Положена ли спецодежда водителям школьного автобуса

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положена ли спецодежда водителям школьного автобуса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На конец марта 2021 года продолжают действовать старые правила обеспечения работников СИЗ в редакции приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н. «Регуляторная гильотина» пощадила этот документ. Постановлением Правительства РФ № 2467 он исключен из списка подлежащих отмене с 1 января НПА, без указания окончания срока действия.

СИЗ: типовые нормы выдачи спецодежды

  • костюм, защищающий от брызг расплавленного металла;
  • две пары кожаных ботинок, защищающих от искр и повышенных температур;
  • две пары кожаных сапог, защищающих от искр и повышенных температур;
  • дежурные диэлектрические перчатки, боты, коврики;
  • 6 пар перчаток с полимерным покрытием, 12 перчаток с защитой от брызг расплавленного материала, перчатки с точечным напылением по мере износа;
  • защитный термостойкий щиток (маска сварщика) со светофильтром или очки с аналогичными характеристиками;
  • защитные очки, респиратор — до износа.
  • №416н от 12.08.2008 года — сельское хозяйство, водное хозяйство;
  • №68 от 29.12.1997 года – рыбная и лесная промышленность, целлюлозно-бумажное производство, микробиология, фармацевтика;
  • №341н от 02.08.2013 года — угольные шахты;
  • №61 от 08.12.1997 года — заготовка торфа, деревообработка;
  • №906н от 11.08.2011 года — химпром;
  • №652н от 01.11.2013 года — металлургия;
  • №1104н от 14.12.2010 года — машиностроение
  • №357н от 22.06.2009 года — автотранспорт и устройство дорог.
  • Согласно приказу №1104 от 14.12.2010 года определены нормативы СИЗ для станочников.

Нормы выдачи спецодежды в 2022 году водитель автобуса

«Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»«Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» Типовые нормы спецодежды для водителей, являющихся тружениками автотранспорта и шоссейных дорог, которые утверждены приказом № 357н Министерства здравсоцразвития России от 22.06.2022. Если же они не относятся к этой категории, то пользуются типовыми нормами для «сквозных» специальностей, утвержденными приказом № 997н Министерства труда от 09.12.2022.

Норма выдачи СИЗ по профессиям: дворнику, сварщику, водителю, электрику, повару, уборщице, кладовщику

  • 1 класс. Центральная и южная часть РФ. Температура от -9 о С, ветер — от 6 м/с.
  • 2 класс. Восточная часть РФ. Температура от -18 о С, ветер до 5 м/с.
  • 3 класс. Сибирь, Камчатка, Сахалин и Курилы. Температура от — 41 о С.
  • 4 класс. Север РФ и Заполярье. Температура от -25, ветер от 6 м/с.
  • комбинезон из хлопчатобумажного материала, необходимый для защиты работника от разного рода производственных и механических воздействий (либо комбинезон из смешанных тканей);
  • прорезиненный фартук со специальным нагрудником;
  • кожаные ботинки;
  • трикотажные перчатки со специальным полимерным покрытием;
  • резиновые перчатки;
  • комбинированные рукавицы в количестве 6 пар;
  • диэлектрические перчатки;
  • утепленная куртка;
  • брюки на утепленной прокладке в 3 и 4 поясах;
  • сигнальный жилет второго защитного класса;
  • специальные защитные очки;
  • резиновые валенки либо зимние, с утепленной кожей.

Типовые нормы выдачи спецодежды

В типовых нормах бесплатной выдачи спецодежды приведены минимальные требования к составу средств индивидуальной защиты, чтобы обеспечить работникам надежную защиту от воздействия различных неблагоприятных факторов, загрязнений и пониженных температур окружающей среды. По мимо типовых норм, в каждой отрасли народного хозяйства существуют отраслевые нормы обеспечения спецодеждой, уточняющие состав защитных комплектов для той или иной отрасли. Состав комплекта защитной одежды, согласно нормам выдачи, зависит от условий труда, т.е. от специальности работника.

Читайте также:  ЕФС-1 - новый отчёт с 2023 года

В типовых нормах выдачи спецодежды, кроме состава защитных комплектов для тех или иных профессий, указаны сроки использования или сроки носки изделий. Своевременная замена спецодежды и спецобуви или других средств индивидуальной защиты является обязанностью работодателя, а также в обязанности работодателя входит организация ухода за спецодеждой, стирки и чистки спецодежды, а где необходимо, организовывать сушилки для средств индивидуальной защиты.

Как оформить выдачу спецодежды работникам?

Выдача одежды на предприятии регламентируется правовым документом: это Приказ Минздравсоцразвития РФ № 290н в редакции от 12 января 2015 года. В нём утверждены Межотраслевые правила по обеспечению работников спецодеждой, обувью и другими СИЗами. Производственный регламент организации выдачи и контроля потока спецодежды распределяется по соответсвующим должностям (специалист по охране труда, руководители подразделений, бухгалтеры, контрактные управляющие и другие). Оформление выдачи необходимого перечня спецодежды происходит согласно следующим пунктам:

  • информирование сотрудников о положенном комплекте спецодежды, спецобуви и СИЗ;

  • оформление положения о предоставлении рабочему персоналу средств индивидуальной защиты;

  • локальное утверждение списка профессий, которые обеспечиваются на предприятии специальной одеждой из бесплатного перечня;

  • выдача спецодежды сотрудникам по разработанному приказу;

  • фиксация факта и сроков выдачи спецодежды в личной учётной карточке по каждому сотруднику.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Типовые нормы выдачи СИЗ 2020 по профессиям

  • Психиатрическое освидетельствование что это и как проходит
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Стандарт специалиста по охране труда 524н
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Нормы бесплатной выдачи спецодежды в 2023 году

В Приказе Министерства здравоохранения и социального развития № 290н от 1 июня 2009 года прописаны Единые типовые нормы выдачи спецодежды. Среди них есть как обязательные для всех, так и нормы выдачи спецодежды по профессиям и отраслям. В частности:

  • Приказ № 997н Минтруда (от 9 декабря 2014 года) охватывает своими предписаниями сквозные профессии, присутствующие в разных направлениях деятельности;
  • Приказ Минтруда № 341н (от 2 августа 2013 года) действует для угольной промышленности;
  • для сферы строительства есть Приказ Минздравсоцразвития № 447 (от 15 июля 2007 года);
  • для сферы ЖКХ – Приказ Минздравсоцразвития № 543 (от 3 октября 2008 года).

Присвоение водителю квалификационной категории при трудоустройстве

Присвоение водителю квалификационной категории – право, а не обязанность учреждения, поэтому водитель может быть принят на работу вовсе без указания класса квалификации.

Если в учреждении действует положение о присвоении водителям квалификационных классов и их повышении, при трудоустройстве физического лица в качестве водителя ему может быть присвоена квалификационная категория. Причем, если следовать положениям Квалификационного справочника буквально, независимо от категории водительского удостоверения, новому работнику может быть присвоена квалификационная категория не выше 3-го класса. Дело в том, что согласно примечаниям, содержащимся в этом справочнике, присвоение класса квалификации осуществляется только при наличии определенного стажа работы водителем у данного работодателя (для 2-го класса – не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном предприятии, для 1-го класса – не менее двух лет в качестве водителя автомобиля 2-го класса на данном предприятии).

Читайте также:  Заявление на возврат НДФЛ в 2023 году

Поэтому распространенным заблуждением среди водителей является установка, что если предыдущий работодатель присвоил водителю категорию 1-го или 2-го класса, то на новом месте работы такая же категория должна быть присвоена ему автоматически. Таким образом, при возникновении спора с работником ему следует разъяснить, что решение о присвоении определенного квалификационного класса имеет силу лишь для того работодателя, который данное решение принимает. Другие работодатели не обязаны руководствоваться этим решением при приеме на работу нового сотрудника.

Подтвердим сказанное примером из арбитражной практики.

Случай из практики: обратимся к Апелляционному определению Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 26.03.2018 по делу № 33-1093/2018. Водитель пожарной машины федерального казенного учреждения федеральной противопожарной службы (трудовой договор от 09.02.2015) в 2016 году обратился в суд с иском о возложении на работодателя обязанности присвоить ему квалификационный класс водителя и пересчитать сумму заработной платы и отпускных (на дату обращения стаж работы на данном предприятии составил год и три месяца). Заявленные им требования были основаны на том, что его общий трудовой стаж работы водителем составляет более 26 лет, имеется запись в трудовой книжке о том, что он является водителем 1-го класса.

При этом протоколом заседания квалификационной комиссии работодателя ему было отказано в присвоении класса квалификации водителя в связи с отсутствием стажа в системе ГПС МЧС.

Суд поддержал в описанном споре работодателя, указав, что тот вправе самостоятельно решать вопрос о присвоении работнику квалификации и установлении ему соответствующей надбавки к заработной плате. В итоге суд пришел к выводу, что довод работника о том, что ему уже присвоена квалификация водителя 1-го класса, не имеет веса, поскольку факты наличия водительского удостоверения на право управления транспортными средствами категорий «В», «С», «D», «Е» и записи в трудовой книжке о присвоении 1-го класса не являются достаточными основаниями для установления ему квалификационного класса водителя пожарного автомобиля, поскольку данный автомобиль является сложной специальной техникой.

Вместе с тем Белгородский областной суд в Апелляционном определении от 15.09.2015 № 33-3905/2015 указал, что нет запрета на установление класса квалификации работнику при трудоустройстве на основании решения, принятого другим работодателем. По общему правилу работодатель вправе самостоятельно определять, каким образом будет подтверждаться класс квалификации работника:

  • либо записью в трудовой книжке с предыдущего места работы;

  • либо результатами квалификационного экзамена, который работник должен будет сдать уже в новой организации для присвоения ему класса квалификации.

Испытание работники проходят в соответствии со ст. 70 ТК РФ без выезда и с выездом на дороги общего пользования (на маршруты с пассажирами и без пассажиров — для водителей маршрутных транспортных средств) на транспортном средстве того типа и модели, на котором водитель будет в дальнейшем самостоятельно работать. За прохождением испытания следит водитель-наставник, который назначается из числа водителей с соответствующим опытом работы (не менее трёх лет — при испытании на легковом такси или грузовом автомобиле; не менее пяти лет — при испытании на автобусе, трамвае или троллейбусе) и не совершивших за последний год работы ДТП по своей вине.

Информация о проведения испытания заносится в лист испытания с указанием:

  • номера листа испытаний
  • ФИО водителя;
  • сведений о транспортном средстве: (тип, марка, модель);
  • ФИО водителя-наставника;
  • дата и время прохождения испытания;
  • заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью о допуске или недопуске водителя к самостоятельной работе.

Как работает лицензия на автобус для водителей?

Лицензия на право пассажирских перевозок в автобусе в 2023 году предоставляет индивидуальному предпринимателю, юридическому лицу и водителю возможность осуществлять законную деятельность. В результате процедуры в единый реестр вносятся необходимые данные о субъектах отношений, о транспортных средствах и всех показателях, контролируемых государственным органом.

Наличие лицензии на автобус возлагает определенные обязательства:

  • Пользоваться только тем транспортом, который отражен в реестре.
  • Следить за безопасностью дорожного движения.
  • Регулярно осуществлять техосмотр (перед рейсом и сменой).
  • Вести путевые листы.
  • Использовать все необходимые приборы и оборудование.
  • Применять спутниковую навигацию ГЛОНАСС.
  • Осуществлять инструктаж работников транспорта.
  • Организовывать стажировки.
  • Следить за здоровьем персонала, проводить медосмотры.
Читайте также:  Какие пособия на ребенка в Туле и Тульской области в 2023 году

Требование к автомобильной аптечке

До 2021 года автомобилисты могли только покупать готовые аптечные наборы. В 2023-ом Минздрав разрешил водителям самостоятельно укомплектовывать набор. В нем могут присутствовать любые лекарственные препараты, какие водитель посчитает нужными, например таблетки от тошноты и обезболивающие.

Обязательными являются только средства для оказания первой помощи. Их рекомендуют хранить в отдельном кейсе, чтобы при необходимости как можно быстрее достать жгут. По той же причине набор желательно хранить не под сидением, а в бардачке, в кармане водительской двери и т. д.

Хотя запретов нет, эксперты не рекомендуют возить в аптечке транквилизаторы, спиртосодержащие лекарства, снотворные и антигистаминные, вызывающие сонливость. Они замедляют реакцию водителя, повышают риск возникновения опасной ситуации. Также необходимо проверять срок годности всех таблеток.

Режим труда и отдыха водителей автомобилей в 2023 году

Рассмотрим, какие режимы труда и отдыха водителей применяются на практике. Обычно используются такие варианты учета режима работы:

  • Ежедневный. Предусматривает 40-часовую рабочую неделю. Водитель может работать 5 или 6 дней в неделю.
  • Суммированный. Этот вариант удобно использовать если водители регулярно уезжают в многодневные рейсы, и из-за это применять ежедневный учет невозможно. Расчетным периодом по новым правилам является 1 месяц, но при согласовании с профсоюзом этот период можно увеличить до 3 месяцев. В разрезе 1 рабочего дня или 1 недели общепринятые нормы могут нарушаться, но при суммировании отработанных часов необходимо неукоснительное соблюдение режима труда и отдыха водителей.

В соответствии с утвержденным режимом труда и отдыха водителей (Приказ Минтранса России № 424) рабочее время водителя включает в себя время, затраченное на:

  • управление автомобилем;
  • специальные перерывы на отдых от управления транспортом;
  • выполнение работы, не связанной с управлением транспортным средством.

Типовые нормы выдачи спецодежды 2022 по профессиям

Приказом Минтруда от 09.12.2022 г. под № 997н установлены типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды на 2022 год. Этот перечень содержит наименования предметов одежды и средств защиты, которые должны быть у человека определенной профессии. Здесь по каждому наименованию указано минимальное количество предметов, подлежащих предоставлению в пользование работнику.

Обязательства по закупке и выдаче спецодежды возникают у тех нанимателей, на рабочих площадках которых персонал подвержен воздействию вредных факторов и/или жизни людей угрожает определенная опасность. Поэтому нормы выдачи спецодежды регламентируют правила определения необходимого минимума для ведения полноценной трудовой деятельности в отношении средств индивидуальной защиты и предметов одежды. Речь идет о предметах, которые способны:

Нормы выдачи спецодежды

Машинист бетоносмесителя, в должностные обязанности входит доставка товарного бетона или строительного раствора – конечному потребителю, нуждается в спецодежда в самом минимальном их количестве. Кроме комбинезона и обуви, не входящих в список быстро изнашивающихся СИЗ для этой специальности, стоит отметить СИЗ для рук, а точнее рукавицы или перчатки, расходующихся в три раза больше – относительно допущенных государством нормативов индивидуальной защиты. В эту же норму расходов подпадают специальности машинист растворонасоса и машинист растворосмесителя передвижного. Далее…

В перечне списка средств индивидуальной защиты (спецодежда и спецобувь) мотористу бетоносмесительных установок фактической статьей расхода можно назвать комбинезон и СИЗ для рук. Более того, в данной таблице не учтены такие статьи расхода как мыло (или его заменитель) и ветошь – часто используемая в процессе работы моториста в качестве салфеток для рук.

Спецодежда водителя строго не регламентируется определенными моделями, поэтому Вы можете смело выбирать понравившуюся Вам удобную для работы одежду в большом ассортименте, представленном на сайте, а наши рекомендации — это статистика потребности клиентов для сотрудников данной специальности.

Качественно новая модель в спецодежде.
Для изготовления костюма использована высококачественная смесовая ткань, но при этом хорошо дышащая и приятная на ощупь. Элементы отделки зеленого или оранжевого цвета со светоотражающим эффектом.
Костюм удобный, легкий, хорошо садится по фигуре, соответствует размерной метрике. Нет экономии в деталях, наоборот: классный дизайн, безупречный пошив, качественные материалы, и надежная фурнитура.
Наколенники и налодонники дополнительно усилены тканью с покрытием полихлорвинилом (ПВХ точка). Дополнительная защита от истирания и механических воздействий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *