Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие онлайн-кассы в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 июля 2023 года в соответствии с 54-ФЗ большая часть предпринимателей обязана перейти на онлайн-кассы. Помимо того, что ИП и организации в обязательном порядке должны приобрести, установить и зарегистрировать онлайн-кассы, они обязаны соблюдать все законные требования. Есть много нюансов, которые необходимо знать индивидуальному предпринимателю, чтобы избежать любых штрафов в 2023 году.
Наказание за нарушение кассовой дисциплины
Иметь официально зарегистрированную онлайн-кассу недостаточно. Не только неустановка ККТ и непробитие чеков являются нарушением. Еще одним важнейшим фактором является соблюдение кассовой дисциплины.
Кассовая дисциплина — особые правила, которые касаются правильности проведения операций, хранения денег, работы с ККМ и так далее.
За нарушения кассовой дисциплины легко можно получить штраф. Важно не только следить за исправностью оборудования — нужно соблюдать все правила использования кассы, а также следить за работой сотрудников.
Размер наказания:
- Штраф за непробитый чек 2023 для ИП составит от 2 до 10 тысяч рублей так же, как и невыдача чека покупателю.
- Применение неправильно зарегистрированной ККМ — просрочки, неверный порядок регистрации, несвоевременная подача отчетности ОФД облагаются штрафом от 1,5 до 3 тыс. рублей.
- Если кассовый аппарат не соответствует всем необходимым требованиям, штраф составит от 1,5 до 3 тыс. рублей.
Контрольно-кассовая дисциплина в 2022-2023 годах
Кассовая дисциплина — это соблюдение юридическими лицами и ИП правил проведения наличных денежных расчетов, установленных законодательством РФ. Расчеты наличными деньгами включают в себя все виды приходно-расходных операций, осуществляемых фирмой или ИП с наличными денежными средствами.
Кассовая дисциплина включает в себя:
- оформление кассовых документов (приходный и расходный кассовые ордера, ведение кассовой книги);
- установление лимита остатка денег в кассе;
- соблюдение правил расходования и сдачи наличности в банк;
- соблюдение лимита расчёта наличными.
Наиболее широким в целях наличных расчетов является понятие кассы (операционной кассы), через которую фирма или ИП производит расчеты наличными деньгами. Чаще всего это такие операции, как выплата зарплаты, получение-сдача денег в банк, расчеты с подотчетными лицами, выдача-возврат займов. В кассу также может поступать наличная выручка.
Получение наличной выручки обязывает к применению контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 1.2 закона «О ККТ…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Хотя в ряде случаев допускается ее неприменение, в частности:
- Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности определенных видов (п. 2 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
- Юрлицами и ИП при осуществлении деятельности в условиях, затрудняющих применение ККТ (п. 3 ст. 2 закона № 54-ФЗ).
Штраф за неприменение онлайн‑кассы
За неприменение ККТ могут оштрафовать по ч. 2 ст. 14.5 КоАП:
- ИП и должностных лиц — на сумму от ¼ до 1/2 величины расчета, который произвели без кассы. Но штраф не может быть меньше 10 тысяч рублей.
- Юрлиц — от ¾ до одного размера суммы расчета без использования кассы. Штраф не может быть меньше 30 тысяч рублей.
ООО «Ромашка» открыло магазин одежды в центре Липецка. Начали работать без кассы, хотя должны были сразу применять ККТ. До проверки налоговой они успели пробить три чека на общую сумму 160 тысяч рублей. Компанию оштрафовали на ¾ от суммы — на 120 тысяч рублей.
Если это нарушение допустили повторно, а сумма расчетов составила в совокупности 1 миллион рублей и больше, накажут по ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ:
- должностных лиц дисквалифицируют на срок от одного года до двух лет;
- деятельность ИП и юрлиц приостановят на срок до 90 дней.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Проекты запланированных изменений
Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений особого внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:
- Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
- Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.
В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций. Впрочем, на сегодня вопрос о том, какой штраф назначается за неприменение кассового аппарата — если ИП не пробил или не выдал чек ККТ — регламентируется ранее принятыми положениями.
Цели введения новых кассовых аппаратов
В первую очередь, государство вводит онлайн-кассы для облегчения выявления нарушителей и неплательщиков налогов. Касса нового образца передает сведения обо всех проводимых на ней расчетах в налоговую службу. Таким образом облегчается процесс контроля со стороны властей, сокращаются налоговые проверки. Теперь гораздо проще выявить нарушителей и применить меры контроля.
Немаловажной задачей является контроль финансовых потоков не только предпринимателей и организаций, но и обычного населения. В формате чека теперь четко указывается наименование товара по каждой позиции. Становится возможным создание единого товарного каталога для всей страны, выявление наиболее популярных товарных позиций. Государство накапливает статистику, собирая все возможные данные.
Очень важной для всех сторон является еще одна важная целевая задача — выявление контрафакта. Новая касса не даст пробить «левый» товар, а скорое введение обязательной маркировки, сделают невозможным продажу контрафакта.
Также введение онлайн кассовых аппаратов создает возможность для повышения уровня прозрачности бизнеса в стране и контроля финансовых потоков.
Кассовая техника нового образца является мощным инструментом контроля и повышения качества рынка. Звучит немного пугающе? Но не все так страшно. Введение кассовых аппаратов для ИП несет за собой и большое количество положительных моментов, и дальше мы в этом разберемся.
Какой кассовый аппарат нужен?
Когда говорят об онлайн-кассе имеют в виду современное технологичное кассовое оборудование с постоянным доступом в интернет и подключенное к ОФД с фискальной памятью, печатающее чеки. При выборе ККТ важно проверить наличие интересующей модели в реестре ККТ ФНС, так как если таковая не зарегистрирована, то использовать ее не получится, и вы зря потратите средства. Приобретать кассу важно с правильным фискальным накопителем, поддерживающим действительный формат фискальных данных, а также имеющий корректный срок действия соотносительно вашей сфере бизнеса и системе налогообложения. ФН может быть на 15 или 36 месяцев. Самопроизвольно выбирать срок действия накопителя нельзя. Положенный вам фискальный накопитель устанавливается 54 ФЗ.
Онлайн кассовый аппарат для ИП генерирует фискальные документы и фискальные признаки, занося их на накопитель в зашифрованном криптографическим ключом виде. Данные не подлежат коррекции и их невозможно подделать. Все попытки обмануть кассу не пройдут успешно. ФН положено хранить 3 года с момента окончания срока эксплуатации и заменить на новый. Если при отправке данных в ОФД происходит ошибка, то касса уведомит вас об этом.
Факторы, влияющие на размер штрафа
Применение штрафных санкций предусматривает вилку, то есть нарушитель может уплатить минимальную сумму или максимальную. От чего это зависит? При расчете штрафа за неприменение онлайн-кассы учитывается:
- Насколько часто юридическое лицо или ИП допускает нарушение. При первом – штраф будет минимальным.
- Юридический статус. Штрафные санкции для предпринимателя меньше, чем для юрлица.
- Величина ущерба, нанесенная нарушителем, также учитывается при назначении штрафа за неиспользование онлайн-кассы.
- Вид нарушения. Если проверяющему становится понятно, что причина кроется в технической неполадке, то наказание будет минимальным, а возможно, все закончится предупреждением.
- Мораторий на проверки ККТ продлили на 2023 год. Но это не значит, что проверок не будет. Налоговая может прийти с внеплановой проверкой — проверить онлайн-кассу. Мораторий может помешать, но если есть нарушения, инспекция может легко обойти запрет на проверки.
- Поводом может стать что угодно: жалоба, большая разница в операциях между счётом и кассой или просто неиспользование ККТ.
- Проверять будут по новым правилам. Надо готовиться.
Новшества законодательства в отношении вступления в силу сроков обязательного использования ККТ для ИП
По ранее принятым поправкам в законодательство с 01.07.2023г. ИП, работающие без наемных работников обязаны были использовать в работе онлайн кассы. Но недавно в Государственную думу был внесен законопроект № 682709-7 Министерством финансов РФ о том, чтобы отменить обязательства по использованию в работе онлайн касс для отдельных категорий ИП. И уже 17.04.2023г. законопроект был принят в первом чтении членами государственной думы.
Внесенные изменения применимы для всех ИП, без привязки к системе налогообложения, которую они используют в работе *
На каких ИП распространяется разрешение не использовать в работе ККТ | Установленные новым законом сроки возможности работать без онлайн касс для ИП |
При продаже собственных товаров ИП без наемных сотрудников | До 01.07.2023г. |
При выполнении деятельности ИП по оказанию услуг без наемных сотрудников | До 01.07.2023г. |
При работе ИП по выполнению работ без наемных сотрудников | До 01.07.2023г. |
Какой штраф, если нет кассового аппарата, соответствующего требованиям ФЗ № 54
Требования к контрольно-кассовой технике прописаны в ст.4 Закона. Приведем некоторые из них:
- наличие корпуса и заводского номера на нем;
- предусмотрена возможность установки ФН;
- передача данных на ФН и ОФД.
Штраф за прием наличных без кассового аппарата, соответствующего требованиям, определен в ч. 4 ст. 14.5 Кодекса. Поводов для наказания может быть несколько:
- используемая техника не удовлетворяет хотя бы одному пункту закона;
- нарушены установленные законодательством сроки, порядок постановки на учет, условия перерегистрации;
- не соблюдена кассовая дисциплина.
Среди типичных правонарушений можно выделить следующие:
- касса не фискализирована;
- зафиксированные в чеке суммы ниже реальных;
- ошибки в чеке: некорректный номер ФН, регистрационный № ККМ, номер, дата и время продажи, адрес выдачи документа и т. д.;
- не заключен договор с ОФД (чеки не отправляются в ФНС);
- отсутствует интернет, не налажен канал связи с ОФД, чеки не отправляются из-за сбоев кассового ПО и др.
Ответственность за неприменение ККТ:
- для сотрудников — от 1 500 до 3 000 р.;
- для юрлиц — предупреждение или взыскание от 5 000 до 10 000 р.
Контроль за применением контрольно кассовой техники
До конца сентября 2020 года для транспортной сферы и ЖКХ действовал мораторий на штрафы за неприменение ККТ. С 1 октября представители этих сфер несут ответственность за расчеты без касс в полном объеме. При этом 03.04.2020 года вышло Постановление Правительства РФ № 438, которым отменены налоговые проверки на предмет соблюдения закона о ККТ до 31.12.2020. Запрет распространяется только на следующих субъектов:
- представители малого и среднего бизнеса;
- некоммерческие учреждения с числом сотрудников не более 200 человек.
Проверки на наличие кассовых аппаратов остаются в отношении организаций, отнесенных к категории высокого риска. Также госорганы оставляют за собой право внепланово проверять всех организации и ИП. Но такие процедуры разрешены только если на то есть основания:
- был причинен вред жизни или здоровью покупателей;
- указ президента РФ;
- восстановление ранее приостановленной лицензии, аккредитации или другой справки разрешительного характера.
Регистрация кассового оборудования
Часто пользователи задаются вопросом, как зарегистрировать кассовый аппарат для ИП. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо обратиться в центр ТО (это специальные юридические лица, которые занимаются реализацией и обслуживанием кассовой техники). Для этого необходимо подготовить и предоставить следующий перечень документов:
- Заявление на регистрацию (в 2-х экземплярах);
- Журнал КМ-4 (созданный кассиром-операционистом);
- Журнал КМ-8 (где отмечены все вызовы специалистов, обслуживающих ККМ);
- Технический паспорт устройства вместе с эталонным образцом;
- Договор аренды или свидетельство о праве собственности помещения, где будет расположена касса;
- Специальная голографическая наклейка, которая подтверждает сервисное обслуживание.
Использование кассового оборудования в интернет торговле
В связи с массовым развитием интернет торговли предприниматели все чаще задаются вопросом, может ли ИП работать без кассового аппарата в 2023 году, осуществляя торговлю через интернет? Здесь нельзя ответить четко, потому что данная отрасль торговли законодательно не раскрыта, но, если учесть, что она не попадает под четыре предыдущих пункта, можно сделать вывод о том, что интернет торговля должна быть обеспечена зарегистрированной, исправной ККТ.
Так как продажа через интернет осуществляется через курьеров, каждый из них должен быть обеспечен кассовой машиной. Если такой возможности нет, то покупателю должен выдаваться чек при передаче ему товара (день выдачи чека и поступления денежных средств в кассу должен совпадать).
Есть категории физлиц (не являющихся ИП), предпринимателей и юрлиц, которым не разрешено пользоваться ККТ. Есть те, которым разрешено не пользоваться. В различных случаях указанные категории хозяйствующих субъектов могут быть обязаны выдавать своим клиентам документы, альтернативные кассовым чекам.
Физлица, не зарегистрированные как ИП, а также ИП на НПД — в числе тех, кому не разрешено пользоваться онлайн-кассами. Они обязательно выдают покупателям альтернативный чеку ККТ документ — чек, оформленный через приложение «Мой налог».
Расходы на обеспечение применения ККТ можно оптимизировать, заказав услуги по фискализации платежей сторонним агентам. Не следует пренебрегать выполнением законной обязанности по фискализации — иначе будут высокие штрафы по КоАП РФ.
Кто может работать без кассового аппарата
В категорию тех, кому не нужен кассовый аппарат, входят:
- охотники, рыболовы, ремесленники, пчеловоды, огородники, которые сами производят продаваемые продукты и реализуют их вне торговых объектов;
- сервисы услуг в сельской местности, в том числе с розничной продажей, где коллектив продавцов состоит максимум из трех работников. Это правило распространяется на любые услуги, также сюда не входят автомастерские и техцентры, осуществляющие ремонт автомобилей и техосмотр;
- владельцам детских развлекательных лотерейных аппаратов без денежного выигрыша;
- предприниматели, занимающиеся разовыми услугами или реализацией имущества, бывшего в употреблении;
- продавцы на розлив безалкогольных напитков, растительного масла и кваса вне торговых центров, сервисов общепита и магазинов;
- предприниматели, реализующие товары и услуги вне основного места деятельности в сельских местностях;
- продавцы сельхозпродукции на рынках и ярмарках;
- представители разносной торговли, кроме плодоовощных продуктов;
- реализаторы аптечных товаров в сельских местностях, где нет аптек. Это относится только к представителям Горздрава.