преимущество ей для этого надо обладать, и какие из них ей действительно доступны или будут доступны.

Для достижения высокой конкурентоспособности производители:

– стратегический менеджмент;

– стратегический маркетинг.

Стратегический менеджмент является основным инструментом обеспечения конкурентоспособности производителей. Он включает в себя построение и реализацию модели конкурентоспособности.

Стратегический маркетинг – один из методов обеспечения конкурентоспособности производителей. Он занимает подчиненное положение по отношению к стратегическому менеджменту и может быть эффективно использован при наличии определённых внешних условий. Основной целью маркетинга является максимально полное удовлетворение потребностей целевых потребителей. Поэтому управление конкурентоспособностью производителей, которое осуществляет свою деятельность в конкурентной среде и ставит перед собой долгосрочные цели развития, должно иметь стратегическую направленность.

Недобросовестная конкуренция – любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности. Эти действия осуществляются хозяйствующими субъектами и противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности и разумности, справедливости, а также могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.

Признаки недобросовестной конкуренции:

1) может осуществляться только активными действиями, т. е. бездействие исключает недобросовестную конкуренцию;

2) целью данных действий является получение преимуществ;

3) в результате этих действий могут быть причинены убытки или нанесен ущерб деловой репутации конкурентов;

4) указанные действия будут считаться правонарушением, если они не только нарушают действующее законодательство, но и обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение относительно характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средств индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну (ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите конкуренции»).

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Решение антимонопольного органа о нарушении данного положения в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку.

Читайте также:  Какая дистанция должна быть между автомобилями по ПДД?

По дистрибьюторскому договору одно лицо (грантор) предоставляет права на распространение товаров на определенной территории другому лицу (дистрибьютору). Грантор является производителем, экспортером, продавцом товара. Дистрибьютор не является потребителем товара, поскольку покупает товар для его перепродажи.

Дистрибьюторский договор сочетает в себе элементы агентского договора, договора поставки и договора коммерческой концессии.

Права и обязанности дистрибьютора:

1) приобретать и продавать товар от своего имени и за свой счет;

2) принимать на себя организацию продаж на определенной территории и не создавать обязательств для производителя продукции;

3) осуществлять деятельность на определенной территории.

Грантор обязан представить техническую и коммерческую информацию, включая передачу дистрибьютору ноу-хау, проводить для дистрибьютора организацию тренингов и семинаров. Кроме этого, определяя порядок обеспечения дистрибьютора продукцией, грантор обязан обеспечить дистрибьютору исключительную передачу прав на продажу данных товаров.

В отношении участников дистрибьюторского договора могут быть предусмотрены санкции, которые наступают в случае:

1) несоблюдения минимального уровня продаж;

2) продажи продукции по заниженным ценам;

3) уменьшения установленного запаса товаров.

Защита конкуренции: цель и основные аспекты организации

Защита конкуренции состоит в определении организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в обеспечении условий для создания и эффективного функционирования товарных и других рынков. Законодательную базу поддержки конкуренции составляют Закон «О защите конкуренции», Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», федеральные законы от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и другие законодательные акты Российской Федерации.

Идея политики по защите конкуренции состоит не только в ограничении определенной деятельности, но в первую очередь в способствовании развитию конкурентных отношений путем введения в действие не только ограничительных, но и стимулирующих мер. Идея антимонопольного ограничения (идея antitrust) коренится в преимущественных правах плюрализма, свободы торговли, доступа к рынку и свободе выбора. При рассмотрении конкурентной политики лишь как способа достижения эффективности игнорируется важность стимулирующих норм, т.е. важная часть конкурентной политики отсекается.

Судебная защита от недобросовестной конкуренции

Оспаривание актов, вынесенных антимонопольными органами, осуществляется в арбитражном суде по месту нахождения соответствующего антимонопольного органа в порядке главы 24 АПК РФ.

Следующие акты антимонопольных органов могут оспариваться:

  • Решение антимонопольного органа.
  • Предписание антимонопольного органа.
  • Решение коллегиального органа, принятое по жалобе, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде по существу, если оно представляет собой новое решение. Решение коллегиального органа также может оспариваться отдельно от решения соответствующего территориального антимонопольного органа по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода коллегиального органа за пределы своих полномочий.
  • Приказ антимонопольного органа о назначении проверки, приказ о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не являются актами, которыми разрешается вопрос о наличии в действиях лица соответствующих нарушений. В связи с этим при оспаривании указанных актов арбитражный суд должен проверить только основания, исключающие в силу закона возможность их вынесения, в частности, например, такими основаниями могут являться: выход предмета проверки за пределы полномочий антимонопольного органа, нарушение допустимой периодичности проведения плановых проверок, назначение внеплановой проверки в отсутствие установленных законом оснований, без необходимого в определенных случаях согласования с органом прокуратуры.
  • Решение антимонопольного органа об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть оспорено в арбитражном суде лицами, выступавшими заявителями при обращении в антимонопольный орган и обладающими заинтересованностью в возбуждении дела.

Монополистическая конкуренция

Обозначается этим термином в экономике конкуренция, позволяющая одновременно работать достаточно большому числу покупателей, продавцов. В то же время рынок сталкивается с дифференциацией продукта, то есть появлением широкого списка качеств, свойств продукции. Это позволяет покупателю выбирать, оценивая многочисленные параметры, так как позиции конкурентов отличаются друг от друга. Отличие может быть незначительным или достаточно серьезным. Обычно компании манипулируют следующими аспектами:

  • качество;
  • упаковка;
  • выгодные условия сотрудничества;
  • расположение торговой точки;
  • обслуживание на высоком уровне.

Разновидности: особенности

Выделяют шесть групп:

  • Функциональная, то есть основанная на разных методиках удовлетворения покупательских потребностей.
  • Видовая. Примеры конкуренции – рынок, наполненный сходными товарами, оформленными различно и этим привлекающими клиента.
  • Предметная, когда аналогичные, но различающиеся качественным исполнением позиции конкурируют между собой. При этом покупатели обращают внимание на производителя – одни бренды более привлекательны, нежели другие.
  • Ценовая, когда рост продаж достигается понижением стоимости, благодаря чему рынок становится больше.
  • Скрытая, выражающаяся в понижении цены потребления либо в реализации лично позиции по стоимости, установленной конкурентом.
  • Незаконная, реализуемая через антирекламу, имитацию.

Нарушение законодательства в области конкуренции приводит к ответственности. К субъектам относят должностных лиц исполнительной власти, фондов, государственных органов. Также ими считают организации, физические лица, предприниматели. Ответственные лица должны исполнять решения антимонопольного органа, представлять ходатайства и выполнять другие действия. Если нарушены права какого-лица, у него есть возможность обращения в суд.

Читайте также:  Заявление на регистрацию автомобиля в ГИБДД в 2023 году

За нарушения предусмотрены следующие виды ответственности:

  • Гражданско-правовая;
  • Административная;
  • Уголовная;
  • Дисциплинарная.

При нарушении прав можно обратиться в суд для взыскания убытков, в том числе и упущенную выгоду. Возможно требование о компенсации морального и вреда здоровью. Его должен возместить продавец или производитель товара, исполнитель услуги.

По административной ответственности предусмотрено наложение штрафа, а также вынесение предупреждения. Правонарушения бывают следующих видов:

  • Злоупотребление положением;
  • Заключение ограничивающих конкуренцию документов;
  • Недобросовестное соперничество;
  • Невыполнение в срок предписания;
  • Непредставление ходатайств.

Уголовная ответственность предусматривает:

  • наложение штрафа в пределах 300 – 500 тыс. рублей;
  • принудительные работы до 3 лет с лишением должности или деятельности до 1 года;
  • лишение свободы до 3 лет с лишением должности.

Что делать, если в отношении вас инициируется дело о НК

Что делать, если в отношении организации возбуждается дело о НК? Предотвратить начисление штрафов можно на этапе расследования дела. Компании-правонарушителю нужно доказать наличие этих фактов:

  • Отсутствие в составе дела нарушения законодательства.
  • Незначительность проступка.
  • Использование незаконных мер было необходимым, избежать этого было нельзя.

К примеру, компания действительно вела недобросовестную конкурентную борьбу. Однако проступок был незначительным. В этом случае никого штрафа накладываться не будет. Рассмотрим признаки незначительности правонарушения:

  • Конкуренту не было нанесено значительного ущерба.
  • ЮЛ до обращения в суд не принимало никаких мер по противодействию незаконным мерам.
  • Стороны дела являются партнерами.

Компании, в отношении которой инициируется дело, рекомендуется собрать максимум документов, получить поддержку свидетелей. Если дело не так однозначно, как на то указывает истец, фирма имеет все шансы уйти от административной ответственности.

Условия, сохраняющие конкуренцию

Свободная конкуренция является очень нестабильной моделью рынка. В первую очередь из игры выводятся слабые игроки, уходящие из-за недостатка ресурсов:

  • Отсутствие финансовой подушки (неприкосновенной суммы денежных средств), которая нужна, чтобы переждать период снижения спроса или раскрутки новой компании. Минимум запаса должен покрыть все траты предприятия на полгода;
  • Нехватка средств на масштабные рекламные компании;
  • Недостаток профессиональных сотрудников в штате;
  • Отсутствие денег на обновление оборудования или расширение ассортиментного ряда продукции.

После отсеивания слабых компаний жизнеспособные предприятия могут начать договариваться (об удержании стоимости продукции или даже о слиянии). Это экономически выгоднее, чем заниматься развитием технологий и снижать себестоимость товаров. В итоге покупатель может получить завышенную цену и искусственный дефицит. Так конкуренция может привести к появлению компании-монополиста. В этом случае единственным способом сохранения соперничества предпринимателей является вмешательство государства.

Лишь сдерживающий фактор способствует защите предприятий друг от друга и предотвращению недобросовестной конкуренции. По этой причине всеми развитыми государствами мира приняты антимонопольные законы и активно применяются основные методы защиты конкуренции, которые заключаются в:

  1. Запрете на создание монополий.
  2. Жёстком регулировании стоимости продукции естественных монополий (например, фиксированный тариф на проезд в общественном транспорте).

В России выполнение положений антимонопольного законодательства контролирует:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Территориальные подразделения этого ведомства.

Конкуренция — это взаимоотношения между участниками экономики, которые выражены в виде борьбы, соперничества по поводу производства материальных благ и их обмена. Она необходима для эффективного развития и существования предпринимательской деятельности.

Положительными последствиями рассматриваемого явления считаются:

  1. Развитие инициативности хозяйствующих субъектов. Это стимулирует производство, повышение качества продукции (работ, услуг) и подъем экономики в целом.
  2. Распределение товаров, работ, услуг в те места, где в них больше всего нуждаются. При отсутствии конкуренции субъекты экономики насыщали бы только наиболее благоприятные рынки сбыта.
  3. Направление ресурсов на изготовление самых востребованных потребителем продуктов.
  4. Защита предпринимателей от возможной криминализации рынка конкурентами, использования ими недобросовестных методов борьбы за место на нем.

При этом наряду с позитивными результатами конкуренция порождает и отрицательные, которые могут дестабилизировать экономику:

  1. Конкуренция легко может нарушить созданную стабильную ситуацию на рынке.
  2. Каждый участник предпринимательских отношений так или иначе всегда стремится к монополизации своего сегмента, что влечет ограничение возможности новых участников по выходу на рынок сбыта.
  3. Желание увеличить прибыль толкает хозяйствующие субъекты к таким методам конкуренции, которые будут не развивать рынок, а тормозить его (например, промышленному шпионажу, недобросовестной рекламе, распространению ложных сведений).

Определение границ рынка

Этот признак тесно связан с таким важным условием конкуренции, как невозможность отдельных субъектов влиять своими действиями на общие правила конкретного рынка. Это проявляется посредством реализации права каждого заинтересованного лица на свободу совершения сделок, прописанного в ст. 421 ГК РФ и включающего в себя не только свободу в выборе и приобретении товаров (работ, услуг), но и возможность формировать договорные условия и устанавливать цены по собственному усмотрению сторон.

Таким способом законодатель противопоставляет конкуренцию в ее добросовестной форме доминирующему положению на товарном рынке. При этом под рынком понимается единая сфера обращения конкретного товара (п. 4 ст. 4 Закона о конкуренции). Для целей контроля над правильным функционированием конкретной рыночной локации соответствующие властные органы должны точно определять рамки данного сегмента. Решается подобная задача посредством проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *