Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основы несостоятельности (банкротства)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки неплатежеспособности юридического лица

Критерии, определяющие неплатежеспособность юридического лица:

  • неспособность совершать выплаты по договорам, обязательным платежам;
  • недостаточное количество имущества и активных средств.

Следует различать некоторые типы неплатежеспособности:

  • временная – позволяет избежать банкротства при разработке соответствующей антикризисной стратегии;
  • хроническая – означает значительное превышение доли средств, поглощаемых различными тратами (в том числе и на штрафы за неуплату) по отношению к прибыли;
  • абсолютная – финансовое оздоровление невозможно или предполагаемый для него срок превышает лимит, установленный кредиторами.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

С пeрeходом Российской Федeрации к рыночной экономике и частной собственности возникла необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того, чтобы уменьшился риск кредиторов, и если уж их потери нeизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. Институт банкротства, его значимость состоит в том, что из гражданского оборота убираются неплатежеспособныe субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, данный институт предоставляет возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Институт несостоятельности (банкротства) относительно является новым для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений.

Тема правовой несостоятельности (банкротства) предоставляется весьма важной в сегодняшних обстоятельствам, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств, предприятиям и организациям становится все труднее не только развиваться, но и даже «удержаться на плаву». Рыночная экономика и предпринимательская деятельность ни как не имеют все шансы продуктивно работать в этом случае, в случае если организация никак не правомочно угодить условия собственных заимодавцев, гарантировать оперативные неотъемлемые платежи. Возникает необходимость официального признания такого предприятия несостоятельным (банкротом). Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, используемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Объектом исследования выходит институт несостоятельности (банкротства). Предметом исследования является правовые особенности несостоятельности (банкротства).

Цeлью данной работы является – установление определения «банкротство (несостоятельность) индивидуального предпринимателя», его признаков, рассмотрение процедур применяемых в отношении индивидуального предпринимателя – банкрота, а также выявление недостатков, пробелов законодательства о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя, рассмотреть правовые особенности банкротства, проанализировать имеющиеся проблeмы и предложить пути их решения.

В связи с поставленной целью сформулированы следующие задачи:

– определить понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства);

– рассмотреть субъектный состав дела о банкротстве;

– углубится в основные процедуры несостоятельности банкротства.

1.Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя.

Банкрoтствo (от итал. bancarotta, буквально — сломанная скамья), в

гражданском праве буржуазных государств отказ физического или юридического

лица (компании, фирмы) платить кредиторам по своим долговым обязательствам по мотивам отсутствия средств.[1]

Банкрoтство индивидуальнoго предпринимателя регулируется ст. 25 ГК РФ и непосредственно Законом о Банкротстве.

Статья 25 ГК РФ пoсвящена несостоятельности (банкротству) индивидуального предпринимателя. В ней предусмотрены условия, порядок и последствия признания индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Так, п. 1 указанной статьи гласит: «Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения подобного заключения теряет силу егo регистрация в качестве индивидуального предприниматeля.[2] oснованием для признания индивидуального предпринимателя является его неплатежеспособность, причем вынести решение о несостоятельности (банкротстве) индивидуального предпринимателя вправе только суд, после чего индивидуальный предприниматель претерпевает такие неблагоприятные последствия как выключение его из гражданского оборота как субъекта предпринимательской деятельности. Необходимо заметить, что в ГК РФ не полностью урегулировано, насколько неплатежеспособен, должен быть индивидуальный предприниматель для признания его банкротом. На эти вопросы дает ответ Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве). Так в соответствии со ст. 2 Закона «Нeсостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежeй»[3], причем эта неплатежеспособность должна длиться в течение определенного срока, для индивидуального предпринимателя по смыслу закона этот срок равняется трем месяцам с момента наступления даты исполнения соответствующих обязательств. Кроме того любопытно положение п. 1 ст. 3 Закона О банкротстве, процитируем его: «Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества». То есть к гражданину применяется также принцип неоплатности, иными словами, определенное фактическое состояние его имущества, стоимость которого составляет сумму меньшую, нежели величина кредиторской задолженности. Относительно гражданина – индивидуального предпринимателя принцип неоплатности не применяется, хотя в ст. 3 Закона об этом прямо не сказано, но из смысла закона и из существа правоотношений индивидуального предпринимателя вытекает, что превышение пассивов над активами вовсе не означает его неспособность удовлетворить требования кредиторов. Кроме того ст. 164 Закона гласит: «Основанием признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Подобным способом, первоначальным показателем для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов или уплатить предусмотренные законодательством обязательные платежи в трехмесячный срок. В свойстве второго показателя хоть и с некоторыми ремарками допускается охарактеризовать показатель, хотя и не указанный в качестве такового в статье 3 Закона, но имеющий принципиально важное значение при возбуждении дела о банкротстве. данное условие займодавцев в совокупности, составляющие не менее 100 наименьших объемов оплаты труда. Имеются в виду требования, которые связаны с его предпринимательской деятельностью. Структура и объем валютных платежей обуславливается на дату обращения с исковым заявлением в арбитражный суд. Следует отметить, что при определении признаков банкротства учитываются не все денежные суммы. Так, из кредиторской задолженности исключаются долги из-за причиненного ущерба состоянию и самочувствию, обязательства по выплате алиментов, заработной плате и другие обязательства предусмотренные Законом о банкротстве. Объявленные условия займодавцев довольствуются за счет принадлежащего индивидуальному предпринимателю имущества, на которое может быть обращено взыскание, в порядке очередности.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Закон о банкротстве 2002 г. устанавливает общие требования к порядку выдвижения его кандидатуры и утверждения арбитражным судом (ст.45).

В частности, он вправе обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника, о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника и об отмене таких мер, вправе предъявлять требования о признании недействительными сделок и решений, заключенных или исполненных должником с нарушением требований законодательства.

Читайте также:  Госпошлина при подаче на алименты

Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

Одной из основных обязанностей административного управляющего является осуществление контроля за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Административный управляющий в процессе финансового оздоровления также обязан:

  • вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве 2002 г.;
  • созывать собрания кредиторов;
  • предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности;
  • осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов и т.д.

Механизм банкротства предприятий (организаций) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, который устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов. Действие данного федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Настоящим федеральным законом также регулируются отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе и индивидуальных предпринимателей.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность но уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Денежным обязательством является обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию. Обязательными платежами признаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и заявленных после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, определяются на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

В соответствии с федеральным законом для определения признаков банкротства должника учитываются:

размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги; суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником; размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения; размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате лиц, работающих по трудовому договору, обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении признаков банкротства должника.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. и если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Для проведения процедур банкротства должника — юридического лица в соответствии с федеральным законом утверждается арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), которым может быть гражданин РФ, соответствующий следующим требованиям:

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

имеет высшее образование;

имеет стаж руководящей работы не менее, чем 2 года в совокупности;

сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;

является членом одной саморегулируемой организации, т.е. некоммерческой организации, основанной на членстве, созданной гражданами РФ, включенной в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, цель деятельности которой — регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника-предприятия (организации) банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы, которыми являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и денежных обязательств, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.

Право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам по истечении 30 дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.

Предприятие-должник вправе подать в арбитражный суд заявление должника в случае предвидения банкротства, при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он не в состоянии будет исполнить денежные обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в установленный срок. В то же время руководитель должен обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требования одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанности по уплате обязательных платежей и (или) платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;

органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении к арбитражный суд с заявлением должника;

обращение взыскания на имущество предприятия-должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;

в иных, предусмотренных федеральным законом случаях.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица именуются следующие процедуры банкротства:

Но в соответствии с федеральным законом могут осуществляться меры по предупреждению банкротства организаций.

Вопросы для самопроверки

В каких формах прекращается деятельность предпринимательской организации?

В каких формах осуществляется реорганизация организации?

Назовите основные признаки несостоятельности (банкротства) организации.

Кто может подать в арбитражный суд заявление о признании организации банкротом?

В настоящее время в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ [2] под банкротством принято понимать признанную арбитражным судом неспособность должника в полной мере удовлетворить требования кредиторов по финансовым обязательствам или (и) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Итогом банкротства выступает прекращение хозяйственной деятельности в принудительном порядке.

Действие вышеуказанного федерального закона распространяется на физических лиц, ИП без образования юридического лица, на все коммерческие и некоммерческих организации. Исключение составляют казенные предприятия, учреждения, религиозные организации и политические партии.

Предметом изучения предпринимательского права являются предпринимательство, предпринимательская деятельность.

Предпринимательство – одна из форм деятельности человека. Предпринять – значит начать делать что-нибудь, приступить к чему-нибудь. Когда мы говорим «предприимчивый человек», то имеем в виду умеющего сделать что-либо в нужный момент, находчивого, изобретательного, практичного человека. Люди, которые осуществляют эту деятельность, называются предпринимателями. Без них нет предпринимательства. Но не любая деятельность человека является предпринимательской в том значении, которое придается ей в современном праве.

«Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Соотношение экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности.

Экономическая деятельность – процесс воспроизводства материальных и духовных богатств, включающий производство, распределение, обмен и потребление. Основой существования и развития общества является материальное производство. Благодаря производству создаются потребительная стоимость и новая стоимость. В рыночной экономике значительно возрастает роль стадии обмена. Предназначение обмена – опосредствование связей между производителями и потребителями, стимулирование одновременно активности и тех и других.

Цель экономической деятельности – удовлетворение потребностей человека в пище, жилье, одежде, других материальных и духовных благах, т. е. обеспечение его жизнедеятельности.

Хозяйственная деятельность – один из видов экономической деятельности; порядок организации, руководства и непосредственного осуществления экономической деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и самими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательская деятельность – вид экономической, хозяйственной деятельности. Она связана с предпринимательским риском, новыми подходами к управлению, новаторством, динамической неопределенностью и всегда направлена на систематическое получение прибыли.

Предпринимательство – такая система хозяйствования, при которой главным ее субъектом является предприниматель. Он соединяет материальные и людские ресурсы, организует процесс воспроизводства и управляет им на основе предпринимательского риска, экономической ответственности за конечный предпринимательский результат – получение прибыли.

Коммерческая деятельность, коммерция – это вид предпринимательской, хозяйственной, экономической деятельности, связанной с торговлей, товарооборотом.

Признаки предпринимательской деятельности: 1) систематичность; 2)самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности; 3) рисковый характер; 4) направленность на систематическое получение прибыли.

Деятельность предпринимателя может быть ограничена определенными рамками на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Ответственность – необходимый элемент системы средств правового регулирования предпринимательской деятельности, обеспечивающий соблюдение предпринимателями норм права.

Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Цели установления и применения мер ответственности: 1) стимулирование к соблюдению установленных процедур, правил, нормативов, стандартов, иных требований и запретов, в рамках которых должна осуществляться деятельность; 2) наказание за несоблюдение обязанностей; 3) обеспечение восстановления нарушенных прав и интересов других лиц и общества в целом; 4) предотвращение нарушения установленных требований в будущем.

Признаки ответственности.

1. Применение мер ответственности всегда носит принудительный характер. Форма государственного принуждения.

2. Выражается в основном в установленных государством нормах права.

3. Всегда сопровождается применением санкций имущественного характера в виде возложения на предпринимателя дополнительной обязанности и лишения принадлежащего ему права, штрафа, неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ), возмещения вреда и т. п.

Ограничение или лишение иных прав:

1. Ликвидация юридического лица по решению суда (ст. 61 ГК РФ).

2. Реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда (ст. 57 ГК РФ).

3. Приостановление действия лицензии.

4. Аннулирование лицензии по решению суда.

5. Применение уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности, заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок (ст. 171 УК РФ).

6. Ограничение предпринимательской деятельности или отдельных операций.

Ответственность наступает при наличии совокупности юридических фактов состава правонарушения: 1) противоправность поведения; 2) нарушение публичных интересов в форме требований законодательства или законных прав и интересов частных лиц; 3) причинная связь между двумя первыми элементами; 4) вина правонарушителя.

Предприниматель может избежать ответственности или ее размер может быть уменьшен, если вред причинен в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а также в случае самозащиты или совершения виновных действий потерпевшим (кредитором).

В договорных отношениях возможна ответственность только лишь за возможность наступления отрицательных последствий. Возможно исключение или уменьшение ответственности при условии, что нарушение договора совершено неумышленно.

Уголовная и административная ответственность наступает только в случае наличия вины (умысла, неосторожности). Для частноправовых отношений характерен дифференцированный подход.

Деликтные (внедоговорные) обязательства возникают, если вред жизни или здоровью причинен по вине лица-причинителя и он не докажет обратное; однако законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

В договорных обязательствах ответственность предпринимателя наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ), за исключением действия непреодолимой силы,т. е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

Субъектный состав отношений, связанных с регулированием несостоятельности (банкротства)

К числу лиц, участвующих в деле о банкротстве, относятся:

  1. должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законом;
  2. конкурсные кредиторы – кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия;
  3. уполномоченные органы – федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований (налоговые органы, государственные внебюджетные фонды);
  4. арбитражный управляющий – гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

В зависимости от процедур несостоятельности (банкротства) выделяют следующие виды арбитражных управляющих:

  • временный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры наблюдения;
  • административный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры финансового оздоровления;
  • внешний управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры внешнего управления и осуществления иных установленных законом полномочий;
  • конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедуры конкурсного производства и осуществления иных установленных законом полномочий.
  • иные лица, в частности, органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) градообразующей организации;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления, и т. д.

В настоящее время Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» предоставлена возможность участия в процессе о банкротстве представителям учредителей (участников) должника, которые наделяются всеми правами, предусмотренными арбитражным процессуальным законодательством для лиц, участвующих в процессе, а также правом на обжалование решений арбитражного суда, отдельных решений и действий арбитражного управляющего и кредиторов, правом на получение информации о ходе процедур и т. д. Расширяя права государства в деле о банкротстве, законодатель предусматривает возможность участия в нем представителя собственника имущества должника – унитарного предприятия и наделяет его правом обжаловать действия арбитражного управляющего, решения собрания и комитета кредиторов, судебные акты о введении внешнего управления и конкурсного производства.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве также участвуют: представитель работников должника; представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Правовой статус лиц, участвующих в процессе, зависит от следующих факторов: от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо; от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которой действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства; от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т. д.

Процедура наблюдения является новой для Российского законодательства. Она не была предусмотрена в первом Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года. Практика применения этого закона и научные разработки1 показали необходимость введения процедуры наблюдения.

Ее цели состоят в том, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ его финансового состояния и в зависимости от этого решить вопрос о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации-должника.

Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ст. 56 ФЗ). С введением наблюдения существенно ограничивается дееспособность предприятия-должника. В этот период органы управления должника не могут принимать решения, связанные с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, созданием филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником ценных бумаг; выхода из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций. Сделки, указанные в п. 2 ст. 58 ФЗ, органы управления вправе совершать только с согласия временного управляющего (см. приложение 1). Таким образом, введение наблюдения влечет серьезные правовые последствия для должника. В то же время Закон предоставляет возможность любому кредитору, налоговому или иному уполномоченному органу легко возбудить процедуру наблюдения, подав заявление о признании должника банкротом. Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признании его банкротом обязан направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве. Указанный срок, безусловно, мал для проведения анализа предъявленных требований. Согласно ст. 56 ФЗ процедура наблюдения вводилась арбитражным судом с момента принятия заявления о признании должника банкротом без проверки обоснованности требований к должнику.

Такой порядок введения наблюдения действовал до принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.01 г. по делу «О проверке конституционности ряда положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного Суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц».1. Конституционный суд признал не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 46 (части 1 и 2), 55 (части 3) и 123 (части 3), статью 56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так как она позволяет вводить наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривает право должника обжаловать определение, которым в отношении него вводится наблюдение (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ). До внесения изменений и дополнений в ФЗ вопрос о введении наблюдения должен решаться после получения от должника разъяснений и возражений на заявление о признании его банкротом и оформляться отдельным определением. Указанное Постановление Конституционного Суда заслуживает одобрения. Оно направлено на то, чтобы обеспечить баланс интересов сторон в процедурах банкротства, предоставить им равные возможности для отстаивания своих интересов. Однако указанное постановление не дает ответов на ряд вопросов. В частности, если должник не предоставит свой отзыв вовремя, будут ли иметь значение причины просрочки или процедура наблюдения будет введена. При отсутствии ясности в этих вопросах желающие имеют возможность искусственно затянуть процесс1.

Осуществление процедуры наблюдения поручается временному управляющему. Обязательным условием является наличие у него лицензии, выданной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 15442.

Читайте также:  Стаж для расчета пособия по беременности и родам

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Начиная с 1 октября 2015 г. физические лица, не обладающие специальным статусом, Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» де-факто получили реальную способность быть должниками в делах о банкротстве .

Пункт 2 ст. 14 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3945.

В связи с этим следует обратить внимание на особенность приобретения физическим лицом статуса должника в делах о банкротстве.

Во-первых, российское законодательство допускает возможность банкротства граждан:

  • не имеющих статуса гражданина Российской Федерации;
  • имеющих двойное гражданство (бипатридов);
  • лиц, не имеющих гражданства какого-либо государства (апатридов).

Во-вторых, российское законодательство не содержит запрета на возможность банкротства физических лиц, являющихся в соответствии с гражданским законодательством недееспособными (малолетних, признанными судом недееспособными) либо ограниченными в дееспособности.

Индивидуальное и совместное заявление (Individual and joint petitions) в США

Лица, чьи долги являются потребительскими (consumer debtors), в США могут подать заявление на возбуждение процедур по главам 7 или 13, если они удовлетворяют предъявляемым к ним требованиям (обсуждается в ч. ч. 5 и 6). Статья 302 Кодекса о банкротстве США устанавливает, что совместное заявление может быть подано лицом и супругом(-й) лица, и многие дела по главам 7 и 13 возбуждаются по совместному заявлению супругов. В связи с этим перед судом встают такие вопросы, как: требуется ли юридически оформленный брак по соответствующему закону штата как условие подачи совместного заявления и может ли быть подано заявление однополыми супругами, которые могут признаваться или не признаваться таковыми по закону определенных штатов ? Гибкая трактовка ст. 302 была использована и при наличии в Законе о защите брака (Defense of Marriage Act (DOMA)) определения брака, согласно которому брак — это законный союз между мужчиной и женщиной, и супруг — это лицо противоположного пола жене или мужу . Суд Центрального округа штата Калифорния (court in the Central District of California) заключил, что «ни одна законно зарегистрированная супружеская пара не может быть наделена меньшими банкротными правами, чем какая-либо иная законно зарегистрированная супружеская пара», отклонив тем самым возражения трасти США, который настаивал на невозбуждении дела в отношении заявления, поданного однополыми супругами, как то запрещает Закон о защите брака . В деле United States v. Windsor налогоплательщику и вдовцу однополого супруга отказали в налоговом супружеском вычете (spousal deduction) по налоговой декларации (tax return) согласно определениям «брак» и «супруг» в DOMA. Верховный суд (The Supreme Court) признал определение «брака» неконституционным, лишив налогоплательщика защиты Пятой поправки к Конституции США о расширенной коллегии присяжных. В тот же день в деле Hollingsworth v. Perry суд отклонил правило в части конституционности ограничений закона штата насчет однополых супругов по причине нехватки заявлений (жалоб). Хотя решение Hollingsworth было оставлено нижестоящим судом в силе и однополые браки были возобновлены в ряде штатов, вопросы по поводу правомочий супругов в таких браках остались открытыми. Например, хотя федеральный закон в настоящее время допускает подачу совместного заявления однополых супругов на освобождение от долгов по установлениям Винздора, вопрос об их правах на использование соответствующего закона штата может быть до сих пор не решен, особенно если они ограничены определением «брака» в штате .

См., например, в деле (In re) Matson, 509 B.R. 860 (Bankr. E.D. Wis. 2014) (applying United States v. Windsor, 133 S. Ct. 2675 (2013)), в котором однополые супруги, чей брак зарегистрирован в Айове, имели право подать совместное заявление в Висконсине, хотя законодательство последнего не признавало такого брака.
1 U.S.C. § 7.
В деле Balas, 449 B.R. 567, 569 (Bankr. C.D. Cal. 2011) (en banc). См. также в деле Somers, 448 B.R. 677 (Bankr. S.D.N.Y. 2011), Massachusetts v. U.S. Dep’t of Health & Human Servs., 682 F.3d 1 (1st Cir. 2012) (нормы DOMA не признавали федеральные права однополых супругов, законно зарегистрировавших брак в штате Массачусетс, нарушая равную защиту прав).
133 S. Ct. 2675 (2013).
133 S. Ct. 2652 (2013).
См., например, дело DeAngelis v. Holmes (In re Holmes), No. 1:12-bk-01801-RNO, 2013 WL 4446947, at *8 (Bankr. M.D. Penn. Aug. 21, 2013) (Hollingsworth «оставил любое решение изменить определение «брака» по закону штата»).

Российский Закон о банкротстве прямого запрета на множественность должников в одном деле о банкротстве не содержит, однако высшие судебные инстанции в своих постановлениях фактически обозначили такой запрет.

В этом отношении показателен пример банкротства супругов Никифоровых. Своим Определением от 5 мая 2017 г. N 307-ЭС17-4301 по делу N А56-91219/2016 Верховный Суд Российской Федерации сформулировал запрет возможности подачи супругами совместного заявления о банкротстве .

С точки зрения теории института банкротства де-факто к «прецедентному» Определению судьи Верховного Суда Российской Федерации И.А. Букиной от 5 мая 2017 г. N 307-ЭС17-4301 по делу N А56-91219/2016, безусловно, следует относится критически ввиду слабой аргументации данного запрета, а именно: «…действующим законодательством не предусмотрена возможность подачи супругами совместного заявления о банкротстве». Но означает ли это прямой запрет на применения в Российской Федерации банкротства супругов? Для ответа на данный вопрос следует обратиться к теории права. В частности, С.С. Алексеев наряду со способами и методами правового регулирования ввел более широкое понятие, связанное с режимом правового регулирования (способы и методы, взятые в совокупности), а именно он выделил два типа правового регулирования: 1) общедозволительный — это при котором дозволено все, что прямо не запрещено (идея Т. Гоббса). Указанный тип правового регулирования применим главным образом к гражданам, к частному праву, но не касается таких публично-правовых отраслей, как административное и уголовное право; 2) разрешительный тип (запретительный): запрещено все, что прямо не разрешено. Данный тип правового регулирования применим к публичным отраслям права.

В связи с этим возникает вопрос: какой тип правового регулирования применим к праву в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве) в общем и к отношениям, вытекающим из режима общего совместного имущества супругов, в частности? По нашему мнению, несмотря на то, что законодательство о несостоятельности (банкротстве), безусловно, находится в сфере как публично-правового, так и частноправового регулирования, но вместе с тем банкротство гражданина и банкротство имущества, на которое распространяется режим общей совместной собственности супругов, относится к праву с общедозволительным типом правового регулирования, а следовательно, аргументация по запрету совместного заявления супругов о банкротстве дефектна с точки зрения теории права.

Существенной новеллой Закона о банкротстве, введенной с 1 октября 2015 г., является § 4 главы X «Особенности рассмотрения дела о банкротстве гражданина в случае его смерти». Из смысла положений ст. 223.1 Закона можно сделать вывод, что банкротство гражданина в случае его смерти не является самостоятельной процедурой банкротства.

Отметим, что законодателем не совсем верно с точки зрения правовой терминологии выбрано само понятие «банкротство гражданина в случае его смерти». Пожалуй, «такое название не совсем приемлемо, потому что процесс не касается наследодателя, его статуса» . Вполне обоснован вопрос: если умерший гражданин выбывает из мира правоотношений, непонятно, как можно его банкротить?

Останина Е.А. Банкротство наследственной массы: анализ изменений законодательства // Наследственное право. 2015. N 4. С. 33 — 38.

Используя данный аргумент (наряду с рядом иных моментов), А.Е. Казанцева делает выводы о несоответствии Закона о банкротстве умершего гражданина общим положениям гражданского законодательства, а также нормам морали , что представляется не в полной мере обоснованным. Безусловно, более корректным с точки зрения правовой природы указанных правоотношений было бы применение термина «банкротство наследственной массы». Хотя следует поддержать мнение специалистов о том, что в данном случае законодатель использует прием юридической фикции, так как признаки несостоятельности имеются у наследственной массы, а не у субъекта права, но наследственная масса не может выступать должником в процедуре несостоятельности, поскольку не обладает качествами субъекта права .

Казанцева А.Е. О соответствии положений о банкротстве умершего гражданина гражданскому законодательству // Нотариус. 2016. N 3. С. 8.
Шишмарева Т.П. Особенности несостоятельности (банкротства) индивидуального предпринимателя в случае его смерти // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 9. С. 49 — 50.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *