Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выехал на встречку: как накажут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Комментарии к ст. 12.15 КОАП РФ
1. Объектами рассматриваемых административных правонарушений являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения.
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, состоит в нарушении правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно в движении по обочинам или пересечении организованной транспортной или пешей колонны либо занятии места в ней.
Общие требования к расположению транспортных средств на проезжей части установлены разделом 9, встречного разъезда — разделом 11, пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — абз. 4 п. 2.7, в движении по обочинам — п. 9.9 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).
3. С объективной стороны ч. 2 данной статьи выражается в движении по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил.
Только в исключительных случаях, оговоренных Правилами, допускается движение транспортных средств по тротуару. Находясь в разрешенных случаях на тротуаре или пешеходной дорожке, водитель не обладает каким-либо преимуществом перед пешеходами, и на нем лежит полная ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения.
4. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает повышенную ответственность за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия. Пунктом 9.2 на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре и более полосы, запрещается выезжать для объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. В соответствии с Правилами препятствием является неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
5. По ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд в нарушение Правил на полосу, предназначенную для встречного движения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 комментируемой статьи. Данной частью установлена повышенная ответственность за невыполнение пунктов 9.2, 9.3, 9.6, абз. 2 и 6 п. 11.4 раздела «Обгон, опережение, встречный разъезд», абз. 8 п. 15.3 раздела «Движение через железнодорожные пути» Правил. В соответствии с абз. 2 п. 11.4 Правил запрещается обгон на регулируемых перекрестках с выездом на полосу встречного движения, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной. Согласно абз. 6 п. 11.4 Правил обгон запрещен в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения. В соответствии с абз. 8 п. 15.3 Правил запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства.
Кроме того, по ч. 4 комментируемой статьи следует квалифицировать противоправные деяния в виде выезда на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, при движении по дороге с одной полосой движения для каждого направления в результате нарушения требований дорожных знаков 3.20 «Обгон запрещен», 3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен», 5.11 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», а также дорожной разметки 1.1. Также по ч. 4 комментируемой статьи квалифицируется выезд на трамвайные пути встречного направления. Пункт 9.6 Правил предусматривает исключение из общего правила и устанавливает, что при наличии трамвайных путей попутного направления, расположенных слева на одном уровне, по ним допускается движение, когда заняты все полосы данного направления. При этом правилами запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления.
6. Субъектами правонарушений являются водители транспортных средств.
7. Субъективная сторона характеризуется умышленной виной.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 — 3, а также ч. 4 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) комментируемой статьи, рассматриваются начальником Государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместителем, командиром полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителем (ст. 23.3). Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи могут рассматриваться также сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющими специальное звание (ст. 23.3). Дела по ч. 4 данной статьи (за исключением случаев фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме) рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Уголовная ответственность
Любое нарушение Правил дорожного движения, повлекшее за собой тяжкие последствия, является основанием для привлечения водителя к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.
Следует отметить, что статья 264 УК не содержит в себе упоминаний именно о выезде на встречную полосу. Дело в том, что данная статья предусматривает уголовную ответственность за любое нарушение ПДД, если в результате этого нарушения пострадали здоровье или жизнь других участников движения, в том числе и пешеходов. Так:
- ч.1 ст.264 УК предусматривает наказание за нарушение ПДД, если в результате был причинен тяжкий вред здоровью других участников движения. Санкция части 1 ст.264 УК предусматривает назначение наказания в виде либо лишения свободы до 3 лет, либо ограничение свободы до 2 лет, либо ареста до 6 месяцев. Дополнительное наказание в виде лишения водительских прав не является обязательным и применяется по усмотрению суда;
- ч.3 ст. 264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти другому участнику движения. Санкция этой части предусматривает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав независимо от вида основного наказания;
- ч.5 ст.264 УК РФ предусматривает наказание за нарушение ПДД, если это нарушение повлекло за собой причинение смерти двум и более участникам дорожного движения. Санкция этой части предусматривает наказание только в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав на срок до 5 лет.
Наказание по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ
Закон предполагает в случае нарушения водителем установленных правил и выезда на полосу встречного движения там, где подобные маневры недопустимы, административное наказание.
Административные санкции выражаются в следующем:
- назначение денежного штрафа,
- временное лишение водителя прав на управление ТС.
Запомните! Если вы выехали на встречную полосу, предназначенную для автомобильного или трамвайного движения, действуя с целью объезда возникшего препятствия, санкции будут в сумме от 1 тыс. до 1 тыс. 500 рублей.
Препятствия, появившиеся перед водителем, обычно:
- неподвижного характера,
- располагаются на полосе, по которой он двигался изначально,
- препятствуют транспорту осуществлять движение по заданной полосе без выполнения определенного маневра.
Препятствиями не оцениваются следующие объекты, оказавшиеся перевод водителем по ходу движения транспорта:
- другое авто, осуществившее остановку в соответствии с правилами и без каких-либо нарушений,
- «пробка», возникшая на проезжей части и состоящая из множества ТС.
Проще говоря, причина выполненного объезда возникшего препятствия с нарушением должна быть аргументированной, в противном случае обойтись выплатой только 1-1,5 тыс. рублей не выйдет.
Что делать, если прислали не мой штраф?
Другие причины послужат поводом для назначения более существенных санкций, так как оправданными считаться не будут:
- увеличенный до 5 тыс. рублей штраф,
- лишение водителя права управлять транспортом. Срок назначения – 4-6 мес.
Санкция, приписываемая водителю, прямо зависит от способа фиксации конкретного нарушения установленных Правил:
- если нарушение снято на спец. камеру, размещенную в районе движения транспорта, тогда водителю потребуется выплатить штраф. При этом он получает соответствующее уведомление (к примеру, посредством Госуслуг),
- если же фиксация нарушения выполнена инспектором при непосредственном присутствии на месте события, тогда мера наказания назначается на усмотрение ответственного представителя закона. Безосновательный и опасный маневр может повлечь за собой как штраф, так и ограничение в праве вождения.
Важно! Второй случай, когда потребуется оплатить такую же сумму штрафа, – это выезд транспорта на встречку, когда водитель действует так для проведения разворота или поворота при наличии:
- запрещающей разметки на дороге,
- знаков, устанавливающих запрет.
К примеру, водитель выехал на встречку на участке дороге с установленным в этом районе знаком, определяющим запрет на разворот. Штраф будет назначен однозначно – до 1,5 тыс. рублей.
Если совершены повторные действия, т.е. водитель повторил нарушение:
- если фиксация нарушения выполнялась сотрудником ДПС, тогда водителю грозит лишение права управлять автомобилем на период до года,
- нарушение, зафиксированное камерой, повлечет назначение штрафа. Максимальная его сумма достигает 5 тыс. рублей.
Учтите! В каждом из указанных выше случаев рассматривается прямое нарушение водителем правил, что приводит к назначению ему административного наказания соответствующего вида. Водитель мог видеть запрещающие знаки и знать о запрете маневра, но все же выполнил его и нарушил правила. Другие обстоятельства исключают нарушение.
Что может усугубить ситуацию
Однако существуют и обстоятельства, расцениваемые правоохранителями и судом как отягчающие:
- при продолжении неправомерных действий вопреки озвученному правоохранителями требованию (к примеру, двигался по встречке, отказался останавливаться, несмотря на требования правоохранителя, находящегося в служебном автомобиле, следовавшем за нарушителем),
- совершено повторное нарушение,
- если к моменту возникновения нарушения официально объявляли о ЧП или стихийном бедствии (принимается во внимание факт игнорирования официального предупреждения населения),
- когда находящееся за рулем лицо было в состоянии опьянения.
Учтите! Подобные обстоятельства сами по себе усугубляют вину, поэтому их присутствие означает однозначное лишение прав.
Выезд на полосу встречного движения как злостное нарушение
Тяжелым нарушением правил дорожного движения является выезд на полосу встречного для водителя движения в следующих ситуациях:
-
пересечение разделительной полосы.
Нарушение правил перестроения через двойную разметку также влечет за собой штраф (5000 рублей) или лишение водительских прав сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ), при повторном нарушении сроком на 12 месяцев. Исключение составляет автоматическая фиксация нарушения (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ). Правила указывают, что за выезд на встречную полосу грозит в такой ситуации только наложением штрафных санкций. -
выезд на полосу реверсивного движения, предназначенную для сотрудников ГИБДД.
Наказание на выезд на полосу встречного для водителя движения — штраф размером 5000 рублей или лишение водительских прав, сроком от 4 до 6 месяцев (часть 4 статьи 12.15 КоАП РФ). Нарушение во второй развлечет за собой лишение водительского удостоверения на срок до 12 месяцев (часть 5 статьи 12.15 КоАП РФ).
Условия запрета выезда на встречную полосу
Всего ПДД предусматривают три основных условия, при которых водителю будет грозить штраф за выезд на встречную полосу движения в 2021 году. А именно:
- Опережение транспортного средства через сплошную линию разметки на трассе с 2-мя или 4-мя полосами, при отсутствии знака «Обгон разрешен»;
- Пересечение непрерывной черты, разделяющей двухсторонний поток, под запрещающий указатель 3.20;
- Выезд на встречную полосу на особых участках дороги (пешеходный переход, аварийная зона, крутой спуск/подъем, резкий поворот или перекресток).
Иные варианты опережения транспорта через сплошную линию разметки будут считаться спорными, и ответственность за них водитель понесет лишь при условии, что инспектор ГИБДД докажет его виновность в суде.
На встречке и с правами
Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.
При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.
Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.
А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.
«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».
Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.
Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.
Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».
Как выполняется процесс?
Процедура лишения водительских прав за «встречку» выполняется в правильной последовательности действий. Если нарушение фиксируется камерой видеонаблюдения, то назначается только штраф. Поэтому лишение возможно исключительно при условии, что незаконные действия со стороны автовладельца были выполнены в присутствии автоинспектора.
Поэтому процедура делится на этапы:
- первоначально работником ГИБДД фиксируется нарушение со стороны автовладельца;
- составляется протокол о выявленном нарушении;
- данная документация передается в суд, причем удостоверение остается у водителя до суда;
- возможна ситуация, когда комиссия ГИБДД после рассмотрения документов, имеющих отношение к этому делу, примет решение о необходимости назначения штрафа и возврата удостоверения, поэтому в течение 3 дней гражданин оповещается о таком решении;
- если дело будет разбираться в суде, то постановление должно быть передано в суд в течение двух недель после составления;
- рассматривается такое дело обычно в течение трех месяцев;
- судом оцениваются как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства, после чего принимается объективное решение;
- если принимается судом решение о том, что водитель должен быть лишен своего удостоверения, то гражданин обязан в указанные сроки принести документ в отделение ГИБДД, работники которого зафиксировали нарушение.
Если автовладелец отказывается от передачи своего удостоверения в отделение ГИБДД, то это приводит к тому, что не начинается период лишения, а также гражданин может привлекаться к административной ответственности в виде крупного штрафа.
Как вести себя после остановки машины автоинспектором?
Именно автоинспектор принимает решение о том, будет ли применяться за «встречку» лишение прав или штраф. Поэтому от поведения водителя зависит, какое решение будет принято сотрудником ГИБДД. Чтобы смягчить наказание, рекомендуется учитывать некоторые советы:
- общаться с автоинспектором нужно спокойно и уверенно;
- первоначально надо объяснить причины, по которым водитель вынужден был выехать на полосу встречного движения, например, если на дороге имелось препятствие или возникла другая непредвиденная ситуация;
- если же автоинспектор настаивает на лишении прав, то важно детально изучить составленный им протокол, чтобы убедиться в правильности его составления и актуальности представленной информации;
- если имеются какие-либо претензии к автоинспектору, то они непременно фиксируются в протоколе;
- дополнительно водителем делается видеосъемка и фотографии местности, где было выявлено нарушение, так как это может привести к положительному результату для гражданина;
- при необходимости нужно найти свидетелей, которые могут подтвердить, что выезд на встречную полосу был вынужденной необходимостью со стороны автовладельца.
За счет грамотного общения с автоинспектором можно избежать лишения за «встречку» водительского удостоверения.
Для инициализации процедуры, по результатам которой Вас могут лишить прав, должен быть составлен протокол об административном правонарушении. Вам обязаны вручить копию протокола, а также Вы вправе ознакомиться и сделать самостоятельно копию иных материалов, например, схемы совершения нарушения. Протокол, с иными материалами, направляется на рассмотрение мировому судье по месту совершения правонарушения. В суде или в протоколе вы можете ходатайствовать о рассмотрении дела по Вашему месту жительства.
Лишать прав вождения уполномочен только мировой судья. Обвиняемое лицо, подлежит вызову на открытое судебное заседание, на котором судья заслушивает его устные или письменные объяснения и исследует представленные им доказательства невиновности или смягчения вины, если они относятся к сути дела.
Если мировой судья вынес не устраивающее Вас постановления, то вы вправе подать жалобу. С момента разрешения жалобы районным судом, постановление вступает в силу и подлежит исполнению.
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
Если вам пришлось прокатиться по встречке, важно помнить, что лишение водительских прав — не единственный путь разрешения ситуации. В ПДД постоянно заносят определенные коррективы. И часто автолюбители не узнают о них вовремя. По итогам получается так: если инспектор уверяет, что выполненный маневр угрожает конфискацией прав, возразить автомобилисту чаще всего нечем.
А между тем совершенно не за каждый выезд на встречку автолюбителю могут назначить лишение прав управления автомобилем. В обновленном административном кодексе разграничены случаи, где права отнимаются в обязательном порядке, без лишних обсуждений, и где можно ограничиться исключительно административным штрафом. Если присмотреться подробнее, то, зависимо от деталей, выезд на встречку может иметь следующие последствия:
- Полное снятие обвинений;
- Штрафная выплата;
- Конфискация прав на конкретный период.
Все может быть и куда сложнее. К примеру, так. Суд вынес решение о конфискации водительских прав. Вы делали попытки разрешить сложившуюся ситуацию собственными силами, но ничего не вышло. Любое промедление в данном случае может закончиться плохо. Вам требуется в ближайшее же время обратиться в нашу компанию, чтоб провести процедуру обжалования решения суда. Ведь на это дается всего-навсего десять дней. А работы предстоит много.Чтоб решить дело в свою пользу и добиться отмены постановления о конфискации водительских прав, требуется очень четко сформулировать все аргументы, которые могут доказать апелляционному суду неправильность ранее принятого решения. Без достоверных знаний и опытности в этой области сам водитель не сможет должным образом приготовиться к процессу апелляции. У нас же имеется должный опыт и мы будем полезны в этот сложный период.
Базой для направления апелляции способны стать:
- Ошибки в оформлении документации, которые были допущены уполномоченными людьми;
- Ошибки, которые были допущены судом в процессе рассмотрения дела;
- Разница между реальной ситуацией и пояснениями сотрудников дорожной инспекции, прописанными в протоколе.
Если при остановке инспектор ГАИ пытается вменить водителю, что тот нарушил п. 9 настоящих правил, то в первую очередь обвиняемой стороне нужно ознакомиться с предъявленными аргументами полицейского. Ведь в ПДД четко прописаны случаи, когда пересечение сплошной линии разметки считается вполне законным. И если совершенный маневр к ним относится, то выписать штраф гаишник не сможет.
Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.
Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.
Выезд на встречку: когда лишат прав, а когда — нет
За некоторые нарушения, предусмотренные статьями 12.15 и 12.16 КоАП РФ, водителя могут лишить прав. Такое решение может принимать только суд, причем факт выезда на встречную полосу должен быть подтвержден протоколом сотрудника ГИБДД. Если проступок отмечен только на камерах автофиксации, дело закончится только наложением штрафа. Лишить прав могут:
- при любом выезде на встречную полосу или трамвайные пути, если суд посчитает недостаточным взыскание штрафа – срок лишения составит от 4 до 6 месяцев (ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ);
- при повторном выезде на встречную полосу или трамвайные пути – прав лишат на 1 год, а заменить его штрафом могут только при рассмотрении дела по записям камер.
Как суд решает, какое наказание назначить за выезд на встречную полосу, если в ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ есть штраф и лишение прав? В этом случае оцениваются все обстоятельства дела, личность водителя, потенциальная опасность маневра для других участников движения. Например, суд нередко сразу выдает лишение прав, если водителя часто привлекали за другие нарушения ПДД. Это логично, так как нарушитель сознательно игнорирует правила, ставит под угрозу себя, других водителей и пешеходов.
Если у вас возникли вопросы, связанные с привлечением к ответственности за движение по встречной полосе, обращайтесь к нашим юристам. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
Более половины всех регистрируемых нарушений правил движения на двусторонних дорогах вызваны выездом автомобилистов навстречу движущемуся потоку машин. И даже ужесточение наказаний за подобные нарушения не способствует снижению их количества. Наказанием в таких случаясь становится лишение прав на вождение или штрафы, размер которых зависит от условий, в которых это произошло. Например, за выезд на встречную полосу первый раз наказание в 2020 году представляет выплату 5 тыс. рублей или водитель лишается права водить машину на ближайшие 4-6 месяцев.
Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?
- Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
- Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.
Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:
- Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
- Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
- Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.
Наказание за выезд на встречку 2020
Человеку сложно заполнить сразу пять законодательных норм и десять исключений из ПДД. По этой причине вопрос наказания за выезд на «встречку» можно описать в простых и удобных для запоминания формулах.
Есть два основных вида наказания за «встречку»:
Есть два основных вида наказания за «встречку»:
1. Штраф:
Штраф 1000-1500 р. За объезд пробки или места ДТП по встречной полосе,
Штраф 1000-1500 р. Разворот или поворот через «встречку».
2. Лишение прав на управления ТС:
Штраф 5000 р. или лишение прав на 4-6 месяцев за первый в год случай езды по встречке. (если камера зафиксировала, то только штраф),
Лишение прав при повторном в рамках года выезде на полосу встречного движения.
Важно понимать, что под «встречкой» понимается именно полоса встречного движения, оформленная знаками и сплошными линиями.
Какое наказание при выезде на встречную полосу движения за нарушение первый раз и повторный?
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Когда нельзя выезжать на встречку?
Есть 4 ситуации, в которых выезд на «встречную полосу» не допускается и карается действующим Административным кодексом (далее — Кодекс).
Обстоятельства n. 1. Дорога с 4 рядами — 2 для встречного движения и 2 для попутного транспорта.
В этой ситуации не имеет значения, есть ли знаки или знаки, запрещающие маневры на встречной полосе. Раздел 9.2. Правила запрещают автомобилистам ездить по встречной полосе, если на дороге более 4 полос. Исключение составляют повороты влево и развороты в местах, где это не запрещено Правилами.
Обстоятельства n. 2. Наличие марки 1.1., 1.3 или 1.11 с твердой стороны в сторону автомобилиста. На дороге любое количество полос.
В этом случае не имеет значения, сколько там полосок. При наличии одной из трех вышеперечисленных разметок запрещено движение по «встречке». Исключением является маркировка 1.11 с прерывистой линией со стороны водителя.
Обстоятельства n. 3. Наличие таблички 3.20., Независимо от количества строк и отметок.
Знак «Обгон запрещен» имеет приоритет над разметкой, поэтому даже при наличии ломаной линии водитель должен руководствоваться требованиями этого знака, т.е не выезжать на встречную полосу.
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения запрещен
Водитель должен иметь представление, что грозит за выезд на встречную полосу, а в каких ситуациях выезд не является нарушением, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников ГИБДД.
Случаи, когда выезд на полосу встречного движения является нарушением, прямо указаны в законе (статья 12.15 КоАП РФ). Запрещены законом следующие дорожные ситуации:
- П. 9.2 Правил дорожного движения – выезд на встречную полосу дороги с четырьмя и более полосами.
- В таком случае запрещен обгон, объезд, поворот и разворот, причем развернуться и повернуть водитель, движущийся по многополосной дороге, сможет только на ближайшем перекрестке.
- П. 9.3 Правил – выезд на крайнюю левую полосу на дороге с тремя полосами, средняя из которых – общая.
- Общая полоса, находящаяся посередине, предназначена для обгона, объезда, поворота и разворота водителей с любой из двух остальных полос. Ехать по ней постоянно запрещено.
- П. 11.4 Правил – общие правила, запрещающие обгон в следующих местах:
- Регулируемые перекрестки;
- Пешеходные переходы;
- Железнодорожные переезды и 100 метров перед ними;
- Мосты, эстакады, тоннели;
- На участках с ограниченной видимостью.
- П. 15.3 – объезд автомобилей, стоящих перед переездом.
- Ч. 3 ст. 12.16 КоАП РФ — движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Важно! Любому водителю необходимо уяснить разницу между двумя терминами из Правил – «обгон» и «опережение». Обгон — опережение, которое связано с выездом на встречную полосу и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу. Опережение — движение транспортного средства быстрее попутных транспортных средств. Сопоставление двух этих определений показывает, что при опережении никакого выезда на встречку не происходит, а для обгона это ключевой признак. Крайне важно отличать два этих разных дорожных явления, ведь от того, что сотрудник ДПС напишет в протоколе, зависит очень многое.
Важно! Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Запомните, пробка или затор препятствием не являются, объезжать их по встречке нельзя.
Выезд на полосу встречного движения связан с разными причинами:
- При объезде препятствия;
- По другим причинам.
Если открыть КоАП РФ на статье 12.15 мы увидим, что наказание за выезд при объезде препятствия гораздо ниже (1000-1500 рублей), чем за выезд по другим причинам (штраф в размере 5000, или даже лишение ВУ на 4-6 месяцев). Связано это опять же с требованиями безопасности движения – иногда объехать препятствие по встречке является наиболее безопасным решением.