Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на ОПО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Разработка положения о порядке технического расследования причин инцидентов
ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503. В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПРИ. Иных рекомендаций по разработке ПРИ не существует.
Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПРИ на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).
Кому необходимо положение
Положение должно быть разработано в тех компаниях, которые используют в ходе своей коммерческой деятельности ОПО любого класса опасности. Согласно ранее действующим приказам ПТР готовили и согласовывали в Ростехнадзоре, как и ППК. Актуальные нормы предписывают проходить согласование ПТР в Ростехнадзоре.
В соответствии с отечественным законодательством все ИП и юридические лица, эксплуатирующие опасные участки, сооружения, оборудование, несут обязанности по:
- Участию в техническом расследовании аварийных ситуаций на производственных площадках
- Своевременному принятию мер для устранения и предотвращения повторных инцидентов
- Анализу предпосылок чрезвычайных ситуаций на опасных участках, устранению и профилактике подобных причин
- Информированию населения, федеральных и территориальных властей в области промышленной безопасности относительно произошедших аварий на ОПО
ПРИ — Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на опасном производственном объекте (ОПО) – это официальный документ, в котором ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте, а также устанавливается порядок расследования обстоятельств и причин аварии или несчастного случая на производстве. Положение о расследовании причин инцидентов разрабатывается на все объекты, которые внесены в Реестр опасных производственных объектов (в независимости от класса опасности) и подлежит обязательному согласованию (утверждению) в Ростехнадзоре.
Вести учет аварий и инцидентов на ОПО, предоставлять статистику аварий и предпринятых мер по ликвидации их последствий, оказывать содействие государственным органам (Ростехнадзору и другим) при техническом расследовании причин аварий – это не полный перечень обязательных требований промышленной безопасности (установленных Федеральным законом №116-ФЗ) к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Разработка и согласование: от 10 дней
Стоимость*: от 30000 руб.
Согласно приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011г. №480-ФЗ «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», при возникновении аварии или инцидента на опасном производственном объекте его руководитель обязан оповестить о происшествии в течение 24 часов:
- территориальный орган Службы, осуществляющий надзор за объектом, либо территориальный орган Службы, на территории деятельности которого произошла авария, инцидент (при временной регистрации передвижных технических устройств (кранов, подъемников (вышек), передвижных котельных, цистерн, вагонов, локомотивов, автомобилей и т.п.);
- вышестоящий орган или организацию (при наличии таковых);
- орган местного самоуправления;
- государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации;
- профсоюзную организацию;
- страховую компанию, с которой заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии, инцидента на опасном объекте;
- соответствующий орган прокуратуры.
А также руководитель ОПО обязан:
В ходе проведения расследования причин инцидента на месте происшествия комиссия составляет:
- протокол установленных фактов аварии;
- схематическую карту места происшествия;
- письменное документирование показаний очевидцев.
Положение о порядке расследования инцидентов на ОПО
Наши специалисты помогут Вам решить все вопросы
Силами наших специалистов может быть разработано Положение о порядке технического расследования инцидентов, данное Положение разрабатывается в обязательном порядке на предприятии, которое эксплуатирует опасные производственные объекты, вне зависимости от класса их опасности. В соответствии с существующими положениями, ПТР необходимо согласовывать в органах Ростехнадзора.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должна:
1. участвовать в расследовании причины возникновения аварии на ОПО, а также принять меры по ликвидации выявленных причин и проводить мероприятия в целях профилактики их возникновения в дальнейшем;
2. информировать в соответствии с установленным порядком федеральные органы исполнительной власти по обеспечению промышленной безопасности, а также его территориальные представительства, органы местного самоуправления, население о возникшей аварии.
3. Разрабатывать и согласовывать с территориальным подразделением Ростехнадзора положение о порядке проведения технического расследования причин и инцидентов произошедших на опасных производственных объектах.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
- Основные положения.
- Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
- Используемые термины, понятия и определения.
- Общие сведения:
- информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
- определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
- Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
- Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
- Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
- Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
- Задачи технического исследования.
- Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
- Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
- Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
- Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
- Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
- Фиксация результатов работы комиссии.
- Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
- Приложения:
- Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
- Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
- Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
- Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 N 518
Обязанность по формированию рассматриваемого документа возлагается на предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов, использующие:
- химически опасные, токсичные и воспламеняющиеся вещества;
- оборудование, работающее под избыточным давлением;
- стационарные грузоподъемные механизмы;
- ведущие работы с расплавами черных и цветных металлов;
- проводящие горные работы;
- хранящие или перерабатывающие растительное сырье, способное образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси.
Перечень критериев для отнесения предприятий к опасным и их классификация приведены в Законе №116-ФЗ. При этом стоит учесть, что на необходимость составления не влияет класс опасности, присвоенный опасному объекту.
Разработку можно поручить штатным сотрудникам. Например, это может быть, как специалист, ответственный за промбезопасность, так и работники технического отдела предприятия. Зачастую им не приходится сталкиваться с выполнением данного вида работ в своей повседневной деятельности, что может спровоцировать возникновение недочетов при формировании документа, а также вызвать значительные временные затраты, результатом которых будет нерабочий документ.
Поэтому чаще всего для формирования документации предприятия прибегают к услугам специализированных коммерческих компаний. Во-первых, их специалисты имеют актуальные знания о законодательных требованиях. Во-вторых, такие компании могут разработать полный комплект необходимых внутренних документов, в том числе и по промышленной безопасности. Данный вид услуг предоставляется на платной основе посредством заключения договора.
Так например, стоимость формирования Положения о расследовании причин аварий и инцидентов может обойтись в сумму от 25000 рублей, сроки разработки занимают от 7 дней. На стоимость повлияют такие факторы, как количество эксплуатируемых ОПО, их взаимное расположение, вид производственной деятельности и прочие факторы, которые обсуждаются до заключения договора на предоставление услуг.
Документация, являющаяся исходными сведениями, необходимыми для разработки, предоставляется предприятием, для которого разрабатывается рассматриваемый документ.
Среди них можно выделить:
- карточку предприятия с актуальными сведениями;
- перечень структурных подразделений, штатное расписание объекта;
- перечень лиц, на которых возложена обязанность проведения производственного контроля, отвечающих за работы повышенной опасности и эксплуатацию технологического парка;
- должностные инструкции ответственных лиц;
- сведения о государственной регистрации объекта и постановке его на учет – свидетельство, карта учета, и сведения, характеризующие опасный объект.
Правительственным постановлением от 10.03.1999 г. № 263 разработка ППК возлагается на руководящий состав и лиц, отвечающих за реализацию производственного контроля на ОПО. Но у руководителя есть возможность поручить формирование ППК штатным специалистам или опытной сторонней организации в зависимости от численности персонала, задействованного на объекте:
- Заместитель главы предприятия – штат до 150 сотрудников
- Назначенный специалист – штат до 500 сотрудников
- Начальник службы производственного контроля – штат превосходит 500 сотрудников
В целом, законом не запрещается привлечение сторонних организаций к созданию ППК, которым не требуется для этого наличие специальных лицензий и разрешений. Разработка Положения возможна до эксплуатационного запуска ОПО, а подача в Ростехнадзор на протяжении 30 дней с момента ввода, после чего каждый год до 1 апреля.
Предприятия, использующие один и более ОПО на единой территории, создают единственное общее Положение о производственном контроле.
Общее ППК на группу или отдельно на каждый опасный объект с учетом его специфики подготавливают, когда ОПО находятся в значительной удаленности друг от друга или даже в разных регионах РФ. Оригинал Положения хранится у ответственного лица, а копии – у специалистов на местах дислокации ОПО.
Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО
В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.
Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.
Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.
По итогам расследования комиссия должна составить акт. Акт о расследовании инцидентов на ОПО — это внутренний распорядительный акт комиссии. В этом документе указывают, при каких обстоятельствах произошел инцидент, что послужило предпосылками для случившегося, какой был нанесен вред, сколько часов или дней не работали технические устройства и по чьей вине.
На этом этапе комиссия устанавливает не только причины инцидента, но и виновных лиц, анализирует, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить повторение инцидентов. Акт является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Главное — это разработка плана мероприятий по устранению причин инцидентов для того, чтобы случившееся не произошло вновь. Форма акта должна быть приведена как приложение к вашему локальному нормативному акту — Положению о расследовании инцидентов.
Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.
Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах
№ п.п. | Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) | Место инцидента | Характеристики и причины возникновения | Продолжительность простоя, в часах |
Экономический ущерб, в том числе окружающей среде, в тыс. руб. |
Мероприятия по устранению причин инцидента | Отметка об исполнении |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
Ростехнадзор разъясняет: Представление в Ростехнадзор ежеквартального отчета о проишествиях, а также информации об инцидентах, авариях
В соответствии с п. 5 в) Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 846 от 28.10.2009 г., расследованию с оформлением соответствующего акта подлежат аварии, в результате которых произошло отключение объекта электросетевого хозяйства оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров.
При этом отсутствует разъяснения о том, что является недопустимым отклонением технологических параметров.
Указанное обстоятельство не позволяет однозначно определить относится ли тот или иной дефект оборудования к недопустимым отклонениям технологических параметров.
Кроме того, в большинстве случаев указанные отклонения не сопровождаются ограничением электроснабжения потребителей и устраняются в текущем порядке (работы по неплановым и неотложным заявкам).
Прошу разъяснить, что в данном случае является недопустимым отклонением технологических параметров.
Ответ: Недопустимым отклонением технологических параметров объекта электрохозяйства является выход указанных параметров за рамки, определённые проектными решениями, эксплуатационными нормативно-техническими документами и соответствующими инструкциями заводов-изготовителей оборудования объекта электроэнергетики или энергопринимающей установки.
Вопрос от 17.05.2018:
Выявление трещины при плановом осмотре ПС, являющейся мерой профилактического действия, направленной на выявление и предупреждение разрушений ПС не является инцидентом.
Вопрос:
Ответ от 19.10.2017: Специалистами Правового управления Ростехнадзора подготовлен ответ на данное обращение.
В соответствии с пунктом 35 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомном надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 (далее — Порядок) [»], отчет о происшедших инцидентах, в котором указываются количество и характер инцидентов, а также анализ причин их возникновения и информация о принятых мерах по устранению причин возникновения инцидентов, передается в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, не реже одного раза в квартал.
Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в свою очередь, в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов.
Из вышесказанного следует, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана подавать в Ростехнадзор (его территориальные органы) заявленную выше информацию согласно пункту 35 Порядка [»] в установленные сроки, в том числе, в случае отсутствия инцидентов на ОПО за отчетный период.
Ответ от 02.2019: В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Порядка не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указывается:количество инцидентов;характер инцидентов;анализ причин возникновения инцидентов;принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов. Следовательно, информация об отсутствии инцидентов в территориальные органы Ростехнадзора не направляется.
Вопрос от 20.03.2016:
Ответ: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев в рамках компетенции Ваше обращение о представлении информации об инцидентах, произошедших на опасном производственном объекте (далее — ОПО), сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Правилами [»] предусмотрено представление информации в Ростехнадзор (его территориальные органы) о произошедших авариях и инцидентах в рамках сведений об организации производственного контроля ежегодно до 1 апреля.
Порядком [»] предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, на котором произошла авария, инцидент, передавать оперативное сообщение по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к указанному Порядку [»] в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, а также необходимость ежеквартального направления информации о происшедших инцидентах в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый ОПО (не реже раза в квартал).
Вместе с тем понятие «оперативное сообщение», а также рекомендуемый образец, приведенный в Порядке [»], не содержит упоминаний об инциденте.
Указанные противоречия могут быть устранены в рамках выполнения Плана нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
- Вопрос-ответ (1)
- ГО, ЧС и пожарная безопасность (4)
- Нормативно-правовая база (1)
- Охрана труда (5)
- Промышленная безопасность (5)
- Экология (5)
Можно заметить, что изменено само наименование раздела: вместо фразы «повреждения гидротехнических сооружений» указана «аварии гидротехнических сооружений», о чем было сказано выше. Аналогичным образом изменились названия подразделов.
Порядок организации работ по проведению технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения.
Изменена редакция п. 9 документа. Внимания заслуживают корректировки в абзаце 1:
- Ростехнадзор: О перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики
- Вниманию организаций, выполняющих сварочные работы !
- Новые правила по охране труда с 1 января 2021 года.
- Методические рекомендации по надзору за радиационной безопасностью при эксплуатации радиационных источников
- Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), при лицензировании экспертизы промышленной безопасности.
- «Норникель» обязан выплатить 146 млрд рублей за разлив топлива в Норильске
- Ростехнадзор разъясняет: о ведении журнала контроля сварных соединений, в ходе производства строительных и монтажных работ
- Перечень областей аттестации в области промышленной безопасности… Приказ Ростехнадзора № 334 от 04.09.2020г.
- Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации линий электропередачи, оборудования и устройств…
- Первое заседание Общественного совета Ростехнадзора в 2021 году
- «Регуляторная гильотина» в действии. С 2021 года отменяются все ФНП по промышленной безопасности
Дата новости: 01.01.2021 года С 2021 года отменяются все ФНП по промышленной…
- Интервью руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина информационному агентству «Интерфакс»
Дата новости: 01.10.2020 года Глава Ростехнадзора Алексей Алешин рассказал в …
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Регистрация опасного производственного объекта
- Идентификация опасных производственных объектов
- Ликвидация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Разработка положения о ПТР на ОПО
Приложение
к приказу Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 15 августа 2017 года N 313
Изменения, которые вносятся в Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 августа 2011 г. N 480
1. Абзацы третий и четвертый пункта 2 изложить в следующей редакции:
«Оперативное сообщение — сведения об аварии, инциденте, несчастном случае, происшедшем в результате аварии, инцидента, а также об утрате взрывчатых материалов промышленного назначения, передаваемые по рекомендуемым образцам согласно приложениям N 1, 1.1 и 2 к настоящему Порядку, организацией, эксплуатирующей поднадзорный Службе объект, в территориальный орган Службы;
Информация об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения — сведения, передаваемые территориальным органом Службы об аварии, в том числе несчастном случае, происшедшем в результате аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, в центральный аппарат Службы;».
2. В пункте 4 слова «на происшедших поднадзорных Службе объектах» заменить словами «, происшедших на поднадзорных Службе объектах».
3. Абзац первый пункта 8 изложить в следующей редакции:
«8. Руководитель территориального органа Службы, осуществляющего надзор* за объектом, на котором произошла авария, утрата взрывчатых материалов промышленного назначения, в течение 24 часов с момента получения оперативного сообщения об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения проверяет достоверность и передает с использованием информационных систем информацию об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения в оперативную диспетчерскую службу Службы (далее — ОДС).».
4. В сноске к пункту 8 слово «инцидент» исключить.
5. Наименование раздела II изложить в следующей редакции:
«II. Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, причин аварий гидротехнических сооружений».
ПРИ — Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО
- дата и место инцидента;
- причины и обстоятельства, при которых произошел инцидент;
- принятые меры по ликвидации инцидента;
- продолжительность простоя;
- размер материального ущерба;
- вред, нанесенный окружающей среде;
- предпринятые мер по устранению инцидента.
Организации, поднадзорные Ростехнадзору, должны вести журнал учета инцидентов согласно образцу в Приложении №5 к «Порядку проведения технического расследования причин аварий, инцидентов …» . В журнале учета должны отражаться та же информация, что и в акте расследования причин инцидента.
Как минимум 1 раз в квартал в соответствующий территориальный орган Ростехнадзора организация направляет информацию о произошедших инцидентах, в которой указывается:
- число инцидентов;
- характер инцидентов;
- анализ причин, вызвавших инциденты;
- принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
В процессе надзорной деятельности органы Ростехнадзора осущестлвяют контроль учета инцидентов, проводят проверку правильности проведения расследований и достаточности мер, принимаемых по рузултатам таких расследований, а также контролирует выполнение в надлежащие сроки запланированных профильных мероприятий.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО
Положение должно быть разработано в тех компаниях, которые используют в ходе своей коммерческой деятельности ОПО любого класса опасности. Согласно ранее действующим приказам ПТР готовили и согласовывали в Ростехнадзоре, как и ППК. Актуальные нормы предписывают проходить согласование ПТР в Ростехнадзоре.
В соответствии с отечественным законодательством все ИП и юридические лица, эксплуатирующие опасные участки, сооружения, оборудование, несут обязанности по:
- Участию в техническом расследовании аварийных ситуаций на производственных площадках
- Своевременному принятию мер для устранения и предотвращения повторных инцидентов
- Анализу предпосылок чрезвычайных ситуаций на опасных участках, устранению и профилактике подобных причин
- Информированию населения, федеральных и территориальных властей в области промышленной безопасности относительно произошедших аварий на ОПО
Разработка положений занимает порядка 5 дней. Период согласования достигает 30 дней. ПТР составляется с учетом производственной специфики объекта.
Чтобы подготовить документ, полностью отвечающий всем законодательным требованиям, необходимо изучить:
- Информацию об аттестации персонала фирмы, работающей с ОПО
- Технические характеристики опасной техники, площадок, участков, зданий и иных объектов
- Свидетельство о регистрации и карту учета ОПО
- Сведения, характеризующие объект
- Данные об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, которые занимаются использованием ОПО
- Приказ о назначении лица, отвечающего за производственный контроль в организации
- Планы-графики проверок состояния производственных объектов
- ППК, действующее на предприятии
- Приказ руководителя о создании комиссии в сфере производственного контроля
Российское законодательство не устанавливает специальных требований к лицам, занимающимся разработкой ПТР. Этот означает, что подготовить положения могут сторонние исполнители. Такой вариант часто выбирают, если на эксплуатирующем предприятии нет сотрудников с квалификацией, позволяющей создать ПТР.
Профессиональные исполнители из специализированной компании смогут сформировать необходимые документы, опираясь на отличное знание отраслевого законодательства и многолетний опыт взаимодействия с контролирующими органами власти.
Привлечение сторонних специалистов позволит:
- Получить положения, полностью соответствующие текущим требованиям промышленной безопасности
- Сэкономить время, силы и финансовые средства
- Избежать многочисленной переработки документации, исправления ошибок и неточностей
Готовые положения подписываются ответственными сотрудниками эксплуатирующей компании и утверждаются ее директором
Составленные и проверенные документы направляются на согласование в отделение Ростехнадзора. Должностные лица государственного органа рассматривают документы. В случае обнаружения недочетов, заявитель получит отказ в согласовании положения.
Положение включает в себя 5 основных частей и приложения. Среди основных частей документа стоит выделить:
- Вводный блок, где описываются термины и определения, даются классификации аварийных ситуаций
- Общие положения, где отражаются данные о разработчиках и целях документа
- Порядок работы комиссии
- Правила оформления, учета и проверки данных о причинах чрезвычайных ситуаций
- Сведения, характеризующие ОПО
Среди основных приложений, которые должны в обязательном порядке входить в ПТР:
- Оперативное сообщение об аварии
- Сведения об инциденте на объекте трубопровода с применением горючих жидкостей и газов
- Сообщение о несчастном случае с летальным исходом, групповым травматизмом работников
- Акт технического расследования для установления причин аварии
- Протокол осмотра места инцидента и опроса очевидцев
- Журнал инцидентов на ОПО
Необходимость создания ПРИ возникает, если происходит:
- Трансформация названия, реквизитов или местоположения эксплуатирующей компании, ИП
- Изменение характеристик ОПО, включая установку новой техники, ликвидацию части старых устройств, перевооружение
- Принятие новых регламентирующих нормативных документов
Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО.
- Общие положения (содержит термины и определения, классификацию инцидентов);
- Порядок организации работ по проведению расследования причин инцидентов на ОПО;
- Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидентов;
- Ответственность.
- Приложение 1. Оперативное сообщение (информация) об инциденте;
- Приложение 2. Оперативное сообщение о несчастном случае (тяжелом, групповом, со смертельным исходом), происшедшем в результате инцидента;
- Приложение 3. Акт технического расследования инцидента, происшедшего на опасном производственном объекте;
- Приложение 4. Протокол осмотра места инцидента, происшедшего в организации;
- Приложение 5. Протокол опроса очевидца инцидента (должностного лица), происшедшего в организации;
- Приложение 6. Журнал учета инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте.
- Приложение 7. Информация в МТУ (ЦУ) Ростехнадзора о произошедших инцидентах на опасном производственном объекте организации за отчетный период.
Нормативный срок действия Положения о расследовании инцидентов законодательством не предусмотрен. Актуализация Положения осуществляется при изменении действующих норм и правил в области промышленной безопасности, а также по предписанию надзорных органов.
- Свидетельство о регистрации ОПО;
- Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
- Приказ о производственном контроле.
Срок разработки – 5 раб. дней.
Стоимость услуги – 20 000 руб. независимо от количества ОПО в организации.
- Положение о производственном контроле
- Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
- Отчет в Ростехнадзор по производственному контролю
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
- Разработка пакета документов промбезопасность
- Восстановление дубликата паспорта на подъемное сооружение
- Аудит промышленной безопасности
- Постановка на учет в Ростехнадзоре подъемного сооружения
- Постановка лифтов на учет в реестре технических устройств
- Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под давлением
- Регистрация ОПО в Ростехнадзоре
- Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления
- Разрешение на допуск в эксплуатацию ТЭУ
- Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления
- Внесение изменений в реестр ОПО
- Исключение из реестра ОПО
Порядок технического расследования причин аварий и инцидентов на ОПО
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов необходимо разрабатывать всем предприятиям эксплуатирующим опасные производственные объекты, не зависимо от класса опасности.
Необходимость разработки ПТР установлено в статье 29 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (утв. Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503) и в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 116 от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»:
«… 1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте …»
ВАЖНО: С 15.08.2017 согласование положения о расследовании причин аварий инцидентов не требуется. Внесли изменения в Приказ Ростехнадзора №480, где исключили данное требование.
Положение о техническом расследования причин инцидентов разрабатывается на основании Приказа Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503. В данном нормативном правовом акте содержатся основные моменты, которые должны содержаться в ПРИ. Иных рекомендаций по разработке ПРИ не существует.
Если Вы осуществляете эксплуатацию опасных производственных объектов в разных субъектах РФ, то у Вас должно быть отдельное положение о расследовании причин инцидентов в каждом субъекте РФ. Проще говоря, если у Вас имеется ОПО «Сеть газопотребления» в городе Москва и «Участок транспортирования» в Московской области, то Вам нужно разработать отдельное ПРИ на «Сеть газопотребления» и отдельное ПТР на «Участок транспортирования» в Московской области, с учетом специфики опасного производственного объекта (Москва и Московская область разные субъекты РФ).
Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из 5-и частей и приложений к нему:
- Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
- Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
- Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
- Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
- Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
- Приложение N 1. Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
- Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения природного газа и сжиженных углеводородов