Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ходатайство о передаче уголовного дела по подследственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передача рассматриваемых дел относительно юрисдикции полностью определяется 34 статьей УПК РФ, согласно которой судебный исполнитель, увидевший, что поступившее дело не входит в круг его полномочий, должен вынести постановление о передачи иска в другой правовой орган, подходящий по подсудности.
Какие дела подсудны мировому и районному суду
В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и дела. Сама же подсудность дел мировому судье в процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, положение 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.
Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.
Если необходимо рассмотреть правонарушение, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.
Обратите внимание!Что касается территориальной подсудности преступлений, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.
Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подведомственность для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.
Положение 30 УПК определило, в каком составе районный суд должен рассматривать иск. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.
Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.
Важно! Присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны.
Подведомственность дел арбитражным судам
Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.
Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.
В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:
- юридических лиц организаций;
- индивидуальных предпринимателей;
- субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.
Арбитражный суд компетентен оспаривать и защищать права граждан, занимающихся предпринимательской и коммерческой деятельностью.
В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.
При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:
- определяет экономический характер спора;
- предмет конфликта;
- основания.
Правовой статус предварительного расследования
Законом определены три формы проведения предварительного расследования – дознание, предварительное следствие и дознание в сокращённой форме. Данное деление осуществляется для равномерного распределения нагрузки по лицам с разной степенью компетентности по должностям и территориальному размещению, с целью рационального осуществления должностных обязанностей и восстановления справедливости.
Три формы расследования:
- Предварительное следствие (ПС) – работа управомоченных лиц, проводящаяся по всем составам преступлений, кроме тех, которые подлежат дознанию. Проводится следователями Министерства Внутренних Дел РФ, Следственного Комитета или Федеральной Службы Безопасности.
- Дознание – работа правомочных субъектов, чей смысл состоит в расследовании преступных деяний, в которых осуществление ПС нет надобности. Этой деятельностью занимаются специальные субъекты – дознаватели – ОВД РФ, пограничных органов ФСБ РФ, Федеральной Службы Судебных Приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а также таможенных органов РФ.
- Дознание в сокращённой форме – относительно новая форма процессуальной деятельности, проводимая по составам, расследуемым «в отношении определённого лица, на основании его письменного ходатайства и признании им вины в совершении инкриминируемого преступления, согласии с его правовой оценкой, характером и размером причиненного вреда». Осуществляется теми же субъектами, что и дознание. Необходимо понимать, что это такой же вид деятельности, как и дознание, только в более упрощённом порядке и по другим основаниям.
Ранее предварительным расследованием также занимались: Федеральная Служба Налоговой Полиции (распущена 30.06.2003 года, функции перешли к МВД), Федеральная Служба по Контролю за Оборотом Наркотиков, (упразднена указом Президента от 05.04.2016г., функции перешли к Управлению по Контролю за Оборотом Наркотиков МВД), Следственный комитет при прокуратуре (упразднён 15.01.2011г., преобразован в отдельный новый орган – Следственный Комитет). Деятельность государства по реорганизации этих организаций представляется не совсем логичной, т.к. большинство задач, переходящих из ФСНП РФ и ФСКН РФ к МВД РФ и были в ведении МВД РФ до выделения части МВД РФ в отдельные ведомства, что означает излишнюю деятельность государства в определённых сферах.
Также деление расследований проводится в связи с тяжестью раскрываемых преступлений и отличается в основном сроками расследования и правовым положением ведущих его лиц, и лиц, осуществляющих за ними надзорную деятельность за ними. Чем сложнее преступление, тем больше времени и материальных благ необходимо для осуществления расследования и сбора доказательственной базы. Т.е., к примеру, убийство, пусть даже в конкретном случае более простое и очевидное в раскрытии преступление, нежели кража, однако требует проведения большого количества экспертиз и действий, занимающих большее количество времени, чем при расследовании кражи.
Говоря кратко, центральное различие между видами расследований, не учитывая разницу в юрисдикции по составам УК РФ, определённым законодательно, заключается в сроках осуществления специфической деятельности:
- на законодательном уровне закреплён срок проведения ПС, равный двум месяцам с момента прохождения стадии ВУД, с последующим увеличением срока до трёх месяцев руководителем конкретного следственного органа (РСО), и до двенадцати месяцев РСО по региону государства (области, республике и т.д.), где проводится данная деятельность, при необходимости с правом увеличения срока только в особенных ситуациях ещё больше (но уже на время, не регламентируемое УПК) Председателем Следственного Комитета РФ или РСО определённого ФОИВ (например, МВД, ФСБ и т.д.);
- дознание проводится в срок тридцати суток с окончания прохождения стадии ВУД, с возможностью продления прокурором ещё на тридцать суток, а также с возможностью пролонгации обозначенных выше сроков прокурором района или города до шести месяцев, с увеличением до двенадцати месяцев в особенных случаях прокурором региона РФ;
- дознание в сокращённой форме проводится ограничено временными рамками пятнадцати суток, с возможностью продления прокурором ещё на пять суток. В ситуации, если собрать нужную информационную базу в указанное время невозможно, или при появлении условий мешающих проведению дознания в сокращённой форме, обозначенных в статье 226.2 УПК РФ, работа будет проводиться на общих основаниях как обыкновенное дознание.
Подсудность уголовных дел — это совокупность признаков конкретного уголовного дела, при учете которых решается вопрос о том, какой суд первой инстанции должен рассматривать данное дело по существу.
Осуществление правосудия на территории такого огромного государства, как Российская Федерация, требует соответствующей организации деятельности судов разных звеньев и, прежде всего, оптимального распределения между ними уголовных дел, поступающих для рассмотрения по существу. С этой целью законодатель предусмотрел правила подсудности. При этом учитывается ряд признаков, характеризующих конкретное уголовное дело, которые и позволяют определить, какой суд первой инстанции должен принять данное дело к своему производству и рассмотреть его по существу.
Этими признаками являются:
1) место совершения преступления (начало и окончание конкретного преступления);
2) состав преступления, т.е. норма уголовного закона, по которой органы предварительного расследования квалифицировали деяние, вмененное обвиняемому либо лицу, в отношении которого ставится вопрос о применении принудительных мер медицинского характера;
3) данные о личности субъекта преступления;
4) другие обстоятельства, дающие возможность определить, какой суд должен рассмотреть конкретное уголовное дело, позволяя при этом экономить время, силы и средства судебной системы и общества в целом. Например, проживание всех участников уголовного судопроизводства на одной территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, отличного от места совершения преступления, и др.
1. В основу предметной (родовой) подсудности положен такой определяющий признак, как квалификация преступления, инкриминируемого обвиняемому.
Она призвана разграничивать компетенцию судов различных звеньев: мировых судей и федеральных судов общей юрисдикции. Так, мировым судьям подсудны уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 1 ст. 31 УПК РФ, к подсудности федеральных районных судов, а также приравненных к ним военных судов отнесены дела о преступлениях, указанных в ч. 2 ст. 31 УПК РФ. Судам субъектов Федерации и приравненным к ним военным судам подсудны уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ.
2.Территориальная подсудность устанавливается по общему правилу в зависимости от основного признака, каковым признается место совершения преступления.
Согласно ч. 1 ст. 32 УПК РФ уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления. Однако в реальной жизни могут возникнуть ситуации, в которых определить подсудность исходя только из указанного критерия довольно сложно. Поэтому УПК РФ предусмотрел из названного правила исключения. Так, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого, то дело об этом преступлении подсудно суду по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 32 УПК РФ). Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из этих преступлений (ч. 3 ст. 32 УПК).
В целях экономии сил и средств, обеспечения прав и интересов участников процесса уголовно-процессуальный закон допускает изменение территориальной подсудности. Ее изменение допускается лишь до начала судебного разбирательства в следующих случаях:
1) по ходатайству стороны, если удовлетворяется ее (стороны) ходатайство об отводе всего состава суда;
2) по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, в который поступило уголовное дело, если:
а) все судьи данного суда ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу, что является основанием для их отвода в соответствии со ст.63 УПК РФ;
б) не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.
Решение вопроса об изменении территориальной подсудности уголовного дела по перечисленным основаниям отнесено к компетенции председателя вышестоящего суда или его заместителя. Ходатайство стороны или представление председателя суда, в который поступило уголовное дело, рассматривается председателем или его заместителем вышестоящего суда в судебном заседании в порядке, предусмотренном ч. 3, 4 и 6 ст. 125 УПК РФ (ч. 3 ст. 35 УПК РФ).
3. Персональная (субъектная) подсудность уголовного дела применяется в тех случаях, когда обвиняемый по делу в силу требований закона является специальным субъектом.
Характерным примером применения персональной подсудности являются уголовные дела в отношении военнослужащих. В соответствии с ч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, подсудны военным судам. Из данного общего правила сделаны исключения. Они сводятся к следующему.
Первое. Если уголовное дело по обвинению группы лиц под- судно военному суду хотя бы в отношении одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Если же указанные лица против рассмотрения данного дела военным судом, то уголовное дело в отношении них должно быть выделено в отдельное производство и направлено для рассмотрения по существу в суд общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, то это уголовное дело в отношении всех лиц должно рассматриваться соответствующим (с учетом предметной подсудности) судом общей юрисдикции.
Второе. Оно имеет противоположную направленность. Согласно ч. 8 ст. 31 УПК военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных не только военнослужащими, проходящими службу в составе российских войск, но и членами их семей, а также другими гражданами РФ, если:
1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ;
2) иное не предусмотрено международным договором РФ.
4. Подсудность по связи дел применяется в тех случаях, когда возникает необходимость определить подсудность уголовного дела, в котором объединено несколько дел по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений, подсудных судам разных уровней.
В данной ситуации уголовное дело о всех преступлениях и всех обвиняемых рассматривается вышестоящим судом (ч. 1 ст. 33 УПК). При совершении преступлений в группе с военнослужащим подсудность дела определяется по правилам, описанным выше, и с учетом предметной подсудности (ч. 2 ст. 33 УПК).
Подсудность уголовных дел необходимо отличать от подследственности уголовных дел. Данные понятия сходные, но не идентичные. Между ними нет жесткой зависимости, хотя критерии, исходя из которых определяются подсудность и подследственность уголовных дел, в определенной степени совпадают. Например, место совершения преступления, состав преступления и т.д. В то же время подследственность, к примеру, уголовного дела следователю районного следственного отдела, следственного управления, Следственного комитета России по субъекту Федерации не всегда предопределяет районную подсудность этого дела. Если по данному делу обвинение будет предъявлено по ч. 2 ст. 105 УК РФ либо другой статье, отнесенной к подсудности суда субъекта Федерации, то дело должно быть передано для рассмотрения в соответствующий суд субъекта Федерации.Подсудность уголовных имеет важное процессуальное и организационное значение. Оно заключается в следующем.
Во-первых, правила подсудности обеспечивают право гражданина, обвиняемого в совершении преступления, на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, действующим на основании и во исполнение закона.Данное право обвиняемому, подсудимому гарантировано требованиями ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.1, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ратифицирована Российской Федерации 30 марта 1998 г.2), ст. 47 Конституции РФ. Согласно этим документам подсудность уголовного дела не может определяться по усмотрению какого-то органа власти или должностного лица. Она устанавливается законом и в строгом соответствии с ним каждое уголовное дело направляется в тот суд, к подсудности которого оно отнесено.
Во-вторых, подсудность как уголовно-процессуальный институт позволяет упорядочить работу судов разных звеньев, обеспечить реализацию свободного доступа граждан к правосудию.
В-третьих, рассматриваемый институт дает возможность оптимизировать работу судов с точки зрения нагрузки на отдельно взятого судью, а также временных и финансовых затрат по осуществлению правосудия. Например, если преступления с точки зрения территориальной подсудности совершены в разных местах, то уголовное дело с целью оптимизации времени рассмотрения и судебных издержек может быть рассмотрено не по месту его расследования, а по месту совершения большинства расследованных по данному делу преступлений или по месту совершения наиболее тяжкого из них.
Принятие решения о переводе разбирательства
Это действие может совершить только уполномоченное лицо. В пределах области, края, республики либо любого другого субъекта РФ принять решение о переводе дела может председатель соответствующего суда (краевого, областного, республиканского и пр.). Что касается решения вопроса о перемещении материалов из органа одного региона в уполномоченный институт другого субъекта, то эта процедура должна согласовываться с председателем ВС РФ либо его заместителем. Аналогичным образом решается вопрос о переводе судебного разбирательства в подсистеме военных инстанций.
По своей сути, такие допущения противоречат Конституции. В указанных случаях УПК не предусмотрел необходимость учета мнения самого обвиняемого. Данное противоречие сглаживается в разъяснении Пленума ВС. В частности, в нем говорится о том, что при невозможности рассмотрения уголовного дела тем уполномоченным лицом и в том суде, к подсудности которых оно относится, председатель вышестоящего органа может переместить разбирательство в другой ближайший институт того же уровня при обязательном извещении сторон о причинах данной процедуры.
Такая ситуация может обуславливаться разными обстоятельствами. Например, она возникает при недопустимости повторного рассмотрения материалов тем же судьей, наличием факторов, которыми устраняется конкретный судья от разбирательства данного дела. Таким образом, ВС РФ ориентирует нижестоящие органы на модернизацию практики использования положений ст. 44 УПК. В данном случае целью выступает недопущение внесения произвольных решений, ущемляющих права и интересы обвиняемых.
Основные принципы и правила
Соединение уголовных дел
При определении подсудности УПК РФ следует обратить внимание на ряд основных принципов, являющихся базовыми:
- Одной из особенностей судебной системы является невозможность споров между правовыми органами относительно подсудности. Орган, взявший дело, обязан принять его на рассмотрение, а передача возможна только ввиду открывшихся фактов, которые повлияют на изменение его подведомственности.
- В случае принятия постановления, противоречащего правилам установленным подведомственностью уголовных дел, таковое будет считаться незаконным.
- Полномочия органов полностью заключены в области их юрисдикции. Судебный исполнитель не может рассматривать иски, которые находятся за областью его прав и относятся к другому государственному органу. Подробнее об этом написано в УПК, положение 29.
Закон РФ «О судебной системе Российской Федерации» четко устанавливает судебную систему, т.е. закрепляет виды судов, функционирующих на территории государства, а также устанавливает их компетенцию.
Так, статья 4 указанного нормативно-правового акта говорит о том, что система судов РФ состоит из федеральных судов, а также мировых судебных органов субъектов РФ.
Федеральные суды имеют свою уровневую систему:
- районные суды;
- верховные суды каждого края, области, республики, а также приравненные к ним суды крупных городов, имеющих статус федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и т.д.);
- Верховный суд РФ.
Отдельно выделяют военные суды, которые призваны рассматривать дела узкой категории (военная тематика). Они имеют приравненный статус к районным судам либо верховным суда местного значения (зависит от их уровня).
Понятие и виды подсудности в уголовном процессе
Российские нормативные акты не содержат определения подсудности, однако труды ученых-юристов позволили сформировать его в уголовно-правовой науке. Так, под подсудностью уголовных дел стоит понимать комплекс признаков, позволяющих установить, какой суд и в каком составе уполномочен рассмотреть конкретное уголовное дело по первой инстанции.
В юридической науке выделяют три вида подсудности:
- Территориальная — определяется исходя из места совершения преступления. Вопросам определения территориальной подсудности посвящены ст. 32, 35 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ).
- Родовая — определяется исходя из квалификации уголовно наказуемого деяния. Этим вопросам посвящена ст. 31 УПК РФ.
- Персональная — определяется особенностями субъекта преступления. Например, если деяние совершено военнослужащим, то оно будет рассмотрено военным судом.
Основные принципы и правила подсудности уголовных дел по УПК РФ
Можно сформулировать несколько базовых принципов, на которых основан институт подсудности:
- Между судами не допускаются споры по подсудности. Суд, получивший дело от другого суда с постановлением о передаче в порядке ст. 34, 35 УПК РФ, не может отказать в разбирательстве и должен принять дело к производству.
- Решение, принятое судом вопреки правилам подсудности уголовных дел, не является законным. В постановлении от 27.11.2012 № 26 Пленум Верховного суда РФ называет принятие таких решений нарушением фундаментальных основ уголовного судопроизводства, что указывает на основополагающую роль рассматриваемого института в уголовном процессе.
- Суды не выходят за пределы своей юрисдикции. Суд не должен принимать к рассмотрению дела, относящиеся к компетенции иных органов государственной власти. Ст. 29 УПК содержит список полномочий суда, за пределы которых суд выходить не должен.
Подсудность
За исключением дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 274 УК (подсудны мировым судьям), дела о других киберпреступлениях рассматривают районные суды по месту производства расследования. Активная стадия оспаривания места совершения преступления происходит именно на стадии предварительного расследования за счет результатов компьютерно-технических экспертиз.
Территориальная подсудность по данным категориям дел, как правило, соответствует юрисдикции места производства предварительного расследования, которая окончательно определяется путем проведения судебной компьютерно-технической экспертизы.
. Международные эксперты подчеркивают, что необходимо именно правовое регулирование порядка определения территориальной подсудности киберпреступлений.
Предполагается, что еще долгое время (до разъяснений Верховного Суда РФ или изменения законодательства) территориальная подследственность и подсудность будут определяться исключительно по месту входа потенциального преступника в интернет.
Вероятно детальное законодательное регулирование или хотя бы разъяснения вышестоящих инстанций появятся уже в скором времени.
При отсутствии инновационных онлайн-судов местом совершения преступления, должно признаваться физическое месторасположение человека в момент входа в интернет при выполнении объективной стороны состава преступления. Иной подход к определению территориальной подсудности приведет к еще бóльшим проблемам в судебной практике.
Относительная сложность технической составляющей определения подследственности и подсудности уголовного дела не должна нарушать конституционное право человека на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47 Конституции). Следует только определить на законодательном уровне, какой суд будет законным в таких делах.
Таким образом, именно довод о нарушении подследственности является одним из самых распространенных при обжаловании решений суда первой инстанции по категории киберпреступлений. Активная стадия оспаривания места совершения преступления происходит на стадии предварительного расследования за счет результатов компьютерно-технических экспертиз.
В настоящее время территориальная подследственность и подсудность определяется исключительно по месту входа потенциального преступника в интернет.
Сравнительно-правовой анализ института подследственности в зарубежных странах
При исследовании подследственности уголовных дел несомненный интерес представляет правовое регулирование данного уголовно процессуального института в странах континентальной и англо-саксонской системы права. Проведение сравнительно-правового анализа зарубежного законодательства в части регламентации подследственности уголовных дел обуславливается необходимостью выявления сущности исследуемого явления, общих закономерностей в его регламентации, возможном использовании положительного опыта зарубежных стран при дальнейшем совершенствовании отечественного уголовно-процессуального законодательства. Подобный анализ правомернее начать с Франции, так как это государство является типичным представителем континентальной системы права. Более того, именно уголовно-процессуальное законодательство Франции, как отмечалось выше, оказало существенное влияние на отечественный уголовный процесс.
В российской литературе встречается мнение, согласно которому предварительное расследование во Франции разделяется на две формы: предварительное следствие и дознание.1 То есть дознание рассматривается как одна из форм предварительного расследования. В данной связи позиция Головко Л.В. видится более верной, согласно которой дознание является начальной стадией досудебной части уголовного процесса, но говорить о ней как о форме предварительного расследования не стоит, так как с принятием УПК Франции 1958г. принято разделять весь уголовный процесс на две большие части, не являющиеся стадиями: досудебную и судебную, каждая из которых состоит из ряда стадий.2
Во Франции имеется разделение полиции на административную и судебную. Административная полиция осуществляет деятельность по поддержанию и охране общественного порядка, предупреждению преступлений и т.д., то есть до совершения преступления. Судебная полиция является основным органом, осуществляющим дознание, то есть действует после совершения преступления.
Организационно, судебную полицию как орган дознания, образуют подразделения национальной полиции и национальной жандармерии. В составе полиции производство дознания возлагается на офицеров судебной полиции, агентов судебной полиции и их помощников, чиновников и агентов, на которых законом возложены некоторые функции судебной полиции.
Нормы, разграничивающие подследственность уголовных дел между национальной полицией и жандармерией, которые действуют -на одной территории, содержаться в части 3 УПК Франции. Статья D.3 содержит положение, согласно которому дознание производится тем органом или должностным лицом, которое первым обнаружило преступление или получило сведения о нем. Другой критерий определения подследственности конкретизируется в ст. D.4 УПК Франции. Так дела, требующие специальных технических средств; требующие производства действий за территорией дислокации подразделений судебной полиции; требующие розыскных мероприятий в пределах национальных и международных учреждений; когда есть основания полагать, что преступление совершено организованной группой или несовершеннолетними профессиональными преступниками, преимущественно подследственны органам и должностным лицам национальной полиции.
Согласно ч.З ст. D.3 УПК Франции прокурор вправе самостоятельно выбрать орган, сотрудники которого будут производить дознание по уголовному делу в качестве судебной полиции. Единственным условием при подобном выборе является территориальная компетенция соответствующего органа. Таким образом, прокурор по своєму усмотрению может определить подследственность уголовного дела, а также вправе передать дело от одного органа дознания другому.
В соответствии со ст. 18 УПК Франции офицеры судебной полиции, а также агенты судебной полиции и их помощники, осуществляющие дознание, расследуют преступления в пределах той территории, на которой они компетентны выполнять свои обычные функции. Однако в ч. 2, 3 и 4 данной статье содержится ряд исключений из общего правила определения территориальной подследственности: 1) в случае срочности или дознания очевидных преступлений офицер судебной полиции вправе проводить дознание на всей территории, подсудной суду большой инстанции; 2) только в случае дознания очевидных преступлений он вправе действовать на территории, подведомственной смежным судам большой инстанции; 3) по предписанию прокурора республики или следственного судьи в случае срочности и во время дознания очевидных преступлений или первоначального дознания офицер судебной полиции может действовать в пределах всей территории Франции.
В современной Франции подавляющее большинство уголовных дел расследуется органами дознания, а не предварительного следствия.1 Однако подобная статистика вовсе не свидетельствует об упадке данной стадии в уголовном процессе Франции, а напротив, свидетельствует, при количественном снижении уровня предварительного следствия, о его качественном росте.2
Согласно УПК во Франции существует единый орган предварительного следствия, отделенный от судебной полиции и входящий в судебную систему. Единственным лицом, осуществляющим предварительное следствие, является следственный судья, который состоит при каждом трибунале большой инстанции (ст.50 УПК).
Возбуждение уголовных дел, требующих предварительного следствия, осуществляется путем составления прокурором требования (процессуального акта) о производстве предварительного следствия. Составив требование, прокурор направляет его в трибунал большой инстанции, при котором состоят судебные следователи. Председатель трибунала самостоятельно решает, какому конкретно следователю поручить производство по делу (ст. 83 УПК). На практике председатель трибунала учитывает специализацию, опыт следственных судей, когда передает им дела для производства предварительного следствия. Данное положение можно соотнести с положением п.1 ч.1 ст.39 УПК РФ, согласно которому руководитель следственного органа вправе передавать уголовные дела от одного следователя другому.
Следственный судья, получив соответствующее требование, выносит постановление о принятии дела к своему производству, после чего начинается предварительное следствие.2 В ходе производства следствия следователь все следственные действия осуществляет самостоятельно. В случае необходимости он вправе поручить производство того или иного действия иным должностным лицам, прежде всего офицерам полиции, составив отдельное поручение (ст.81 УПК Франции).
Подсудность представляет собой институт, регулирующий относимость определенной категории дел, подлежащих рассмотрению в судах, к компетенции конкретного суда судебной системы для рассмотрения дела по первой инстанции.
Для определения уровня суда, компетентного рассмотреть дело по первой инстанции, существует правило предметной (родовой) подсудности, как подсудности определенного звена системы судов общей юрисдикции. Родовая подсудность определяется характером (родом) дела, предметом спора, иногда субъектным составом правоотношения (например, усыновление детей гражданами, постоянно проживающими за пределами России, иностранцами, исполнение решений иностранных судов — подсудность суда субъекта РФ — п. 2 ст. 269, ст. 410 ГПК РФ). В соответствии с абзацем вторым п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» при нарушении правил подсудности суд апелляционной инстанции отменяет постановление суда первой инстанции по основаниям ч. 3 ст. 330 ГПК РФ и передает дело в суд первой инстанции, к подсудности которого законом отнесено его рассмотрение. Абзац 3 п. 37 данного Постановления, в частности, указывает на возможность передачи дела по подсудности в суд первой инстанции, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, представлении и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, или прокурор, принесший представление, заявляли в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду либо о том, что у них отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине их неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле; если вследствие нарушения правил родовой подсудности при рассмотрении дел, связанных с государственной тайной, или правил исключительной подсудности по искам о правах на недвижимое имущество отсутствовала возможность собрать, исследовать и оценить в качестве относимых и допустимых доказательств сведения, соответственно составляющие государственную тайну или находящиеся по месту расположения недвижимого имущества, что могло привести к вынесению неправильного по существу решения суда.
Нарушение правил родовой подсудности рассматриваемого дела является безусловным основанием отмены судебного решения, поскольку нарушается конституционный принцип, закрепленный в п. 1 ст. 47 Конституции РФ: никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, — пп. 1 п. 4 ст. 330 ГПК РФ (Определение Ставропольского краевого суда от 29.09.2015 N 33-6383/15; Определение Волгоградского областного суда от 11.04.2012 N 33-3600/12).
Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции некоторые административные дела, а также экономические споры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с компетенцией, изложенной в п. п. 4, 5 ст. 2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» (ст. 27 ГПК РФ).
Суды субъектов РФ рассматривают гражданские дела, связанные с государственной тайной, с признанием и исполнением решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей), а также дела с участием иностранного государства, за исключением дел, подсудных специализированным судам, и дел, подсудных Верховному Суду РФ (ст. ст. 26, 417.2 ГПК РФ). Пунктом 3 ст. 26 ГПК РФ отдельно закреплена подсудность споров, связанных с защитой авторских и (или) смежных прав, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, сети Интернет, Московскому городскому суду как суду первой инстанции.
Подсудность военных и специализированных судов определяется ст. 25 ГПК РФ и специальными законами. Так, согласно ст. 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», военным судам подсудны: гражданские дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; дела по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным военным судам. Согласно ФКЗ «О судебной системе» Суд по интеллектуальным правам является специализированным арбитражным судом, рассматривающим в пределах своей компетенции дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав.
Подсудность дел мировому судье определена в ст. 23 ГПК РФ. Мировому судье подсудны гражданские дела об определении порядка пользования имуществом, по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей. В силу ст. ст. 23, 121 ГПК РФ мировой судья вправе выдать приказ о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества, если их размер или его стоимость не превышают 500 тыс. рублей. Также мировым судьей рассматриваются дела о расторжении брака, если отсутствует спор о детях, иные дела, возникающие из семейных правоотношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении, ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении), и о признании брака недействительным, дела об определении порядка пользования имуществом, дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. рублей. В случае если часть требований подсудна мировому судье, а часть районному суду, все требования подлежат рассмотрению районным судом (п. 3 ст. 23 ГПК РФ).
Все остальные гражданские дела в соответствии со ст. 24 ГПК РФ подсудны районному суду.
Согласно ст. 34 АПК РФ дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ, за исключением дел, отнесенных к подсудности Суда по интеллектуальным правам и арбитражных судов округов.
Арбитражные суды округов рассматривают в качестве суда первой инстанции заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. В п. 4 ст. 34 АПК РФ также отражен полный перечень дел, подлежащих рассмотрению Судом по интеллектуальным правам в качестве суда первой инстанции.
Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в котором подлежит рассмотрению спор. По общему правилу иск подается в суд по месту жительства или месту нахождения ответчика (ст. 28 ГПК РФ, ст. 35 АПК РФ). Однако существует и альтернативная подсудность, которая означает право истца подавать заявления как по месту жительства (нахождения) ответчика, так и по иному месту по выбору истца. Случаи альтернативной подсудности установлены в ст. 29 ГПК РФ и ст. 36 АПК РФ.
В случаях исключительной подсудности иск подается в строго определенный суд. Так, в соответствии со ст. 30 ГПК РФ иски, связанные с недвижимостью, рассматриваются по месту нахождения недвижимости. Так же разрешается вопрос по месту разрешения требований об освобождении имущества от ареста. Иски кредитора наследодателя до принятия наследства подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому была предъявлена в установленном законом порядке претензия. Аналогичная норма имеется и в АПК РФ (ст. 38).
Возможность изменения подсудности по соглашению сторон предусмотрена в ст. 32 ГПК РФ и ст. 37 АПК РФ (договорная подсудность).
Но ни родовая, ни исключительная подсудность дела не могут быть изменены соглашением сторон.
Какие дела подсудны мировому и районному суду
В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и дела. Сама же подсудность дел мировому судье в процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, положение 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.
Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.
Если необходимо рассмотреть правонарушение, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.
Обратите внимание!Что касается территориальной подсудности преступлений, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.
Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подведомственность для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.
Положение 30 УПК определило, в каком составе районный суд должен рассматривать иск. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.
Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.
Важно! Присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны.