Малый средний и крупный бизнес критерии 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый средний и крупный бизнес критерии 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основные критерии, по которым можно отнести организацию к той или иной категории, устанавливается государственными структурами. Причем главными требованиями тут остаются численность сотрудников (работников), а также размеры получаемого валового дохода. Досконально ознакомиться с ними можно, изучив законодательство Российской Федерации, а именно закон за номером 209-ФЗ, статью 4, выпущенный 24 июля 2007 года, где и дана подробная информация по этому вопросу.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Что дает этот статус для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), предприятия или организации

Данное положение имеет весьма привлекательные стороны, потому что со стороны государства для этого вида бизнеса предусмотрено ряд весомых льгот в виде скидок и бонусов. Назначены они не случайно, именно таким образом решено было достигнуть следующих целей:

  • Снижение напряженности населения за счет повышения благосостояния, путем создания новых рабочих мест.
  • Обеспечение комфортный вывод из тени различных самозанятых объектов, которые трудятся по модели фриланса.
  • Развитие новейших видов деятельности, к примеру, в области инноваций, которые не требуют никаких особых затрат.
  • Уменьшение выплат из бюджета, к примеру, на пособия по безработице, пенсионному и медицинскому страхования лиц, которые не трудоустроены.

Легче всего было добиться достижения таких целей, пройдя процедуру регистрирования максимально простой и комфортной. Таким образом, административное воздействие и налоговая нагрузка на предприятие небольшого размера было значительно снижено. Кроме того, подразумевается также целевое финансирование на деятельность начинающих предпринимателей в виде субсидирования, не требующего возврата средств в итоге.

Критерии малого предприятия 2021

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО. Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг)

Предельные значения для третьего критерия — размера «реализационной» выручки (определяется без учета НДС) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости ОС и НМА) за предшествующий календарный год — определены в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Но не прямо, а с отсылкой на правительственный акт.

Заметим: предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их утверждении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ).

Читайте также:  Конец ЕНВД: девять важных вопросов об отмене налогового спецрежима

Причем ранее имелась норма (ч. 2 названной статьи), которая оговаривала периодичность принятия подобного акта — раз в пять лет. На основании пп. «б» п. 2 ст. 5 Закона N 156-ФЗ она признана утратившей силу. Исходя из этого данное изменение теперь не ограничивает Правительство РФ каким-либо сроком для установления новых предельных значений для размера выручки от реализации товаров (работ, услуг), что, в свою очередь, указывает на необходимость осуществления хозяйствующими субъектами регулярного мониторинга обозначенных предельных значений.

Вскоре после корректировки положений ст. 4 Закона N 209-ФЗ Правительством РФ (Постановление от 13.07.2015 N 702) были утверждены новые предельные значения размеров выручки, подлежащие применению для определения статуса хозяйствующего субъекта.

Итак, для подтверждения принадлежности к субъектам малого и среднего бизнеса хозяйствующий субъект должен соответствовать ряду критериев, определенных положениями Закона N 209-ФЗ (требованиям к структуре уставного (складочного) капитала, средней численности и размеру выручки от реализации товаров, работ и услуг). Для этого ему не нужно получать никакого специального документа. Свой статус он может подтвердить налоговой и статистической отчетностью (в части размера выручки и средней численности) и выпиской из ЕГРЮЛ (в части структуры уставного капитала). Если предельные значения (выручки и средней численности) будут выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим, хозяйствующий субъект более не будет считаться представителем малого и среднего бизнеса.

В Письме N Д05и-1163 чиновники Минэкономразвития пояснили порядок выполнения требований Закона N 209-ФЗ о периодичности соблюдения предельных значений. Однако их рассуждения, по мнению автора, являются спорными, а потому следование им является рискованным для хозяйствующих субъектов.

Как попасть в реестр СМП и какая информация в нем содержится?

Формирование базы данных происходит автоматически на основании:

— сведений налоговой отчетности (в т.ч. по спецрежимам), которую организации/ИП подавали в налоговые органы за предыдущий календарный год;

— сведений, размещенных в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;

— сведений, полученных ФНС от других организаций в рамках информационного обмена.

Таким образом, чтобы попасть в реестр никаких документов предоставлять не нужно.

Также в базе располагаются дополнительные сведения. Их можно подать с помощью специального электронного сервиса. Это информация о видах производимой продукции, имеющемся опыте, а также об участии в программах партнёрства.

В состав реестра входит обширный объем данных не только о категории субъекта СМП (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности, продукции, лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд и некоторых видов юридических лиц.

Список таких сведений составлен на основании действующего законодательства: ч.3 ст.4.1 № 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ) и обязательно должен содержать:

  1. Название юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя;
  2. ИНН;
  3. Место нахождения юридического лица или место жительства ИП;
  4. Дата внесения сведений о юридическом лице или об ИП в реестр;
  5. Категория МСП (микро-, малое или среднее предприятие);
  6. Отметка о том, что юридическое лицо или ИП является вновь созданным юридическим лицом/вновь зарегистрированным ИП;
  7. Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
  8. Сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о полученных лицензиях.

Некоторая информация может быть внесена в базу в добровольно-заявительном порядке:

  • сведения о производимой продукции юрлицом/ИП (в соответствии с ОКПД) с указанием отнесения такой продукции к инновационной и высокотехнологичной;
  • сведения о включении юрлица/ИП в программы партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с № 223-ФЗ от 18.07.2011 г.
  • сведения о заключенных контрактах в предыдущем году у юрлица/ИП согласно 44-ФЗ и (или) 223-ФЗ.

Данную информацию ИП может подать в электронном виде, подписав документ усиленной квалифицированной электронной подписью, на официальном сайте ФНС.

Для того, чтобы заказчик смог ознакомится с субъектом СМП и выйти с ним на связь можно внести дополнительные сведения: контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Для этого нужно войти в сервис передачи информации субъектом МСП, авторизоваться с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи и заполнить предложенную форму.

Немного об ответственности за нарушения при ведении предпринимательской деятельности

Федеральный закон № 408-ФЗ также несколько ужесточил ответственность для хозяйствующих субъектов за нарушения при ведении предпринимательской деятельности. Речь идет, прежде всего, о ст. 14.1 КоАП РФ.

В части 3 данной статьи установлено наказание за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, определенных специальным разрешением (лицензией). Она предусматривает вынесение предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 4 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб.

Но в ч. 4 той же статьи мы находим более высокие ставки наказаний, если это же нарушение признано грубым. Правда, в КоАП РФ не поясняется, что понимается в данном случае под грубым нарушением, лишь указывается, что такое понятие устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Так вот, с 01.01.2016 эти более высокие, чем в обычном случае, ставки выросли еще. Так, на предпринимателей налагался штраф в пределах от 4 000 до 5 000 руб., теперь верхняя граница данного диапазона поднялась до 8 000 руб. (вместо этого по-прежнему возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Информация о малых и средних предприятиях, которая содержится в реестре, размещается и обновляется 10-го числа каждого месяца на официальном сайте ФНС в специальном разделе. Размещенные сведения являются общедоступными в течение 5 календарных лет, следующих за годом размещения таких сведений на сайте (ч. 9 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ ).

Читайте также:  Повышение штрафов для тракторов, квадроциклов и снегоходов в апреле 2021 года

Подтверждение принадлежности организации или ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства производится заинтересованным лицом при его обращении к реестру (Письмо ФНС от 08.08.2017 № ГД-4-14/15554@ ). Для этого на сайте будет достаточно указать один из реквизитов организации или ИП: ИНН, ОГРН, ОГРНИП, наименование организации, Ф.И.О. ИП.

Сформированные на сайте ФНС сведения из реестра можно экспортировать в Excel или сохранить в формате PDF. Такие pdf-сведения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и обладают юридической силой в соответствии с п.п.1 и 3 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ .

Выдача налоговыми инспекциями аналогичных сведений в бумажном виде с оригинальными подписью и печатью не предусмотрена.

Статус субъекта малого предпринимательства

В соответствии с Законом № 44-ФЗ, при проведении процедуры определения поставщика, СМП не наделен обязанностью иметь и предъявлять свидетельство о своем присутствии в соответствующем реестре, например, региональном. Вместе с тем, в подаваемой на конкурс заявке участник обязан продекларировать свою принадлежность и соответствие субъектам малого предпринимательства.

Необходимо отметить, что закон ряда субъектов РФ (например, Москвы) предусматривает наличие реестров СМП. Однако, в соответствии с Законом, нахождение или отсутствие предпринимателя в таком реестре юридически не влияет на его статус как малого предпринимателя. Единственный критерий того, как подтвердить статус малого предприятия, это фактически соответствовать необходимым критериям его определения и заявить об этом в декларации.

СОНКО – это социально ориентированные некоммерческие организации.

Суть этого понятия подробно раскрывает Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». СОНКО создаются в форме общественной или религиозной организаций, общины малочисленных народов, казачьего общества, некоммерческого партнерства, социального или благотворительного фонда, ассоциации и союза и прочих. Такие предприятия не имеют основной цели извлечения прибыли от своей основной деятельности и работают для решения социальных проблем и развития гражданского общества.

В закупках появление аббревиатур СМП и СОНКО имеет смысловую нагрузку законно обоснованного ограничения участия в процедуре.

В целях развития малого и среднего бизнеса в нашей стране №44-ФЗ обязывает каждого заказчика осуществить не менее 25 % своего годового объема закупок у СМП и СОНКО. №223-ФЗ также требует закупить не менее 25 % годового объема у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП).

В условиях общих правил для всех участников закупок такая задача для заказчика могла бы стать невыполнимой, поскольку предприятия-гиганты с большой вероятностью предлагали бы лучшие условия исполнения контрактов, чем микропредприятия. Таким образом, рынок Госзакупок был бы полностью поделён между крупными предприятиями, а малому и среднему бизнесу путь туда был фактически закрыт.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в отечественном законодательстве

Основным и, пожалуй, на данный момент единственным действующим документом, выделяющим малое предпринимательство из общей массы юридических лиц и ПБОЮЛ, с 1 января 2008 г. будет являться Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 208-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 88-ФЗ).

Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету. Такой документ отражает имущественную самостоятельность юридического лица.

Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чье право нарушено, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным кодексом.

Малые предприятия могут учреждаться совместно с государственными, общественными кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Малыми предприятиями могут признаваться только коммерческие организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли.

Обратимся к статьям 116–121 Гражданского кодекса РФ, описывающим некоммерческие организации. К некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Следовательно, все указанные организационно-правовые формы не могут относиться к малому предпринимательству.

Малыми предприятиями могут являться только коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов.

Кроме того, доля иностранных юридических лиц в уставном капитале предприятия также не должна превышать 25 процентов. При участии в уставном капитале иностранных физических лиц организация может являться субъектом малого предпринимательства независимо от доли иностранного капитала.

Следует обратить внимание, что согласно данному критерию – как, впрочем, и в соответствии с другими из ряда рассматриваемых, – не предусмотрено никаких ограничений в аспекте организационно-правовой формы предприятия.

До настоящего момента остались неурегулированными некоторые вопросы по отнесению юридического лица к субъекту малого предпринимательства.

И раз решение по ним не было найдено в период практического использования статуса малого предпринимательства, то теперь, когда он не оказывает никакого влияния, эти вопросы долго не будут решены.

Так нередко бывает достаточно сложно определить, выполняется или нет требование законодательства относительно состава учредителей. Например, такая ситуация часто наблюдается в открытых акционерных обществах, акционерами которых может быть значительное число юридических лиц и состав учредителей которых может часто меняться.

Читайте также:  Штрафы за отсутствие медицинской книжки

Если уровень 25 процентов превышен не одним, а многими участниками АО, то определение статуса каждого из них представляется весьма затруднительным.

Следующий вопрос пока решается определенной неразвитостью рынка ценных бумаг, на котором обращаются акции только крупных организаций.

Если же в спекулятивной игре будут участвовать акции и относительно небольших компаний, то при достаточном интересе со стороны участников рынка будет происходить достаточно частая смена владельцев акций, что приведет к постоянной необходимости определения статуса каждого из них, и соответственно постоянной потере и приобретении статуса субъекта малого предпринимательства в зависимости от статуса нового владельца пакета акций. Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Как же определить, может ли в этом случае организация относиться к малому бизнесу?

Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к субъектам малого предпринимательства по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Предоставляемая законодательством альтернатива – годовой объем оборота или годовой объем прибыли – означает, что предприятие самостоятельно определяет, каким из этих показателей оно будет руководствоваться.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Корпорация МСП ведет Реестр в соответствии с статьей 8 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и приказом Минэкономразвития России от 31.05.2017 №262 «Об утверждении Порядка ведения реестров субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки и Требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (зарегистрирован в Минюсте России 11 августа 2017 г. № 47753).

В Реестре содержатся сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства, которым Корпорацией МСП оказана:

  • финансовая поддержка в виде предоставления независимых гарантий и поручительств Корпорации МСП, обеспечивающих кредитные и иные обязательства малых и средних предприятий;
  • поддержка в сфере образования в виде проведения обучающих мероприятий (семинаров) по вопросам участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках в соответствии с Федеральным законом от 11.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридически лиц».

В реестре содержатся следующие сведения в отношении каждого получателя поддержки:

  • наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;
  • вид, форма и размер предоставленной поддержки;
  • срок оказания поддержки;
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;
  • информация (в случае ее наличия) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Записи в Реестр вносятся в не позднее 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки (заключения договора о предоставлении поручительства, выдачи независимой гарантии, проведения обучающего мероприятия (семинара)) или о прекращении оказания поддержки.

В случае изменения каких-либо сведений реестров о получателе поддержки такие изменения вносятся в Реестр в течение 10 дней.

Исключаются сведения из Реестра по истечении 3 лет с даты окончания срока оказания поддержки.

Чем подтвердить статус малого предприятия?

Федеральной налоговой службой России и размещён на ее официальном сайте 01.08.2016 (по состоянию на 1 июля 2016 года) на основании:- сведений, содержащихся в налоговой отчётности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов) за предшествующий календарный год, представленной в Федеральную налоговую службу;- сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;- сведений, поступивших в Федеральную налоговую службу для целей формирования реестра в порядке информационного взаимодействия.Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей.

Что является преимуществами микропредприятия?

Поскольку МП относится к предприятиям малого бизнеса, на него распространяются все льготы и преимущества, предоставленные им:

  1. Специальные облегченные системы налогообложения, например: УСН, ЕНВД, патент и т. д.
  2. Освобождение от проведения налоговых проверок для некоторых видов налоговых режимов (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  3. «Налоговые каникулы» (ИП с патентной системой и УСН не обязаны уплачивать налог в течение двух лет в период с 2015 по 2020 год).
  4. Увеличенный срок уплаты административных штрафов в течение 2020 года.
  5. Субсидии от государства и возможность участия в различных программах поддержки малого бизнеса.
  6. Упрощенная бухгалтерская отчетность в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  7. Облегченная кассовая дисциплина (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  8. Особые условия при участии в госзакупках.

Кроме того, относительным новшеством в действующем законодательстве является введение упрощенного кадрового учета в МП, что отличает их от других представителей малого бизнеса (гл. 48.1 Трудового кодекса, введена законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Руководитель микропредприятия вправе отказаться от принятия ряда локальных нормативных документов (ст. 309.2 ТК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *