Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила общения с инспектором ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Норма о том, что специальные технические средства, относящиеся к средствам измерений, а проще, дорожные камеры, должны соответствовать требованиям и проходить поверки указаны как в текущей, так и в новой версии документа. Однако, теперь к списку контроля добавлены и «иные» средства. К ним можно отнести в том числе и личные мобильные телефоны инспекторов, которые не требуют никакой дополнительной поверки.
О спецмероприятиях расскажут лично в подразделении
Зачастую автомобилистов останавливают для проверки в рамках различных операций. Некоторые водители требуют предъявить им документы, подтверждающие проведение подобных рейдов. По предлагаемому проекту порядка, эту информацию им предоставят, но для этого придется проехать в подразделение ГИБДД.
«Участник дорожного движения в случае необходимости вправе ознакомиться с документами, затрагивающими его права и свободы и подтверждающими проведение мероприятий по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий, за исключением документов, содержащих информацию ограниченного распространения, по месту дислокации подразделения Госавтоинспекции или территориального органа МВД России на районном уровне, в зоне ответственности которых такие мероприятия проводятся», — прописано в документе.
Какие документы предоставляет водитель при общении с инспектором ДПС
При предъявлении удостоверения – записать номер жетона и удостоверения, личные данные, должность, до какого числа действует. После поинтересоваться у инспектора ДПС, по какой причине он требует водительские документы и что собирается с ними сделать.
На законных основаниях могут быть запрошены всего три документа: права, техталон, документ, подтверждающий регистрацию ТС. Все документы должны передаваться по одному, при этом водитель дает комментарии на камеру. Согласно законодательной базе – другие документы инспектор ГИБДД не имеет права требовать.
При требовании договора о страховании, водитель вправе отказать, поскольку этот документ может быть запрошен только при составлении протокола. Если инспектор не собирается этого делать, то страховой полис ему не нужен.
Способы остановки автомобиля инспектором
Правилами дорожного движения регламентируются способы подачи требования об остановке авто. В частности, такое требование подается с использованием громкоговорителя или жестом руки. В последнем случае может использоваться жезл или диск с красным световозвращателем. Его инспектор направляет на машину и указывает на место, где нужно остановиться. Также допускается использование дополнительных звуковых и световых сигналов для привлечения внимания водителя.
Необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона «О полиции» право останавливать авто при наличии оснований имеет любой сотрудник полиции, например сотрудник ОМОН или ППС. При этом в случае неоднократного игнорирования водителем требований и при его попытке скрыться с созданием угрозы для здоровья и жизни других людей полицейский имеет право применить оружие.
Определение факта нарушения и подготовка протокола
Если вас остановил инспектор ГИБДД, который инкриминирует вам правонарушение, уточните у него наличие доказательств. К таким доказательствам относятся, например, результаты фото- или видеофиксации. При наличии доказательств нарушения ПДД составляется административный протокол.
Обратите внимание, что в любом случае действует принцип презумпции невиновности. Если вы не согласны, то совершили нарушение, вы можете не подписывать протокол или заносить в него свое несогласие. В последнем случае в строке «Подпись нарушителя» нужно исправить на «Подпись водителя», указать «Не согласен» и подписаться. Также рекомендуется проставить прочерки в графах с указанием свидетелей, чтобы далее в них не были записаны случайные лица. Также вы имеете право внести в протокол уточняющие сведения.
Инспектор обязан предоставить водителю экземпляр протокола о нарушении. Его можно использовать в дальнейшем, чтобы оспорить действия сотрудника ГИБДД.
Стандартная проверка водителя на состояние опьянения
Цель «плохого» сотрудника ГИБДД состоит в том, чтобы лишить законопослушного гражданина его водительского удостоверения или получить от него хорошую взятку.
Поэтому обычно общение с «плохим» инспектором начинается с намеков на то, что водитель подозревается в управлении автомобилем в состоянии опьянения. На практике многим водителям достаточно лишь намека, чтобы «решить вопрос на месте». Особенно это касается автовладельцев, которые действительно употребляли алкогольные напитки в предшествующие дни.
Чаще всего инспектор начинает общение с фразы: «Что-то Вы неуверенно управляете автомобилем, товарищ водитель». Данная фраза не должна сбить Вас с толку. Лучше всего сразу же после нее зафиксировать номер нагрудного знака сотрудника ГИБДД и записать данные его служебного удостоверения.
Если водитель не ведётся на первую фразу инспектора, то появляется предложение по поводу проведения освидетельствования на состояние опьянения. Причем это предложение может быть сделано очень просто. Водителю предлагают подуть в алкотестер непонятного происхождения, который может быть подложным или настроенным на выдачу результатов в интересах инспектора.
По результатам проведенного измерения начинается «собеседование» по поводу последующих перспектив. В данном случае водитель попал в непростую ситуацию, выбраться их которой без потерь довольно проблематично.
Разрешена ли видеосъемка?
Пункт 43 Административного регламента указал, что независимо от ситуации, во время всего периода взаимодействия сотрудника ДПС с участником дорожного движения, инспектор ГИБДД обязан обращаться к нему исключительно на «Вы», а также быть вежливым и тактичным. Сотрудник не должен грубить и обзывать водителя, равно как и не должен совершать действий, провоцирующих противоправное поведение второй стороны.
Чтобы в будущем доказать факт несоблюдения инспектором данных правил, водитель (пассажиры, свидетели) имеет право снимать все происходящее на видеокамеру или записывать разговор на диктофон. Несмотря на то, что новый Регламент не содержит пункта о возможности осуществления такой съемки, сотрудник ДПС не вправе требовать ее прекращения, за исключением случаев, когда в запись может попасть тайна, охраняемая законом. Пункт 39 Регламента определил, что сотрудник ГИБДД также имеет право записывать разговор с помощью средств аудио- и видеофиксации. Однако предварительно он должен сообщить об этом водителю.
Существует ряд особо заметных нарушений, которые довольно часто совершают сотрудники патрульно постовой службы. Некоторые из них настолько привычные, что некоторые, особенно не сильно юридически подкованные водители, воспринимают, как данность.
Однако, это не правильно: во-первых, — так никогда настоящего порядка на дорогах не добиться, а во-вторых, — свое время, а тем более, деньги (в том случае, если вам незаконно решат выписать штраф) нужно тратить на что-то более приятное.
Вообще, как только сотрудник останавливает автомобиль, он обязан сам к нему подойти. Водитель не должен выходить из машины! Зачастую, особенно если автомобиль проехал несколько дальше того места, на которое указал жезлом работник, он может специально очень медленно идти, чтобы автовладелец сам вышел и пошел к нему на встречу.
- Первое, что делает госавтослужащий — представляется, называет свое звание, показывает удостоверение. Если общение с инспектором ГИБДД начинается не с этого — можно считать это нарушением установленного регламента.
- Также нередко сотрудники не сообщают причину остановки. Не сообщают, потому что водители привыкли послушно протягивать документы. А тем временем, если с вашей стороны не было каких-то явных нарушений, основания должны быть. К слову сказать, пункт этот является условным, ведь, как говорится, «было бы желание, а повод мы всегда найдем». То есть по сути, даже если вас остановили вне поста ДПС, попросили предъявить документы, а вы решили задать вопрос: «на каком основании?», вам, скорее всего, скажут, что «пришла ориентировка, ваша машина под описания подходит, проверяем». Спорить в данном случае практически бесполезно.
- Данный пункт является не очевидным для многих автолюбителей. Замечали на трассах, за кустами, либо в городе, спрятанными за огромными рекламными щитами, автомобили сотрудников ДПС? Конечно, встречали. Излюбленное место для отлова нарушителей — то, где машину будет не видно, а значит, больше шансов на то, что водитель не сбросит скорость, следовательно — можно выписать штраф и быстрее выполнить «план». Имейте в виду, что это незаконно.
- С недавних пор на месте нарушения права отбираться сотрудниками ГИБДД не могут. Если раньше, задержав пьяного водителя, инспекторы имели полное право забрать документ и выдать «времянку», то сейчас ВУ остается у автомобилиста до того момента, пока суд не примет решение о мере пресечения.
- В том случае, если вы решите записать разговор с инспектором на видеокамеру, а в ответ услышите, что этого делать нельзя — смело продолжайте съемку. Инспекторов снимать можно, а в ситуации, когда вас пытаются убедить в обратном — даже нужно, потому что, скорее всего, обвинение вам также попытаются предъявить необоснованно.
- Не раз фигурировал вопрос об отсутствии аптечки. Дело в том, что ТС автомобилистов угрожали задержать по причине отсутствия набора медикаментов. Это прямое нарушение должностных обязательств, потому что отсутствие аптечки, огнетушителя, запасного колеса и т. п. не имеют никакого отношения к возможности изъятия транспортного средства. Об официальных причинах задержания можно почитать в этой статье.
Официальная трактовка на 2023 год
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – на прицеп (кроме прицепов к мопедам);
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов – документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак “Инвалид”;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом..
В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Нужно ли автовладельцу выходить из машины
С октября 2017 года начал действовать новый админрегламент МВД РФ, который, хотя и регламентировал действия только сотрудников ГИБДД и других силовых структур, вызвал множество домыслов и недоразумений в водительской среде, которые подогревались не совсем профессиональной трактовкой нормативного документа со стороны автоэкспертов и даже юристов.
В частности, в административном регламенте отсутствует пункт, который бы разрешал водителям, которых остановили, снимать на камеру действия сотрудников правоохранительных органов. В этой связи возникли подозрения, что такие действия отныне действительно запрещены, но оказалось, что это неверная трактовка.
Как и другой слух – что в соответствии с пунктом 093 того же Приказа №664, водители обязаны по требованию ИДПС выходить из автомобиля. В документе об этом говорится следующее: сотрудник дорожно-патрульной службы может предложить водителю выйти из ТС в следующих случаях:
- если у сидящего за рулём обнаружены признаки алкогольной интоксикации и/или болезни, затрудняющей управление транспортом;
- для осуществления сверки номеров узлов автотранспортного средства с данными внесёнными в регистрационное свидетельство (процедура должна проводиться в присутствии автовладельца или водителя);
- если водитель должен принять участие в совершении процессуальных действий, если необходима его помощь касательно других участников ДД, или если требуется помощь сотрудникам ГИБДД;
- для устранения обнаруженной инспектором неисправности автотранспортного средства;
- в случае нарушения автовладельцем правил перевозки грузов;
- если поведение водителя угрожает безопасности сотрудника полиции.
Впрочем, в отношении прежней редакции Приказа в этом пункте нет никаких изменений. И всё же ряд СМИ поспешило заявить, что теперь водители обязаны по требовании. Должностного лица немедленно выйти из автомашины.
Это не совсем так. Дело в том, что в техрегламенте указано буквально следующее: «…сотрудник вправе предложить…», то есть это вовсе не требование. А значит, у водителя не возникает и встречных обязанностей, поэтому он вполне может проигнорировать слова инспектора, если посчитает нужным.
Имеется ли возможность оплаты штрафа на месте
В настоящее время существует немало способов оплаты штрафа, большинство из которых осуществляется на основании полученной нарушителем квитанции. Но можно погасить задолженность и на месте, что избавит вас от необходимости совершения каких-либо дополнительных действий. Если вы полностью согласны с предъявленными инспектором ДПС претензиями и не собираетесь их оспаривать, вы можете попросить вместо составления протокола выписать постановление-квитанцию. Правда, такая возможность имеется, если размер штрафа не превышает 100 рублей. Сотрудники ГИБДД должны иметь при себе мобильные контрольно-кассовые аппараты, посредством которых и осуществляется погашение задолженности. Водителю в таком случае выдаётся квитанция об оплате, распечатанная тут же.
Права и обязанности водителя при составлении протокола
Составление протокола должностным лицом еще не доказывает виновность водителя. Зная свои права, легко себя защитить и оспорить обвинения в свой адрес.
Прежде всего, водитель имеет полное право считаться невиновным, если составляющим протокол инспектором ГИБДД были допущены грубые ошибки. К примеру, отсутствует указание законодательных актов, действие которых было нарушено.
Водитель имеет право потребовать ознакомления с текстом протокола для его проверки, выявления ошибок, внесения собственных правок и замечаний. При этом по завершении заполнения бланка у управляющего транспортным средством гражданина на руках должна остаться копия документа.
Если водитель уверен в своей правоте и отсутствии состава преступления, он может прибегнуть к следующим действиям:
- Отказ от подписания бланка протокола;
- В специальном поле указать о неправомерности действий инспектора ( не объяснил вам права, вы не нарушали ПДД и т.д.) , вписать всех пассажиров своего автомобиля в качестве свидетелей.
Если при составлении протокола остались пропущенные незаполненные места, водитель имеет право оставить в них прочерк или Z, чтобы у инспектора не было возможности дозаполнить их не в вашу пользу. Только после этого нужно ставить свою подпись на бланках и расписываться в получении копии.
Европротокол при дорожно-транспортном происшествии
Европротокол – это возможность оформления ДТП его участниками самостоятельно без присутствия сотрудников дорожно-патрульной службы в ситуациях, если дорожное происшествие небольшое и пострадавших нет.
Документ позволяет избежать нежелательных пробок после аварии. Вам также не придется тратить время, дожидаясь сотрудников патрульной службы.
В каких случаях появляется право на оформление водителями Европротокола в России:
- Если в происшествии участвует не менее и не более двух средств передвижения;
- Пострадавшие и жертвы вследствие аварии отсутствуют;
- Любое другое имущество вокруг, кроме автомобилей, не имеет ущерба;
- Оба транспортных средства зарегистрированы в страховой компании «ОСАГО» или «Green Card»;
- Участники происшествия не имеют разногласий по поводу случившегося.
После обязательного самостоятельного заполнения документа и донесения его до своего страхового полиса водитель вправе получить компенсационную сумму в размере 50000 рублей. Существует возможность выплаты и в 400000 рублей, но при этом ваше транспортное средство должно быть оснащено спутниковыми системами, чтобы страховая компания могла установить примерное местонахождение автомобиля во время аварии.
При договоренности о составлении данного документа, оба водителя должны зафиксировать самостоятельно и при помощи технических средств следы аварии: следы тормозного пути шин, осыпи, трещины и вмятины. Нужно зафиксировать положение автомобилей на момент совершения аварии и переписать номера обоих транспортных средств.
Порядок составления Европротокола:
- Пользуйтесь только шариковой ручкой;
- Бланк заполняется обоими водителями – для каждого имеется своя колонка;
- Каждый из участников в самостоятельном порядке заполняет обратную сторону;
- Документ заполняется в двух экземплярах. Когда лицевая сторона обоих заполнена, их нужно разрезать;
- Оба водителя должны расписаться 2 раза: под приведенными данными и под «Согласием». На обратной стороне расписывается тот водитель, которому данный экземпляр принадлежит.
При разрезании возможно внесение различных исправлений и пояснений с обязательным проставлением подписи обоих участников.
После этого в течение 5 дней вы должны передать страховой компании извещение и приложить к нему требование о страховом возмещении ущерба, если виновником аварии выступает другой водитель. Помните, что приступать к ремонту автомобиля можно только через 15 дней после произошедшего либо с письменного разрешения вашей страховой компании.
Как вести себя с сотрудником ГИБДД
Как вести себя с сотрудником ГИБДД
Многие автолюбители периодически задумываются на тему «как вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД». Вроде бы не хочется лишний раз вступать в конфликт, но в тоже время не хочется выполнять требования сотрудника ГИБДД, которые не основаны на законе. Между тем такие неправомерные требования могут выдвигаться сотрудником ГИБДД.
Чтобы не быть голословными, давайте перечислим некоторые неправомерные требования со стороны инспекторов, которые могут встретиться любому автолюбителю:
— требование продуть в алкотестер без составления инспектором каких-либо документов;
— требование предоставить сотруднику ГИБДД документы, которые водитель не обязан предъявлять;
— беспричинное требование к остановке транспортного средства;
— требование выйти из автомобиля;
— остановка автомобиля в месте, где это запрещено ПДД;
— требование проехать на медицинское освидетельствование без предложения освидетельствование с помощью алкотестера и т. д.
Как вести себя с сотрудником ГИБДД, чтобы при остановке автомобиля он не выдвигал необоснованные требования, а действовал в строгом соответствии с законом? И как вести себя с сотрудником ГИБДД так, чтобы даже если какое-то неправомерное требование будет выдвинуто инспектором, то ему же оно боком и выйдет?
В конечном итоге каждый водитель сам для себя решает как ему вести себя при остановке автомобиля сотрудником ГИБДД. Однако некоторые рекомендации дать всё же можно.
Во-первых, чтобы иметь возможность «спрашивать» с сотрудника ГИБДД за допущенные им нарушения, нужно самому не нарушать. Согласитесь, имея за плечами кучу неоплаченных штрафов, по которым не истек срок давности для составления протокола по ч. 1 ст. 20.25 КоАП (неуплата штрафа в установленный срок) сложно будет, что-то указывать сотруднику ГИБДД. Даже если инспектор будет действовать с нарушением, имея неоплаченные штрафы, автолюбитель, скорее всего, будет вести себя более чем покладисто.
Во-вторых, чтобы общаться с сотрудником ГИБДД на равных необходимо изучить законодательство в сфере дорожного движения. Особенно важными являются такие книжки, как КоАП, Регламент ГИБДД, ПДД, определенные ГОСТы. В зависимости от того, какие «недостатки» есть у автолюбителя или его автомобиля вполне возможно, что понадобиться изучить и другие документы.
Естественно теоретическая подкованность автолюбителя – это далеко не всё, что нужно автолюбителю. Ему необходимо также живое общение с инспектором. Однако набивать «шишки» путём учебы на дороге — не стоит. Такая «учеба» чревата оформлением по части 1 статьи 19.3 КоАП (неподчинение законному требованию сотрудника ГИБДД) или другими неприятностями.
В какой-то мере опыт живого общения с сотрудником ГИБДД могут заменить видеоролики, размещенные в Интернете. Речь здесь идет о видеороликах, в которых более опытные автомобилисты общаются с сотрудниками ГИБДД по поводу их неправильных действий. Некоторые водители настолько поднаторели в процессуальных дуэлях, что могут дать форму самому опытному автоюристу. У этих людей есть чему поучиться.