Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сумма налога, которую необходимо уплатить в бюджет, представляет собой разницу между общей суммой НДС, исчисленной по итогам налогового периода, и суммой налоговых вычетов. Следовательно, «входной» НДС подлежит возмещению налогоплательщику в том случае, если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного им налога.
Задавшись целью самостоятельно рассчитать, сколько денег нужно заплатить в качестве налога, нужно уточнить, не просрочен ли вами какой-либо из платежей. Ведь в таком случае на него уже начисляется пеня.
Не путайте ее со штрафом — финансовым наказанием за совершенное правонарушение. Так, штрафные санкции в размере 20% от просроченного налогового платежа накладываются на того, кто допустил неуплату или уплатил налог в неполном объеме (например, если вы неверно рассчитали сумму). Таким образом, за просрочку платежа приходится платить и пени, и штраф.
Алгоритм начисления пени установлен в ст. 75 Налогового Кодекса. От размера просроченного платежа высчитывают определенный процент, и полученная сумма начисляется за каждый день просрочки. Размер этого процента равен 1/300 ставки рефинансирования Центробанка Российской Федерации. Пеня оплачивается вместе налогом или после его полного погашения.
Признание доходов и расходов
Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.
Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.
При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.
II. Откуда что берется?
Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.
По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).
В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Где и как рассчитывается минимальный налог?
Главным и единственным налоговым регистром «упрощенцев» является книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденная Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н. В этом налоговом регистре расчет минимального налога и его сравнение с налогом, уплачиваемом в общем порядке, не предусмотрены.
Расчет минимального налога производится в декларации по налогу при УСНО, утвержденной Приказом ФНС России от 04.07.2014 № ММВ-7-3/352@. На момент подготовки данного материала в названную форму никаких изменений так и не внесено.
«Упрощенцы», применяющие объект налогообложения «доходы минус расходы», заполняют титульный лист, разд. 1.2. и разд. 2.2. Раздел 3 заполняется только в том случае, если «упрощенец» получает средства целевого финансирования.
Заполнение налоговой декларации начинается с раздела 2.2.
Как посчитать УСН «доходы»
Чтобы произвести расчет налога УСН, налогоплательщику, выбравшему объект «доходы», следует выполнить следующие действия:
- рассчитать налоговую базу;
- определить размер авансового платежа;
- определить окончательную сумму налога к уплате.
Правила и формулы, действующие на каждом этапе, не допускают двойственного толкования. Особенности могут коснуться только размера ставки данного вида налога, так как регионам дано право устанавливать ставки, отличные от 6%. Правда, только в сторону уменьшения. Сниженная ставка не может быть ниже 1% (за исключением ставки 0% для ИП, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах и впервые зарегистрированных после вступления в силу в субъекте Федерации закона о «налоговых каникулах»). Однако наиболее широко применяемой остается ставка 6%, и на нее мы будем ориентироваться в нашей статье.
Рассмотрим поэтапно, как при УСН — доходы рассчитать налог. Для этого приведем пример, как считать УСН 6%.
Пример
ООО «Омега», использующее в своей деятельности УСН с объектом «доходы», в 2019 году получило доход в объеме 3 200 000 руб. С разбивкой по месяцам это выглядит так:
- январь — 280 000 руб.;
- февраль — 310 000 руб.;
- март — 260 000 руб.;
- апрель — 280 000 руб.;
- май — 260 000 руб.;
- июнь — 250 000 руб.;
- июль — 200 000 руб.;
- август — 245 000 руб.;
- сентябрь — 220 000 руб.;
- октябрь — 285 000 руб.;
- ноябрь — 230 000 руб.;
- декабрь — 380 000 руб.
По итогам квартала доход составил 850 000 руб., полугодия — 1 640 000 руб., 9 месяцев — 2 305 000 руб., года — 3 200 000 руб.
В налоговом периоде ООО «Омега» уплатило в фонды страховых взносов:
- за 1-й квартал — 21 000 руб.;
- за полугодие — 44 300 руб.;
- за 9 месяцев — 66 000 руб.;
- за весь год — 87 000 руб.
Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
1. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.
2. Если иное не установлено пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном настоящей статьей.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода. Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате во втором квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в третьем квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам первого квартала.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
Если рассчитанная таким образом сумма ежемесячного авансового платежа отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей исчислению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
При этом сумма авансовых платежей (сумма налога), подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода. Указанный в настоящем абзаце порядок применяется также и в случае перехода с уплаты ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода.
В консолидированной группе налогоплательщиков сумма авансового платежа по этой группе исчисляется и уплачивается ответственным участником в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
При переходе налогоплательщика, исчислявшего ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, на уплату ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода сумма указанного ежемесячного платежа, подлежащего уплате в первом квартале налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия предыдущего налогового периода.
3. Организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал, а также бюджетные учреждения (за исключением театров, музеев, библиотек, концертных организаций), автономные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ, инвестиционных товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, в инвестиционных товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации указанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи.
4. Если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в Российской Федерации, не связанные с постоянным представительством в Российской Федерации, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику.
Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
5. Российские организации, выплачивающие налогоплательщикам доходы в виде дивидендов, а также в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, подлежащим налогообложению в соответствии с настоящей главой, определяют сумму налога отдельно по каждому такому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов:
- 1) если источником доходов налогоплательщика является российская организация, обязанность удержать налог из доходов налогоплательщика и перечислить его в бюджет возлагается на этот источник доходов.
Другой комментарий к Ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации
Налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.
По итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статьей 286 НК, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном данной статьей.
Для российских организаций фактически полученной прибылью, определяемой при исчислении ежемесячных авансовых платежей, является разность между полученными доходами и произведенными расходами, рассчитываемая нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Данные выводы разделил Минфин России в письме от 14.09.2009 N 03-03-07/22.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.
Основания, общие условия и порядок изменения срока уплаты налога и сбора установлены главой 9 НК.
Следует учитывать, что особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, определяются статьей 288 НК, которая является специальной нормой права по отношению к статье 286 НК. Поэтому сумма авансового платежа за 4 квартал налогового периода, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения, исчисляется исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленное подразделение, которая определяется в порядке, установленном статьей 288 НК.
Статьей 3 Закона N 224-ФЗ налогоплательщикам, применявшим в 2008 г. общий порядок исчисления авансовых платежей, было предоставлено право исчислить ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в IV квартале 2008 г., исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа.
Таким образом, статьей 3 Закона N 224-ФЗ регламентировался только порядок исчисления налогоплательщиком ежемесячных авансовых платежей в IV квартале 2008 г. При этом изменений в НК данной статьей Закона N 224-ФЗ не вносилось.
Положения статьи 3 Закона N 224-ФЗ также не затрагивали порядка исчисления, удержания и уплаты налога на прибыль организаций налоговыми агентами.
Соответственно, налоговые агенты должны были в IV квартале 2008 г. исчислять налог на прибыль и представлять налоговые расчеты (информацию) в том же порядке, который установлен НК и применялся ими с начала года, независимо от того, что они одновременно являлись налогоплательщиками, которые воспользовались правом, предоставленным статьей 3 Закона N 224-ФЗ. Данную точку зрения разделяет и Минфин России в письме от 04.08.2009 N 03-03-06/2/148.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 925 обязанность по доведению до налогоплательщиков информации о видах ценных бумаг, по которым применяется порядок, установленный пунктом 5 статьи 286 НК, закреплена за Минфином России.
Приказом Минфина России от 05.08.2002 N 80н утвержден Перечень государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых предусмотрено признание получения продавцом процентного дохода. В данный перечень входят:
— облигации федеральных займов;
— государственные краткосрочные бескупонные облигации;
— облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации;
— облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа;
— государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, а также муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Российской Федерации, указанных выше.
Абзацем 2 пункта 3 статьи 58 НК предусмотрено, что в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НК.
Пунктом 1 статьи 75 НК установлено, что пеней признается установленная статьей 75 НК денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пункту 2 статьи 120 ГК учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, за исключением казенных предприятий и автономных учреждений, в целях БК РФ признаются бюджетными учреждениями.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон N 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Исходя из положений статьи 6 Закона N 174-ФЗ, учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.
В пункте 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные ст. 75 НК, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК.
Минфин России в письме от 25.09.2006 N 03-03-04/1/670 указал, что начисление пени за несвоевременное перечисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, как законодательно установленных периодов уплаты налога на прибыль, является обоснованным.
Исходя из положений вышеизложенных норм, автономное учреждение не является бюджетным учреждением, следовательно, положения пункта 3 статьи 286 НК в отношении бюджетных учреждений к автономным не применяются.
…ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли
Налоговый кодекс предусматривает возможность перехода на авансовые платежи по итогам каждого месяца исходя из фактически полученной прибыли. Такой способ оплаты целесообразен для предприятий, выручка которых носит «волнообразный» характер, когда, как говорится, то густо, то пусто (например, в сезонных отраслях).
Имейте в виду, что переход на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли – это право налогоплательщиков. Если они захотят им воспользоваться, то должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на данную систему авансовых платежей (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Обратите внимание
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи, исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и т. д. до окончания календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ).
Исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (абз. 7 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Авансовый платеж производится не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого исчисляется налог (абз. 4 п. 1 ст. 287 НК РФ).
Сумма авансового платежа, который организация должна уплатить в бюджет за соответствующий отчетный период (АПк доплате), определяется как разность сумм авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода (АПотчет.), и авансового платежа, начисленного по итогам предыдущего отчетного периода (АПпредыдущ.):
АПк доплате = АПотчет. — АПпредыдущ.
Вполне очевидно, что при наличии убытка за отчетный период сумма авансового платежа, подлежащего уплате в бюджет, равна нулю.
Исчисленные ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли отражаются в налоговой декларации, которая представляется в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей (п. 3 ст. 289 НК РФ). Таким образом, при данном способе внесения авансовых платежей налоговая отчетность подается ежемесячно: за январь – 28 февраля, за январь – февраль –
28 марта, за январь – март – 28 апреля и т. д. (разумеется, с учетом праздничных и выходных дней).
Декларация по итогам налогового периода (за календарный год) представляется в срок до 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Пример 2
Организация приняла решение о переходе с 2013 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Об этом организация уведомила свою налоговую инспекцию в срок до 31 декабря 2012 года.
Ставка налога равна 20%, в том числе в федеральный бюджет – 2%, в бюджет субъекта РФ – 18%.
С января по апрель налоговая база составила:
- за месяц (январь) – 1 000 000 руб.;
- за два месяца (январь – февраль) – 1 400 000 руб.;
- за три месяца (январь – март) – убыток;
- за четыре месяца (январь – апрель) – 3 000 000 руб.
В налоговых декларациях будут отражены следующие показатели:
Показатели листа 02 декларации |
Код строки |
Месяц |
Два месяца |
Три месяца |
Четыре месяца |
Налоговая база для исчисления налога |
120 |
1 000 000 |
1 400 000 |
– |
3 000 000 |
Сумма исчисленного налога на прибыль – всего, в том числе |
180 |
200 000 |
280 000 |
– |
600 000 |
– в федеральный бюджет |
190 |
20 000 |
28 000 |
– |
60 000 |
– в бюджет субъекта РФ |
200 |
180 000 |
252 000 |
– |
540 000 |
Сумма начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период – всего, в том числе |
210 |
– |
200 000* |
280 000* |
– |
– в федеральный бюджет |
220 |
– |
20 000 |
28 000 |
– |
– в бюджет субъекта РФ |
230 |
– |
180 000 |
252 000 |
– |
Сумма налога на прибыль к доплате |
|||||
– в федеральный бюджет |
270 |
20 000 |
8 000 |
– |
60 000 |
– в бюджет субъекта РФ |
271 |
180 000 |
72 000 |
– |
540 000 |
Сумма налога на прибыль к уменьшению |
|||||
– в федеральный бюджет |
280 |
– |
– |
28 000** |
– |
– в бюджет субъекта РФ |
281 |
– |
– |
252 000** |
– |
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
Порядок исчисления налога на доходы физических лиц регулируется ст. 225 НК. Общая исчисленная сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при получении доходов, облагаемых различными налоговыми ставками, — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, определяемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. Сумма НДФЛ определяется в полных рублях (сумма менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более округляется до полного рубля).
Налоговый период — календарный год. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему периоду.
Порядок и сроки уплаты имеют некоторые особенности для налоговых агентов, физических лиц, получающих определенные виды доходов; ИП и других лиц, занимающихся частной практикой.
Налоговые агенты исчисляют сумму налога:
- нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем начисленным налогоплательщику за данный период доходам, облагаемым по ставке 13%, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога;
- отдельно по каждой сумме доходов, облагаемых иными ставками (9, 15, 30 и 35%);
- без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов и удержанных другими агентами сумм налога.
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налогового агента не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми налоговые агенты, выплачивающие доход, принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.
Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты дохода, совокупную сумму налога уплачивают по месту своего учета в налоговом органе. Налоговые агенты — российские организации, имеющие обособленные подразделения, уплачивают налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Перечисление сумм налога в бюджет налоговыми агентами | |
---|---|
Виды выплат налогоплательщикам | Срок |
1. Выплаты доходов, производимые из получаемых средств в банке | Не позднее дня фактического получения средств в банке |
2. Выплаты, производимые перечислением суммы дохода на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц | Не позднее дня перечисления дохода с банковского счета налогового агента |
3. Выплаты, производимые в денежной форме из выручки налогового агента | Не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода |
4. Выплаты, производимые в натуральной форме или доходы в виде материальной выгоды | Не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога |
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных и удержанных налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за этим периодом.
Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам
- Основным нормативным документом, определяющим состав налогов и сборов, взимаемых с юридических и физических лиц, является НК РФ.
- Под налогом понимается обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и (или) физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
- Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сбора государственными и иными уполномоченными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
- В соответствии с НК РФ устанавливаются и взимаются: федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.
- К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль организаций; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; водный налог; государственная пошлина и др.
- К региональным налогам относятся, например, налог на имущество организаций, транспортный налог.
- Местные налоги: земельный налог, налог на имущество физических лиц.
- Налогоплательщики и плательщики сборов, объекты налогообложения, ставки и сроки перечисления, действующие льготы по каждому виду налогов устанавливаются законодательными актами.
- Для синтетического учета расчетов с бюджетом используются следующие счета: 09 «Отложенные налоговые активы», 19 «Налог КВ добавленную стоимость по приобретенным ценностям», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 77 «Отложенные налоговые обязательства».
По кредиту счета 68 отражаются суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты по видам налоговых платежей, в корреспонденции со счетами, на которые относятся начисленные платежи (например, Дт 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» — при удержании налога на доходы физических лиц). По дебету этого счета отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, и суммы налоговых вычетов.
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.
Почему В Декларации 3 Ндфл Не Заполняется Возврат Из Бюджета
Если по результатам расчетов определились суммы, подлежащие возврату из бюджета, по налогу, который был уплачен (удержан) в различных административно-территориальных образованиях, а равно в случае определения сумм налога, подлежащих уплате (доплате) на различные коды (возврату с различных кодов) бюджетной классификации налоговых доходов бюджетов, Раздел 1 заполняется отдельно по каждому коду ОКТМО и коду бюджетной классификации налоговых доходов бюджетов соответственно. То есть может быть заполнено несколько Разделов 1 с различными кодами ОКТМО или кодами бюджетной классификации налоговых доходов бюджетов.
4.1. Раздел 1 формы Декларации, в котором отражаются суммы налога, подлежащие уплате (доплате) в бюджет или возврату из бюджета, заполняется после заполнения необходимого количества Разделов 2 формы Декларации на основании произведенных в Разделах 2 расчетов.
Исчисление суммы налога, подлежащего доплате
Сумма налога на прибыль, исчисленного за отчетный (налоговый) период, отражается по строке 180 листа 02 декларации (в строках 190 и 200 — с разделением по бюджетам). По строке 210 листа 02 показывается сумма начисленных за этот же период авансовых платежей (в строках 220 и 230 — с разделением по бюджетам). Причем в указанную строку включается как сумма налога, исчисленного за предыдущий отчетный период, так и сумма ежемесячных авансовых платежей, исчисленных к уплате в текущем квартале. Если сумма налога, отраженная в строке 180, окажется больше суммы авансовых платежей, указанных в строке 210, то налог по итогам отчетного (налогового) периода необходимо доплатить. В таком случае по строкам 270 и 271 листа 02 декларации отражаются суммы налога на прибыль к доплате с распределением по бюджетам. Одновременно эти же суммы отражаются по строкам 040 и 070 подраздела 1.1 разд. 1.
Возможна обратная ситуация. Сумма налога, исчисленная по итогам отчетного (налогового) периода, может оказаться меньше суммы авансовых платежей, исчисленных в течение этого периода. В этом случае налог не доплачивается, и по строкам 280 и 281 листа 02 отражаются суммы налога к уменьшению, распределенные по бюджетам. Одновременно данные суммы указываются по строкам 050 и 080 подраздела 1.1 разд. 1 .
В статье исходим из того, что организация не уплачивает за пределами РФ налог на прибыль, а значит, строки 240 — 260 листа 02 декларации не заполняются.
Сумму налога, подлежащего доплате (уменьшению) по итогам отчетного (налогового) периода, можно рассчитать по следующей формуле:
НП = НП - НП - АВ ,
допл(ум) тек пред тек
где НП - налог на прибыль, подлежащий доплате (уменьшению)
допл(ум)
по итогам отчетного (налогового) периода;
НП - налог на прибыль, исчисленный за отчетный (налоговый) период
тек
(строка 180 листа 02 декларации за текущий отчетный или налоговый период);
НП - налог на прибыль, исчисленный за предыдущий отчетный период
пред
(строка 180 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период);
АВ - общая сумма ежемесячных авансовых платежей, начисленных
тек
к уплате в текущем квартале (строка 290 листа 02 декларации за предыдущий
отчетный период).
При исчислении суммы налога к доплате (уменьшению) за I квартал следует учитывать, что из налога на прибыль, исчисленного по итогам этого периода, вычитается только сумма начисленных ежемесячных авансовых платежей. Причем последняя отражается в декларации за девять месяцев предыдущего года по строке 320 листа 02.
Примечание. Фактическая недоплата и переплата авансовых платежей в течение текущего отчетного (налогового) периода не имеет значения для заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль. В этой декларации отражаются только начисленные (подлежащие уплате) суммы налога и авансовых платежей.
Как правильно заполнить рассматриваемые строки декларации
Основные ошибки, допускаемые при заполнении строк декларации по налогу на прибыль, связанных с определением подлежащих уплате сумм налога и авансовых платежей, обусловлены тем, что бухгалтеры путают понятия «начисленные (подлежащие уплате) платежи» и «уплаченные платежи». Чтобы правильно заполнить данные строки, необходимо запомнить, какие именно суммы из этих строк налоговый орган переносит в карточки расчетов с бюджетом (РСБ). Итак, налоговая инспекция начисляет в карточку РСБ те суммы, которые отражены в подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1 декларации. Для самоконтроля можно сложить (вычесть) все данные по соответствующим срокам уплаты, подлежащие отражению в этой карточке, например, по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет. В результате должна получиться сумма, указанная налогоплательщиком в строке 190 декларации за отчетный (налоговый) период.
Примечание. Налоговая инспекция переносит в карточку РСБ те суммы, которые организация отражает в подразделах 1.1 и 1.2 разд. 1 декларации по налогу на прибыль.
Пример 1. ООО «Алонсо» является плательщиком налога на прибыль, уплачивающим ежемесячные авансовые платежи в течение квартала. По итогам III квартала 2010 г. организацией получен убыток, поэтому авансовые платежи за I квартал 2011 г. организация не исчисляла. В 2011 г. налог на прибыль, исчисленный ООО «Алонсо» по итогам отчетных периодов (строки 180 — 200 листа 02 декларации), составил:
- за I квартал — 600 000 руб. (в том числе в федеральный бюджет — 60 000 руб., в бюджет субъекта РФ — 540 000 руб.);
- за полугодие — 1 500 000 руб. (в том числе в федеральный бюджет — 150 000 руб., в бюджет субъекта РФ — 1 350 000 руб.).