Около 2 тысяч участков в ЕГРН имеют пересечения границ с землями лесного фонда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Около 2 тысяч участков в ЕГРН имеют пересечения границ с землями лесного фонда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии». По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность. Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда. Таких объектов на территории России больше миллиона.

Частями 1, 2 и 3 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, предусматривающие возможность осуществления государственного кадастрового учета указанных в ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Закона о регистрации земельных участков, в том числе и при наличии пересечения их границ с границами лесного участка, лесничества, лесопарка.

При государственном кадастровом учете в случаях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 60.2 Закона о регистрации, при выявлении пересечения границ лесных участков (при наличии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) координат характерных точек границ лесных участков) и земельных участков изменение описания местоположения границ лесных участков в целях устранения такого пересечения осуществляется на основании сведений о местоположении границ земельных участков, содержащихся в межевом плане, предоставленном в орган регистрации прав с соответствующим заявлением.

Согласно ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Вместе с тем, ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации…» (далее – Закон №280-ФЗ) установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, а также предоставленных до 08.08.2008 для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства.

Согласно данным правилам согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств и лесопарков. Эти правила действуют ограниченный срок – до 01.01.2023 и являются исключением из общих положений, установленных ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации. При этом указанные правила не исключают необходимость проведения согласования в отношении местоположения частей границ земельного участка, которые не являются одновременно частями границ лесных участков.

При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводится ссылка на соответствующие положения Закона №280-ФЗ.

Таким образом, обращаем Ваше внимание, что в случае проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, при этом уточняемый земельный участок не относится к земельным участкам, указанным в ч. 9 ст. 10 Закона №280-ФЗ – кадастровому инженеру необходимо провести процедуру согласования местоположения границ данного земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области в соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона о регистрации.

При этом в реквизит «6» раздела межевого плана «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях» необходимо указать в качестве смежного земельного участка кадастровый номер земельного участка лесного фонда.

При наличии в межевом плане сведений о согласовании местоположения границ земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области, орган регистрации прав будет осуществлять государственный кадастровый учет земельного участка и в соответствии с ч. 3 ст. 60.2 Закона о регистрации изменять местоположения границ земельного участка лесного фонда.

Читайте также:  Трудовое соглашение: что это за документ?

В случае отсутствия согласования местоположения границ уточняемого земельного участка с Главным Управлением лесами по Челябинской области органом регистрации прав будет приниматься решение о приостановлении в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 26 Закона о регистрации.

Аналогичное согласование местоположения границ земельного участка с Главным Управлением лесами Челябинской области необходимо осуществлять при постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, в случае если данный земельный участок не относится к земельным участкам, указанным в ч. 9 ст. 10 Закона №280-ФЗ.

Существует так называемый закон о лесной амнистии, с помощью которого регламентируется ликвидация пересечений границ земельных участков с границами лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости. Полное название этого закона — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель». Именно благодаря этому закону вы можете решить проблему пересечения ваших границ с землями лесного фонда.

Поправки, вносимые по судебному акту

Вступившее в законную силу постановление суда (арбитражного суда) в течение от 3 до 5 дней направляется всем участникам дела, в том числе и в кадастр. орган для исполнения.

На практике, для большей уверенности в исполнении предписаний суда, истцу (собственнику, правообладателю недвижимости) лучше продублировать такую пересылку в ОКУ. Для этого предпринять одно из действий:

  • пишется заявление об устранении неточностей в ГКН, к которому прилагается заверенная копия судебного акта (как основание для необходимых исправлений) и иные документы кадастрового характера.
  • в росреестр представляется обыкновенное сопроводительное письмо, в котором указывается: какое судебное постановление передается для исполнения (когда и каким судом оно вынесено, номер судебного дела, наименование сторон и иных участников процесса).

Когда кадастровики могут уклоняться от исполнения судебного предписания, действия те же, как исправлении ТО.

Но иногда ОКУ идет на большее ухищрение, а именно он приостанавливает проведение кадастр. учета. Таким образом, как бы формально судебный акт исполняется, но фактически ему не дают ходу.

В таком случае следует обжаловать решение о приостановке учета, так как такая приостановка может тянуться до 3 месяцев. Можно, конечно подождать истечение этого срока, но нет гарантий, что в учете не будет отказано по надуманным основаниям или не обнаружатся новые основания для приостановки.

Споры по поводу РО сложнее, нежели о технических неточностях. Поводом идти в суд бывают:

  • кадастр.палата отказывается поставить объект недвижимости на учет, не выдает кадастровый паспорт;
  • инженером подготовлено заключение об обнаружении погрешности в процессе выполнения землеустроительных работ.

Кроме несогласия истцов с принятым решением ОКУ, в большинстве случаев возникает спор о праве, то есть разногласия между собственниками и иными правообладателями объектов недвижимости (например, относительно расположения границ соседствующих земельных участков и их площадей).

Основные правила составления иска и ведения дела при КО такие же как и в случае с тех. ошибкой. Но все же имеется своя специфика:

  • Если имеется спор о праве на недвижимость, то 3 месячный срок не может ограничивать право истца на обращение в суд. Спор о притязаниях на недвижимость не имеет срока исковой давности.
  • К общему числу ответчиков нужно привлекать (при необходимости) лиц, которые имеют право на собственность причастную к спору.
  • К иску прикладываются, кроме прочего, обновленные межевые, технические планы, акты обследования, содержащие надлежащие сведения, которые необходимо включить в кадастр, а также данные о ранних неточностях.
  • признать данные, содержащиеся в ГКН кадастровой ошибкой;
  • решение ОКУ об отказе в исправлении РО признать недействительным;
  • требование по существу спора о праве на объект недвижимости (например, признать право на объект (его часть) за истцом, а также отсутствующим право на объект (его часть) ответчика, либо признать расположение объекта недвижимости с нарушением требований закона).

Что делать при пересечение границ участков

Пересечение границ земельного участка как разновидность земельного спора разрешается путем судебного определения местоположения земельного участка на основании фактического местоположения земельного участка, проверки изменения границ земельного участка, с учетом сведений ГКН и прочего. В этом суть конфликта, отсюда и необходимость обращения в суд, так как только суд может исправить ошибки при постановке на кадастровый учет и снять с кадастрового учета координаты поворотных точек соседей.

В идеале, пересечения границ земельного участка быть не должно, то есть изначально надо координировать границы указанные на бумаге с границами фактически установленными на местности и в случае необходимости согласовать с соседями и местной администрацией. Проблема возникает, если при этом площадь вашего участка или участка ваших противников окажется существенно меньше номинальной. А такое бывает очень часто и причина этого — нарушения допущенные кем-то из ваших соседей (в том числе не имеющих с вами общих границ). Например если один передвинул свои границы, то и его соседи передвинули свои, что бы площади не уменьшились.

А теперь представим ситуацию, когда указанные нарушения произошли с двух сторон от вашего участка. И вот — ваш участок, если сведения из кадастра относительно ваших соседей перенести на местность сузился, а вы естественно с таким положением дел согласиться не можете. И вот здесь начинается очень серьезный спор, так как речь идет не о нескольких квадратных метрах, а часто о нескольких сотках земли. С чего начать решение вопроса пересечения границ земельного участка? Мы предлагаем: адвокатскую консультацию, сопровождение дела в суд и организацию исполнения решения суда — то есть весь спектр решения проблемы, связанной с пересечением границ земельного участка с границами смежных участков.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными. Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре. Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства). Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права. Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду. Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Кадастровый учет лесных участков: кто организует?

Федеральные или региональные властные органы, ведущие государственный лесной реестр, занимаются и проведением Государственного кадастрового учета лесного фонда:

  • по федеральному лесному фонду – Федеральная служба лесного хозяйства РФ, ее филиалы, расположенные в российских регионах, и лесхозы;
  • по лесным участкам, входящим в состав государственных заповедников, – Госкомитет РФ по охране окружающей среды;
  • по участкам, переданным лесным хозяйствам образовательных учреждений – Минобранауки РФ и лесхозы;
  • по лесам, которые находятся в пользовании сельскохозяйственных организаций, – Минсельхоз РФ;
  • по лесному фонду в целом по России – Федеральная служба лесного хозяйства РФ.

Новый лесной кодекс РФ передал большую часть полномочий по ведению лесного реестра на региональный уровень. Исключение составили субъекты РФ, в которых среднюю плотность населения превышает установленную норму в пятнадцать раз. Сегодня к таким регионам относится лишь Московская область, в связи с чем, учет лесных участков на ее территории выполняют федеральные власти – Рослесхоз и его территориальные органы.

В остальных случаях, за проведение государственной инвентаризации лесов, определяющей качественные и количественные характеристики лесных территорий, постановку на кадастровый учет лесных участков отвечает «Рослесинфорг». Также он выступает оператором АИС ГРЛ (информационной автоматизированной системы «Государственный лесной реестр»), выполняя ряд функций:

  • обеспечение необходимой информацией исполнительные органы в сфере лесных отношений;
  • своевременное внесение изменений в АИС ГРЛ;
  • сбор данных о проводимых на территории России мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов.

Недавно «Рослесинфорг» стал государственным предприятием, поскольку решение подобных задач невозможно было доверить коммерческой структуре.

Раздел лесного участка

Например, когда необходимо использовать леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, разместить гидротехническое сооружение или осуществлять разработку месторождений полезных ископаемых зачастую возникают проблемы с тем, что испрашиваемый участок является частью другого лесного (земельного) участка уже поставленного на государственный кадастровый учет и, возможно, даже предоставленного другому арендатору.

Читайте также:  Можно ли оформить налоговый вычет через МФЦ в Уфе

Рекомендуем прочесть: Укрытие доходов от алиментов

В данном случае, конечно, возможно начинать процедуру образования необходимого лесного (земельного) участка путем раздела существующего лесного (земельного) участка, но на практике данная процедура чрезмерно сложна и зависит от огромного количества факторов, в том числе доброй воли существующего арендатора и органа государственной власти уполномоченного в области лесных отношений.

Включение участка из земель лесного фонда в границы населенного пункта не является основанием прекращения права федеральной собственности на землю

Обращаясь к сути дела, Президиум ВАС РФ в приведенном Постановлении в том числе пояснил, что в соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого участка, в данном случае — Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 19 ЗК РФ для обеспечения развития муниципальных образований могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. Безвозмездная передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в установленном законом порядке. При этом законодательством Российской Федерации не предусмотрено переведение территорий, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.

В приведенном случае, осуществляя распоряжение земельным участком уже после его включения в границы населенного пункта, администрация поселения не посчитала его находящимся в федеральной собственности. Напротив, орган местного самоуправления сделал вывод о том, что право собственности на земельный участок, оказавшийся в границах населенного пункта, стало неразграниченным. Одна из причин, по которой органы местного самоуправления приходят к такому ошибочному выводу, описана выше. Однако есть и другая.

Когда и кому можно передавать ЗЛФ

Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.

Единственная возможность получить такие земельные участки в собственность – изменить их целевое назначение и, соответственно, перевести их в другую категорию.

О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.

Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:

  • права постоянного пользования;
  • аренды земельных участков;
  • сервитута, в том числе публичного;
  • права безвозмездного пользования;
  • концессионного соглашения.

Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Перевод земель лесного фонда в другую категорию

Если на дачном участке проводилось межевание, то возможно два варианта развития событий. В случае когда в ЕГРН уже есть сведения о границах земельного и лесного участков, надо обратиться в Росреестр, который самостоятельно, без участия владельца участка устранит пересечение. Если же сведения о границах лесного участка не внесены в ЕГРН, проблему можно решить через региональное учреждение Федерального агентства лесного хозяйства. Необходимо подать туда заявление о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра и копии документов о праве собственности.

В августе 2017 года в Миас­ский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.

Закон о лесной амнистии – так в разговорной речи называют закон, который регулирует устранение пересечений границ земельного участка с границами лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Его полное название – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель».

Если право собственности на земельный участок возникло у гражданина до 1 января 2016 года, а сведения о границах лесного участка были внесены в ЕГРН позже даты возникновения прав гражданина на земельный участок, Росреестр по заявлению собственника устранит пересечение его границ с границами лесного участка. Платить не придётся: гражданин платит только за учётно-регистрационное действие, если оно требуется. Кроме того, решение будет принято в пользу земельного участка, а не лесного фонда.

Понадобится заявление о кадастровом учёте земельного участка с целью уточнения его границ и подготовленный кадастровым инженером межевой план.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *