Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила поминания близких в их день рождения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стол на эту дату можно накрыть по желанию. Блюда выбирайте на ваш вкус, однако, лучше отдать предпочтение традиционному поминальному меню и отказаться от алкоголя. Православная церковь выступает против присутствия алкогольных напитков на такого рода трапезах.
Можно ли накрыть стол?
Не устраивайте пышное застолье или пир, привычный для дня рождения живого человека. Усопший покинул мир живых и теперь ему чужды земные удовольствия. Будьте умеренны в пище. Не лишним будем подать на стол кутью, а если эта дата выпадает на пост, то лучше отдать предпочтение постному меню.
За столом лучше беседовать о почившем, вспоминать его хорошие качества и добрые дела. А после можно подарить всем присутствующим сладости. В этот день также уместно преподнесение подарков: женщинам дарят головные платки, а мужчинам – полотенца.
Дни поминания умерших
Есть особые дни поминания: 3, 9, 40. Уже в день кончины, если человек был крещен, в храме можно подать записку с именем на сорокоуст — поминовение в течении 40 дней. Сугубая молитва, чтение Псалтири в эти дни также важны для спасения и помилования души умершего. Сразу после кончины можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, — «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». Сама Церковь на каждой Литургии возносит молитвы за усопших. В подтверждение важности молитвы об усопшем, Церковь также установила особые дни поминания:
- Мясопустная вселенская родительская суббота — за неделю перед Великим Постом;
- Троицкая вселенская родительская суббота — перед днем Святой Троицы;
- Родительские субботы 2‑й, 3‑й и 4‑й недели Великого Поста;
- Димитриевская родительская суббота — за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского;
- Радоница — во вторник второй недели после Пасхи;
- 9 мая — день поминовения погибших в Великой Отечественной войне.
Можно ли поминать умершего раньше?
Да, поминать умершего можно раньше установленных поминальных дней.
В Церкви нет четких рамок и установок, когда молитва может считаться «сильнее», «действеннее» и т. д. Никакая дата не делает нашу молитву особенно сильной. Церковь призывает сугубо молиться за умершего с момента его смерти и в течении 40 последующих дней. Это связано не с тем, что в эти 40 дней молитва какая-то более действенная, а с особенным периодом загробной жизни души: прохождением мытарств, восхождением к Богу на поклонение и др. В эти дни душе более всего необходима наша поддержка молитвой, милостыней и делами милосердия. И великая радость для души, если с первого дня отхождения в иную жизнь, близкие и родственники собираются в единой молитве о ее спасении. Поэтому наша молитва никогда не будет «лишней» или «неправильной» только потому, что была вознесена раньше третьего дня или других поминальных дней.
Поминают ли умерших в пост
Поминовение во время Великого поста не запрещено Церковью. Келейное (домашнее) поминовение можно совершать в период всего поста, однако порядок литургического поминовения в этот период меняется. Дома можно почитать Псалтирь об умершем. Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать.
Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста. Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан.
После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды.
Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду.
Психологи же говорят, что лучше всего отметить день рождения и собрать близких погибшего только в первый год после его смерти. Если делать так каждый раз, то можно не смириться с утратой, и тогда стадии проживания горя перетекут в замкнутый круг. Если день рождения близкого для вас важен, то можно отпраздновать, ведь смириться с тем, что дата, которую вы привыкли отмечать, перестала быть таковой, очень тяжело.
Психологи говорят, что если вы стремитесь отметить день рождения умершего, значит вы еще не приняли то, что его нет рядом с вами. В первые несколько лет после утраты это считается нормой, но если это происходит постоянно, то стоит обратиться за помощью к специалисту.
В любом случае, и психологи, и священники сходятся во мнении, что не надо горевать в день рождения умершего. Наполните его светлыми эмоциями и хорошими воспоминаниями об усопшем.
Как правильно помянуть усопшего в день его рождения
Важно помнить, что до истечения 40 дней с момента смерти и после их прошествия читаются несколько отличающиеся тексты молитв. Есть специальный текст для чтения после годовщины. Чтобы правильно провести поминки, стоит выбрать подходящую молитву. Это может быть специальная молитва об усопшем муже или почившей жене, об умерших родителях, покинувших этот свет дедушках и бабушках. Есть тексты для молитвы об ушедшем из мира живых ребенке (дочери или сыне), моления о новопреставленном, если поминать его в день его рождения приходится вскоре после смерти. Выбрать подходящие конкретному поминанию слова, посмотреть, как правильно прочитать литию на кладбище, можно здесь.
Для удобства поминания Православная церковь советует вести специальную книжицу (тетрадку, блокнотик). Она называется семейный помянник. В них записываются имена умерших родственников, чтобы было удобно их все прочитать на поминании. Кроме того, такие помянники позволяют долго сохранить память о многих поколениях семьи.
Как отмечаю день рождения умершего в современности
В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.
Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.
Лучшая статья для Вас, переходите: Вход Господень в Иерусалим, двунадесятый праздник
Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.
Кладбищенские суеверия
Люди постоянно интересуются, ходят ли в день рождения усопшего, на кладбище после обеда или вечером, так как иногда поминовения выпадают на рабочее время, и нет никакой возможности утром ездить на могилу родственника, мужа илиотца. После революции, когда запретили изучать церковные дисциплины в школах, большинство потеряло связь с православными традициями. На место правильных твердых знаний, пришли суеверия. Многие из них, касаются смерти, как наиболее непознанного состояния человека.
Нет никаких запретов в христианстве, которые относились бы ко времени, в которое принято посещать могилки. Батюшки дают ответ, что опасаться стоит живых людей. Поэтому запоздавших посетителей, на кладбище могут ожидать неприятные встречи с асоциальными личностями – бомжами, алкоголиками, которые обходят могилы в ожидании подношений, оставленных продуктов или водки, или стаей бродячих животных.
Иисус Христос взял на себя греховное бремя, удаляющее людей от Бога. Он дал ключ к бессмертию души:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).
Слушающий Христа — это тот, кто старался соблюдать Его заповеди. Дарил любовь, совершал дела милосердия, участвовал в Таинствах и раскаивался в своих грехах. Человека, на земле непрестанно идущего навстречу Господу, в загробной жизни встретит Христос.
«Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине как бы отпускаются на свободу от страданий и уз» (святитель Иоанн Златоуст).
Душа же, которая в земной жизни пряталась от Божественного Света, будет ослеплена, оказавшись с Ним лицом к лицу. Ее будет притягивать привычный мрак страстей и греховных наклонностей.
«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Однако окончательная участь души не решена до дня Страшного Суда. Именно тогда грешные люди навсегда будут отделены от праведников и удалены от Господа.
«Покой праведников и скорбное состояние грешников, до дня всеобщего суда, не есть мздовоздаяние полное, но каждая отшедшая душа, после предуготовительного суда над нею, остается еще в ожидании или полного обилия вечных радостей или более тяжких вечных мучений» (митрополит Сергий (Ляпидевский).
После расставания с телом душа уже не может принести плоды покаяния. Но сделать это за усопших родных может наша молитвенная память о них.
Нужно ли молиться об усопшем дома?
Как правило, люди заказывают молебен в храме в такую дату. Однако подобная возможность имеется не у каждого. Не все могут и просто прийти в церковь. В подобных ситуациях не стоит отчаиваться или пренебрегать обращением к Господу. В том, как поминать усопшего в его день рождения, не приходя в храм, помогает домашняя молитва.
Слова в таком молении допустимы любые. Важно не забыть поблагодарить Бога за каждый день, проведенный с покойным, при его жизни, разумеется, и попросить милости для души почившего.
Пример текста:
«Господи Всемогущий, всемилостивый и Всевидящий. Все мы пребываем в воле твоей, от тебя исходим и к тебе возвращаемся. Благодарю тебя Господи за милость твою к рабу (имя умершего) в ходе жизни его. Молю тебя о милосердии и прощении к душе его. Молю допустить в твое Царствие и не дать сгинуть в геенне. Аминь»
Какие молитвы можно читать в день рождения умершего
Если нет возможности посетить храм и заказать службу по покойному, можно искренне помолиться дома. В день рождения умершего человека принято читать такие молитвы:
До сорока дней после смерти «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго новопреставленного раба Твоего (или рабы Твоей), имярек, и яко благ и человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, имярек, Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь»
После сорока дней после смерти «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»
Молитва после годовщины смерти «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый! Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина».
Как отмечаю день рождения умершего в современности
В современном же мире православные традиции разрешают поминать дату рождения усопшего человека. Православная церковь не только говорит, что можно проводить этот день на кладбище, но и в некоторой мере нужно. Особенно хорошо в день рождения умершего человека на кладбище раздавать милостыню. Конечно не принято и не рекомендуется устраивать посиделки и употреблять спиртные напитки на могиле усопшего.
Как утверждают служители церкви, такими посиделками можно нанести душе погибшего только вред и большие страдания. На гроб можно принести сухие или искусственные цветы и свечку или лампадку. Старайтесь в этот день не плакать, а идти к покойному с молитвами и хорошими намерениями.
Лучшая статья для Вас, переходите: Как хоронят самоубиенных, самоубийц и суицидных людей, как вести себя на похоронах
Многие священнослужители считают, что если в этот день плакать на могиле, то тем самым вы нарушаете покой души усопшего. И она начинает мучатся и маяться.
Дни поминок после смерти
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Церкви существует несколько дней для поминовения усопших. Одни – общие (Радоница, Родительские субботы), другие – частные. Они связаны с датой кончины конкретного человека и важны для его родственников и друзей. Но при любых поминках важно помнить, что сперва нужно сходить в храм, подать записку на проскомидию, заказать панихиду, а уж потом посидеть за столом, вспоминая об усопшем.
Для умершего человека очень важна молитва. Церковь учит, что молиться за новопреставленного нужно начинать как можно раньше. Сразу после смерти родственники и друзья могут читать псалтырь по усопшему или канон о единоумершем.
В первый же день после кончины человека стоит заказать сорокоуст (сорок поминальных литургий за усопшего) в храме. В идеале сорокоуст должен продолжаться с первого по сороковой день со смерти, но на практике чаще бывает, что сорок литургий заканчиваются позже сорокового дня после кончины. Все это время человек поминается как «новопреставленный».
По православной традиции с первого по третий день после кончины душа находится на Земле и посещает близких родственников и места, которые ей были дороги.
На третий день человека отпевают в храме. Эта традиция связана с Воскресением Христовым на третий день после распятия.
Любой умерший крещеный человек, если он не отрекся от православия или не перешел в другую веру, может быть отпет в храме.
В наши дни не всегда удается отпеть и похоронить усопшего именно на третий день после смерти. В этом случае человека отпевают и хоронят тогда, когда это возможно, но молитва в третий день после кончины очень важна.
На девятый день после кончины, как говорит преподобный Макарий Александрийский, душа видит рай и поклоняется Богу. В этот момент ей тоже нужна молитва, поэтому нужно помолиться дома и пойти в церковь, подать записку на литургию (проскомидию) и заказать панихиду.
С девятого по сороковой день после смерти, как говорят многие святые отцы, ангелы показывают человеку адские мучения и помогают пройти испытания, которые проходит душа. Конечно, до конца люди не могут представить себе, что происходит с человеком после его смерти, но Церковь и святые говорят о том, что усопшим христианам помогают молитвы живых.
На сороковой день умерший отправляется до Страшного суда либо в рай, либо в ад. В это время ему тоже нужна молитва на проскомидии и поминовение на панихиде.
В дальнейшем особое поминовение нужно в годовщины смерти. В этот день после молитвы в храме и дома родственники могут вспомнить дорогого им человека за торжественным обедом.
Многие святые отцы называли день кончины днем рождения человека в новой жизни, поэтому скорбь от потери близкого человека в это время может смягчаться радостью от того, что христианин уже ушел ко Христу и может после смерти молиться о своих живых близких.
За усопших Церковь молится и во дни родительских суббот. Самыми главными из них являются две вселенские субботы – Троицкая (накануне Дня святой Троицы), и Вселенская родительская суббота (за две недели до начала Великого поста) Мясопустной недели. Обе этих субботы не имеют фиксированной даты и празднуются каждый год в разное время в зависимости от дат Великого поста и Пасхи.
Даты рождения по православным канонам
Совпадения, при которых день поминовения (дата смерти умершего) приходится на дату его рождения, случаются редко. Но мало кто знает, что при этом делать: надо ли ехать на кладбище, посещать могилу, следует ли собраться дома, чтобы отметить такой день. Нужно учесть, что у человека сразу 3 даты рождения, причем каждая из них символизирует разное:
- дата появления на свет: при рождении основным является тело, благодаря ему формируются привычки, происходит мыслительный процесс, случаются различные события, этот день считается днем рождения человека;
- крещение: во время таинства происходит возрождение Святого Духа в жизнь духовную, при этом происходит своеобразная смерть человека, но лишь для жизни неправедной (плотской, греховной), после чего появляется возможность принимать участие в различных таинствах христианства;
- дата смерти: в конце концов, за свою жизнь человек рождается в третий раз, но при этом возрождение касается уже его души, она переходит в новую форму существования (покидает тело, обретается в вечности).
Как вести себя на погосте
Церковью не приветствуется языческий обычай, приношение еды или напитков на кладбище, оставление продуктов на могиле покойника. Нельзя есть на погосте, проводить как бы совместную трапезу, это является пережитком до христианской эпохи.
Если родители берут с собой детей, то им нужно заранее объяснить правила поведения – рассказать, что нельзя бегать по кладбищу, брать сладости или напитки с чужих могил, смеяться, слушать громкую музыку.
По учениям Церкви, на погостах нет душ умерших, так как они ушли дальше, приход на захоронения, приносит пользу живым людям. Это место, где можно воскресить в памяти своих ушедших родственников и друзей, подумать о мимолетности земной жизни. Еще раз осознать, что с собой на тот свет, невозможно взять карьеру, дома и деньги. Необходимо понять, что жить надо так, чтобы потом не пожалеть об упущенных возможностях сделать добро, простить обидящих и самому попросить прощения. Поспешить, пока не поздно в храм и приблизиться к Богу.
В память об ушедших — Стихи
Уходят те, кто дорог и любим внезапно, безвозвратно, безнадежно Как трудно сердцем пережить людским, И осознать. (почти что не возможно. )
***
Когда, казалось, Молодость — расцвет, И впереди путей еще так много Но догорел заката яркий свет, И лишь одна «открыта» им дорога
***
Бесследно спрячет бремя белый снег прошедших лет и дней давно минувших, Короткой жизни завершен пробег
***
Тот летний день,когда тебя не стало, Я как обычно трубку подняла, О,боже,если только бы я знала, Что мир сейчас стем неет навсегда.
***
В глазах туман,в душе недоуменье, На сердце страх поверить и понять. Где выход?Где?Не вижу даже двери, Стена. и угол. и стена опять.
***
Вдруг осознанье. Рот зажав руками, Сползаю обессилев по стене. Нет,не кричать!Теряется сознанье, А голос в трубке снова в голове.
***
-Алёшка,ты А я так испугалась. Молчанье,вздох и тихий голос-стон, -Оксаночка,ты знаешь. -Нет,не надо. Я не хочу!Я знаю,Вы не он!
***
- НУ,ВОТ. ЗАЧЕМ Я ВСПОМНИЛА ВСЁ ЭТО? НЕ ВИЖУ КЛАВИШ,СЛЁЗЫ ПО ЩЕКАМ. ПОЧТИ УЖ ГОД ТЕБЯ НА СВЕТЕ НЕТУ. А Я ВСЁ ЖДУ ЛИШЬ ТВОЕГО ЗВОНКА!
***
Я в зеркале увидел папу, Случайно разглядев его. Увидел и почти заплакал, Не понимая сам с чего.
***
Из полумрака коридора Вдруг папа улыбнулся мне. Как будто он, как прежде дома, А не в небесной синеве.
***
Всего лишь взгляд, но как стрелою Печаль мои пронзила сны. Мы десять лет уже стеною Отделены от той весны.
***
- Потом я понял — в отраженьи Был — я. Похожий на него. Одно короткое мгновенье, А сколько вспомнилось всего!
***
Нам билеты купили родители. Мы хотели попкорна, мы клянчили колу. Совершенно обычные зрители Совершенно обычного дня выходного.
***
На сеанс мы пришли заранее. По местам нас садили взрослые. Нам казалось, что это неправильно! Им казалось, что так положено.
***
Мы услышали скрежет дверей, А потом началась реклама. Мы с раскрытыми ртами смотрели На мультяшные супердрамы.
***
В голове уже были планы, На какой мульт сходить первее. Надо только спросить у мамы, Ведь платить мы пока не умеем.
***
Кто-то быстро к дверям в темноте побежал, Мы смотрели на это с надеждой. Может, правда там, где-то случился пожар? Рядом снова послышался скрежет.
***
- Вдруг проектор погас, отключился экран. Мы от страха все в раз закричали. Дверь пытались открыть, но она заперта. Так в ужастиках часто бывает.
***
Стало трудно дышать, мы ладошки ко рту. Глаза жжёт, но закрыть их страшнее. Неужели никто не услышит нас тут? Мы ведь плачем и громко бьём в двери!
***
Блики красного, желтого, душащий дым И обломки, что падают с крыши. Говорят, тяжело умирать молодым, Но страшнее, когда не услышат.
***
Стало жарко, все плакали, пламя вокруг, Кто-то громко кричал и ругался. Мы всё ждали, когда же придут и спасут, Но сквозь пламя никто к нам не рвался.
***
Мы пытались бежать, но не каждый мог встать. Половина в дыму угорела. Мы хотели ползти, но огонь на пути. Мы живыми не выйдем из плена.
***
- Мама, папа, простите, что плохо вели, Что домой несли двойки и тройки, Что не слушались или обидеть могли, Что не делали часто уроки.
Иисус Христос взял на себя греховное бремя, удаляющее людей от Бога. Он дал ключ к бессмертию души:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин. 5,24).
Слушающий Христа — это тот, кто старался соблюдать Его заповеди. Дарил любовь, совершал дела милосердия, участвовал в Таинствах и раскаивался в своих грехах. Человека, на земле непрестанно идущего навстречу Господу, в загробной жизни встретит Христос.
«Тщательно подвизающиеся в добродетели, переселяясь от здешней жизни, поистине как бы отпускаются на свободу от страданий и уз» (святитель Иоанн Златоуст).
Душа же, которая в земной жизни пряталась от Божественного Света, будет ослеплена, оказавшись с Ним лицом к лицу. Ее будет притягивать привычный мрак страстей и греховных наклонностей.
«Подобно тому, как слепцы, не видящие сияющего солнца, хотя и всецело, со всех сторон бывают освещаемы им, однако являются вне света, будучи удалены от него чувством и зрением. Так и Божественный свет Троицы есть во «всём». Но грешники, заключённые во тьме, и среди него не увидят его и совершенно не имеют божественного познания и чувства, но опаляемые и осуждаемые своею собственною совестью, они будут иметь неизреченное мучение и невыразимую скорбь во веки» (преподобный Симеон Новый Богослов).
Однако окончательная участь души не решена до дня Страшного Суда. Именно тогда грешные люди навсегда будут отделены от праведников и удалены от Господа.
«Покой праведников и скорбное состояние грешников, до дня всеобщего суда, не есть мздовоздаяние полное, но каждая отшедшая душа, после предуготовительного суда над нею, остается еще в ожидании или полного обилия вечных радостей или более тяжких вечных мучений» (митрополит Сергий (Ляпидевский).
После расставания с телом душа уже не может принести плоды покаяния. Но сделать это за усопших родных может наша молитвенная память о них.