Земельный налог для физических лиц и ИП в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог для физических лиц и ИП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нaлoгoвoй бaзoй выcтyпaeт кaдacтpoвaя cтoимocть oбъeктa (КC) caмoгo зeмeльнoгo yчacткa, ycтaнoвлeннaя нa мoмeнт нaчaлa нaлoгoвoгo пepиoдa. B cooтвeтcтвии co cт 391 НК PФ, нaлoгoвый пepиoд нaчинaeтcя c пepвoгo янвapя. Cooтвeтcтвeннo, имeннo c этoй дaты и пpoиcxoдит pacчeт зeмeльнoгo нaлoгa нa кoнкpeтный 3У. Cтoит oтмeтить, чтo oцeнкa кaдacтpoвoй cтoимocти пpoиcxoдит c yчeтoм изнoca oбъeктa и динaмики цeн.

Льгoты для нaлoгoплaтeльщикoв

  • B cooтвeтcтвии c п.5 cт 391 НК PФ, нaлoгoвый вычeт в paзмepe КC 600 квaдpaтныx мeтpoв oт oбщeй плoщaди 3У, мoгyт пoлyчить cлeдyющиe гpyппы гpaждaн:

    Гepoи Poccийcкoй Фeдepaции и CCCP;

  • Инвaлиды 1 и 2 гpyпп;
  • Дeти-инвaлиды;
  • Инвaлиды c дeтcтвa;
  • Beтepaны BOB и бoeвыx дeйcтвий, a тaкжe, лицa пoлyчившиe инвaлиднocть в xoдe этиx coбытий;
  • Лицa, пocтpaдaвшиe в peзyльтaтe кaтacтpoф нa ЧAЭC и ПO «Maяк» и пoпaвшиe пoд дeйcтвиe пpoгpaмм coц. зaщиты;
  • Лицaм, ocyщecтвлявшим тpyдoвyю дeятeльнocть, cвязaннyю c ocoбым pиcкoм. B иx чиcлe: иcпытaния aтoмнoгo opyжия и ycтpaнeниe пocлeдcтвий ядepныx aвapий нa вoeнныx oбъeктax;
  • Лицa, cтaвшиe инвaлидaми или пoлyчившиe лyчeвyю бoлeзнь в xoдe иcпытaний ядepнoгo opyжия или кocмичecкиx aппapaтoв;
  • Лицa пeнcиoннoгo вoзpacтa.

Oбpaтитe внимaниe, чтo нaлoгoвый вычeт пpимeняeтcя тoлькo к oднoмy yчacткy, пpинaдлeжaщeмy нaлoгoплaтeльщикy (a тaкжe нaxoдящeмycя в бeccpoчнoм влaдeнии или пoльзoвaнии). Cooтвeтcтвeннo, ecли гpaждaнин oблaдaeт двyмя и бoлee зeмeльными yчacткaми, eмy пpeдcтoит caмocтoятeльнo выбpaть тoт, пo кoтopoмy бyдyт нaчиcлeны льгoты. O cвoeм peшeнии нeoбxoдимo извecтить нaлoгoвыe opгaны. Нo, нe пoзднee 1 нoябpя.

Toлькo пocлe этoгo пoявитcя нe oблaгaeмaя нaлoгoм cyммa, yмeньшaющaя зeмeльный нaлoг. Ecли paзмep нaлoгoвoгo вычeтa пpeвышaeт нaлoгoвyю бaзy, тo oнa бyдeт cчитaтьcя paвнoй 0.

Кaк paccчитaть зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния

Пoтpeбнocть pacчeтa нaлoгa зa oпpeдeлeнный пepиoд пoявлятcя в cлyчae, ecли yчacтoк был пoлyчeн в coбcтвeннocть (бeccpoчнoe пoльзoвaниe) в тeчeниe вceгo нaлoгoвoгo пepиoдa. To ecть, в любoe вpeмя, в тeчeниe 12 мecяцeв кaлeндapнoгo гoдa. B этoм cлyчae нaлoг иcчиcляeтcя нe c мoмeнтa нaчaлa НП, a c мoмeнтa пoлyчeния гpaждaнинoм пpaв нa 3У. Для тaкиx cлyчaeв cyщecтвyeт oтдeльнaя фopмyлa для pacчeтa 3Н:

= KC x Нcт. x Квл, гдe:

  • КC — кaдacтpoвaя cтoимocть;
  • Квл. — кoэффициeнт пepиoдa влaдeния;
  • Mвл./12 — oтнoшeниe кoличecтвa пoлныx мecяцeв влaдeния к 12 кaлeндapным мecяцaм.

Чтoбы oпpeдeлить зeмeльный нaлoг зa пepиoд влaдeния,, нaдo cyммy нaлoгa зa пoлный нaлoгoвый пepиoд yмнoжить нa кoэффициeнт пepиoдa влaдeния.

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Для расчета налога на имущество за налоговый период 2022 года во всех регионах (за исключением ДНР, ЛНР, Запорожской области и Херсонской области) в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость недвижимости, при этом для исчисления налога действуют понижающие коэффициенты, уточнили в ФНС:

  • 0,4 — для Севастополя, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
  • 0,6 — для десяти регионов (Республики Алтай, Крыма, Алтайского и Приморского краев, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Свердловской и Томской областей, Чукотского автономного округа), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год;
  • 10%-ное ограничение роста налога по сравнению с предшествующим налоговым периодом — для регионов, где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий и последующие годы (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ);
  • 0,6 в отношении объекта, образованного начиная с четвертого налогового периода, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения) исходя из кадастровой стоимости — применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта (за исключением объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также объектов, предусмотренных абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Читайте также:  Налог на имущество организаций с 2023 года

Величина зависит от кадастровой стоимости земельного участка. Этот показатель публикуется в ЕГРН. Какой будет налог на землю с 2023 в официальных документах обозначается уже 1 января.

Если это новый земельный участок, который образовался и официально зарегистрирован в течение года, то данные по нему нужно предоставить в ЕГРН. Комиссия сама определит реальную стоимость и базу.

Главное положительное изменение в 23 году – отсутствие официального повышения стоимости. В таком случае, все цены останутся на уровне 2022 года, если в ЕГРН не решат понизить кадастровую стоимость земельного участка.

Исключение – изменение характеристик. Например, раньше землю можно было использовать только для сельского хозяйства, а в новому году получено разрешение на коммерческое строительство. В таком случае, исходя из общих инструкций, цена будет пересмотрена, а база для начисления налога изменится.

Годовая сумма земельного налога исчисляется путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, которая зависит от категории используемых земельных участков (п. 1 ст. 243 НК).

Ставки налога на все категории земельных участков (кроме земель сельхозназначения, лесного и водного фонда) определяются из налоговой базы.

Применяются два вида ставок:

  • в процентах от кадастровой стоимости (если налоговая база — кадастровая стоимость);

  • в виде фиксированного платежа за гектар (если налоговая база – площадь земельного участка).

При определении ставок на земли сельхозназначения нужно учитывать, проведена или не проведена их кадастровая оценка (в баллах).

Если проведена, то ставка устанавливается в зависимости от балла оценки и вида земельного участка (пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами или луговые земли) (п. 2 ст. 241 НК), а если нет – налог исчисляется по средним ставкам по районам (п. 4 ст. 241 НК).

По средним ставкам района исчисляют земельный налог (п. 5, 8 ст. 241 НК):

— по сельхозземлям, входящим в состав земель лесного фонда;

— сельхозземлям, входящим в состав земель водного фонда;

— земельным участкам, предоставленным для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

— земельным участкам, входящим в состав земель водного фонда и предоставленным для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

— по земельным участкам, предоставленным физлицам для ведения коллективного садоводства и дачного строительства в садоводческом товариществе и дачном кооперативе, расположенных за пределами населенных пунктов, по которым не имеется кадастровой стоимости. При этом ставка увеличивается на коэффициент 1,6.

Применяется ставка, установленная для земельных участков производственной зоны, если на земельном участке, входящем в состав земель лесного фонда, расположена недвижимость, не связанная с ведением лесного хозяйства, либо земельный участок, входящий в состав земель водного фонда, используется для предпринимательской деятельности и занят недвижимостью.

Исходя из фактического функционального использования участка будет исчислен налог на земельные участки (п.9 ст.241 НК):

  • предоставленные во временное пользование и своевременно не возвращенные;

  • самовольно занятые. При этом уплата налога не узаконивает самовольно занятый земельный участок;

  • находящиеся в госсобственности, предоставленные в аренду и своевременно не возвращенные.

Обратите внимание! Если на земельном участке находится недвижимость, которая не является самовольной постройкой и построена после 01.01.2019, то организации вправе по таким участкам применить ставку налога в размере:

  • 0,2 % — в течение второго года (двенадцати месяцев) с даты приемки такой недвижимости в эксплуатацию,

  • 0,4 % — в течение третьего года,

  • 0,6 % — в течение четвертого года,

  • 0,8 % — в течение пятого года.

Читайте также:  Отмена договора дарения, дарственной между близкими людьми

Организации, которые не являются плательщиками единого налога для производителей сельхозпродукции, обязаны подать налоговую декларацию в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее 20 февраля текущего налогового периода, а при возникновении в течение налогового периода обстоятельств, которые влияют на исчисление и уплату налога, налоговая декларация, в том числе уточненная, подается не позднее 20-го числа второго месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имели место такие обстоятельства.

Если организация уплачивает в календарном году единый налог для производителей сельхозпродукции, то уплачивать земельный налог не нужно.

Однако, если по истечении года окажется, что выручка от реализации сельхозпродукции не соответствует установленному налоговым законодательством критерию, декларацию по земельному налогу нужно подать не позднее 20 января года, следующего за годом, в котором выручка превысила этот критерий, а налог уплатить не позднее 22 января. (п. 4 ст. 244 НК).

Законом «Об изменении законов по вопросам налогообложения» (далее — Закон) предусмотрено определение налоговой базы земельного налога — кадастровой стоимости в белорусских рублях с ее индексацией (пункт 3 статьи 5 Закона).

Так, налоговая база земельного налога на 1 января 2023 г. для исчисления и уплаты земельного налога за 2023 год определяется по видам функционального использования земельных участков в следующем порядке:

  • для общественно-деловой зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны;
  • для жилой усадебной (включая садоводческие товарищества и дачные кооперативы) и рекреационной зон — в белорусских рублях на дату оценки таких зон в сумме, проиндексированной с применением прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для жилой многоквартирной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2021 год и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы;
  • для производственной зоны — в белорусских рублях на дату оценки такой зоны в сумме, проиндексированной с применением сложившихся индексов роста потребительских цен за 2019, 2020 и 2021 годы и прогнозных индексов роста потребительских цен на 2022 и 2023 годы.

Кроме того, согласно Закону в 2023 году для земельных участков, в качестве налоговой базы земельного налога по которым установлена площадь, проиндексированы пороговые значения кадастровой стоимости на прогнозный уровень инфляции (на 19,4 %) по сравнению с пороговыми значениями, установленными статьей 240 НК на 2022 год.

Так, в 2023 году площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы земельного налога для земельных участков:

  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 11 018 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны для размещения автомобильных рынков, игорных заведений при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 7 344 белорусских рублей за гектар;
  • общественно-деловой зоны, за исключением указанных в подпунктах 6.5 и 6.6 пункта 6 статьи 240 НК, при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 40 060 белорусских рублей за гектар;
  • производственной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 20 029 белорусских рублей за гектар;
  • рекреационной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 22 032 белорусских рублей за гектар;
  • жилой многоквартирной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 58 757 белорусских рублей за гектар;
  • жилой усадебной зоны при кадастровой стоимости таких земельных участков менее 29 380 белорусских рублей за гектар.

Предоставляемые льготы

По Налоговому Кодексу есть перечень утвержденных компаний, кому положена льгота по земельному налогу. При этом местные органы власти имеют полномочия расширить круг таких льготников.
Перечень юридических лиц, кому по НК положена льгота:

  • Всем организациям и предприятиям, которые находятся в подчинении Министерства юстиции
  • Разнообразным религиозным организациям, которые имеют в собственности земли, где расположились строения, здания и хозяйственные постройки;
  • Учреждениям, функциональными обязанностями которых является контроль и уход за автомобильными трассами государства;
  • Благотворительные и общественные компании;
  • Субъектам хозяйственной деятельности, которые зачислены к таковым, что занимаются культурным промыслом;
  • Предприятиям, функционирующим в рамках определенной зоны. Такие зоны утверждаются нормативными документами. Есть ограничение на действие льготы – не более 5 лет

При этом льгота заключается не просто в предоставлении скидки, как принято в налоговом законодательстве, а в полном освобождении от земельного налога.
В свою очередь, есть и перечень физических лиц, имеющих льготу:

  1. Инвалиды;
  2. Герои, как РФ, так и СССР;
  3. Ветераны войны, а также ветераны боевых действий;
  4. Чернобыльцы;
  5. Люди, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия или ядерных установок.
Читайте также:  Налоговая декларация для ИП и ЮЛ на УСН за 2022 год

При этом интересным фактом является то, что здесь физические лица не освобождаются от уплаты, а лишь получают некую скидку при расчете налоговой базы.

Что такое земельный налог, кто его должен платить

Все налоговые выплаты и обязательные сборы россиян предусмотрены положениями Налогового кодекса, а в случае с земельным налогом специалисты руководствуются ст. 31 НК. В законе сказано, что объектом налогообложения становятся в обязательном порядке все участки земли, расположенные в границах города, поселка, другого муниципального образования (ст. 389 Налогового кодекса). При этом налог не взимается:

  • с участков, выведенных из оборота;
  • с земель, входящих в состав лесного, водного фонда;
  • с участков под многоквартирными домами;
  • с объектов, имеющих культурную ценность.

Что касается ставки налога, то ее устанавливают местные органы самоуправления. Платить его обязаны, как физлица, включая ИП, так и юрлица, по праву собственности, наследования или бессрочного пользования. С другой стороны, налогового бремени не несут арендаторы земли и россияне, пользующиеся земельным участком по договору пользования (безвозмездному).

Ответственность за неуплату земельного налога

Рассчитать сумму налога на землю не сложно, в частых случаях сумма его не значительная, поэтому каждый землевладелец может выделить один раз в год определенную сумму. Между тем о своей конституционной обязанности многие собственники земли забывают – они не платят налог на землю или делают это несвоевременно.

В этом случае законом предусмотрена система штрафов, при этом к неуплаченной своевременно сумме добавляется пеня. Сумма пени также имеет свою расчетную формулу, а состоит она из неуплаченной суммы налога, умноженной на ставку рефинансирования Центробанка, разделенную на 300, и умноженной на срок просрочки.

Период оплаты платежей по земельному налогу в 2022 году

В 2022 году будут действовать единые сроки оплаты налога на землю и авансовых платежей. Местные власти не имеют прав на установление периода оплаты налога. Налог на землю следует перечислить не позже 1 марта года, который следует за прошедшим налоговым периодом. Авансовые платежи необходимо перечислить не позже последнего числа месяца, который следует за прошедшим отчетным сроком. Последний день оплаты налога или авансового платежа может попасть на выходной день. Тогда перечисление нужно осуществить на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК).

К примеру, налог за 2022 год оплачен до 1.03.2023 года. В 2022 году авансовые платежи, учитывая нерабочие дни следует внести:

  • до 4 мая – за 1 квартал;
  • 1 августа – за 2 квартал;
  • 31 октября – за 3 квартал.

Налог на землю и авансовые взносы платятся В ФИНС по месторасположению земельного владения (п. 3 ст. 397 НК, письмо Минфина от 29.11.2017 № 03-05-05-02/79165).

В случае, если земельный налог плюс авансовые взносы предприятие оплатит позднее обозначенного периода, налоговики могут произвести начисление компании пени (ст. 75 НК). Их буду начислять за каждый календарный день просроченного платежа (ст. 75 НК РФ). Помимо этого, организация может получить по результатам года штраф, сумма которого может составить — 20%от неоплаченной суммы (ст. 122 НК РФ).

Как предприятия платят земельный налог


В 2019 году определение налогового регламента по землям юридических лиц возложено на муниципалитеты. Городское собрание через локальные нормативы вправе принять пониженные ставки, дополнить федеральные льготы местной поддержкой, скорректировать периодичность платежей. Полномочия властей на местах не исключают общих моментов для каждого плательщика:

  • размер платежа высчитывается после завершения налогового периода (то есть года) как процентное соотношение местной ставки и базы налогообложения;
  • в отличие от граждан, предприятия самостоятельно рассчитывают свои платежи за землю и уточняют особенности применения законодательства;
  • при авансовой системе размер платежа по итогам года (собственно, налог) определяется как разница общей налоговой суммы за НП и внесенных за год авансов.

Платежные даты и периоды утверждает местная власть. Однако государство все же регулирует процесс наполнения местных бюджетов: крайние сроки по земельным платежам юридических владельцев определены в НК РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *