Предварительное согласование земельного участка 4 варианта

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предварительное согласование земельного участка 4 варианта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданин имеет право приобрести в собственность или взять в аренду государственную или муниципальную землю. Сделать это можно двумя способами: на аукционе или напрямую, без торгов; второй способ выглядит привлекательнее с финансовой точки зрения. Для него разработана процедура предварительного согласования (ПС), и она доступна для любого гражданина.

Предварительное согласование земельного участка для ведения садоводства.

Как упоминалось выше, дачные участки с 01 января 2019 года считаются садовыми.

По этой причине, запускать предварительное согласование можно в отношении садовых участков.

Следует обратить внимание на один нюанс.

Этот аспект создает определенное непонимание и путаницу в получении земли.

Нюанс состоит в следующем.

Существует 2 похожих, но не тождественных вида разрешенного использования земельных участков:

  • садоводство,
  • ведение садоводства.

Похожие названия создают иллюзию у неискушенных читателей, что указанные ВРИ идентичны.

Это не так.

Садоводство и ведение садоводства, абсолютно разные виды разрешенного использования.

В частности,

  • садоводство предусматривает осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях. Садоводство связанно с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.

Указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством. Он имеет в Классификаторе код 1.5.

  • ведение садоводства предполагает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Ведение садоводства предполагает размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, хозяйственных построек и гаражей.

Указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …». Он имеет в Классификаторе код 13.2.

Понимание этих различий имеет важное значение.

Через предварительное согласование получают участки для ведения садоводства.

Получение постановления о предварительном согласовании.

Данная стадия это фактически завершение успешного прохождения процедуры предварительного согласования.

На данной стадии администрация принимают постановление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Постановление утверждает схему участка, которая прилагалась к заявлению.

Данное постановление дает право получения земельного участка в аренду или собственность без торгов.

Обратите внимание.

Словосочетание «без торгов» не означает, что участок отдают бесплатно.

За него придется платить, потому что предварительное согласование, как упоминалось ранее, это не льгота.

Один из способов определения возможной цены земельного участка смотрите в 2-х видео.

Никакого постановления о предварительном согласовании нет в помине.

Чиновники пожимают плечами: «мы не знаем, кто вам такое говорил». «Вышла какая-то досадная ошибка» и т.д. и т.п.

Иными словами, доверчивый гражданин, полагаясь на честность, оплатил кадастровые работы. Провел межевание участка, который ему предварительно не согласовывали.

Морально-нравственную сторону подобных действий, некоторых нечистоплотных слуг народа, оставим за скобками.

В результате администрация получает готовый сформированный участок, который можно выставить на аукцион.

При этом, чиновники не тратили деньги на оплату услуг кадастрового инженера.

Доверчивый гражданин остается без участка, с кучей чеков и неясными перспективами взыскать расходы через суд.

Безусловно, не все чиновники вводят людей в заблуждения, эксплуатируя их доверчивость. Есть и порядочные люди.

Однако, чтобы избежать подобных ловушек, всегда:

  • требуйте выдать на руки оригинал постановления и утвержденную схему,
  • приступайте к кадастровым работам только после получения постановления и проверки его на предмет ошибок.

Подведем итоги.

Предварительное согласование предоставления земельного участка – это один из способов получения земли.

Обычные граждане, не имеющие льгот, могут многократно пользоваться данной процедурой с целью получения участков:

  • для ИЖС,
  • ведения ЛПХ в границах населенного пункта,
  • ведения садоводства,
  • осуществления КФХ его деятельности.

Одним из документов, который запускает процедуру предварительного согласования, является Заявление.

Утвержденной формы данного заявления не существует.

Что надо знать о решении и как избежать отказа

Смысл решения о ПС надела – утверждение схемы расположения угодий. Если вы все сделали правильно и собрали все необходимые документы, оснований для отказа в ПС предоставления участка не будет.

Решение выдается на руки, после чего следующим шагом заявителя будет обращение к кадастровому инженеру. Специалист составит межевой план, после чего участок зарегистрируют; постановка на кадастровый учет – процедура бесплатная.

Читайте также:  Как узнать реквизиты ЕНС с 2023 года

Решение дает его обладателю право на получение ЗУ без проведения торгов. У документа есть два ограничения:

  • Участок приобретается для соответствующих целей, указанных в заявлении, менять которые нельзя.

Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка

  • Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка?
  • Согласно нормам действующего земельного законодательства, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляться посредством проведения торгов (конкурсов или аукционов) или, в случаях, определенных законом, без их проведения.
  • Порядок предоставления земельных участков без проведения торгов устанавливается земельным законодательством и предусматривает следующие процедуры:
  • — подготовка заинтересованными лицами схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению и принятие этим органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • — обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственная регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • — подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
  • — заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
  • Таким образом, решение уполномоченных органов о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для его последующего кадастрового учета и принятия решения о предоставлении.
  • Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельного участков без проведения торгов, его оборотоспособности (выявление ограничений в передаче участка в собственность или аренду), а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Согласно нормам данной статьи, заинтересованные лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением, в котором указываются:

  1. 1) для граждан: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
  2. 2) для юридических лиц — наименование и место нахождения, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  3. 3) кадастровый номер земельного участка, при наличии и в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению;
  4. 4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
  5. 5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
  6. 6) основание (из предусмотренных Земельным кодексом) предоставления земельного участка без проведения торгов;
  7. 7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
  8. 8) цель использования земельного участка;
  9. 9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  10. 10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
  11. 11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
  12. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и (установлены Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1);

  • 2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
  • 3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
  • 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
  • 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
  • 6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
  • В случае если поступившее заявление не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены перечисленные документы уполномоченный орган в течении 10 дней возвращает его заявителю с указанием причины возврата.
Читайте также:  Рассказываем о выходе на пенсию в Казахстане и разбираемся в нюансах

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка рассматривается в срок не более чем тридцать дней со дня его поступления.

За указанное время уполномоченный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка после его кадастрового учета!

Случаи изъятия участков земли

Приобретая право собственности на землю, владелец также берет на себя некоторые обязанности. Согласно 42 статье Земельного кодекса РФ, люди, которые владеют участком земли, имеющим целевое назначение, обязаны использовать его в соответствии с указанными целями. При несоблюдении требований этой статьи, муниципалитет вправе изъять участок земли.

В зависимости от обстоятельств изъятия участка, инициатором процесса могут являться органы федерального или местного уровней. Иногда землю забирают у собственника в упрощенном режиме, без вмешательства суда.

Законодательством предусмотрено четыре случая изъятия земли: в виде реквизиции, конфискации, для нужд муниципального или государственного характера или из-за неиспользования участка.

Особенности принудительного изъятия земли

К некоторым особенностям изъятия земли у собственника в принудительном порядке относят оценку правомерности действий самого собственника. Так, если в ходе изъятия земельного участка, будет выяснено, что он использовался с нарушением норм действующего земельного законодательства, то он может быть изъят на безвозмездной основе.

В случаях если нарушения носят незначительный характер, то размер возмещения может быть несколько уменьшен или же собственнику придется возместить ущерб, причиненный им земле.

Другой особенностью является тот факт, что независимую оценку участка и всего, что на нем расположено, оплачивает тот уполномоченный орган, который выступил инициатором изъятия, а несобственник, даже если последний заказал эту экспертизу самостоятельно. Потраченные средства ему возмещаются со стороны уполномоченного органа власти.

Уполномоченным органом определяется управляющая компания, которая осуществляет все работы: кадастровую оценку, реальную рыночную стоимость, переговоры с собственником, составление соглашения или подготовку иска в судебный орган.

Собственник со своей стороны имеет право защищать свое право собственности всеми законными способами, настаивать на осуществлении его права собственности и соблюдения норм Конституции РФ, по которой никто не может лишить права собственности, не имея на то достаточных оснований. Если собственник докажет в суде, что его земельный участок не подходит для тех нужд, под которые его хочет реализовать государство, то решение об изъятии может сложиться в его пользу и право собственности останется за ним.

Предоставление земельного участка для строительства осуществляется в аренду:

а) Государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казённым предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.

б) Религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного значения – в безвозмездное срочное пользование на срок их строительства.

Порядок предоставления участков для строительства:

1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места расположения объекта.

Выбор осуществляется в особой последовательности:

а) гражданин или юридическое лицо подаёт заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта.

В заявлении указывается назначение объекта, предположительное месторасположения, обоснование размера.

б) Орган местного самоуправления по заявлению обеспечивает выбор земельного участка на местности.

в) Результаты выбора оформляются актом о выборе земельного участка. К нему прилагаются расчёты убытков, которые понесут собственники, землепользователи, арендаторы, потери с/х производства.

г) Решение о предварительном согласовании месторасположения объекта является основанием принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3 лет.

2. Проведение работ по формированию земельного участка

3. Государственный кадастровый учёт земельного участка (участку присваивается номер)

4. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Решение о предварительном согласовании месторасположения объекта и проекта границ земельного участка является основанием для расположения этих границ на местности.

Решение исполнительного органа или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов являются основанием для государственной регистрации права постоянного бессрочного пользования при предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование.

Читайте также:  Кассационная жалоба: сроки подачи, порядок подачи и рассмотрения кассации

Особенности процедуры согласования

При предоставлении земельных участков следует учитывать множество различных индивидуальных особенностей. Рассмотрим ряд тонкостей, которые потребуется учесть при подаче заявления и сотрудничестве с органами управления при предоставлении земельных участков:

  • Чтобы точно узнать наименование органа, в который необходимо обратиться за предоставлением услуги, можно обратиться к местному регламенту, устанавливающему порядок предоставления земельного участка.
  • Приблизительный срок реализации данной услуги менее 30 календарных дней с момента подачи заявления.
  • Организация, принимающая решение об одобрении или отклонении заявления, может отказать в принятии заявления в случае несоответствия размеров или расположения участка стандартам Федерального закона.

Образец и правила составления заявления

Согласно действующим правилам в документе заявитель должен отразить такую информацию:

  1. ФИО, адрес по паспорту, контактные данные (а в случае с компанией или общественным объединением – номер регистрации, кроме тех случаев, когда заявителем является иностранная организация).
  2. Кадастровый номер, который присвоен данному земельному участку.
  3. Если предполагается образовать участок, подаются данные соответствующего решения (название, номер, дата).
  4. Причина, по которой заявитель может получить территорию без организации проведения специальных аукционов (например, религиозное учреждение, многодетная семья и т.п.).
  5. Для каких задач будет использован земельный участок, (его предоставление в любом случае должно пройти все этапы предварительного согласования): в заявлении приводятся официальные формулировки, например: «для ИЖС».
  6. Вид права, по которому предполагается переход территории: собственность, аренда или использование без заранее определенного срока.
  7. Если землю предполагается передать заявителю взамен той, что была изъята федеральным или муниципальным органом, следует дополнительно вписать реквизиты соответствующего решения (номер, дата, название).

Документ заполняется в печатном или рукописном виде – разборчиво, без исправлений и помарок.

Если после принятия заявления было обнаружено еще одно, поданное ранее на тот же участок, совпадающее полностью или отчасти в представленной схеме, местная администрация объявляет о прекращении разбора заявления, поданного позднее. Об этом информируют претендента на землю.

Решение о предварительном согласовании должно содержать определенную информацию:

  • основание для передачи участка;
  • ФИО или наименование организации;
  • место расположения рассматриваемого объекта;
  • адрес и площадь участка;
  • категория земли;
  • реестр документов, прилагаемых к решению.

Принятое решение действительно сроком на 2 года. Оно является основанием для дальнейшего оформления объекта.

Решение может содержать отказ о предоставлении участка согласно статье 39.16 ЗК. Связано это может быть с определенными причинами:

  • ошибки при составлении схемы;
  • заявитель не имеет оснований для обращения с заявкой на оформление земли без проведения аукциона;
  • земельный надел уже располагает пользователем;
  • объект выставлен на аукцион;
  • площадь больше допустимых норм в законодательстве;
  • данный объект считается участком, отведенным для регионального или муниципального строительства.

Причины для изменения вида использования

Для принятия постановления о проведении предварительного рассмотрения заявления о выдаче участка, который будет образован, требуется предоставить обоснованные причины для изменения вида разрешенного применения этого надела или перевода его в иную категорию. Это нужно в случае, если заявление на предварительное рассмотрение содержит просьбу об изменении цели использования, так как она не может оставаться прежней:

  • вид разрешенного использования искомых гектаров не соответствует характеристикам применения земельных наделов, принятым для материнской зоны;
  • категория образованного участка не соответствует этому показателю у других наделов в этой территории;
  • нет соответствия по категории и разрешенному применению с тем участком, из которого сотки надела должны будут выделены.

Порядок предоставления земельного участка

Выделение государственной земли производится посредством торгов. Торги проводятся в виде аукциона. Федеральным законом от 23 июня 2014 года №171-ФЗ о внесении изменений в Земельный кодекс установлен перечень исключений, когда земля может быть передана иным способом:

  • продажа земли, находящейся в собственности государства, без процедуры торгов (ст. 39.3 ЗК РФ);
  • выделение земли физическому или юридическому лицу в собственность на безвозмездной основе (ст. 39.5 ЗК РФ);
  • выделение земли в аренду без процедуры торгов (ст. 39.6 ЗК РФ).

Федеральный закон определяет:

  • сроки выделения земли;
  • основания для отказа в выделении земли;
  • список документов для выделения.

Для участия в аукционе заявитель подает:

  • заявку на участие по установленной форме с указанием реквизитов для перечисления задатка;
  • ксерокопии документов, удостоверяющих личность;
  • нотариально заверенный перевод документов о госрегистрации организации согласно закону иностранного государства, если заявитель – иностранное юрлицо;
  • документ о внесении задатка.

Перечень электронных документов включает:

  • схему расположения объекта;
  • извещение о проведении аукциона в электронном виде;
  • заявление о предварительном согласовании выделения земли;
  • заявление об установлении сервитута;
  • заявление о перераспределении участков с прилагающимися документами;
  • проект межевания в виде электронного документа;
  • заявление о проведении аукциона;
  • заявление о подтверждении схемы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *