Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 15. Обращения граждан: понятия, виды, порядок рассмотрения. (2)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.

Порядок направления письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом. Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю.
Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.
Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются. В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Гарантии безопасности граждан, направивших обращение

Закон предусматривает определенные меры защиты граждан, направивших обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
К таким мерам защиты относится, в первую очередь, запрет на преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, если только сам гражданин не дал на то согласия. Однако следует иметь в виду, что по закону не является разглашением сведений перенаправление (или направление копии при перекрестной компетенции) письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Как написать обращение

Давайте перейдем к более практическим вопросам. Не каждую бумагу примут в качестве обращения. Конституция гарантирует гражданам право на заявление в любые органы. Но оно должно быть оформлено соответствующим образом. На анонимное письмо никто отвечать не обязан. Поэтому любые виды обращений граждан: предложение, заявление, жалоба — необходимо писать, в соответствии с законодательно закрепленными нормами.

Бумага должна содержать:

  • Наименование учреждения или организации, куда направляется документ. Желательно указать адрес, ФИО или должность того, к кому обращается человек.
  • Свои реквизиты. Они состоят из ФИО, написанных полностью, и адреса для получения ответа. Желательно добавить номер телефона с целью организации более оперативного общения.
  • Уведомление, в случае необходимости о переадресации ответа.
  • Суть обращения. Ее следует внимательно продумать, сделать лаконичной и содержательной, без излишней эмоциональности.
  • Бумага подписывается составителем лично. Кроме того, следует указать дату направления.

Все указанные пункты обязательны для исполнения. Гражданин, который составляет документ, должен быть внимателен, чтобы ничего не пропустить. В случае ошибки его письмо не будет рассмотрено чиновниками, отнесено в разряд анонимок. Отметим, законодательство, разбирая основные виды обращений граждан, не настаивает на том, чтобы люди указывали номер телефона. Обязательным является только адрес его проживания. Однако практика показывает, что наличие дополнительных сведений повышает качество работы с документом.

Разберемся с сутью документа

Следует понимать, виды письменных обращений граждан различны. Когда пишете документ, необходимо составлять его соответствующим образом, чтобы специалисты поняли, что от них требуется. Так, в жалобе отмечают факты нарушения прав человека. Необходимо четко указать, какое положение законодательства и кем не выполнено. Желательно составлять документ предельно лаконично, концентрируясь на фактах, опуская маловажные подробности.

Читайте также:  Будет ли индексация пенсий работающим пенсионерам в 2023 году в РФ: новости

Кроме того, в жалобах содержатся критические замечания и предложения. Однако рекомендуется воздержаться от эмоциональной оценки работы служащих учреждений, не стоит настаивать на их увольнении. Поверьте, любое обращение рассматривается предельно подробно. Руководитель организации сам разберется с наказанием. Дело гражданина – перечислить факты и попросить восстановить свои права.

Предложение – это иная форма обращений. В нем приводятся мысли человека по поводу улучшения деятельности госорганов, возможно, дополнения к действующему законодательству. Иногда люди предлагают конкретные меры по усовершенствованию определенных сфер взаимодействия власти и общества. Желательно в данном документе не только критиковать, но и инициировать конкретные пути решения проблемы.

В заявлении, как правило, указывается проблема. Это может быть недостаточная работа госорганов, нарушение прав человека. В отличие от предложения в нем не содержится вариант решения проблемы.

Когда перечисляют виды обращений граждан в органы местного самоуправления, не всегда приводят ходатайство. Оно введено только в последние годы. В нем гражданин просит признать его права или льготы. К ходатайству необходимо приложить документы, являющиеся правовым основанием для такового.

Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.

Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.

Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан

Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).

Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:

  • личный прием граждан;
  • прием и первичная обработка письменных обращений;
  • регистрация обращений;
  • рассмотрение обращений руководством;
  • подготовка проекта ответа на обращение;
  • уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации;
  • уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
  • контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;
  • ответ гражданину;
  • информационно-справочная работа по обращениям;?
  • формирование дел и текущее хранение обращений;?
  • анализ поступивших обращений;
  • работа с устными обращениями граждан.

Этапы ведения делопроизводства по обращениям граждан


Правила делопроизводства по обращениям граждан установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с измен. и доп. 29.06. 2010 и 27.07.2010).

Работа с обращениями граждан включает в себя выполнения следующих операций:

  • личный прием граждан;
  • прием и первичная обработка письменных обращений;
  • регистрация обращений;
  • рассмотрение обращений руководством;
  • подготовка проекта ответа на обращение;
  • уведомление заявителя о направлении обращения в другие учреждения, организации;
  • уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
  • контроль за сроками исполнения документов и выполнением принятых по ним решений;?
  • ответ гражданину;
  • информационно-справочная работа по обращениям;?
  • формирование дел и текущее хранение обращений;?
  • анализ поступивших обращений;
  • работа с устными обращениями граждан.

Классификация обращений граждан

Обращение граждан в государственные и общественные органы — их неотъемлемое субъективное право, обеспеченное политическими, социально-экономическими и юридическими гарантиями. Последние выражаются в специальных нормативных актах, устанавливающих определенный порядок рассмотрения письменных и устных обращений граждан.

“Обращение” — обобщающий термин. Он содержит разноплановую информацию. Как отмечается в научной литературе, обращения граждан различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. Понятие «обращение граждан» включает в себя предложения, заявления, жалобы, ходатайства, которые могут быть поданы несколькими гражданами (коллективные обращения) и одним гражданином (индивидуальное обращение). Классификация обращений представлена на рис. 7.1.

Предложение — это обращение гражданина, направленное на совершенствование работы органов власти и управления, решение важных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер их деятельности, где предлагаются пути и способы решения затронутых проблем.

Заявление — это обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему личных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, не связанное с нарушением этих прав и интересов. То есть заявление гражданин пишет в том случае, когда он знает, что наделен конкретными правами и хочет эти права реализовать.

Жалоба — это обращение гражданина о нарушении его прав, свобод и законных интересов. Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействиями) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями организаций и общественных объединений.

В последние годы введен еще один термин в понятие «обращения граждан» — ходатайство.

Ходатайство — это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ, например, при получении гражданства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Читайте также:  Инструкция: пишем заявление в прокуратуру о невыплате заработной платы

Гражданин на стадии рассмотрения его обращения, при желании, имеет право:

  • представлять дополнительные документы и материалы по рассматриваемому обращениюили жалобе, либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
  • получать уведомление о переадресации обращения в государственный орган, органместного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Должностные лица СПб ГБУЗ «Городская больница № 28» обеспечивают:

  • объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений и жалоб граждан, вслучае необходимости — с участием граждан, направивших обращения;
  • получение, в том числе в электронной форме, необходимых для рассмотрения письменныхобращений граждан документов и материалов в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
  • принятие мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод изаконных интересов граждан;
  • уведомление гражданина о направлении его обращения или жалобы на рассмотрение вдругой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Конфиденциальные сведения, ставшие известными должностным лицам СПб ГБУЗ «Городская больница № 28» при рассмотрении обращений граждан, не могут быть использованы во вред этим гражданам, в том числе, если они могут повлечь ущемление чести и достоинства граждан.

Основными требованиями к качеству рассмотрения обращений или жалоб в СПб ГБУЗ «Городская больница № 28» являются:

  • достоверность предоставляемой заявителям информации о ходе рассмотрения обращения;
  • четкость в изложении информации;
  • полнота информирования заявителей о ходе рассмотрения обращения;
  • наглядность форм предоставляемой информации об административных процедурах;
  • удобство и доступность получения информации заявителями о порядке рассмотренияобращений и жалоб.

Вас приветствует Офис по правам людей с инвалидностью.
Мы защищаем права людей с инвалидностью в Беларуси. Долгое время складывалась ситуация, в результате которой люди с инвалидностью вынуждены оставаться на краю общественной жизни, изолированно, не имея возможности жить полноценной жизнью.
Наша работа направлена на то, чтобы менять наше общество, делая его свободным от барьеров и предрассудков. Мы стремимся перестроить мир таким образом, чтобы люди с инвалидностью стали равноправными его членами, включенными во все сферы жизни.
Офис защищает права людей с инвалидностью. Мы продвигаем понимание инвалидности, как проблемы соблюдения прав человека. В своей деятельности мы опираемся на ценности и положения Конвенции о правах инвалидов.

История того, как развивалось законодательство о праве граждан на то, чтобы обращаться говорит о том, что присутствовали различные подходы законодателей к тому, как определить субъектный состав рассматриваемых административных процедур.

Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза от 12 апреля 1968 под номером 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» все виды государственных и общественных органов, предприятия, организации, их руководители, иные должностные лица обязывались к принятию и рассмотрению обращений граждан. Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г. предусматривалось право советских и иностранных граждан на «внесение в гос. органы и общественные организации предложений относительно улучшения их деятельности, критики недостатков работы». Закон Российской Федерации от 21 апреля 1992 года под номером 2708-1 дополнил Конституцию РСФСР положениями того, что у граждан есть право на «направление личных и коллективных обращений в государственные органы и к должностным лицам».

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 2006 года в круг субъектов, которые занимаются рассмотрением обращений граждан, включает органы государственной власти и местных самоуправлений, их должностных лиц. Данным Законом был расширен конституционный перечень субъектов, которые уполномочены к рассмотрению обращений граждан за счет того, что теперь в него включены должностные лица. В данном случае должностным лицом является лицо, которое на постоянной или временной основе, а также на основании специальных полномочий может осуществлять функции представителей власти или заниматься исполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах и органах местных самоуправлений.

Так как Законом в первоначальной редакции фактически были исключены из предмета регулирования обращения к общественных объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям, то на практике исключительно органами власти и их должностными лицами принимались обращения граждан к рассмотрению в порядке, который установлен на основании Федерального закона от 2 июня 2006 года под номером 59-ФЗ. На основании этого Конституционным Судом Российской Федерации было указано, что рассмотрение обращений граждан должно также осуществляться государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями, которые осуществляют публично значимые функции.

Субъектами, у которых есть право на обращением к органам публичной власти на основании указанного Закона – это граждане РФ, объединения граждан, включая юридических лиц.

Замечание 3

Вне зависимости от того, что в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» упоминаний о других субъектов, которые обладают правом подавать обращения, нет, круг субъектов должен быть определен шире, на основании системного изучения норм действительного законодательства.

На основании положений 3 части 62 статьи Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица, которые не имеют гражданства, могут пользоваться в РФ правами и нести обязанности в равной степени с тем, кто обладает гражданством РФ, помимо случаев, которые установлены на основании федерального закона и международного договора Российской Федерации. Исходя из этого, ели обращение иностранного гражданина или лица без гражданства не связано с тем, как реализуются его политические права, которые предоставляются только для граждан Российской Федерации, то данные обращения могут рассматриваться в общем порядке, который установлен Законом.

Читайте также:  Условия признания расходов при УСН (доходы минус расходы)

Отдельные нормативные акты могут предусматривать право других лиц на обращение в органы публичной власти. Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» указывается, что информация, связанная с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена на основании запроса граждан, организаций, общественных объеди ней, государственных органов, органов местных самоуправлений.

  1. в ред. Федерального закона от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст. 3410;
  2. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4196;
  3. Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 19, ст. 2307;
  4. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3474;
  5. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 48, ст. 6638;
  6. Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 45, ст. 6206;
  7. Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 49, ст. 7327;
  8. Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Необходимо понимать, что в общении властных структур с населением существуют свои нюансы. Это отражается в законодательстве. В нем описаны особенности рассмотрения отдельных видов обращений граждан. К таковым относят, к примеру, повторные заявления. К их рассмотрению следует относиться внимательнее как той, так и другой стороне. Гражданин должен знать, что его повторное обращение по одному и тому же вопросу останется без ответа. Законодательно закреплена именно таковая реакция.

Если ответ не удовлетворяет, рекомендуется в повторном обращении указывать, что именно не устраивает, и просить разъяснить. Кроме того, законодатель регулирует и другие особенности, учитывая все виды обращений граждан. Если поступило заявление от большого коллектива (более тридцати человек), его нужно рассматривать с выездом на место. Анонимки разрешено оставлять без ответа. У электронных обращений тоже есть свои особенности. Если заявитель просит, то ответ ему может быть направлен почтой. Также поступают, когда человек не указывает свой электронный адрес.

Что делать, если на обращение не реагируют?

Как правило, госорганы довольно оперативно рассматривают заявления граждан. Редко какое остается без ответа, хоть и формального. Но такие случаи тоже встречаются в практике. Гражданину следует помнить о своих правах и конституционных обязанностях служб. Не желают работать, на первый раз сходите к руководителю и пожалуйтесь. Это нормальная реакция на недобросовестность государственных служб. Не захотят с вами разговаривать – отправляйтесь в прокуратуру. В обязанности этого органа входит надзор над исполнением законодательства в части рассмотрения обращений граждан. Напишите заявление и ждите ответа.

Нынче работа с обращениями находится на высоком уровне. Почти в любое учреждение, вплоть до самых высоких, можно написать письмо по Интернету. Пользуйтесь этим прекрасным правом без стеснения. Но, если задумаете жаловаться, запаситесь документальными подтверждениями нарушения закона. К примеру, когда обращаетесь в муниципалитет, просите, чтобы вам на копии документа поставили входящий номер. С этой бумагой правду в прокуратуре или у вышестоящего начальника найти легче.

Если ответ на обращение не устроил, не пишите такого же повторно. Нужно творчески подходить к общению с властью. Запросите у них более подробную информацию, объяснения и так далее. Если продублируете жалобу, ответа не последует. Законодательство позволяет игнорировать повторное обращение одного и того же гражданина, если тема не изменилась.

Процедура реализации права обращения граждан

Федеральный закон от 06. 10. 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» определяет, что организационные вопросы рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления должны быть закреплены в законах субъектов Российской Федерации.[8]

Законы субъектов Российской Федерации также содержат общие правила рассмотрения обращений граждан. В обращении должно быть указано наименование и адрес органа местного самоуправления или должностного лица, фамилия, имя, отчество гражданина, адрес либо данные о месте работы, изложение существа дела, дата и подпись. В случае, если обращение не содержит эти сведения, оно признается анонимным и не рассматривается.

Прием обращений предполагает определенную организацию этого процесса, состояние которого отражает способность органов и должностных лиц местного самоуправления своевременно и правильно реагировать на запросы и нужды граждан.

Максимальный срок рассмотрения обращений составляет один месяц. В течение данного срока органы местного самоуправления обязаны дать письменный ответ. В случае нарушения должностными лицами местного самоуправления порядка и сроков рассмотрения обращения предусмотрена административная ответственность.

В течение трех дней с момента поступления в орган местного самоуправления должно быть зарегистрировано письменное обращение гражданина.

Должностное лицо и орган местного самоуправления обязаны обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.

Решение, принятое по жалобе и заявления, может быть обжаловано в вышестоящий орган в порядке подчиненности либо в суд. Разрешенным считается обращение, в котором рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по ним даны ответы и приняты необходимые меры.

Рассмотрим особенности работы с обращениями граждан.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *