Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое регулирование отношений в банковской сфере». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовые регуляторы призваны защищать права потребителей финансовых услуг. По сложившейся мировой практике, как только рынок финансовых услуг в стране приобретает массовый характер, возникают различные организации, которые тем или иным способом устанавливают общие стандарты профессиональной деятельности и контролируют их выполнение участниками рынка.
Особый юридический статус и полномочия Банка России как надзорного органа и эмиссионного центра
Центральный банк РФ (Банк России) как мегарегулятор финансового рынка осуществляет государственное регулирование и надзор над деятельностью кредитных и некредитных финансовых организаций, страховых компаний, микрофинансовых организаций (МФО), ломбардов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, доверительных управляющих, регистраторов, организаторов биржевой торговли, клиринговых организаций), формированием и инвестированием пенсионных накоплений, бюро кредитных историй, (БКИ), страховых актуариев, аудиторов, коллекторов, рейтинговых агентств, предприятий кредитной кооперации, форекс-дилеров.
Центральный банк РФ принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их. Также Центральный банк РФ лицензирует и ведет государственные реестры субъектов рынка ценных бумаг и товарного рынка, профессиональных участников рынка ценных бумаг, принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются статьей 75 Конституции РФ, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
«Таким образом, он выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения, в том числе, в сфере валютной политики».3
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности ЦБ являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.
«Объем денежных средств в обращении является одним из ключевых инструментов государственной экономической политики. Избыточная денежная масса может привести к недопустимо высокому уровню инфляции, а недостаточная – к тому, что в стране возникнет кризис неплатежей, порождающий денежные суррогаты и падение экономического роста. Именно поэтому эмиссионная функция центрального банка является одной из самых главных».4
Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.
При этом свои полномочия Центральный банк РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В своей деятельности Центральный банк РФ подотчетен Государственной Думе РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности председателя и членов совета директоров Центрального банка РФ. «По своему уровню в системе власти Банк России сопоставим с Правительством РФ. Хотя он во многом и выполняет государственные властные функции, но не является органом исполнительной власти. Председатель Банка России назначается Государственной Думой по представлению Президента РФ. Банк России наделен самостоятельностью, независим от Правительства и никому не подчинен».5
Хотя Центральный банк РФ не является органом государственной власти, в его полномочия входит применение мер государственного принуждения. В частности, Центральный банк РФ может ограничивать, приостанавливать и прекращать деятельность финансовых организаций в случае нарушения ими установленных правил и нормативов.
Понятие золотовалютных (международных) резервов
Золотовалютные резервы (ЗВР) представляют собой высоколиквидные государственные активы, представленные в виде золота, иностранной валюты, государственных ценных бумаг (большинство стран мира использует для создания ЗВР казначейские облигации США), специальных прав заимствования (СДР) и резервной позиции в МВФ. «Специальные права заимствования (СДР) – это международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете Российской Федерации в фонде.
Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиций по резервному траншу (валютной составляющей квоты Российской Федерации в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях (НСЗ)».7
Золотовалютные резервы России складываются из резервов Центрального банка и правительства РФ под управлением министерства финансов РФ. По данным на 2016 год, Россия занимала шестое место в мире по величине запасов золота (1,5 тыс. т) после США (более 8 тыс. т), Германии (более 3 тыс. т), Италии (2,5 тыс. т), Франции (2,3 тыс. т) и Китая (1,8 тыс. т).
Золотовалютные резервы являются финансовым резервом, оставленным на случай, если в государстве наступит кризис и не будет хватать средств на погашение государственных долговых обязательств и бюджетных затрат. «Они в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса, интервенций на валютных рынках с целью оказания влияния на курс национальной валюты или для других аналогичных целей».8 Например, в России ЗВР активно использовались для поддержания курса национальной валюты в период кризисов 2008–2009 гг. и кризиса 2014–2015 гг.
Понятие банковской системы
Банковская система представляет собой важнейший организационный механизм системы финансов в нашей стране. Она влияет на работу всех экономических общественных процессов.
Система банков — это самостоятельное экономическое, правовое образование. Она органичным образом включена в состав более широкой финансово-кредитной системы, взаимодействуя с совокупностью всех элементов и выполняя собственные, присущие только ей функции.
Банки имеют определяющее значение в эффективном распределении инвестиций и накоплений в рыночных условиях в ходе обеспечения стабильного состояния в целом всей финансовой системы. Если происходят сбои в состоянии банковской системы, то ухудшается и экономическое положение в государстве в целом, а оно несет ответственность за обеспечение стабильности экономики в соответствии с положениями Конституции. По этой причине государство регулирует банковскую деятельность путем защиты частноправовых и публично-правовых интересов, поскольку банковские правоотношения включают частные и публичные элементы. Подобное разграничение общественных отношений отмечали еще философы и юристы в разные периоды развития права.
Еще римским юристом Ульпиан было выведено утверждение, что публичное право представлено правом, обращенным и относящимся к статусу государства. При этом частное право он относил к интересам отдельных лиц.
Сфера банковской деятельности состоит из системы непрерывно осуществляемых операций и сделок, особенности работы которых заключаются в извлечении прибыли. Таким образом, банковская деятельность является предпринимательской деятельностью кредитных организаций, включая работу ЦБ РФ и его учреждений. Основная цель их работы состоит в получении прибыли.
Субъекты банковских правоотношений вступают в такие отношения, которые регулируются публичными и частными правовыми нормами. Они складываются в процессе банковской и кредитной деятельности, когда компании используют деньги и прочие финансовые средства в качестве товара.
Регулирование отношений, проявляющихся в работе банков, происходит за счет частного права, которое не должно препятствовать защите публичных интересов. При этом отношения, которые затрагивают публичные интересы, регулирует публичное право. Публично-правовая государственная деятельность в банковской сфере концентрируется, в первую очередь, на защите гражданских конституционных прав, стабильности системы банков и финансов в целом.
Нормы частного права предназначены для охраны интересов конкретных физических лиц (групп лиц), а нормы публичного права направлены на защиту общественных интересов (интересов неограниченного круга лиц).
Юридические нормы, регулирующие банковскую сферу
Банковское право включает юридические нормы, посредством которых происходит регулирование образования и работы банков и других кредитных организаций. Внутри самой системы банковского права происходит группирование норм права в соответствующие правовые институты и субинституты, включая институт банковского вклада, счета, безналичных денег и др. В качестве отрасли права банковское право в своем составе содержит характерные только для него правовые нормы.
Дополнительно в его состав включены нормы конституционного, уголовного, административного, гражданского, финансового права. Таким образом, оно является комплексной отраслью права.
Правовая основа современной банковской системы в России основана на Конституции РФ и ГК РФ. Именно конституционными нормами определяются органы, которые имеют полномочие выполнять функции управления кредитной и банковской системой, включая порядок их образования и др. Конституция РФ отражает статус, задачи, функции и принципы работы, обязанности и права ЦБ РФ.
Гражданское законодательство определяет правовое положение субъектов, которые ведут деятельность в кредитной сфере, проведение их государственной регистрации, правила осуществления сделок, общие понятия о договорах и обязательствах, вопросы кредита и займа и др. Некоторые главы (например, гл. 25 и гл. 26) посвящаются ответственности за нарушение обязательства и их прекращение. Гл. 46 ГК РФ относится к вопросам наличных и безналичных расчетов.
Некоторые аспекты работы банков регламентирует уголовное законодательство, статьи УК РФ обеспечивают защиту от общественно опасных посягательств на государственные интересы и права, а также права прочих субъектов, которые осуществляют свою деятельность в банковско-кредитной сфере, а также юридических и физических лиц, которые пользуются банковскими и кредитными услугами.
Так, Уголовным Кодексом предусматривается наказание за незаконные операции в банковской деятельности, включая ее осуществление без регистрации (ст. 172). Статья 187 предусматривает ответственность, касающуюся подделки пластиковых карт и платежных документов. Другие статьи предусматривают уголовную ответственность за преступные деяния в сфере банковской деятельности.
Соответствующие виды операций банков регламентируются нормативными правовыми актами. Примером можно считать ФЗ № 164 «О финансовой аренде (лизинге)», который включает понятие, виды лизинга, правовую основу лизинговых платежей, объектов и субъектов сделки в области лизинга. Федеральный закон № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге) недвижимости» регулирует развитие ипотечного кредитования в Российской Федерации, а Законом о валютном регулировании рассматривается сущность операций с валютой, которые проводят коммерческие банки.
Почти все основные банковские законы необходимы для обеспечения управления банковской системой и регламентации банковских правоотношений. К примеру, Закон о ЦБ РФ регулирует правовой статус ЦБ РФ, принципы его работы, основные функции и задачи, взаимоотношения с органами государственной власти и др. Закон о банках определяет термины «кредитная организация», «банк» и «небанковская кредитная организация». Также он занимается рассмотрением перечня банковских операций, принципов взаимоотношений между кредитными компаниями, клиентами и государством, порядка формирования кредитной компании, включая ее регистрацию и лицензирование.
Большую роль в регулировании работы банков и возникающих в этом процессе правоотношений играют различные нормативные акты ЦБ РФ. Они обязательны для субъектов банковских правоотношений, включающих лиц, которые в законах обозначены в качестве элементов банковской системы. Для отдельных субъектов, которые в процессе деятельности включаются в правоотношения, проявляющиеся в ходе функционирования денежной системы, обязательное применение нормативных актов ЦБ РФ означает невозможность их игнорирования. Помимо этого, необходимо принимать ко вниманию Определение КС РФ «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части ст. 3 ФЗ № 75 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В нем отражено, что Центробанк ведет регулирование, надзор и контроль деятельности всех банков с помощью принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов. Центробанком осуществляются полномочия, по своей природе относящиеся к функциям государственной власти.
Нормотворческие полномочия ЦБ РФ заключаются в его исключительных правах и обязанностях в сфере установления обязательных для государственных органов власти, всех лиц правил поведения по вопросам, которые включены в его компетенцию и требуют соответствующего правового регулирования.
В качестве совокупности банковских операций и услуг банковскую деятельность можно считать весьма многогранной. Коммерческим банком в среднем осуществляется до 200 операций, а их разнообразие способствует возникновению большого числа разнообразных банковских правоотношений.
Вследствие того, что банки занимают одно из центральных мест в рыночной структуре России и являются связующим звеном между различными экономическими субъектами внутри страны и зарубежными партнерами, вопрос о месте банковского права в системе российского права имеет огромное значение. По данному вопросу существует несколько основных точек зрения. Рассматриваемый вопрос тесно связан с вопросом понятия банковского права. Определение места банковского права в системе российского права напрямую зависит от точки зрения непосредственно на понятие банковского права.
Одни специалисты данной сферы считают, что банковское право – это подотрасль финансового права. Другие специалисты считают, что правоотношения с участием банков представляют собой хозяйственные правоотношения, следовательно, они относятся к предмету регулирования хозяйственного права. Также в юридической науке существует точка зрения, согласно которой банковское право – это самостоятельная отрасль права, так как объектом регулирования банковского права является регулирование правового положения банков. Среди зарубежных ученых существует мнение, что понятие банковского права нужно рассматривать как составную часть кредитного права. Существует и еще одна точка зрения, заключающаяся в том, что банковское право не является ни самостоятельной отраслью права, ни подотраслью какого либо права, а представляет собой просто банковское законодательство. Банковское законодательство России состоит из двух основных частей:
1) специального банковского законодательства (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»);
2) общего банковского законодательства (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и т. д.).
Существует также мнение о том, что банковское право содержит нормы, регулирующие узкий круг специализированных вопросов, к которым относятся:
1) деятельность кредитных организаций, Центрального банка РФ (ЦБ РФ);
2) основные принципы организации банковской системы;
3) порядок и осуществление банковских операций. Круг указанных вопросов регулируется положениями целого ряда отраслей российского права. Например, гражданским, административным, финансовым правом. Правильным будет считать, что банковское право все же является комплексной отраслью права, которая регламентирует непосредственно банковскую деятельность.
Банковская группа – это не являющееся юридическим лицом объединение кредитных организаций, в котором одна (головная) кредитная организация оказывает прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другой (других) кредитной организации (кредитных организаций).
Банковский холдинг – не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций).
Под существенным влиянием понимается возможность определять:
1) решения, принимаемые органами управления юридического лица;
2) условия ведения им предпринимательской деятельности;
3) единоличный исполнительный орган или более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица;
4) избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица, в связи с участием в его уставном капитале и в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковской группы и (или) в состав банковского холдинга.
Головная кредитная организация банковского холдинга, головная организация банковской группы обязаны уведомить ЦБ РФ о создании банковского холдинга, банковской группы. Коммерческая организация, которая может быть признана головной организацией банковского холдинга, в целях управления деятельностью всех входящих в него кредитных организаций, вправе создать управляющую компанию банковского холдинга. В этом случае она исполняет обязанности, которые обычно возлагаются на головную организацию.
Управляющая компания банковского холдинга – хозяйственное общество, основной деятельностью которого является управление деятельностью кредитных организаций, входящих в банковский холдинг.
Управляющая компания банковского холдинга не вправе заниматься страховой, банковской, производственной и торговой деятельностью.
Коммерческая организация, которая в соответствии с федеральным законодательством может быть признана головной организацией банковского холдинга, обязана иметь возможность определять решения управляющей компании банковского холдинга по вопросам, отнесенным к компетенции собрания ее учредителей (участников), в том числе о ее реорганизации и ликвидации.
Союзы и ассоциации кредитных организаций создаются и регистрируются в порядке, установленном законодательством РФ для некоммерческих организаций.
Союзы и ассоциации кредитных организаций уведомляют Банк России о своем создании в месячный срок после регистрации.
Уставный капитал и имущество Банка России
В соответствии со ст. 2 Закона о Банке России уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Уставный капитал Банка России составляет 3 млрд рублей. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями своей деятельности. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Доходы Банка России формируются за счет проведения банковских операций и сделок, предусмотренных ст. 46 Закона о Банке России, и от участия в капиталах кредитных организаций. В настоящее время Банк России участвует в капитале Сберегательного банка РФ.
Банк России не вправе участвовать в капиталах других кредитных организаций, если иное не будет определено федеральным законом. Не вправе он также участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих. Исключения могут быть установлены федеральными законами.
Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств.
Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также межбанковскими соглашениями.
Разновидности коммерческих банков
С каждым годом растет экономическая роль коммерческих банков. Это выражается в том, что расширяются сферы их деятельности, а также появляются новые финансовые услуги. В мире существуют банки, которые предоставляют своим клиентам более трех сотен услуг.
Классификация банков может осуществляться по разным признакам. В зависимости от того, каким способом формируется уставной капитал, коммерческие банки могут быть созданы в форме акционерных обществ или ООО. Кроме того, они могут создаваться при участии иностранных банков или иностранного капитала.
Исходя из видов операций, которые совершаются коммерческими банками, они делятся на универсальные и специализированные. По территории осуществления своей деятельности коммерческие банки можно разделить на федеральные и региональные.
Взаимоотношения Центрального банка России и коммерческих банков
Основное отличие Центробанка от коммерческого заключается в контролирующей роли первого. Он осуществляет функции по общему регулированию деятельности каждого отдельно взятого коммерческого банка.
Банк России использует все экономические способы управления. И лишь в том случае, когда их использование не способно обеспечить достижение необходимого эффекта, Центробанк может в процессе регулирования использовать административные методы управления. Взаимоотношения между Банком Росси и коммерческими банками, которые осуществляют свою деятельность на территории государства, определяются действующим банковским законодательством.
Для того чтобы регулировать коммерческие банки, Центробанк может увеличивать или понижать минимальные ставки обязательных резервов, которые размещаются коммерческими банками в главном банке государства. Также ЦБ РФ предоставляет кредиты коммерческим банками и может изменять их объемы вмести с процентными ставками.
Размер остатка денежных средств, который подлежит резервированию в Центробанке, определяется на основе данных из бухгалтерского баланса коммерческих банков. В их балансе должны быть учтены все средства, которые были привлечены в качестве кредитов. Отношения экономического характера между коммерческими банками и ЦБ России заключается в том, что последний предоставляет коммерческих банкам кредиты, а те уже, в свою очередь, могут выдавать ссуды хозяйствующим субъектам.
Структура управления Центробанка
Выполнение возложенных на ЦБ функций и задач не было бы возможным без четкой структурной организации Центрального банка, согласования его деятельности с интересами субъектов госрегулирования хозяйства на всех уровнях – начиная от взаимодействия с правительством страны и заканчивая правительствами регионов.
Для решения задач в регионах ЦБ имеет представительства во всех субъектах. Соответственно, подразделения ЦБ, расположенные в субъектах РФ, подчиняются центральному офису.
Главный орган – Национальный финансовый совет. Состоит из 12 членов, то есть он – коллегиальный орган. В его состав входят представители от Совета Федерации (два человека из Совета Федерации), Госдумы (три человека из депутатов), Правительства РФ (три человека). Назначаются в состав совета лица и Президентом РФ – тоже трое. Председатель ЦБ – член НФС.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
Ключевая задача Банка России — защищать национальную валюту и обеспечивать устойчивость рубля. Также госрегулятор выполняет следующие функции:
- развивает и укрепляет банковскую систему РФ;
- обеспечивает стабильность национальной платежной системы;
- развивает финансовый рынок России.
Банк России — единственное учреждение в стране, которое имеет право выпускать рубли: печатать купюры и чеканить монеты. На каждой банкноте написано: «Билет Банка России». Чтобы рубль не обесценивался, регулятор проводит государственную денежно-кредитную политику и устанавливает величину ключевой ставки. На этот показатель ориентируются остальные банки, когда определяют процент по займам и вкладам.
Центральный банк РФ устанавливает официальный курс рубля и формирует национальные золотовалютные резервы. По объему таких запасов Россия входит в пятерку ведущих стран мира. Основную часть золотовалютных резервов составляет иностранная валюта. Также в ЗВР входят монетарное золото (монеты и слитки), специальные права заимствования в МВФ и резервная позиция РФ в МВФ. Специальные права заимствования имеют безналичную форму — это записи на банковских счетах. Искусственное резервное платежное средство эмитирует Международный валютный фонд. Условные денежные единицы используют при расчетах между странами для предоставления кредитов.
Под резервной позицией понимают квоту, или максимальную величину финансового вклада страны в ресурсы МВФ. Размер квот влияет на распределение голосов между государствами — членами руководящих органов МВФ.
Цель работы МВФ — поддерживать стабильность мировой финансовой системы и расширять международное сотрудничество в денежно-кредитной сфере. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд в 1992 году. Всего в состав МВФ входит 189 стран.
За период членства РФ привлекла средства МВФ в размере около 15,6 млрд СДР (специальных прав заимствования). В 2005 году Россия досрочно погасила долг перед МВФ и получила статус кредитора.
Банк России — это депозитарий средств МВФ в российских рублях. В Банке России открыто два счета Международного валютного фонда в российской валюте. Также ЦБ РФ проводит операции и сделки, предусмотренные уставом МВФ, участвует в аналитической и исследовательской деятельности Фонда.
Банк России имеет уникальный статус особого публично-правового института. У госрегулятора нет организационно-правовой формы: это не ООО, не АО, не ПАО. Банк России наделен полномочиями государственной власти, но при этом не относится ни к законодательной, ни к судебной, ни к исполнительной ветви. Нормативные акты, которые издает госрегулятор, обязаны соблюдать граждане, юридические лица, органы власти на всех уровнях. Любой закон, касающийся финансового рынка, также должен пройти экспертизу Банка России.
Центробанк не зависит от органов власти; он не подчиняется напрямую ни президенту, ни правительству, ни Государственной думе. Решения госрегулятора свободны от политического влияния.
Уставный капитал ЦБ РФ составляет 3 млрд рублей. Эти финансы, как и все имущество Банка России, принадлежат государству. То есть, несмотря на то что центральный банк — это независимая структура, все его имущество — федеральная собственность.
В состав правления ЦБ РФ входят председатель и 14 членов совета директоров. Кандидатуру председателя предлагает президент страны. Госдума рассматривает предложение и путем голосования назначает председателя на должность. Тот, в свою очередь, представляет список членов совета директоров. Состав согласовывает президент и утверждает Госдума. Председателем ЦБ РФ может стать исключительно гражданин России.
Руководителя Банка России назначают на должность сроком на пять лет. Один и тот же человек не вправе занимать должность председателя более трех раз подряд. В каких случаях председателя могут освободить от должности:
- истечение срока полномочий;
- личное заявление об отставке;
- невозможность исполнять обязанности по состоянию здоровья;
- совершение преступления;
- нарушение законов, регулирующих работу ЦБ РФ;
- бездействие в случае конфликтов, если одной из сторон является сам председатель;
- сокрытие доходов (своих или членов семьи), а также представление неполных или недостоверных сведений о личном имуществе и расходах;
- прекращение гражданства РФ либо получение гражданства другой страны.
Кроме председателя и совета директоров, в управлении ЦБ РФ участвует Национальный финансовый совет (НФС). В состав НФС входит 12 человек, включая председателя ЦБ РФ. Председатель — единственное лицо, которое работает в центробанке на постоянной основе. Остальные члены Национального финансового совета не трудоустроены в ЦБ РФ и не получают зарплату за эту деятельность.
Центробанки есть практически во всех странах мира. Исключение — некоторые карликовые государства, например Ватикан, Монако, Лихтенштейн, Маршалловы острова. Во всех развитых странах функции центральных банков схожи:
- эмиссия национальной валюты;
- проведение денежно-кредитной политики;
- управление международными резервами;
- кредитование финансового сектора;
- управление платежной системой.
В Шотландии, Гонконге, Северной Ирландии и Макао отдельные частные банки тоже имеют право выпускать деньги. Главное, чтобы банкноты были полностью обеспечены денежными резервами, хранящимися в центральном банке страны.
В США функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС). В систему входит 12 банков, расположенных в самых крупных городах, и почти 3000 коммерческих банков-членов. ФРС не зависит от президента, но подконтрольна конгрессу, от которой получает полномочия.
Центральным банком стран еврозоны является Европейский центробанк, штаб-квартира которого расположена в Германии, во Франкфурте-на-Майне. В руководство входят представители всех стран — членов ЕС. Только эта организация имеет право эмитировать евро. Одна из главных задач — поддержание ценовой стабильности в еврозоне.
Валютный контроль 2022: что изменилось в № 173-ФЗ
Центральный банк не сотрудничает с предпринимателями и населением Российской Федерации. Его основными клиентами выступают коммерческие банки, которые являются посредниками между ЦБ РФ и экономическими субъектами.
Центробанк хранит у себя наличные средства коммерческих банков. Эти деньги называются резервами. Исторически сложилось так, что резервы предназначались для того, чтобы производить погашение депозитов. Минимальный размер резерва по отношению к сумме обязательств по депозитам устанавливается Банком России.
Будучи «банком банков», ЦБ РФ является органом, который обеспечивает регулирование всей платежной системы России. Под его ответственностью находится создание и организация межбанковских расчетов, координация и регулирование расчетных систем. ЦБ является центром всей банковской системы Российской Федерации.
Результаты работы банковского сектора
Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства – до 0,4 %.
В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным – на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным — сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы — выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.
Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.
Цели, задачи, функции и операции Центрального банка России отвечают его сущности. Все те цели и задачи, которые стоят перед ним, предоставленные ему полномочия, в конечном счете, определяются тем, что Центральный банк выступает общенациональным центром, призванным регулировать денежное обращение в стране.
Роль Центрального банка, как субъекта денежно-кредитной политики, в денежно-кредитном регулировании экономики заключается в том, что Банк России в соответствии с присущими ему функциями осуществляет проведение денежно-кредитной политики для непосредственного регулирования экономического роста страны, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения и др.
Роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики возрастает день ото дня. Следует и дальше продолжать осуществление мероприятий, направленных на повышение устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации.