Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гаражно-строительный кооператив». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При выборе участка необходимо руководствоваться общими признаками у членов кооператива. Это может быть место работы и тогда нужно выбирать участок максимально к нему приближенный. Это может быть место жительства — в этом случае необходим участок недалеко от домов.
Выбор участка и договор аренды земли
После того как членами организации были выбраны несколько участков либо общим собранием членов объединения, либо инициативной группой принимается решение и выбирается один из участков. Важно, чтобы он не находился в частной собственности и был достаточно большим для строительства на нем нескольких десятков зданий. К нему должны быть максимально близко расположены инженерные коммуникации.
Нельзя пытаться взять в аренду или выкупить участок, который является:
- Местом для постоянных военных сборов и тренировок;
- Полигоном для взрыва найденных опасных веществ и механизмов;
- Заповедником федерального или регионального масштаба;
- Зарезервированным для социальных нужд;
- Памятником архитектуры;
- Культурным наследием.
После того как участок был выбран и утвержден, нужно выяснить, кому он принадлежит. Это может быть земля местного органа самоуправления или города. Кроме того, участок может быть выделен самой администрацией. Чтобы получить землю в аренду, надо обратиться в местный государственный орган по организации землепользования.
В этот орган относится заявление от имени инициативной группы. Как положительный, так и отрицательный ответ придет в течение 30 рабочих дней со дня подачи заявления. Решение выдается на руки инициативной группе. В случае одобрения заключается договор аренды и заказывается кадастровый паспорт на предполагаемую постройку. Заключенный договор аренды необходимо зарегистрировать в регистрационной палате и не стоит с этим затягивать.
Противопожарные требования
В гараже запрещается:
- курить, пользоваться открытым огнем и разводить костры в гараже и на территории кооператива;
- складировать горючие материалы, газовые баллоны, устраивать ремонтные мастерские, окрасочные камеры без решения на то общего собрания (собрания уполномоченных);
- заправлять транспортное средство в гаражном боксе горючесмазочными материалами, а также сливать их в канализацию или на прилегающую территорию;
- подогревать двигатели, производить ремонтные работы с применением открытого огня (факелы, паяльные лампы и др. источники огня), а также пользоваться открытыми источниками огня для освещения во время проведения ремонтных работ;
- применять и хранить сжиженный углеводородный газ (СУГ);
- использовать электронагревательные приборы для отопления гаража, производства работ;
- хранить дополнительное количество горючесмазочных материалов, превышающих: бензина и дизельного топлива—более 20 кг, масел—более 5 кг.
Состав, размер и порядок внесения взносов членами гаражного кооператива
5.1. Вступительные взносы члены Кооператива уплачивают денежными средствами. Вступительный взнос не входит в состав паевого фонда и не подлежит возврату при выходе члена из Кооператива.
5.2. Паевые взносы членов Кооператива могут состоять как из денежных средств, так и из имущества, имеющего денежную оценку.
5.3. На вступительные и паевые взносы не могут обращаться взыскания по личным долгам и обязательствам пайщиков.
5.4. Вступительные взносы члены Кооператива уплачивают в течение 30 дней со дня регистрации Кооператива или дня принятия решения Общим собранием о приеме в члены Кооператива.
5.5. Паевой взнос подлежит оплате в течение двух месяцев со дня получения членства в Кооперативе путем создания Кооператива или путем принятия в члены.
5.6. Дополнительные взносы оплачиваются членами Кооператива по окончании финансового года в размере и в срок, установленные Общим собранием.
Члены Кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
5.7. Членские взносы уплачиваются [периодичность — ежемесячно, ежеквартально, один раз в год].
5.8. Размеры вступительного, паевого и членского взносов определяются Общим собранием членов Кооператива.
5.9. Член Кооператива, в установленный срок не уплативший вступительный, паевой, дополнительный или членский взнос, за каждый день просрочки уплачивает пени в размере [вписать нужное], но не более размера самого взноса.
5.10. При необходимости Общее собрание членов Кооператива принимает решение о внесении целевых взносов и определяет их размер и сроки оплаты.
Правовое положение гаражно-строительных кооперативов
В настоящее время осуществляется активное строительство гаражей, оформляются права на них. И эти вопросы являются актуальными. Однако существуют проблемы, касающиеся трудностей оформления прав на объекты гаражного строительства, а также деятельности гаражных объединений. Эти проблемы связаны с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.
Законодательные нормы, касающиеся деятельности ГСК, содержатся в нескольких нормативно-правовых документах: в первую очередь, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) [1], частично — в Законе СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года № 8998-XI [9] (Не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 года № 3086-1 [10]), в части сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ [5]), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ [6]), в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ [7]).
Однако, многие (в том числе и юристы) заблуждаются в отношении не только правового положения, но и правовой природы гаражно — строительных кооперативов, применяя нормы ГК РФ, а также Закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [8], регулирующие деятельность потребительских кооперативов к гаражным кооперативам, относя ГСК к разновидности потребительских кооперативов.
В соответствии со статьями 123.2, 123.3. ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В статье 2 Закона № 3085-1конкретно указано: «Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается».
Кроме того, возникает вопрос — может ли гаражный кооператив быть саморегулируемой организацией. Саморегулируемой считается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], при условии ее соответствия всем установленным данным федеральным законом требованиям. Такое определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4].
В свою очередь п. 3 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях прямо устанавливает, что данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, тем более не распространяется на гаражные кооперативы, гаражный строительный кооператив объединяет физических лиц и не может иметь статус саморегулируемой организации.
В рамках реформирования гражданского законодательства были унифицированы нормы, закрепляющие основы регулирования отношений в некоммерческих организациях, основанных на участии (членстве), содержащиеся в многочисленных нормативных актах. В результате в Гражданском кодексе РФ нашли закрепление общие положения, определяющие правовой статус корпоративных юридических лиц. Однако обновленные нормы не во всех случаях учитывают особенности некоммерческих организаций, специфику их деятельности и уже сложившиеся, эффективно применяемые на практике правила, содержащиеся в специальных законах. Это лишает логичности правовое регулирование в данной сфере и создает условия для возникновения спорных ситуаций. Отсутствие последовательности в правовой регламентации указанных объединений можно проследить на примере такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как гаражный кооператив.
Согласно части 2 ст.14 Закона СССР «О кооперации в СССР» высшим органом управления кооператива является общее собрание, которое для руководства текущими делами избирает председателя, а в крупных кооперативах также правление. Каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.
По смыслу части 3 данной статьи к исключительной компетенции общего собрания кооператива относится избрание председателя кооператива, правления и ревизионной комиссии, решение вопросов о приеме в члены кооператива, исключения из него, а также вопросы, связанные с выходом из кооператива. В статье 11 «Создание кооператива и его устав» Закона «О кооперации в СССР» указано: «Устав кооператива принимается общим собранием граждан, желающих учредить кооператив».
Проанализируем деятельность одного из гаражно-строительных кооперативов города Тюмени. В 1994 году общим собранием гаражного кооператива принимается и утверждается Устав кооператива, который проходит соответствующую регистрацию. В разделе «Права и обязанности» членов кооператива имеется положение о том, что члены кооператива обязаны внести деньги в размере сметной стоимости полностью до начала строительства. После внесения паевых взносов всеми членами кооператива и строительства гаражей кооператив как юридическое лицо регистрируется в налоговой инспекции. Практика деятельности подобных кооперативов показывает, что одни члены кооператива по определенным своим причинам продают гараж, другие покупают. Покупатели уже не вносят паевой взнос, т.к. продавец уже внес его до строительства проданного гаража. И это аксиома, однако в дальнейшей своей деятельности предприимчивые председатели кооперативов, (в частности кооператива, о котором идет речь), указывают покупателям на то, что если они не внесли паевой взнос при покупке, помимо оплаты за сам гараж, они не имеют права оформить гараж в собственность (если ранее гараж не был собственностью продавца). Со сменой председателя кооператива, как ни странно, принимается другой Устав (август 2011 года), в котором включены положения, ущемляющие права членов кооператива, например, «член кооператива, исключенный из кооператива, лишается права пользования гаражом». На каком таком основании? Гараж построен на средства частных лиц, а им вдруг запрещают пользоваться своим гаражом. Далее принято уже в другом Уставе (ноябрь 2011 года) положение о том, что «член кооператива может быть исключен из кооператива на основании призывов (подстрекательства) членов кооператива к неуплате членских взносов, неподчинения и противодействие председателю, публичные оскорбления и угрозы физической расправы в отношении председателя…». Что это? Гаражно-строительный кооператив – это добровольное объединение граждан или полукриминальная структура?
Формирование инициативной группы
Начинается процесс открытия такой организации формированием инициативной группы. Участникам уделяется много внимания, так как от их профессионализма, опыта и знаний зависит, насколько оперативно и правильно будут оформлены все документы, необходимые для открытия организации. К основным правилам выполнения этого этапа относится:
- все члены гаражного кооператива должны доверять друг друга;
- обычно они представлены соседями по дому или району;
- требуется, чтобы в инициативной группе присутствовали люди, обладающие экономическим и бухгалтерским образованием, а также у одного или нескольких граждан должен иметься опыт в принятии важных управленческих решений;
- формируется такая группа при проведении общего собрания всех будущих членов учреждения;
- утверждается группа документально с помощью открытого голосования.
Как только инициативная группа будет создана, она сразу начинает свою эффективную работу. Для этого разрабатывает регламент, на основании которого будет функционировать гаражно-потребительский кооператив. Формируется оригинальный устав, для чего учитываются основные параметры будущей деятельности компании. Подписывается решение, на основании которого производится открытие такого учреждения.
Какая предпринимательская деятельность может осуществляться?
Участники кооператива могут заниматься разными видами деятельности для получения прибыли. Наиболее часто оказываются услуги по ремонту машин. Дополнительно гаражи и боксы сдаются в аренду другим пользователям. Прибыль, полученная от такой деятельности, распределяется между дольщиками в равном размере, после чего с нее рассчитывается подоходный налог.
Важно сформировать бухгалтерский отдел в такой организации, занимающийся формированием отчетностей и ведением бухучета. Все сотрудники кооператива должны получать зарплату, с которой рассчитывается и взимается НДФЛ.
Если принимает решение дольщик выйти из кооператива, то он может потребовать перечисления некоторой части прибыли, заработанной предприятием в течение последнего года.
Такие организации могут пользоваться упрощенной системой расчета налогов. Бухгалтер должен вести отдельный учет доходов и расходов.
Покупка гаража в России похожа на лотерею
Есть очень много законов, которые регулируют и права на землю, и права на недвижимость. Но при этом про гаражи практически нигде нет прямых рекомендаций, только аналогии. Разумеется, идеальный вариант — покупать так, что и сам гараж, и земля под ним уже оформлены в собственность и стоят на кадастровом учете. Но найти такой гараж сложно.
Статус земли под гаражом — это наиболее сложный и запутанный вопрос. Существует слишком много форм владения землей под гаражом, каждая из которых создает свои проблемы. Если это современный участок земли, который взяли в аренду именно под строительство гаражей, оформить землю в собственность без проблем возможно. Хотя уже тут могут возникнуть проблемы с межеванием земельных участков, особенно если гаражные соседи уже оформили собственность на землю давно. Например, при попытках размежевать участок под своим гаражом можно будет столкнуться с тем, что новые данные спутниковой съемки покажут, что ваш гараж стоит на участке соседей.
Рабочий вариант покупки гаража — если оформлено право собственности хотя бы на само капитальное строение. Потому что наличие недвижимости автоматически дает вам право на землю под ней. Даже если земля пока никак не оформлена за вами и не размежевана.
Покупать оформленную землю без оформленного гаража юридически практически невозможно — права на землю, как правило, возникают как раз из прав на недвижимость на ней.
Если права собственности на землю и гараж у продавца не оформлены, максимально постарайтесь изучить сопутствующие документы: документы на землю у ГСК, всевозможные постановления о предоставлении земли в пользование, градостроительный план земельного участка. Его можно попросить в администрации, как и, например, план развития территорий, который может предусматривать снос гаражей в ближайшие годы. Можно посмотреть землю на публичной кадастровой карте и проверить, оформлены ли вообще хоть какие-то гаражи на этой земле в собственность. Просто покупать членскую книжку в ГСК — наиболее рискованный вариант.
Понятие ГСК и его преимущества перед другими видами юридических лиц
Начать стоит с того, как расшифровывается ГСК и в чем его преимущества перед другими формами объединений. Аббревиатура означает «гаражно-строительный кооператив». Создается он путем объединения финансовых и имущественных взносов – паев.
Цели подобной организации заключаются в том, чтобы:
- строить гаражи;
- поставлять в них коммунальные ресурсы;
- охранять строения;
- контролировать текущее состояние сооружений и так далее.
Следовательно, объединение предназначено не только для создания, но и для обслуживания боксов.
Ответ на вопрос, что такое гаражно-строительный кооператив, будет неполным без упоминания о наличии у организации:
- устава;
- органов управления;
- территории;
- печати;
- собственной бухгалтерии и других атрибутов юридического лица.
Чаще всего земля выделяется объединению в бессрочное пользование или аренду. Впоследствии участники могут ее приватизировать выделением долей в натуре и передачей в частную собственность.
Итак, ГСК – это юридическое лицо, созданное путем объединения имущества и материальных вложений членов в строительство и текущее обслуживание автомобильных боксов.
Отличительные особенности работы объединения
ГСК получает статус юридического лица. Однако правовое положение кооперативов несколько отличается от прочих форм предприятий:
- Создание объединения завершается только после строительства боксов и уплаты всех паевых взносов.
- Пайщики могут сформировать НФИ кооператива(аббревиатура, означающая «неделимый фонд имущества»), на который участники не могут претендовать. Обращение взысканий на такой фонд по долгам пайщиков невозможно.
- Организация может использовать труд наемных работников, однако их численность не должна превышать 30% от числа участников.
- ГСК отвечает по своим долгам всем имуществом. Если его недостаточно, участники несут субсидиарную ответственность.
Для обслуживания собственных нужд организаций различного профиля деятельности, осуществления пассажирских, грузовых перевозок, ведения строительных, других инженерных работ; обеспечения жизнедеятельности городских, в том числе коммунально-хозяйственных структур проектируются, эксплуатируются следующие виды гаражей, парков, депо для размещения, ремонта транспорта:
- Автопредприятия, оказывающие услуги по перевозке различных грузов, включая опасные виды – горючие жидкости, ЛВЖ, ядовитые материалы.
- Пассажирские автопарки, на балансе которых десятки, а в мегаполисах сотни автобусов для городских, междугородних перевозок.
- Предприятия по текущему, капитальному ремонту автотранспортных средств, регламентному техническому сервису – от легковых автомобилей до спецтехники.
- Автотранспортные предприятия в составе крупных строительных компаний. Большая часть техники – это большегрузные автомобили, включая самосвалы, необходимые для доставки на площадки по возведению объектов кирпича, керамических блоков, железобетонных, металлических конструкций.
- Специализированные механизированные колонны, предоставляющие услуги по аренде автокранов, бетоновозов, бульдозеров, экскаваторов, высотных автоподъемников.
- Станции скорой медицинской помощи.
- Пожарные депо.
- Гаражи коммунальных, аварийно-ремонтных служб газоводоснабжения, связи; правоохранительных органов.
- Трамвайные, троллейбусные парки.
- Гаражи частных предприятий с различными транспортными средствами – от легковых автомашин, микроавтобусов до автовышек, в зависимости от профиля предпринимательской деятельности.
Строительными нормами, противопожарными правилами, несмотря на различия в количестве транспортных средств, по занимаемым площадям, предъявляются общие требования к размещению гаражей на территориях промышленных предприятий, в черте населенных пунктов; оснащению их системами защиты от огня, обеспечению режима безопасности.
Особенности противопожарного водоснабжения
Безводный участок местности – это участок, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л/с или расстояние от места возникновения пожара до водоисточника более 500 метров;
Исходя из этого при выборе гаража не поленитесь узнать в городской службе водоканала о состоянии водоснабжения в месте планируемой покупке своего гаража, ведь для пожарных наличие воды очень важно, и чем ближе водоисточник тем быстрее они смогут оказать помощь и ликвидировать горение.
Не забывайте также следить за чистотой и порядком в Вашем гараже, не бросайте промасленные тряпки, не складируйте большой объем горюче смазочных материалов, не захламляйте свой гараж. Помните! Безопасность Вашего имущества в Ваших руках. Этот минимальный набор знаний о пожарной безопасности в гараже поможет Вам предотвратить и обезопасить себя от возникновения загорания.
Бухгалтерская правда о жизни ГСК
Е. Диркова, аудитор
Гаражно-строительные кооперативы – заметный элемент городской инфраструктуры. На стадии строительства кооператив выступает инвестором. Его текущая некоммерческая деятельность связана с эксплуатацией гаражей. Однако ГСК вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность.
Расскажем об основных документах ГСК и особенностях учета в этих организациях.
Как правило, широкое распространение каких-либо организационных форм порождает целый ворох регулирующих документов. Нормативные акты детально регламентируют их деятельность. С ГСК дело обстоит иначе.
Почти правовой вакуум
Вести деятельность ГСК в рамках закона – задача не из легких. Для начала необходимо написать полноценный устав. Несоответствие устава требованиям законодательства может повлечь ликвидацию ГСК по иску налоговых органов.
Это возможно, если суд сочтет, что при создании юридического лица были допущены грубые нарушения, носящие неустранимый характер (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
И тогда впереди сюжет «покруче», чем в кинокомедии Эльдара Рязанова «Гараж», с участием «звезд» налоговых и прочих солидных инстанций.
Чтобы составить представление о ГСК, настойчивый исследователь вопроса вынужден по крохам собирать элементы правовых норм.
ГСК – разновидность потребительского кооператива. Цель создания ГСК – удовлетворение потребности его членов в хранении автомобилей. Гражданский кодекс характеризует потребительский кооператив как некоммерческую организацию. Но к потребительским кооперативам закон «О некоммерческих организациях» не применяется (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ).
Гражданское законодательство устанавливает, что правовое положение потребительского кооператива, права и обязанности его членов определяются специальными законами (п. 6 ст. 116 ГК РФ). Однако для гаражно-строительных кооперативов в отличие от жилищных или садоводческих отдельный закон не принят.
А действие закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» на ГСК не распространяется (ст. 2 Закона РФ от 19 июня 1992 г. № 3085-1). Кроме Гражданского кодекса для гаражных кооперативов применяется Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-XI.
Этот закон содержит ответы на некоторые принципиальные вопросы для ГСК. Например, пункт 1 статьи 11 определяет, что численность членов кооператива не может быть менее трех человек.
А в пункте 2 статьи 14 прямо говорится, что участие члена кооператива в принятии решений на общем собрании не может быть поставлено в зависимость от размера его имущественного взноса.
Взносы членов кооператива
Кроме того, ГСК характеризуется специфическими отношениями собственности на недвижимое имущество. Источником имущества вновь созданного ГСК являются взносы его членов. При этом Гражданский кодекс выделяет лишь паевые и дополнительные взносы. Характеристики взносов подлежат раскрытию в уставе.
Определения вступительного и паевого взносов можно «позаимствовать» из Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (п. 4, 5 ст. 2). Термин «целевые вносы» применяется садоводческими, огородническими и дачными объединениями граждан (ст.
1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ).
Размер паевых взносов определяется как частное от деления стоимости строительства по смете на число машиномест. В уставе необходимо предусмотреть возможность изменения размера паевых взносов по мере уточнений сметной стоимости на этапах строительства.
Строим вместе
На стадии «зарождения» кооператив осуществляет инвестирование средств. Как правило, ГСК не ведет собственно строительной деятельности, подлежащей лицензированию.
В большинстве случаев ГСК принимают коммерческие предложения застройщиков, заключивших инвестиционный контракт с городом.
Возникает вопрос: как правильно оформить отношения по инвестиционной деятельности? Изначально гараж существует лишь как проект, и заказчик-застройщик может использовать несколько форм привлечения денежных средств инвесторов:
- участие в долевом строительстве объекта недвижимости, которое регламентируется Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ;
- предварительный договор купли-продажи объекта строительства;
- совместная деятельность по строительству в рамках договора простого товарищества;
- получение займа от потенциального покупателя.
Требования к открытым наземным гаражам
Степень огнестойкости гаражей открытого типа определяется разрешенной этажностью и площадью. К 1 и 2 категориям относятся те, в которых разрешено делать 9 этажей, а размеры каждого в пределах отсека с противопожарным действием составляет 5200 м². К 3 степени относятся гаражи, которые имеют до 6 этажей. Площадь 1 уровня должна быть в пределах 2600 м². Подкатегория 3А включает сооружения, которые имеют не более 3 этажей, а площадь каждого составляет не более 2 тыс. м². Что касается ширины корпуса, то в гараже открытого типа она допускается до 40 м. Конструкция гаражей открытого типа, которые относятся к степени огнестойкости 3А, предусматривает каркас.
В помещениях открытого типа не разрешается обустраивать боксы, делать стены и перегородки, которые бы затрудняли вентилирование помещения. Исключением является только стенка лестничной площадки. При необходимости разрешается использовать ограждение сетчатого типа, которое выполнено из материалов негорючего характера. Парапет из таких материалов в высоту должен быть не более 1 м.
Чтобы заполнить открытые проемы в ограде наружного типа такой конструкции, разрешается использовать сетку. Чтобы уменьшить влияние осадков в сооружениях открытого типа, делают специальные козырьки, но используют исключительно негорючий материал. При этом необходимо помнить о проветривании сквозняком на этажах. Что касается вентилирования через жилые сооружения, которые прилегают к гаражу, то это запрещено.
Лестничные клетки открытых гаражей должны соответствовать требованиям зданий 2 степени устойчивости к огню. На 1 этаже располагается отапливаемое помещение для рабочего персонала. Здесь можно хранить противопожарный инвентарь.
Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ встала на сторону владельца гаража.
Эта история началась в районном суде, куда гражданин принес иск к гаражно-строительному кооперативу о признании за ним права собственности на свой бокс. Истец в заявлении указал, что еще в 1992 году полностью выплатил паевой взнос и с тех пор владеет этим боксом. Но спустя 15 лет городское управление Росреестра отказало ему в государственной регистрации права собственности на гараж. В решении написано, что отказано «в связи с непредставлением документов, подтверждающих создание ГСК объекта недвижимости и ввод его в эксплуатацию, либо документов, подтверждающих право собственности кооператива на передаваемый истцу объект недвижимого имущества». Гражданин пошел в суд. Но там проиграл. Апелляция с решением согласилась. Проигравший истец дошел до Верховного суда. Там дело изучили и объяснили, почему хозяин бокса прав в своих требованиях.
Из дела видно, что в далеком 1987 году исполком горсовета разрешил строительство кооперативных гаражей. Районная власть своим решением разрешила организовать гаражно-строительный кооператив, а городская власть отвела под него участок земли. В 1999 году за ГСК городская власть «установила право пользования участком на условиях краткосрочной аренды». Спустя 13 лет договор аренды продлили.
Райсуд в решении написал — у ГСК земля в аренде и не доказано, что ему вообще выделили когда-то эту землю. По мнению суда, нет никаких доказательств, что ввод гаража-стоянки в эксплуатацию был произведен «в установленном законом порядке». Апелляция с таким решением согласилась.
А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с таким решением коллег не согласилась и объяснила, почему. Разъяснение высокий суд начал с Гражданского кодекса. Там в статье 130 дается определение, что такое «недвижимая вещь». Это участки земли, недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, переместить которые без «несоразмерного» ущерба для них — невозможно. Плюс к этому к таким объектам относятся не только готовые здания, но и недостроенные. К недвижимым вещам, естественно, относятся и гаражи (машино-места), но при условии, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений «описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке».
Право собственности членов гаражного кооператива возникает с момента выплаты пая
Еще Верховный суд напомнил про свой пленум (N25 от 23 июня 2015 года). Из материалов пленума видно, что по закону вещь является недвижимой либо из-за своих природных свойств, либо из-за прямого указания закона. Верховный суд подчеркнул — государственная регистрация прав на вещи «не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости». В том же Гражданском кодексе (статья 218) сказано, что граждане, члены жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и иных потребительских кооперативов, которые полностью выплатили пай за квартиру, дачу, гараж или «иное помещение», приобретают право собственности на это имущество.
Вывод Верховного суда из этих разъяснений — в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимость возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
Местный суд, отказывая гражданину, сделал вывод, что участок специально под строительство гаража «как объекта капитального строительства» не выделялся, земля в собственности истца или ответчика не находится, а по договору аренды кооператив получил землю «без права возведения капитальных зданий и сооружений». На это Верховный суд ответил — местные суды не учли факт, что договор аренды заключен «значительно позже» возведения гаража, а землю дали в аренду для эксплуатации уже существующего гаража. Чиновники, подписывая договор аренды не могли не знать о наличии на этой земле гаража. А сам участок был передан кооперативу по акту приема-передачи без каких-либо условий.
Еще один важный момент, на который не обратили внимание местные суды, — на момент возведения гаража-стоянки как капитального строения и полной выплаты пая гражданином действовало законное распоряжение городского Совета о разрешении строительства и отведении под это участка. И было решение исполкома горсовета об организации гаражно-строительного кооператива.
На основании тех старых советских документов в деле Верховный суд делает вывод — строительство гаража на этом участке было разрешено ГСК уполномоченным органом госвласти. А еще в деле есть свежее письмо из управы, в котором подтверждено, что строительство ГСК шло «в установленном законом порядке». И судя по показаниям истца, некоторые члены ГСК оформили собственность на свои гаражи. Так что решения местных судов придется пересматривать.
Определение формы собственности
ГСК что это – разобрались. Теперь пора перейти к рассмотрению всех тонкостей.
Хотя данная форма является некоммерческой (согласно Гражданскому кодексу), пайщики могут заниматься предпринимательской деятельностью. Например, предоставлять услуги по ремонту чужих автомобилей, или же сдавать коллективные помещения в аренду.
Участниками гаражных кооперативов могут быть не только физические, но и юрлица. К слову, исключительно юридические лица не могут создать ГСК путем объединения. Необходимо участие минимум двух физлиц. Иначе организация не сможет получить статус союза граждан.
Вся полученная от деятельности прибыль (после уплаты 13% налога в «казну») распределяется между участниками согласно уставному договору.
Стоит отметить, что законодательство РФ не предусматривает никаких правовых актов, регламентирующих деятельность гаражно-строительных кооперативов. Соответственно, к данной форме хозяйствования применимы исключительно общие положения ГК.
Гаражный кооператив: как открыть успешную финансово организацию
Источником имущества ГСК, как гласит типовой «статут гаражного кооперативу», являются взносы его пайщиков. Гражданский кодекс РФ выделяет только паевые, а также дополнительные взносы. Вот некоторые характерные взносы, которые можно прописать в уставе перед тем, как создать гаражный кооператив.
Вступительный взнос в гаражный кооператив – финансовые средства, уплаченные новым членом на регистрацию и расходы по оформлению всей документации для вступления в гаражный кооператив.
Членский взнос – финансовые средства, которые вносятся дольщиками ГСК на зарплату его работников и прочие текущие траты.
Паевой взнос. Это не обязательно деньги. Можно вносить также ценные бумаги или иное имущество, в том числе и имущественные права. Оценка такого взноса должна производиться по взаимной договорённости всех пайщиков кооператива.
Дополнительный взнос. Финансовые средства, уплачиваемые членом организации с тем, чтобы покрыть убытки кооператива.
Целевой взнос – финансовые средства, выделяемые членами ГСК на покупку или создание объектов общего гаражного имущества или на его изменение – замену, капитальный ремонт, модернизацию. Обязанности председателя гаражного кооператива – следить за своевременной выплатой всех этих взносов.
Размеры паевого взноса должны определяться как частное от разделения суммы финансовых затрат на строительство (согласно смете) на количество автомобильных мест. В уставе общества надо заложить возможность изменения размеров паевого взноса в ходе уточнений сметы на разных этапах строительства.
Особенностью организации гаражно строительного кооператива является то, что прием новых дольщиков проводится постепенно, на протяжении всего времени возведения гаражей. Поэтому размеры членского взноса удобно высчитывать по такой схеме:
Рассчитайте смету общехозяйственных расходов гаражного кооператива на весь год.
Сумму всех расходов по данной смете поделите на проектное количество автомобильных мест в общественном комплексе и получите годовые размеры членского взноса за одно машиноместо.
Размеры годового членского взноса определите пропорционально количеству заявленных перед тем, как вступить в гаражный кооператив, дольщиком к покупке мест, независимо от времени вступления.
До начала функционирования все имущество является собственностью кооператива как юридического лица, но при условии гос. регистрации права на него. А вот у самих членов кооператива нет нужды с самого начала регистрировать переход права собственности, как это обязывает Гражданский кодекс в прочих случаях (ГК РФ, ст.223 п.2). Закон устанавливает, что автомобильные места в работающем гараже принадлежат членам ГСК, которые полностью внесли паевые взносы (ГК РФ, ст.218 п.4). Иными словами, права собственности члена кооператива независимы от обстоятельств его гос. регистрации. После завершения строительства на балансе объединения остаются только общепользовательные площади. Гаражный кооператив переходит в статус общей долевой собственности (ГК РФ, ст.244).
Повседневная деятельность гаражных кооперативов – эксплуатация гаражных боксов, она не преследует целей извлечения из этого прибыли.
Но ГСК имеют право заниматься и предпринимательской деятельностью.