Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда: понятие, виды, состав и правовой режим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все виды водоемов, водотоков и другие классы вод, которым свойственны признаки водного режима, относятся к водным объектам. Порядок использования таких объектов регулирует водное законодательство, которое в свою очередь тесно связано с правовым режимом земель, на которых они находятся.
Водные объекты и их классификация
Водные объекты можно выделить в две группы исходя из особенностей правового режима, физико-географических и ряда других признаков. Они подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные.
Поверхностные водные объекты – это воды, которые покрывают поверхность земли, к ним также относится и береговая линия. Они делятся на:
- моря и все составляющие их части, такие как проливы, заливы, бухты, лиманы;
- проточные воды, такие как реки, ручьи, каналы;
- водоемы и водохранилища;
- болота;
- природные родники и гейзеры;
- ледники, снежники.
Береговая линия, как предел водного объекта, в свою очередь тоже делиться на отдельные виды, такие как рубеж:
- моря. Его измерения происходят относительно постоянного уровня воды. Если уровень меняется, то измеряют по линии максимального отлива;
- реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера. Предел в этом случае измеряется в то время, когда объекты не покрыты льдом, а сами замеры ведутся согласно среднемноголетнему уровню вод;
- пруда, водохранилища. Границы береговой линии определяются по нормальному подпорному уровню воды;
- болота. Замеры ведут по границе залежей торфа на нулевой глубине.
Подземные водные объекты представляют собой локализацию вод, находящихся в недрах земли и имеющих границы, объем и черты водного режима.
Границы этих объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.
К подземным водным объектам относятся:
- бассейны подземных вод;
- водоносные горизонты.
Порядок использования земель водного фонда
Земельное и водное законодательство устанавливает правовой режим земель водного фонда. Исходя из того, что оба правовых режима относительно водных объектов и земель, на которых они находятся, тесно связаны между собой, земли водного фонда выделены в независимую группу.
Отличительной особенностью порядка пользования земель водного фонда, заключается в том, что их главная хозяйственная функция – это «обслуживание» использования водных объектов.
К землям водного фонда, также имеют отношение приводоемные участки, такие как:
- водоохранные зоны водных объектов и их прибрежные защитные полосы;
- земли, на территории которых находятся объекты водоснабжения;
- зоны рыбного и охотничьего хозяйства;
- территории на которых находятся водозаборные, портовые и гидротехнические сооружения и т.д.
Существует множество вариантов эксплуатации водоемов: они служат основным ресурсом питьевой воды; рыбохозяйственной зоной; местом для купания людей; судоходным водоемом; средством лесосплава и т.п. Многоаспектность их использования приводит к действию, на территории земель водного фонда, сводного правового режима, который устанавливают различные нормативно-правовые акты. Особое внимание следует уделить кодексу внутреннего водного транспорта РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О животном мире» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Основываясь на вышеперечисленных документах выходит, что порядок использования земель водного фонда обусловливается правовым режимом водных объектов, которые на них находятся, а это:
- цели, с которыми используется водоем. В этом случае получается, что водоем рассчитанный для питьевого назначения будет контролироваться правилами пользования санитарной охраны. Тогда как в отношении рыбохозяйственных водоемов устанавливается правовой режим охраны рыбных запасов и лимит хозяйственной деятельности, которая оказывает негативное влияние на их состояние. Что касается водоема, отведенного под место для купания, то здесь устанавливаются нормы, сдерживающие деятельность хозяйственных предприятий, которые сбрасывают сточные воды в этот водоем;
- экологическая обстановка, которая образовалась в месте его нахождения. Это говорит о том, что законодательство может ограничить или прекратить использование водоема, если место его расположения признано зоной экологического бедствия;
- правовой статус субъектов землепо льзования. Таким образом, при заборах воды сельскохозяйственными предприятими, которые используют водоем для употребления в питье, процедура производится в порядке с утвержденными проектами водозаборных сооружений, основываясь на договорах о водопользовании или решениях о предоставлении водоемов в пользование.
Понятие, состав водного фонда. Государственное управление водным фондом.
Водные объекты в пределах территории РФ, включенные или подлежащие включению в водный кадастр, образуют водный фонд
. По определению Водного кодекса РФ, под водными объектами понимаются сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1 Водного кодекса).
Состав:
К землям водного фонда относятся земли
:
— занятые водными объектами;
— земли водоохранных зон водных объектов;
— земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов. Земли водного фонда относятся к самостоятельной категории земель и большая их часть — водопокрытая, а далее идут болотные земли, площади пашен, древесно-кустарниковой растительности.
В землях водного фонда, не занятых водными объектами, различают: сельскохозяйственные угодья (пашню, залежь, многолетние насаждения, кормовые угодья); леса, земли под древеснокустарниковой растительностью, земли застройки; земли под дорогами, нарушенные земли; прочие земли.
Земли водного фонда предназначены для организации рационального использования, восстановления и охраны водных ресурсов.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Перевод и изъятие земель водного фонда. Охрана таких земель
Правовой режим земель водного фонда установлен таким образом, что большая часть объектов таких земельных участков находится в федеральной собственности. Частным лицам, муниципалитету, юридическим лицам могут принадлежать или находится в их собственности лишь небольшие водоемы или пруды, прилегающая к ним территория, в том случае, если находятся они в частной собственности этих лиц.
При этом законодательством предусмотрено принудительное отчуждение как водного объекта в пользу государства, так и прилегающего земельного участка, поскольку одно без другого существовать не может. Примечательно, что такие участки земли не могут быть разделены на части, отчуждению подлежит весь участок в пределах его границ.
Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 172 земли, которые находятся не в государственной собственности, могут быть изъяты и переведены в другую категорию, в том числе и категорию водного фонда, в тех случаях, когда это требуется для реализации государственных нужд. При этом обязательно учитываются все нормы, особенности и нюансы действующего законодательства.
Согласно все той же 6 статье Федерального закона № 172 перед тем, как уведомить землевладельца, кем бы он ни был (имеется в виду юридическое или физическое лицо), органы местного или федерального управления осуществляют перевод земель из категории в категорию, чтобы их можно было использовать согласно задуманной цели.
Перевод земель водного фонда в другую категорию возможен только в том случае, если водные объекты на этих землях утрачивают свой статус «водных» и только в рамках действующих нормативно-правовых актов.
Согласно же Земельному кодексу России органы местного самоуправления или федеральные органы власти имеют право для постройки или создания любого искусственного водоема (в том числе и водохранилища) не изымать земельные участки у собственников, а реквизировать во временное пользование, то есть ровно до тех пор, пока не будет закончена работа по созданию водоема.
Сроки в законодательстве прописаны не слишком четко: реквизирование земельных участков может занять от двух до двадцати лет, в зависимости от того, кто является собственником земли, а также какого именно масштаба и назначения задумывается водный объект.
Примечательно, что в рамках Водного кодекса России, предусмотрено право собственности на водные объекты, как физических, так и юридических лиц, представителей органов любой власти. При этом право собственности прекращается одновременно с утратой прав на земельный участок, на котором и находятся водные объекты.
Основные особенности охраны земель водного фонда находятся в юрисдикции действующего водного законодательства, которое включает в себя как отдельные части Земельного кодекса России, так и Водный кодекс РФ, а также любые другие нормативно-правовые акты федерального и местного значения, где прописаны правила использования водных земель и объектов. Охрана водных земель осуществляется исключительно на основании действующего законодательства.
Правовой режим озера Байкал
Россия богата водными ресурсами. На ее территории имеются 210 больших рек, к которым относятся реки протяженностью более 500 км, тысячи малых и средних рек, свыше 2 млн озер. В условиях опасности возникновения дефицита пресной воды в мире водные объекты России приобретают возрастающую значимость как фактор благополучия страны и национальной безопасности.
Особое место в данном контексте занимает озеро Байкал — уникальный водный объект, содержащий 20% мировых запасов пресной воды (25 тыс. куб. км). Озеро ценно и другими своими качествами. Это — самое глубокое озеро мира (1620 м) и одно из самых больших. Его длина 636 км, а площадь (около 31,5 тыс. кв. км) равна суммарной площади Бельгии и Нидерландов. В него впадают 336 больших и малых рек, а вытекает одна — Ангара. Исторически Байкал относится к наиболее древним водоемам (ему около 25 млн лет), позволяющим проследить эволюцию жизненных процессов на Земле.
По свидетельству ученых, озеро Байкал — формирующееся море, так как его берега постепенно расходятся.
До сегодняшнего дня главным образом в силу удаленности от мест концентрации населения и хозяйственной деятельности озеро сохранило естественную чистоту, оставаясь средой обитания уникального, эндем-ничного вида — разновидности пресноводного тюленя — байкальской нерпы, а также формируя среду обитания ценных наземных животных. Еще в 1917 г. в целях сохранения исчезающего вида баргузинского соболя на примыкающей к Байкалу территории был учрежден Баргузинский заповедник. Несмотря на трудно доступность, озеру Байкал с его уникальными богатствами угрожает деградация, главным образом в результате экологически неблагоприятной хозяйственной деятельности в водосборном бассейне. В ответ на возникающие проблемы был принят Федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», определивший правовые основы мероприятий по сохранению уникального водоема1. Закон является ярким примером использования экосистемного подхода, основанного на взаимосвязанном, интегрированном регулировании всего комплекса отношений природопользования и охраны окружающей среды не только в границах самого озера, но и на прилегающих землях. Одновременно Закон носит рамочный характер, во многих случаях нормы сформулированы декларативно, носят отсылочный характер, нуждаясь в дальнейшей правовой детализации на уровне подзаконного нормотворчества. К настоящему моменту фактически действует одно постановление Правительства РФ2, что абсолютно недостаточно для исполнения Закона.
Объектом регулируемых Законом отношений является Байкальская природная территория, охватывающая само озеро, его водоохранную зону, водосборную площадь, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру территория шириной до 200 км на запад и северо-запад от него.
Правовой режим земель и других природных объектов в пределах Байкальской природной территории неоднороден и различается по экологическим зонам.
Предусматривается деление всей территории на три зоны: центральную, буферную экологическую и экологическую зону атмосферного влияния. По отношению ко всей территории действует общий запрет на строительство новых хозяйственных объектов, расширение, реконструкцию имеющихся хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы соответствующих проектов. Не допускаются химическое, биологическое загрязнение озера и его водосборной площади, а также физическое изменение его состояния; использование пестицидов, агро-химикатов, радиоактивных веществ, эксплуатация транспорта, размещение отходов, которые могут привести к такому загрязнению. Дополнительно в центральной экологической зоне существенно ограничивается лесопользование, в том числе изъятие без цели ведения лесного хозяйства земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, а также земель лесного фонда, не связанных с ведением лесного хозяйства. Допускается предоставление земель для организации туризма и отдыха в соответствии с правилами, установленными соответствующими субъектами РФ.
Предусматривается выделение территорий традиционного природопользования.
Функции федерального специально уполномоченного органа на государственное регулирование в области охраны озера Байкал возложены на МПР России, которое выполняет эти функции во взаимодействии с другими федеральными министерствами и ведомствами, а также органами исполнительной власти Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Создание межведомственных органов по управлению природопользованием озера Байкал не предусматривается.
Земли водного фонда за исключением береговой полосы, предназначенной для общего пользования, физические и юридические лица могут использовать для своих потребностей, но в зависимости от целей водопользования может потребоваться заключение договора.
Не требуется заключать договор или получать специальное разрешение органа власти на водопользование в следующих случаях:
-
Деятельность, связанная с использованием водных транспортных средств (может потребоваться наличие лицензии):
- плавание маломерных судов, таких как гидроциклы, лодки, катера, байдарки, катамараны, парусные суда длиной менее 20 метров;
- речное и морское судоходство;
- разовый взлет и посадка воздушных судов (например, гидросамолетов, амфибий);
- забор воды судами для технических нужд.
-
Традиционное природопользование и охрана природных ресурсов:
- охота, рыболовство;
- рыбоводство и аквакультура (если при этом не происходит забор воды из водоема или сброс сточных вод).
-
Научно-исследовательские и учебные цели:
- геологическое изучение;
- гидрографическая и топографическая деятельность;
- геофизические, геодезические и водолазные работы.
-
Иные, предусмотренные законом, случаи:
- полив садовых, дачных или огородных участков;
- водопой скота (вне пределов зон санитарной охраны);
- купание, занятия спортом, отдых, бытовые и лечебные нужды граждан (если санитарно-эпидемиологическая экспертиза признала водоем безопасным).
Водные объекты, их виды, береговая линия и ее определение
Земли водного фонда имеют ряд своих объектов, которые находятся на контроле у государства, прописаны в действующем законодательстве. Так, все существующие объекты, согласно Водному кодексу России, делятся на две большие категории: подземные и поверхностные. Их описание и правовое положение указаны в статье 5 действующего Водного кодекса РФ.
Согласно этой статье к объектам, которые находятся над землей, относятся:
- все морские части (как само море, так и то, что на нем расположено, все его проливы или заливы, пристани, порты и прочие объекты);
- все существующие водотоки и водоемы (пруды, заводи, ручьи, реки, водохранилища, болота и прочие);
- все выходы подземных водотоков (имеются в виду ключи, родники, гейзеры, колодцы и прочие);
- объекты со льдом и снегом (к примеру, ледники на вершинах гор).
Все эти объекты относятся к государственной собственности, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами в конкретном субъекте федерации. Их границы устанавливаются согласно законодательству. К объектам поверхностных водных земель относят не только сами водные объекты, но и прилегающие к ним территории, которые называются береговой линией.
Для каждого из существующих объектов границы устанавливаются отдельно. Так, границей морской территории является стабильный уровень воды в море, а если он изменяется за счет отливов и приливов, то по линии максимально возможного отхода вод.
Границы болот определяются по торфяным залежам на максимально возможной глубине, а рек и прочих водотоков – по замеру уровня воды, когда водотоки не скованы льдом. При этом за основу берутся данные, собранные в течение многих лет, а не только одного года.
Все существующие стоячие водоемы имеют свое определение границы, выявление которых осуществляются путем замера естественного уровня воды. Согласно статье 5 Водного кодекса РФ к объектам, находящимся под землей, относятся:
- водные карманы и водоемы подземного характера;
- подземные водостоки, ключи, течения.
Границы водных земель, находящихся не на поверхности, устанавливаются исключительно действующим законодательством, в частности, об использовании природных недр.
Понятие и характеристика водных объектов
Определение 1
Водные объекты – это природные или искусственные водоемы, водотоки или иные объекты, временное или постоянное сосредоточение вод в которых обладает характерными формами и признаками водного режима.
При этом под водном режимом понимают изменение в течение времени уровня, объема и расхода воды в водных объектах.
Всю совокупность водных объектов по критерию особенностей их режима, морфометрических, географических и прочих характеристик можно разделить на две группы:
- во-первых, водные объекты поверхностного характера;
- во-вторых, водные объекты подземного характера.
В состав водных объектов поверхностного характера включаются:
- моря или отдельные части морей, в том числе заливы, лиманы, бухты, проливы и прочее;
- такие виды водотоков как каналы, ручьи, реки;
- такие виды водоемов как пруды, водохранилища, озера и обводненные карьеры;
- болота;
- выход вод подземного характера природного типа, в том числе гейзеры и родники;
- снежники и ледники.
Состав земель водного фонда
В состав земель водного фонда входят:
- участки с любыми водными объектами;
- земли, отнесенные к природоохранным зонам с водоемами;
- выделенные наделы для установки отводных полос, охранных секторов водоразбора, гидротехнических зданий и иного оборудования для обеспечения ведения водохозяйственной деятельности.
Тем не менее, преимущественная часть земель водного фонда покрыта водой. Такие участки являются самостоятельными. Помимо перечисленного, в земли этой категории входят болотистые местности, некоторые территории для ведения сельского хозяйства, леса и другие.
Цель использования земель, принадлежащих к этой категории – обеспечение потребностей населения. Деятельность, проводимая на участках, должна отвечать требованиям рациональности.
Весь состав земель водного фонда можно условно классифицировать по двум группам:
- Участки, покрытые водой. К ним относят земли, которые находятся под водой на протяжении большей части года или постоянно. Сюда же относятся морские воды России.
- Участки, граничащие с водоемами, предназначенные для обслуживания водопользователей.
Водные объекты повторяют рельеф находящейся под ними земли. Они также имеют определенные границы и объем. К примеру, территориальные морские воды России – это воды, имеющие в ширину 12 морских миль, отмеренных в соответствии с требованиями международных соглашений и внутренних нормативных актов РФ.
К водному фонду относится также дно и береговая линия. В состав входят ручьи, реки, водохранилища, каналы междубассейного распределения, ледники.
Помимо Земельного и Водного кодекса, вопросы использования земель этой категории регулируются:
- ФЗ № 155 «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» от 31 июля 1998 года;
- Законом РФ № 4730-1 «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993 года;
- ФЗ № 68 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года.
Расскажем далее о возможном целевом использовании земельных участков, относящихся к водному фонду.
Запрещенное использование: можно ли выделить земельный участок?
Справка! Закон запрещает выделение земельных участков на водопокрытых землях, а также отчуждение обособленного водного объекта без земельного участка, в границах которых он расположен.
Земельный участок, в границах которого находится водный объект нельзя разделить, если для этого потребуется разграничение пруда или обводненного карьера.
Закон может устанавливать особые водоохранные зоны на участках, примыкающих к береговой линии морей, рек, озер, водохранилищ. В зонах водоохраны запрещено:
- распахивать земли;
- производить вырубку или корчевку деревьев (кроме предусмотренных законом санитарных нужд);
- устраивать животноводческие фермы;
- размещать кладбища, иные захоронения и скотомогильники;
- проводить химические работы, использовать ядохимикаты, удобрения, препараты для борьбы с сорняками и вредителями;
- мыть и заправлять автотранспорт, устраивать автостоянки;
- организовывать сбор и хранение мусора.
Охраняемые водные зоны подразделяют на три пояса:
- Пояс зоны строгого режима — охраняемая территория водозабора и гидротехнических сооружений. Здесь запрещено постоянное или временное нахождение посторонних лиц, допускаются только люди, работающие на водопроводных станциях.
- Пояс зоны ограничений — земли, примыкающие к источникам воды. На данной территории требуется особое разрешение санитарного надзора на такие виды деятельности как строительство, прокладка дорог, использование земель для сельскохозяйственных целей и так далее.
- Пояс зоны наблюдений — смежная территория, на которой проводится учет инфекционных заболеваний для предотвращения их распространения через водопровод.
Перевод в другую категорию
Большинство земель фонда является государственной или федеральною собственностью, но часть его имеет таких собственников, как муниципалитет, юридические или физические лица. Муниципалитету или частному лицу может принадлежать участок с небольшим прудом, например, который включен в границы надела.
Часто производится процедура отчуждения земли и водного объекта на ней в пользу государства. Такое действие разрешено статье 6 ФЗ РФ под номером 172, регулируется нормами данного законодательства. При переводе обязательно осуществляется перевод земли из одной категории в другую, собственник уведомляется о переходе участка.
ВНИМАНИЕ! Но получить участок государство или субъект федерации по данному закону может тогда, когда объект на участке официально зарегистрирован как водный в водном госкадастре.
Если необходимо на участке земли создать искусственный водоем (это может быть водохранилище), не обязательно забирать участок у собственника – можно взять его во временное пользование.
По окончанию строительства водоема местные власти проводят отчуждение участка, если в этом возникает необходимость, ведь резервирование его может действовать на протяжении даже двадцати лет. Возможно, потом необходимость в водохранилище пропадет, оно останется владельцу участка.
На площади земель водного фонда располагается целый ряд водных объектов. Ознакомиться, что представляет собой понятие и состав данных объектов можно в статье 5 ВК РФ. По данным этой статьи существует две большие категории, на которые делятся объекты поверхностные и объекты подземные.
ВАЖНО! Все наземные объекты считаются собственностью государства. Исключение составляют только те, о которых идет речь в нормативно-правовых актах отдельных субъектов федерации. Границы устанавливаются по закону.
Нужно отметить, что к поверхностным объектам относятся еще и те территории, которые непосредственно прилегают к объектам водным. Что относится к водным объектам первой группы?
- Море и то, что на нем расположено, его пристани, порты, проливы.
- Пруды, реки, озера, ручьи, водохранилища, болота.
- Также относятся к категории и выходы подземных водяных потоков (родники, колодцы, гейзеры)
- Объекты, покрытые снегом или льдом. Обычно под такими объектами подразумеваются вершины гор с ледниками.
Каждый из объектов имеет свои границы, установленные с учетом соответствующего законодательства. Но существуют особенности такого определения.
Что нужно знать о водных объектах?
Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные. Чтобы узнать подробнее об их правовом положении, стоит обратить внимание на пятую статью Водного кодекса.
Вкратце, оглядываясь на данную статью и рассматривая понятие и состав земель водного фонда, стоит отметить, что к надземным водным объектам отнесены:
- Объекты со снегом и льдом (включая ледники на горах);
- Водоёмы и водотоки (река, пруд, заводь, ручей, болото, водохранилище);
- Морские части (включая и сами моря, каждый пролив, залив, порт, пристань и так далее);
- Каждый выход подземного водотока (родник, ключ, колодец, гейзер).
Перечисленные категории являются собственностью государства, за исключением некоторых нормативно-правовых актов в отдельных регионах страны. Границы таких объектов установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом берутся во внимание не только границы воды, но и территория, называемая береговой линией. Унифицированных границ не существует. В каждом отдельном случае их устанавливают индивидуально и в зависимости от категории.
На территориях фонда действует введенный Земельным Кодесом правовой режим, заключающийся в требовании соблюдения установленных норм. Они регулируют правоотношения между государством и лицами, которые осуществляют хозяйственную деятельность на выделенных участках данной категории.
Перевод земель водного фонда в иные категории может быть осуществлен в следующих случаях:
- при формировании участка с особо охраняемой зоной;
- при расширении площади городов и поселков;
- при переносе федеральных или муниципальных объектов;
- при наличии территориальных изменений, делающих использование водного объекта невозможным.
Не все земли, принадлежащие к фонду, разрешено переводить в иные категории. Запрет на переход наложен законодательством на следующие объекты:
- изъятые из оборота площади (например, имеющие культурно-историческую ценность);
- земли, на оборот которых наложено временное ограничение;
- земли, находящиеся в распоряжении организаций, осуществляющих обслуживание населения (например, ГЭС или очистные сооружения);
- территории, перемещенные в резерв.
Земли водного фонда: состав
Земли, отнесенные к водному фонду включают в себя:
- Занимаемые любыми водными объектами;
- Отнесенные к водоохранным зонам;
- Выделение которые выполнено для установки отводных полос и охранных секторов водоразбора, сооружений гидротехнического значения и других объектов и сооружений водохозяйственного значения.
Земли, включенные в водный фонд, являются самостоятельными категориями земель, как и преимущественная их доля, покрываемая водой.
Отдельно же можно упомянуть земли в болотной местности, территории пашен, с древесно-кустарниковой растительностью.
Среди земель водного фонда, без размещения на них водных объектов, существуют:
- угодья сельскохозяйственного назначения (пашни, залежи, угодья кормового типа, насаждения многолетнего использования);
- также можно выделить серди них леса и участки для застроек;
- земли, где используется древеснокустарниковая растительность;
- земли, размещаемые под дорожными полотнами;
- нарушенные и другие.
Земли, включенные в водный фонд, предназначаются для рационального применения в восстановительных и охранных целях.
Основным целевым предназначением подобных земель можно назвать их использование для строительных целей и выполнения эксплуатации зданий, которые предназначаются для обеспечения различных нужд людей (оздоровительного, бытового, питьевого характера), а также обеспечения потребности общества и государства в энергетической, транспортной, промышленной, рыбохозяйственной, природоохранной, сельскохозяйственной, водохозяйственной и других сферах.