Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности управляющей организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство судей и до принятия Определения ВС РФ от 23.06.2015 № 8‑КГПР15-2 придерживались мнения, что и без договора с РСО УК выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, поэтому РСО не вправе выставлять платежные документы по коммунальным услугам на ОДН. Так, суды признавали законными предписания, адресованные РСО, о запрете выставлять платежные документы жильцам МКД, а также предписания, адресованные УК, обязывающие их производить расчет платы за коммунальные услуги и оформлять платежные документы даже в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения.
Примеры из арбитражной практики
В частности, арбитры АС ВВО полагают: действующее законодательство не позволяет прийти к выводу, что обязанности УК по предоставлению коммунальных услуг, выставлению счетов и сбору платежей зависят от наличия (отсутствия) договора ресурсоснабжения. Они считают, что обязанность УК предоставлять коммунальные услуги потребителям связана с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся (в отсутствие договора) отношений с РСО (постановления АС ВВО от 03.08.2015 № Ф01-2744/2015, Ф01-2745/2015, от 20.07.2015 № Ф01-2662/2015, от 23.04.2015 № Ф01-1208/2015).
Существенная задолженность – грубое нарушение лицензионных требований
Наличие у лицензиата (УК) существенной задолженности перед РСО, признанной им (например, согласно акту сверки взаимных расчетов, подписанному руководителями организаций, – см. Определение ВС РФ от 24.04.2020 № 306-ЭС20-4450 по делу № А55-2183/2019) или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом, является грубым нарушением лицензионных требований, причем независимо от факта последующей оплаты указанной задолженности лицензиатом (пп. «д» п. 4(1) Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 (далее – Положение о лицензировании)).
Существенным является долг, равный или превышающий две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения, заключенному в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в МКД коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ.
К сведению: размер задолженности лицензиата перед РСО рассчитывается применительно к договорам ресурсоснабжения, заключенным в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещения в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и (или) приобретения КР на СОИ, то есть определяется отдельно для каждого МКД, находящегося в управлении лицензиата (Письмо Минстроя РФ от 20.12.2018 № 51071-ОО/04).
Неплатежи со стороны собственников
Может ли УК (ее должностное лицо) избежать административной ответственности за грубое нарушение лицензионного требования, связанное с наличием долга перед РСО, по причине неоплаты собственниками и нанимателями жилых и нежилых помещений в МКД коммунальных услуг?
Есть судебные решения, дающие положительный ответ на этот вопрос. Например, Постановление АС МО от 11.03.2020 № Ф05-803/2020 по делу № А41-44147/2019.
Судьи учли, что общество, зная о наличии спорной задолженности, хотя счета были арестованы, принимало меры по ее погашению, о чем свидетельствуют, в частности, представленные платежные поручения по оплате задолженности РСО. Также арбитры учли специфику сумм денежных средств, подлежащих уплате обществом, и возможность их уплаты обществом как управляющей организацией лишь после поступления денежных средств от конечных потребителей. Фактическая возможность погашения долга появлялась лишь при полной оплате полученного коммунального ресурса жителями МКД.
Уведомление об отключении за долги
Специальные правила досудебной работы предусмотрены для отключения от коммунальных услуг. За долги могут отключить свет, газ, горячую воду. В некоторых случаях допускается не отключение, а ограничение по коммунальным услугам. Законный порядок отключения или ограничения предусматривает:
- направление уведомления (предупреждения) с указанием расчета задолженности, пени;
- должнику дается не менее 20 дней на погашение просрочки и пени;
- если задолженность не погашена, комиссия выезжает для отключения с составлением акта;
- после погашения долга услуга будет подключена (для этого может предусматриваться отдельная плата).
Отключение коммунальной услуги не мешает взыскивать задолженность в судебном порядке. Поэтому неплательщик может в любой момент получить уведомление о выдаче судебного приказа, повестку на заседание по иску.
При смене УО собственники не подтвердили сохранение прямых договоров
Собственники помещений в многоквартирных домах получили право на общем собрании принять решение о заключении прямого договора с РСО только после вступления в силу 3 апреля 2018 года № 59-ФЗ (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ). До этого расчёты непосредственно с поставщиками ресурсов были законны только в тех домах, где прямые отношения жителей МКД с поставщиком ресурсов сложились «исторически».
Прямые отношения собственников и РСО, сложившиеся до 30 июня 2015 года, были признаны действующими Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ до истечения их срока или до момента отказа от них одной из сторон.
Поэтому управляющие организации, получившие в управление многоквартирные дома с такими давними прямыми договорами, не считают обязательным исполнять требования п. п. 4, 5 ПП РФ № 124 о направлении в РСО оферты на заключение договора на предоставление коммунальных услуг жителям МКД.
УО забывают о том, что, согласно п. 18 ст. 12 № 176-ФЗ, при смене способа управления домом или УО, собственники обязаны на ОСС выразить согласие на продолжение фактически сложившихся прямых договорных отношений с РСО. Если это условие не было исполнено, такой договор, признанный ранее, согласно № 176-ФЗ, действующим, считается расторгнутым при смене УО.
Разберём такую ситуации на примере судебной практики, в которой суды решали спор о необходимости УО заключить договоры с поставщиком коммунальных ресурсов не в пользу первых.
Тарифы коммунальных услуг для юридических лиц
Тарифные ставки за поставку и потребление коммуникационных услуг для юридических лиц представлены в таблице:
Предоставляемые услуги | Ставка по тарифу | Единица потребления |
Холодное водоснабжение | 33,81 | Кубометр |
Горячее водоснабжение | 172,5 | Кубометр |
Канализация и водоотвод | 23,48 | Кубометр |
Поставка тепловой энергии для отопительных приборов | 2101, 52 | Гикал |
Ответственность исполнителя жилищно-коммунальных услуг за нарушение прав потребителя в результате неправильное начисления платы за жилищно-коммунальные услуги
Разъясняет старший помощник прокурора г. Первоуральска Крохалева Т.А.
В соответствии с п.155(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, в случае нарушения исполнителем, в том числе лицом, привлеченным исполнителем для осуществления функций по расчету платы за коммунальные услуги, порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшего необоснованное увеличение размера платы, по обращению заявителя исполнитель обязан уплатить потребителю штраф в размере 50 процентов величины превышения начисленной платы над размером платы, которую надлежало начислить в соответствии с настоящими Правилами, за исключением случаев, когда такое нарушение произошло по вине потребителя или устранено до обращения и (или) до оплаты потребителем.
Таким образом исполнитель коммунальных услуг (управляющие компании, товарищества собственников жилья, ресурсоснабжающие организации) несут ответственность за нарушение прав потребителей в результате неправильного начисления платы за коммунальные услуги.
При поступлении обращения потребителя с письменным заявлением о выплате штрафа исполнитель не позднее 30 дней со дня поступления обращения обязан провести проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги и принять одно из следующих решений:
– о выявлении нарушения (полностью или частично) и выплате потребителю штрафа (полностью или частично);
– об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.
Согласно п.155(2) Правил, в случае установления нарушения порядка расчета платы за коммунальные услуги исполнитель обеспечивает выплату штрафа не позднее 2 месяцев со дня получения обращения заявителя путем снижения размера платы за соответствующую коммунальную услугу.
Обращение потребителя о неправильном начислении платы должно быть обязательно оформлено в письменном виде и адресовано именно исполнителю коммунальных услуг, в котором необходимо сделать ссылку на возможность применения «штрафных санкций» в случае отказа в устранении нарушений закона.
В случае доведения спора до суда и принятия судом решения в пользу потребителя, исполнитель коммунальных услуг будет обязан по требованию потребителя произвести положительный для потребителя перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от суммы, которая была незаконно начислена в квитанции.
При составлении договора по оказанию коммунальных услуг следует учесть все условия, обязанности и ответственность сторон. В случае упущения какого-либо условия конфликтная ситуация будет разрешена на основании законодательных норм и правил. Основным документом по составлению договора на поставку услуг является пункт 124 Правил.
При составлении типовой формы договора о предоставлении коммунальных услуг следует провести ряд действий:
- письменно заявить о желании заключить договорные обязательства на предоставление услуг и приложить весь обязательный пакет документов;
- получить предварительный проект договора у поставщика услуг и откорректировать разногласия по пунктам, если они будут;
- оформить дополнительное соглашение об отсутствии претензий и устранении разногласий;
- завизировать контракт на предоставление услуг.
Что же касается непосредственно самого договора, то в нём в обязательном порядке должны быть указаны тарифы предоставляемых услуг. Помимо этого, предусматривается ответственность как предоставляющей услугу стороны за некачественное её оказание, так и потребителя за нарушение условий настоящего договора.
О взыскании задолженности за коммунальные ресурсы
Статус исполнителя коммунальных услуг важен для установления не только лица, уполномоченного на выставление платежных документов потребителям и сбор платы за коммунальные услуги, но и лица, обязанного оплачивать РСО стоимость поставленного в дом коммунального ресурса. Если в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения абонентом РСО (в силу фактически сложившихся договорных отношений и статуса управляющего МКД как исполнителя коммунальных услуг согласно жилищному законодательству) следует считать управляющего МКД, то и иски нужно предъявлять именно к нему, а не к собственникам помещений.
Обратим внимание, что внесение потребителям платы напрямую РСО, а не УК на основании специального решения общего собрания (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ) также не свидетельствует об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между УК и РСО (Постановление АС ЦО от 09.07.2015 N Ф10-2191/2015). Более универсальный вывод сформулирован в Постановлении АС ЦО от 20.04.2015 N Ф10-865/2015: «в случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией и оплаты полученного коммунального ресурса населением непосредственно ресурсоснабжающей организации, при управлении многоквартирным домом управляющей компанией, выбранной собственниками помещений, управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и на нее возлагается обязанность по оплате задолженности, имеющейся перед ресурсоснабжающей организацией».
Так, суд отказал РСО во взыскании задолженности за коммунальные ресурсы с собственника помещения в МКД в период, когда домом управляла УК: собственник является ненадлежащим ответчиком (Постановления АС ВВО от 25.08.2015 N Ф01-2969/2015, от 20.03.2015 N Ф01-6334/2014, от 10.03.2015 N Ф01-44/2015).
Принципиальную важность исследования обстоятельств, которые могут свидетельствовать о договорных отношениях между УК и РСО, в споре о взыскании сумм в пользу РСО с собственника помещения МКД подчеркнул АС СЗО в Постановлении от 28.08.2015 N Ф07-5958/2015.
По мнению арбитров. Обстоятельства отсутствия заключенного между сторонами договора поставки тепловой энергии в горячей воде, а также оплаты истцу как ресурсоснабжающей организации потребленных коммунальных ресурсов непосредственно собственниками помещений в МКД не свидетельствуют об отсутствии фактически сложившихся договорных отношений между сторонами.
Оплата одн при прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями 2021 год
В статье 157.2 ЖК РФ говорится о прямых договорах, которые собственники заключают с РСО, даже если в доме выбрана управляющая организация. Речь идет именно о коммунальных услугах. Следовательно, никаких прямых договоров с РСО на поставку коммунального ресурса быть не может.
По решению общего собрания собственники заключают договор с РСО. Но управляющая организация все равно обязана заключить с РСО договора на поставку коммунального ресурса на ОДН !
Новая редакция Жилищного кодекса РФ вступает в силу 1 июля 2021 года. Законодатели изменили порядок взимания платы за коммунальные услуги, а также определили особенности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Управляющие компании не хотели, а часто и не могли, оплачивать неучтенные по счетчикам жильцов или по нормативам услуги. Так, представители Министерства ЖКХ Ставропольского края одними из первых рассчитали и официально утвердили нормативы на потребление ОДН.
Электричество по ОДН = (Значения, зафиксированные на электросчетчике – Совокупное количество электроэнергии, потребленной в нежилых квадратных метрах, которые не относятся к общедомовому имуществу – Совокупное количество ресурса во всех жилых квартирах, где монтированы счетчики – Объем использованной электроэнергии и квартирах, где нет счетчиков) × Площадь квартиры × Площадь всех квартир в многоэтажном доме.
Ежегодно Правительство страны рекомендует региональным властям повышать стоимость жилищно-коммунальных услуг минимум на процент, свойственный инфляции.
Кроме того, субъекты наделены правом вносить коррективы в действующие значения. Стандартно в столице страны устанавливаются повышенные нормативы.
Причина состоит в том, что каждый год повышается стоимость работ ресурсоснабжающих компаний.
Принятый законопроект разрешает множество сложных вопросов накопившихся в сфере управления ЖКХ. Он защищает интересы простых граждан, а также ресурсоснабжающих организаций. Ранее нередки были случаи отключения целых многоквартирных домов – по причине задержки выплат от УК. При этом жильцы свои долговые обязательства исполняли в срок, без каких-либо задержек.
Кроме того, жильцы теперь сами имеют право выбирать поставщика услуг. Например, вывоз мусора может осуществляться разными компаниями. Благодаря принятию нового закона сегодня сами граждане будут иметь право выбирать юридическое лицо, занимающееся работой с отходами. В данном сегменте ЖКХ присутствуют определенные проблемы.
За счет нового законопроекта будет создана здоровая конкуренция в сфере утилизации отходов.
7. Прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников. Ресурсоснабжающая организация может перенести данный срок (указанный в решении собрания), но не более, чем на 3 месяца.
О переносе срока ресурсоснабжающая организация должна уведомить лицо (по инициативе которого было созвано общее собрание) не позднее 5 рабочих дней с момента получения копий решения и протокола общего собрания собственников.
Плюсы и минусы работы напрямую с РСО
Взаимодействие напрямую с РСО минуя ЖКХ имеет несколько положительных и отрицательных аспектов. Рассмотрим их в таблице.
Критерий | Преимущества | Недостатки |
Рисковые факторы |
Вероятность разорения управляющей организации стремится к нулю, т. к. потребитель оплачивает услуги напрямую | Может снизиться качество управления жилым фондом в связи с противоречиями, возникающими между жильцами |
Распределение средств |
Оно является максимально справедливым, поскольку никто не несет ответственности за неуплату услуг другими жильцами | Возможно, оплата услуг будет осуществляться жильцами нерегулярно в связи с нестабильностью доходов населения |
Удобство оплаты |
Средства вносятся строго на счет РСО, которая закреплена за каждым домохозяйством | Придется оплачивать предоставляемые услуги в разных местах всем потребителям |
Дополнительные трудности |
Т. к. посредническое звено отсутствует, расчетные операции являются максимально простыми и прозрачными | В процессе проведения расчетов могут возникать некоторые нюансы, требующие поиска нескольких путей решения |
СУБСИДИИ НА ОПЛАТУ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
В соответствии со ст. 159 ЖК РФ гражданам могут предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Они предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Право на субсидии имеют граждане:
- пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
- члены жилищных кооперативов;
- собственники жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 были утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Они определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам РФ, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами РФ.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Решения о предоставлении субсидий принимаются органами местного самоуправления или управомоченными ими муниципальными учреждениями, федеральными органами исполнительной власти.
Для получения субсидии граждане и члены их семей представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением определенных документов (полный перечень и требования к их оформлению приведены в Правилах предоставления субсидий). Требовать от граждан документы, не предусмотренные п. 8 и 9 указанных Правил, не допускается.
Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее — региональные стандарты).
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится возврат средств в размере превышения. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев. Получатели субсидий вправе за счет субсидий производить оплату жилого помещения и любых видов предоставляемых им коммунальных услуг.
Предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии:
- неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев;
- невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности при ее наличии;
- неисполнения получателем субсидии требований, в соответствии с которыми он обязан в течение 1 месяца после наступления событий, которые влекут за собой уменьшение размера субсидии либо прекращение права на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии и членов его семьи, основания проживания, гражданства, состава семьи), представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.
Свобода договора как аргумент в пользу управляющей компании
Еще один аргумент, которым РСО объясняют использование выгодных им отраслевых правил – это договор с управляющей компанией. В нем может быть прописан порядок расчетов, которые противоречит новому закону — это характерная примета для договоров, заключенных до 2014 года, комментирует Сергеев. Этим пользуются некоторые ресурсоснабжающие организации, чтобы насчитать больше. Но публичные договоры не могут противоречить актам Правительства, а значит, спорные условия просто перестают действовать, когда акты вступают в силу. С новыми договорами проще: об их условиях можно спорить, перед тем как подписать документ. Со старыми договорами сложнее.
Сергеев рассказывает, как определить, не переплачивает ли управляющая компания:
- Сначала нужно изучить порядок расчета в договорах ресурсоснабжения и проверить, соответствует ли он нормам № 124.
- Проверить платежно-расчетные документы (счета, счета-фактуры), особенно за те периоды, когда домовой прибор учета не работал. Это нужно, чтобы понять, как затраты считает РСО.
- Рассчитать сумму, которая подлежит оплате, может сама управляющая компания, ведь она выставляет счета собственникам квартир и обладает всей нужной информацией.
Какими нормативными документами регулируется вопрос?
Все вопросы касательно формирования коммунальной задолженности и ее погашения регулируют нормативно-правовые акты. К ним относятся такие:
- Жилищный Кодекс. В нем рассмотрены срок задолженности, порядок начисления пени и ряд других вопросов.
- Постановление №22 Пленума Верховного суда. Рассматривает вопросы судовых споров по поводу коммунальных задолженностей.
- Постановление №354. Утверждает трактовку понятия суммы долга, порядок расчета величины платы за коммунальные услуги и ее распределения между зарегистрированными на жилплощади лицами.
- Гражданский Кодекс. Закрепляет обязанность собственника содержать в порядке свое недвижимое имущество и своевременно оплачивать коммуналку.
- ФЗ №230 от 3 июля 2016 г. Регулирует деятельность коллекторских агентств по взысканию долгов и правила взаимодействия с ними должников.
Регулярно нормативная база пересматривается и обновляется. Поэтому важно знать положения актуальных редакций. Также надо учитывать, что на местном уровне принимаются локальные акты. Они регулируют все вопросы по коммунальным долгам в каждом регионе.