«Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел X. ОХРАНА ТРУДА»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел X. ОХРАНА ТРУДА»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Российским законодателем в статье 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда определяются как: государственные нормативные требования охраны труда, а также требования охраны труда, установленные локальными нормативными актами работодателя, в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда.

Комментарий к ст. 211 TК РФ

1. Установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечивается соответствующими государственными требованиями охраны труда, обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности (см. комментарий к настоящей главе).

2. О порядке разработки и утверждения соответствующих актов об охране труда см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314), а также Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Бюлл. Минтруда РФ. 2003. N 5).

Акты Международной организации труда (МОТ)

Правовыми источниками охраны труда в России являются также международные трудовые нормы (стандарты) Международной организации труда (МОТ).

Международная организация труда (МОТ) специализированное учреждение ООН с 1946 года, которая была создана в 1919 году при Лиге Наций как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и условий труда.

Некоторые конвенции, протоколы, рекомендации МОТ признаны Российской Федерацией, в частности:

· Конвенция 1977 г. N 148 о защите работников от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах;

· Конвенция 1947 г. N 81 об инспекции труда;

· Конвенция 1981 г. N 155 о безопасности и гигиене труда и производственной среде;

· Конвенция 2006 г. N 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

Кроме названных конвенций к актам Международной организации труда, имеющим отношение к безопасности и гигиене труда, относятся:

· Конвенция 1960 г. N 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации;

· Конвенция 1964 г. N 121 о пособиях в случае производственного травматизма;

· Конвенция 1985 г. N 161 о службах гигиены труда;

· Рекомендация МОТ 1993 г. N 181 о предотвращении крупных промышленных аварий;

· Рекомендации МОТ 2002 г. N 194 о перечне профессиональных заболеваний и целый ряд других.

· Многие международные стандарты в сфере безопасности и гигиены труда применимы в деятельности объектов экономики России.

Основные понятия ТК РФ в области охраны труда

Основные понятия, предмет и объекты охраны труда прописаны в статье 209 Трудового кодекса. Согласно этой статье, под понятием охрана труда ТК РФ подразумевает системные меры, направленные на сохранение жизни, физического и психологического здоровья работников во время выполнения служебных обязанностей. В комплекс мер по ОТ входят как санитарно-гигиенические, организационные и технические, так и правовые, социально-экономические, лечебные, профилактические и другие мероприятия.

Объектом охраны труда выступают условия труда — совокупность всех факторов производственной среды, влияющих либо способных оказывать влияние на безопасность жизни и здоровья работника.

С точки зрения опасности для трудящихся, производственные факторы могут быть:

  • Безопасными (не предоставляющими опасности для жизни или здоровья людей и не требующими применения особых мер по ОТ);
  • Опасными (обладающими тем или иным уровнем травмоопасности);
  • Вредными (негативно влияющими на здоровье и способными вызвать то или иное заболевание).

В случае невозможности исключить воздействие на работников вредных либо опасных факторов, на предприятии должны использоваться индивидуальные и/или коллективные средства защиты. Эти средства позволяют снизить влияние опасных/вредных факторов до допустимой нормы.

Все требования, правила и нормы охраны труда, прописанные в ТК РФ — это стандарты безопасности, нацеленные на сохранение жизни и здоровья работников. Также эти стандарты признаны регламентировать социальные, экономические и лечебно-профилактические меры, направленные на обеспечение надлежащих условий труда.

Общие требования Трудового кодекса к охране труда персонала

Трудовым кодексом РФ регламентированы все области и вопросы, так или иначе касающиеся охраны труда. В частности, в разделе VI, в статьях 160 и 163 указано, что работодатель не может устанавливать завышенные или не обоснованные нормы труда. Также он обязан обеспечить работников оборудованием и создать такие условия, в которых они смогут выполнить установленную норму, не рискуя физическим и психологическим здоровьем.

Читайте также:  Налог с продажи недвижимости в 2022 году: когда платить и как рассчитать

Важные требования охраны труда в ТК РФ указаны также в статье 223. Согласно ей, работодатель обязуется обеспечить на предприятии надлежащие условия для труда и отдыха. Рабочие места должны соответствовать нормам охраны труда, а в распоряжении работников должен быть санузел, зона для принятия пищи (кухня), комната или зона отдыха и психологической разгрузки. Также владельцу предприятия или ответственному лицу необходимо позаботиться об оборудовании постов первой медицинской помощи.

В случае чрезвычайного происшествия или ухудшения самочувствия кого-то из работников, работодатель за свой счет должен организовать транспортировку пострадавших (заболевших) работников в медицинские центры или домой.

Обучение охране труда

Статья ТК РФ 225, регламентирующая обучение охране труда, вменяет в обязанность проходить такое обучение всем — и работникам, и руководителям организаций всех форм собственности, и ИП, Государство, в свою очередь, обязуется способствовать обучению граждан нормам охраны труда.

Все новые сотрудники перед началом выполнения служебных обязанностей, а также работники, переведенные на другие должности, должны быть ознакомлены с инструкцией по охране труда. Также работодатель (или сотрудник, ответственный за ОТ в организации), должен провести инструктаж по оказанию первой помощи и предоставить руководство по безопасной эксплуатации оборудования и оснащения.

Организация обучения персонала и проверки знаний сотрудников по охране труда возлагается на работодателя. Отдельно в статье 225 ТК РФ обозначено, что сотрудники, работающие на должностях с высокими профессиональными рисками, опасными/вредными условиями труда, должны во время работы периодически проходить обучение и переаттестацию по ОТ.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

— порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

— систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

4. Для оказания помощи федеральным органам государственной власти и заинтересованным организациям в подготовке и оформлении данных правовых актов, а также инструкций по охране труда работников Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (БМТ РФ. 2003. N 5).

5. Срок действия нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, определен в пять лет. Они могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия или отмене данных актов может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия.

Читайте также:  Универсальное пособие на детей с 2023 года: что меняется

Второй комментарий к Статье 211 Трудового кодекса

1. Государство, согласно главе 34 ТК РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, трудовому законодательству субъектов Федерации, устанавливает требования к охране труда, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

2. Названные требования обязательны для выполнения всеми организациями, юридическими и физическими лицами при организации труда. Они обязательны для всех работодателей независимо от организационно-правовой формы. Государство установило определенную их ответственность за выполнение на каждом производстве и каждом рабочем месте этих государственных требований (стандартов, правил) по охране труда.

3. Порядок разработки и утверждения подзаконных актов об охране труда и сроки пересмотра требований к охране труда устанавливаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) установлена система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержден Перечень видов таких актов и определен порядок разработки их федеральными органами исполнительной власти. На основе этого Постановления были подготовлены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80 (Бюллетень Минтруда РФ. 2003. N 5).

4. Закон об охране труда в ст. 21 закрепил государственную экспертизу условий труда.

В соответствии с данным Законом принято Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. N 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» (СЗ РФ. 2003. N 18. Ст. 1716). Указанное Положение применяется с учетом того, что функции, ранее возложенные на Минтруд России, осуществляются Минздравсоцразвития РФ.

5. Здоровые и безопасные условия труда обязаны обеспечить работодатель, его администрация, т.е. на них возлагается обязанность обеспечения охраны труда в широком ее понимании, закрепленном Кодексом, а именно не только в правовом, но и в социально-экономическом, организационно-техническом и других аспектах.

Работодатель, его администрация вместе с органами власти и управления обязаны проводить в жизнь и принципы (направления) государственной политики в области охраны труда.

Другой комментарий к статье 211 ТК РФ

Комментируемая статья посвящена государственным нормативным требованиям охраны труда.

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда могут закрепляться:
— в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ;
— в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.

Указанными нормативными требованиями устанавливаются направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности:
— правила, то есть нормы и требования, обязательные для выполнения;
— процедуры, то есть предусмотренный правилами порядок действий при осуществлении какой-либо деятельности;
— критерии, то есть совокупность требований, которым должна удовлетворять охрана труда;
— нормативы, то есть обобщающие нормы, установленные для определенного круга однородных показателей.

Комментируемой статьей к полномочиям Правительства РФ отнесено установление порядка разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда.

При этом Правительством должно учитываться мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В настоящее время действует Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 года N 1160. Указанное Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

При этом к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся следующие группы документов:
— стандарты безопасности труда (например, ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», введен в действие приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст);
— правила и типовые инструкции по охране труда (например, ПОТ Р М 006-97 «Межотраслевые правила по охране труда при холодной обработке металлов», Инструкция по охране труда при хранении и эксплуатации газовых баллонов, утвержденная Минтрудом России 21 мая 2004 года);
— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в том числе санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (например, СанПиН 2.2.2948-11 «Гигиенические требования к организациям, осуществляющим деятельность по добыче и переработке угля (горючих сланцев) и организации работ»).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты РФ после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда

В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Читайте также:  Можно ли развестись в другом городе: не в том, где расписывались

Государственными нормативными требованиями по охране труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов РФ, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки и принятия нормативных правовых актов по охране труда регулируется постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда».

Общие требования охраны труда на предприятии

Спектр требований охраны труда в Российской Федерации крайне широк и регулирует большое количество аспектов трудовых взаимоотношений сотрудников и работодателей. При этом определенные права и обязанности возлагаются на каждую из сторон трудовых взаимоотношений. Более того, определенную немаловажную роль в вопросах обеспечения соблюдения наличествующих требований играет государство в следующих аспектах:

  • Законодательное регулирование. Наличествующее законодательство содержит большое количество нормативной документации, затрагивающей вопросы охраны труда. Означенные документы могут иметь как вид федеральных законов, так и отдельных приказов либо всяческих методических рекомендаций, созданных исполнительными властными органами, преимущественно – Министерством труда.
  • Контроль. Отдельные государственные органы, например – инспекция по труду либо же прокуратура, занимаются контролем исполнения нормативных требований охраны труда. В ряде ситуаций они также могут налагать на работодателей определенные санкции.
  • Обеспечение социальных гарантий. В случае, когда нарушение наличествующих законодательных требований влечет за собой наступление негативных последствий для работников, законодательство часто предусматривает определенные дополнительные социальные гарантии и меры поддержки для пострадавших сотрудников.
  • Посредничество в трудовых спорах. Если в рассматриваемом контексте между работодателями и трудящимися либо их представителями возникают различные разногласия, они могут урегулироваться при поддержке государства. Также, различные вопросы, связанные с нарушениями требований законодательства, решаются в судебном порядке при помощи государственных органов судебной власти.

Система охраны труда – это система сохранения жизни и здоровья работников. Правила и порядок охраны труда работников регулирует Трудовой кодекс РФ. Ранее организация системы охраны труда на предприятии велась на основании положений Федерального закона от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». Закон об охране труда утратил силу с 5 октября 2006 года.

Охрана труда работников включает в себя создание работоспособной системы управления охраной труда в компании (ст. 217 ТК РФ).

Создать службу охраны труда или принять специалиста в этой области необходимо всем организациям и предпринимателям с численностью сотрудников более 50 человек. Причем данное условие справедливо не только для работодателей-производителей, но и для тех, кто ведет деятельность в сфере услуг (письмо Минтруда от 10.06.2016 № 5-2/ООГ-2136).

Служба будет следить за условиями работы в компании или у ИП, контролировать безопасность работы на оборудовании, расследовать несчастные случаи на производстве, а также обучать сотрудников.

В организации, где работают не более 50 человек, функции по аудиту охраны труда по ТК РФ могут быть возложены на любого сотрудника — в порядке совмещения или по совместительству. Например, бухгалтера, кадровика, руководителя производственного цеха или начальника отдела продаж. Но только если этот человек согласен на такие изменения. Если расширить перечень обязанностей в одностороннем порядке, то потом сотрудник сможет оспорить их в суде (решение Центрального районного суда г. Сочи от 03.07.2014 № 2-2795/2014).

Что конкретно изменилось

Итак, в общей сложности на момент пересмотра в России действовали 113 правовых документов, устанавливающих правила по охране труда для разных отраслей деятельности. 83 из них приняты еще до 2012 года, а оставшиеся 30 – в период с 2012 по 2021 годы. Все эти документы планировалось отменить: вместо них собирались разработать 48 нормативных актов, которые ввели бы новые требования безопасности при выполнении разных видов работ, отвечающие современному состоянию экономики и техники.

Для пересмотра этой обширной базы создана специальная рабочая группа; кроме того, каждый проект в установленном порядке прошел обязательную процедуру, которая включала размещение на портале проектов, общественное обсуждение, антикоррупционную экспертизу и оценку регулирующего воздействия. Разумеется, не всем проектам удалось успешно пройти все эти этапы: некоторые из них возвращали на доработку. В результате к 1 января 2021 года работа по созданию запланированных 48 нормативных документов завершена не полностью: сейчас приняты 40 правовых актов. Но и это, конечно, неплохой результат.

Стоит особенно подчеркнуть, что из этих 40 новых правил по ОТ только правила для морских и речных портов не имеют ограничений по сроку действия. Все остальные 39 нормативных документов будут применяться с 1 января 2021 года по 31 декабря 2025 года. Это заставляет предположить, что по истечении этого срока ответственные исполнители предложат новые, усовершенствованные тексты нормативных актов, которые примут без ограничения по сроку применения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *