Основные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные условия договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


После технологического присоединения к электросетям заключение договора энергоснабжения является обязательной процедурой, выполнение которой необходимо для начала поставки электроэнергии на объекты предприятия, индивидуального предпринимателя или физического лица.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

Существенными условиями договора энергоснабжения являются условия, предусмотренные выше для договора купли-продажи электрической энергии (мощности) (за исключением условия об обязанности потребителя (покупателя) урегулировать отношения по передаче электрической энергии), а также следующие условия:

  • существенные условия договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг;
  • условия о порядке определения объема оказанных услуг по передаче электрической энергии в случае отсутствия приборов учета и в иных случаях, когда подлежат применению расчетные способы;
  • обязанность потребителя по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям или Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, а также обязанность потребителя по обеспечению своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующих требований сетевой организации, а также ответственность за несоблюдение указанной обязанности.

В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора, если при этом заявителем не представлен проект договора, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком.

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым.

Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора.

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, указанными в Основных положениях, представлен подписанный заявителем проект договора, размещенный (опубликованный) гарантирующим поставщиком, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю один экземпляр представленного заявителем договора.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и документами, указанными выше, представлен протокол разногласий к проекту договора, размещенному (опубликованному) гарантирующим поставщиком, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных выше, или при непредставлении заявителем документов, указанных выше, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в законодательстве, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с Основными положениями.

Гарантирующий поставщик, получивший протокол разногласий, но не принявший меры по урегулированию указанных разногласий и (или) не направивший заявителю мотивированный отказ от внесения предложенных изменений в проект договора в установленный срок, обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить заявителю понесенные им убытки, вызванные уклонением от заключения договора, что не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности заключить договор. В таком случае заявитель вправе требовать понуждения гарантирующего поставщика к заключению договора и (или) возмещения причиненных убытков в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Следует отметить, что если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределенный срок (за исключением случаев, когда указанный договор заключен на период электроснабжения энергопринимающих устройств по временной схеме электроснабжения, предусмотренной Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.

Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия потребитель (покупатель) не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключенного на определенный срок, потребителем (покупателем) внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Что нужно сделать для заключения договора

По общим правилам для заключения любого договора одна сторона должна направить соответствующее предложение, а другая сторона — принять его. При этом они должны согласовать все существенные условия договора и соблюсти требования к его форме (п. п. 1, 2 ст. 432 ГК РФ).

Однако в отношении договора энергоснабжения в § 6 гл. 30 ГК РФ предусмотрены общие особенности:

1) договор с абонентом заключается при условии, что у него есть необходимое оборудование, в том числе энергопринимающее устройство, которое отвечает установленным техническим требованиям и присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Кроме того, должен быть обеспечен учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК РФ);

2) если абонентом является гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК РФ);

3) если одна из сторон до окончания срока действия договора предложила заключить новый договор, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором (п. 3 ст. 540 ГК РФ). Это связано с тем, что процедура заключения нового договора может оказаться небыстрой, при этом после истечения срока старого договора, но до заключения нового абонент может продолжать пользоваться энергией.

Читайте также:  Алименты Закон об Алиментах Изменения 2023 Года Уже Вступил в Силу

Конкретные действия сторон и срок заключения договора положениями Гражданского кодекса РФ об энергоснабжении не предусмотрены. Это регулируется в специальных правовых актах, в частности применительно к электро- и теплоснабжению.

Рассмотрим подробнее некоторые аспекты заключения этих договоров.

Комментарии к ст. 540 ГК РФ

1. В п. 1 статьи определен особый порядок заключения и продления договора на энергоснабжение с гражданами. Договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента к присоединенной сети. Если гражданин начал использовать энергию для бытового потребления, то с этого момента он вступает в договорные отношения с энергоснабжающей организацией и именно с этого времени наступает взаимная ответственность сторон за ненадлежащее исполнение условий договора, стороны вправе воспользоваться предоставленными им правами и должны выполнять возложенные на них обязанности.

Порядок подключения абонента к сети устанавливается правилами, принятыми в соответствии с законом или иными правовыми актами об энергоснабжении.

Договор считается бессрочным, и гражданин вправе без переоформления договора энергоснабжения использовать энергию на бытовые нужды неопределенное время, если иное не предусмотрено соглашением сторон. По соглашению сторон может быть предусмотрен иной порядок продления договора энергоснабжения.

2. Если в течение действия договора одной из сторон внесено предложение об изменении отдельных пунктов или о заключении нового договора, то пока не будет достигнуто соглашение по всем существенным условиям или не заключен новый договор, энергоснабжение осуществляется на условиях ранее заключенного договора.

Каких документов требует заключение договора электроснабжения?

Для того, чтобы заключение договора электроснабжения прошло быстро и выгодно, необходимо предоставить соответствующие документы. Что это за документы:

  • В первую очередь, это проект договора энергоснабжения, подписанный заявителем.
  • Также потребуется предоставить правоустанавливающие и иные документы. В числе прочих, заключение договора электроснабжения требует предоставления свидетельства о государственной регистрации заявителя в качестве юридического лица или в качестве индивидуального предпринимателя; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, которые должны подтвердить полномочия подписанта договора и заявления на заключение договора энергоснабжения со стороны потребителя; копия выписки из протокола, решения или приказа о том, кто назначен на должность руководителя компании; доверенность на подписанта договора со стороны потребителя, в случае если договор подписывает не руководитель предприятия; копия паспорта, в случае если договор заключает индивидуальный предприниматель или физическое лицо.
  • Также потребуется предоставить документы, которые подтверждают право собственности (иные права владения и распоряжения) на энергопринимающие устройства.
  • Акт о технологическом присоединении и (или) акт разграничения балансовой принадлежности электросетей;
  • Акт о допуске в эксплуатацию приборов учета или иные документы, подтверждающие факт допуск в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);
  • Также потребуется предоставить документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при условии его наличия);
  • А также некоторые иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем).

Конечно, все эти документы требует не только заключение договора электроснабжения, однако как правило договор со сбытовой компанией заключается параллельно финальной стадии технологического присоединения, и оформление дополнительного пакета документов может быть весьма накладным и несвоевременным.

Договор на коммуналку можно заключить без УК

Чтобы платить напрямую, нужно договориться с соседями и принять решение на общем собрании. Если все получится — сэкономите, уменьшите риск мошенничества со стороны УК и сможете получить от нее денег.

В жилищном кодексе была возможность для оплаты напрямую, но не все могли ее использовать. Договор между собственником и поставщиком при этом все равно не заключался: прямой могла быть только оплата. Но теперь этот пункт уже не работает.

Чаще всего у дома есть управляющая компания или ТСЖ, которые выставляют квитанции и принимают деньги.

Некоторые управляющие компании работают честно: не завышают плату, перечисляют деньги вовремя и не искажают показания. Тогда собственники не переплачивают, а дом не числится в должниках у условного энергосбыта или водоканала.

Но есть нечестные УК. Они завышают показания, неправильно начисляют плату, а деньги от жильцов не переводят поставщикам ресурсов вовремя. Иногда такие УК даже воруют деньги, а потом банкротятся или пропадают. На доме висят долги, а разбираться с ними приходится собственникам или новой УК.

Теперь жильцы многоквартирного дома могут заключить прямые договоры с поставщиками ресурсов. Платежки за коммуналку им будут выставлять не управляющие компании, а энергосбыт, межрайгаз или водоканал — то есть те компании, которые подают в дом свет, тепло и воду.

Напрямую можно платить за все коммунальные услуги:

  1. Холодное и горячее водоснабжение.
  2. Водоотведение (то есть канализацию).
  3. Отопление всех видов.
  4. Энергоснабжение.
  5. Газоснабжение.
  6. Вывоз мусора.

Какова процедура заключения договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности))?

В течение 30 дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) и документов, прилагаемых к заявлению о заключении соответствующего договора, если при этом заявителем не представлен проект договора, гарантирующий поставщик, в случае если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, направляет (передает) заявителю подписанный со своей стороны проект договора по форме, которая размещена (опубликована) гарантирующим поставщиком.

Заявитель, получивший от гарантирующего поставщика проект договора и не имеющий возражений по его условиям, заполняет договор в части, относящейся к сведениям о потребителе (покупателе) путем их включения в договор, а также в части тех условий договора, которые включены в проект договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения путем выбора варианта, из числа относящихся к заявителю, который он считает для себя наиболее приемлемым.

Один подписанный экземпляр договора заявитель направляет гарантирующему поставщику.

При несогласии заявителя с условиями, содержащимися в полученном от гарантирующего поставщика проекте договора, он вправе направить гарантирующему поставщику протокол разногласий к проекту договора.

Гарантирующий поставщик в течение 10 рабочих дней со дня получения от заявителя указанного протокола разногласий подписывает договор в редакции заявителя либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа. При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение в суд.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) и документами, указанными в Правилах розничного рынка, представлен подписанный заявителем проект договора, размещенный (опубликованный) гарантирующим поставщиком, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю один экземпляр представленного заявителем договора.

Если заявителем вместе с заявлением о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) и документами, указанными выше, представлен протокол разногласий к проекту договора, размещенному (опубликованному) гарантирующим поставщиком, то гарантирующий поставщик, если отсутствуют основания для отказа от заключения договора, в течение 30 дней со дня получения заявления подписывает и передает заявителю договор в редакции заявителя, либо принимает меры по урегулированию разногласий и подписывает договор в согласованной с заявителем редакции, либо в письменной форме уведомляет заявителя об отказе от внесения предложенных изменений в проект договора с указанием причин такого отказа.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении заявителем от гарантирующего поставщика извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок заявитель вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

При отсутствии в представленных заявителем документах обязательных сведений, определенных выше, или при непредставлении заявителем документов, указанных выше, которые должны быть приложены к заявлению о заключении договора с гарантирующим поставщиком, за исключением документов, которые в случае, предусмотренном в законодательстве, не подлежат предоставлению, гарантирующий поставщик в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления о заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) уведомляет об отсутствующих сведениях или документах заявителя и в течение 30 дней со дня получения от заявителя недостающих сведений или документов обязан рассмотреть заявление о заключении договора в соответствии с настоящим пунктом.

Гарантирующий поставщик, получивший протокол разногласий, но не принявший меры по урегулированию указанных разногласий и (или) не направивший заявителю мотивированный отказ от внесения предложенных изменений в проект договора в установленный срок, обязан в соответствии с законодательством Российской Федерации возместить заявителю понесенные им убытки, вызванные уклонением от заключения договора, что не освобождает гарантирующего поставщика от обязанности заключить договор. В таком случае заявитель вправе требовать понуждения гарантирующего поставщика к заключению договора и (или) возмещения причиненных убытков в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Читайте также:  Как сдать муниципальную квартиру

Следует отметить, что если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком считается заключенным на неопределенный срок (за исключением случаев, указанных в законодательстве) и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством об электроэнергетике.

Договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) с гарантирующим поставщиком, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 дней до окончания срока его действия потребитель (покупатель) не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Если за 30 дней до окончания срока действия договора, заключенного на определенный срок, потребителем (покупателем) внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.

Как определяется стоимость электроэнергии для юридических лиц?

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электроэнергия (мощность) продается в следующем порядке:

  • электроэнергия (мощность), за исключением продажи электроэнергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, продается гарантирующими поставщиками по нерегулируемым ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен, определяемых и применяемых в соответствии с законодательством, а энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями — по свободным не-регулируемым ценам;
  • электроэнергия (мощность) на розничных рынках, в том числе произведенная на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах (далее — квалифицированные генерирующие объекты), продается производителем электроэнергии (мощности) на розничном рынке по свободным нерегулируемым ценам, за исключением определенных случаев продажи электроэнергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям в целях компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства;
  • поставка электроэнергии (мощности) населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также поставка электроэнергии (мощности), произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, сетевым организациям, определенным в законодательстве, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

На территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, электроэнергия (мощность) продается по регулируемым ценам (тарифам) в установленном настоящим документом порядке.

Расчеты за электроэнергию (мощность) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) осуществляются с учетом того, что:

  • стоимость электроэнергии (мощности) по договору энергоснабжения включает стоимость объема покупки электроэнергии (мощности), стоимость услуг по передаче электроэнергии, сбытовую надбавку, а также стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям;
  • стоимость электроэнергии (мощности) по договору купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности) включает стоимость объема покупки электроэнергии (мощности), сбытовую надбавку, стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям, и не включает стоимость услуг по передаче электроэнергии.

Потребители (покупатели), приобретающие электроэнергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электроэнергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком:

  • 30 процентов стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца;
  • 40 процентов стоимости электроэнергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электроэнергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электроэнергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электроэнергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Предельные уровни нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность) (далее — предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по следующим ценовым категориям:

  • первая ценовая категория — для объемов покупки электроэнергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период;
  • вторая ценовая категория — для объемов покупки электроэнергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода;
  • третья ценовая категория — для объемов покупки электроэнергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется по тарифу на услуги по передаче электроэнергии в одноставочном выражении;
  • четвертая ценовая категория — для объемов покупки электроэнергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется по тарифу на услуги по передаче электроэнергии в двухставочном выражении;
  • пятая ценовая категория — для объемов покупки электроэнергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется по тарифу на услуги по передаче электроэнергии в одноставочном выражении;
  • шестая ценовая категория — для объемов покупки электроэнергии (мощности), в отношении которых за расчетный период осуществляются почасовое планирование и учет, а стоимость услуг по передаче электроэнергии определяется по тарифу на услуги по передаче электроэнергии в двухставочном выражении.

Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по уровням напряжения в соответствии с дифференциацией применяемых при определении предельных уровней тарифов (ставок тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, а также начиная с расчетного периода, в котором применяются сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, определяемые в виде формулы в соответствии с законодательством, предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются по группам (подгруппам) потребителей.

Дифференциация предельных уровней нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность) по высокому первому напряжению (ВН1) применяется только в от-ношении четвертой и шестой ценовых категорий.

Тарифы на электроэнергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в 3 вариантах:

  • одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электроэнергии (мощности);
  • двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электроэнергии и ставку за 1 киловатт электрической мощности;
  • одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.

Потребители, в том числе покупающие часть электроэнергии по свободным (нерегулируемым) ценам, самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электроэнергию один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электроэнергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов (с внесением в установленном порядке соответствующих изменений в договор с указанной организацией).

При отсутствии такого уведомления (невнесения соответствующих изменений в договор) расчет за электроэнергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.

IV. Тарифы на энергию и порядок расчетов

К числу важных для сторон условий договора энергоснабжения относятся тарифы на потребляемую энергию и порядок расчетов за нее.

Следует отметить, что наибольшее число споров между сторонами договора энергоснабжения, как правило, связано с оплатой энергии и порядком расчетов.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, независимо от их организационно — правовых форм, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и Основными положениями ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 1997 г. N 12 .

См.: Вестник ВАС РФ. 1995. N 6. С. 91 — 96.
См.: СЗ РФ. 1997. N 7. Ст. 855.

Государственное регулирование осуществляется путем утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию Федеральной энергетической комиссией и региональными энергетическими комиссиями в соответствии с полномочиями каждой из них.

Согласно Федеральному закону от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ (ст. 11) Федеральная энергетическая комиссия имеет следующие полномочия:

установление в соответствии с принципами, изложенными в указанном Федеральном законе, тарифов на электрическую энергию (мощность) на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности);

Читайте также:  Варианты оплаты госпошлины за паспорт РФ

установление нормативов формирования средств (размера средств), предназначенных для финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России, организации функционирования федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), включая установление экономически обоснованного размера абонентной платы за услуги по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России и иные услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также норматива формирования средств, предназначенных для обеспечения безопасности функционирования атомных электростанций;

разработка предложений по совершенствованию действующих и принятию новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию;

рассмотрение разногласий, возникших между региональными энергетическими комиссиями, потребителями, электроснабжение которых осуществляется с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), и энергоснабжающими организациями, по их просьбе и принятие решений по рассматриваемым разногласиям.

Региональные энергетические комиссии наделены следующими полномочиями (ст. 12 Федерального закона N 41-ФЗ):

установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, за исключением потребителей, имеющих доступ на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также размера платы за услуги по передаче электроэнергии по сетям (регулирование тарифов региональными энергетическими комиссиями осуществляется на основании положений, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с принципами, изложенными в названном выше Федеральном законе от 14 апреля 1995 г., и исходя из основ ценообразования на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации);

разработка предложений по целевым программам развития электроэнергетики, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы субъектов Российской Федерации;

согласование предложений о размещении и расширении предприятий и объектов электроэнергетики независимо от форм собственности, деятельность которых затрагивает интересы соответствующих субъектов Российской Федерации;

проверка хозяйственной деятельности энергоснабжающих организаций, для которых тарифы устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию;

участие в формировании балансов электрической энергии (мощности).

Споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, в том числе разногласия, не разрешенные Федеральной энергетической комиссией, подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Порядок разрешения разногласий при обращении в Федеральную энергетическую комиссию определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 1174 «Об утверждении Правил рассмотрения Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации разногласий, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, и уплаты сбора за рассмотрение таких разногласий» .

См.: СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4388.

Основанием для рассмотрения комиссией разногласий являются соответствующие заявления региональных энергетических комиссий, потребителей и поставщиков электрической и тепловой энергии (мощности).

Тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются по группам потребителей. Потребители электроэнергии (кроме населения и оптовых потребителей — перепродавцов) делятся на две основные группы:

I — промышленные и приравненные к ним потребители с присоединенной мощностью 750 кВ.А и выше, при расчетах с которыми взимается плата за заявленную (абонированную) потребителем мощность и за потребленное количество электрической энергии (двухставочный тариф);

II — остальные потребители, с которых плата взимается за фактически потребляемое количество энергии (одноставочный тариф).

Тарифы на тепловую энергию также устанавливаются по группам потребителей.

Пунктом 2 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. Это правило носит диспозитивный характер и действует лишь в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки оплаты энергии. В договоре энергоснабжения стороны, как правило, предусматривают уплату абонентом заявленной (абонированной) мощности до начала или в первых числах расчетного периода.

Плата за электрическую мощность по сути является платой за ее абонирование и возможность в любой момент времени использовать величину заявленной мощности. В случае недоиспользования договорной величины электрической мощности оплата производится за всю предусмотренную договором величину, а не за фактически использованную мощность.

Абоненты, покупающие энергию как для использования на свои нужды, так и для перепродажи другим потребителям, рассчитываются за нее с энергоснабжающей организацией и с субабонентами по соответствующим тарифам, установленным Федеральной или региональной энергетической комиссией.

С учетом специфики энергии и технологии энергоснабжения (единый цикл производства, транспортировки и потребления, многочисленность контрагентов — потребителей, состоящих в договорных отношениях с энергоснабжающей организацией) в Российской Федерации традиционно применяется безакцептная форма расчетов за поставляемую энергию. Применение указанной формы расчетов за энергию, отпущенную промышленным и приравненным к ним потребителям, предусматривалось Правилами пользования электрической и тепловой энергией, Указом Президента Российской Федерации от 18 сентября 1992 г. N 1091 «О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно — энергетического комплекса» .

Заключение договора энергоснабжения

В тех случаях, когда в качестве абонента выступает физическое ли­цо и энергия используется последним в целях бытового потребления, законодатель допускает упрощенный порядок заключения договора: для того, чтобы признать договор заключенным, достаточно первого фактического подключения абонента в установленном порядке к при­соединенной сети (п. 1 ст. 540 ГК).

Договор энергоснабжения, заклю­чаемый энергоснабжающей организацией с абонентом-гражданином, относится к договорам присоединения (ст. 428 ГК). Договор энергоснаб­жения, заключенный с абонентом-гражданином, считается заключен­ным на неопределенный срок.

Абонент, являющийся юридическим лицом, при заключении догово­ра энергоснабжения должен располагать отвечающим установленным техническим требованиям энергопринимающим устройством, присоеди­ненным к сетям энергоснабжающей организации, а также обеспечить учет потребления энергии (п. 2 ст. 539 ГК). Указанные обязательные для абонента условия иногда называются технической предпосылкой заключения договора энергоснабжения. Отсутствие у абонента ис­правной энергоустановки (либо неисправность имеющейся энергоус­тановки), присоединенной к сетям энергоснабжающей организации, другого необходимого оборудования, а также необеспечение учета по­требления энергии лишают его возможности реализовать свое право на заключение договора с энергоснабжающей организацией, несмот­ря на обязанность последней заключать договор со всяким, кто к ней обратится (ст. 426 ГК).

Согласованный характер условий

Существенные условия договора энергоснабжения признаются согласованными, если они соблюдаются обеими сторонами. В договоре предусматривается количество Квт/ч ресурсов для отпуска, а также размер мощности оборудования абонента. Суммарные величины мощности не могут устанавливаться в большем размере, чем те возможности, которые имеет соответствующее оборудование.

Также принимается во внимание то, что компании, поставляющие ресурсы, обычно являются монополистами. При регулировании их деятельности определяются потребительские категории или те, которые подлежат обязательной эксплуатации, или те, в отношении которых используется минимальная степень обеспечения. Данное регулирование используется при невозможности удовлетворить потребности абонентов полностью. Тогда количество энергии предоставляется согласно заказу, но в минимальном размере, определенном энергоснабжающей организацией.

Изменение и расторжение договора

Существенными условиями договора энергоснабжения являются его изменении и расторжение. По общему правилу действует презумпция, согласно которой правоотношения могут меняться или расторгаться по согласию сторон. При этом из общей нормы есть два исключения, которые позволяют выполнять данные действия по требованию какой-то стороны. К таковым относятся следующие:

  1. Второй стороной нарушены условия, влекущие для контрагента такой ущерб, из-за которого он лишается того, на что мог рассчитывать при подписании соглашения.
  2. Могут встречаться другие случаи, предусмотренные ГК РФ. Например, договор допускается изменить или расторгнуть по требованию стороны, если в него были включены условия, имеющие обременительный характер, даже в том случае, если они не противоречат закону. Кредитор вправе отказаться от договора, если собственник, к примеру, принял решение о реорганизации.

Понятие договора энергоснабжения

Согласно договору энергоснабжения одна сторона за плату передает другой стороне определенный товар, в данном случае энергию. Так как указанный товар имеет некоторые специфические свойства, эти отношения государство регулирует в специальных нормах. Поэтому к такому договору, кроме ГК РФ, применяются нормы ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и ФЗ «Об электроэнергетике», а также других правовых актов об энергоснабжении. Под энергоснабжением ГК РФ имеет в виду любые формы энергии — газ, вода, тепло, свет и т.п.

Спецификой договора является также то, что к отношениям из договора теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и т.п. установленные ГК РФ правила применяются только тогда, когда специальным законом или прочими правовыми актами не установлено что-то иное.

Договор энергоснабжения является взаимным, возмездным, консенсуальным и публичным. Публичность договора означает, что организация должна осуществлять услуги по договору в отношении всех, кто к ней обратится.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *