Как подать уведомление о переходе на ЕСХН с 1 января 2023 года?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать уведомление о переходе на ЕСХН с 1 января 2023 года?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.

Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН

В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:

  • непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
  • используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
  • нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.

Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.

Новое для налогоплательщиков НДС

С 1 января 2023 года субъекты предпринимательства, получившие бюджетные субсидии, должны будут восстанавливать налог независимо от того, включили НДС в сумму субсидии или нет.

В случае, если расходы были частично возмещены из бюджета, — восстанавливать налог необходимо в доли, пропорциональной той части расходов, которая была возмещена из бюджета.

С 1 января 2023 г. в ст. 170 НК РФ появится пункт 2.1:

«2.1. В случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Положения настоящего пункта применяются также при проведении капитального строительства и (или) приобретения недвижимого имущества за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с последующим увеличением уставного фонда государственных (муниципальных) унитарных предприятий или возникновением права государственной (муниципальной) собственности на эквивалентную часть в уставном (складочном) капитале юридических лиц.

При получении субсидий и (или) бюджетных инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Суммы налога, указанные в абзаце первом настоящего пункта, включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций при условии, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, учитываются в расходах (в том числе через начисленную амортизацию) при исчислении налога на прибыль организаций и при условии ведения раздельного учета.

Новое в налоге на имущество для юридических лиц

В 2023 году произошли некоторые изменения при уплате налога на имущество для юридических лиц:

Изменения Нормативный акт
В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества была определена в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение налогового (отчетного) периода, определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта недвижимого имущества осуществляются исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ

Уплата налогов при переходе на ЕСХН

Плательщики ЕСХН исчисляют общеустановленные налоги и сборы, за исключением перечисленных в п.3 ст.346.1 Налогового кодекса РФ.

К таким налогам относятся:

Не уплачиваются налоги
 Комментарии 
Налог на прибыль 
организаций
Для ПБОЮЛ - НДФЛ в части доходов от 
предпринимательской деятельности
НДС 
За исключением "ввозного" 
Налог на имущество 
организаций
Для ПБОЮЛ - налог на имущество физических
лиц в отношении имущества, используемого
для предпринимательской деятельности
ЕСН 
 - 

Порядок перехода на уплату ЕСХН в 2004 году

Для перехода на уплату ЕСХН сельхозтоваропроизводитель должен подать заявление в налоговый орган по своему местонахождению (индивидуальный предприниматель — по месту жительства) в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году применения специального налогового режима.

Но для сельхозтоваропроизводителей, желающих перейти на уплату ЕСХН в 2004 г., срок подачи заявления продлен до 1 февраля 2004 г. (ст.2 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 147-ФЗ).

В заявлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы (включая продукцию первичной переработки, произведенную из собственного сырья или рыбы) в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг), полученном за 9 месяцев 2003 г.

Что такое единый сельскохозяйственный налог?

Индивидуальные предприниматели (ИП) (в том числе Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, не облагаются налогом в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства, если ранее такая норма не применялась.

«>крестьянские (фермерские) хозяйства)*, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, могут использовать единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — налоговый режим, который был разработан и введен специально для сельхозпроизводителей.

Элементы системы налогообложения ЕСХН

ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?

  1. Налоговым периодом, то есть периодом времени, по окончании которого считают сумму налога к уплате, является календарный год.
  2. Отчетным периодом, по итогам которого нужно рассчитать и оплатить авансовый платеж по налогу, является полугодие. Декларацию по итогам отчетного периода не сдают, но до 25 июля надо заплатить авансовый платеж, исходя из полученных в первом полугодии доходов.
  3. Объектом налогообложения для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой является денежное выражение таких доходов. Правила признания доходов и расходов для расчета сельхозналога очень схожи с теми, что действуют при расчете налоговой базы при расчете УСН Доходы минус расходы.
  4. Налоговая ставка равна 6%, и не имеет региональных особенностей, а местные власти не могут ограничить действие ЕСХН на своей территории.

Совмещение ЕСХН с другими налоговыми режимами

Организации могут совмещать ЕСХН с ЕНВД, а индивидуальные предприниматели — и с ЕНВД, и с ПСН, но при этом надо будет вести раздельный учет доходов и расходов. При совмещении режимов, общий доход для определения доли от реализации сельхозпродукции не менее 70% будет считаться по всем режимам. Кроме того, нельзя будет применять ЕНВД для реализации сельскохозяйственной продукции через собственные магазины и точки общепита. Не совмещают ЕСХН с режимами УСН и ОСНО.

Таким образом, можно сделать вывод, что ЕСХН – щадящий специальный режим, и если сельхозпроизводитель (или рыболовецкая организация) смогут соответствовать всем указанным требованиям, то налоговая нагрузка для них будет минимальной.

Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
НДФЛ налогового агента по доходам, по которым до 5 млн руб. ставка 13 процентов, а свыше 5 млн – ставка 15 процентов:
– по доходам не больше 5 млн руб.
182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
– с доходов сверх 5 млн руб.
(с превышения)
182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ налогового агента по остальным доходам, в том числе доходам нерезидентов со ставкой НДФЛ 30 процентов (доходы в пределах и сверх 5 млн руб.) 182 1 01 02010 01 1000 110 182 1 01 02010 01 2100 110 182 1 01 02010 01 3000 110
НДФЛ по доходам не больше 5 млн руб. у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02020 01 1000 110 182 1 01 02020 01 2100 110 182 1 01 02020 01 3000 110
НДФЛ по доходам больше 5 млн руб. (с превышения) у ИП и лиц, занятых частной практикой 182 1 01 02080 01 1000 110 182 1 01 02080 01 2100 110 182 1 01 02080 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, не превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02130 01 1000 110 182 1 01 02130 01 2100 110 182 1 01 02130 01 3000 110
НДФЛ с доходов от долевого участия в организации, полученных в виде дивидендов (в части суммы налога, превышающей 650 000 руб.) 182 1 01 02140 01 1000 110 182 1 01 02140 01 2100 110 182 1 01 02140 01 3000 110
Читайте также:  Как оформить дарственную на квартиру в 2023 году: стоимость, сроки, документы
Назначение Текущий платеж или долг Пени Штраф
При объекте «доходы» (единый налог) 182 1 05 01011 01 1000 110 182 1 05 01011 01 2100 110 182 1 05 01011 01 3000 110
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог) 182 1 05 01021 01 1000 110 182 1 05 01021 01 2100 110 182 1 05 01021 01 3000 110

Право на выход из-под уплаты НДС

Несмотря на новшества, сельхозкомпании сохранили возможность освобождения от НДС (аб. 2 п. 1 ст. 145 НК РФ). Для процедуры предусмотрен особый порядок, он отличается от классических требований для выхода из-под налога (№335-ФЗ).

Предприятия и ИП на ЕСХН должны выполнить следующие условия:

  • подать заявление на освобождение от налога в год перехода на спецрежим;
  • выручка от сельхоздеятельности за предыдущий 2021 год не должна превышать 100 млн рублей.

Для последующих налоговых периодов установлены иные значения прибыли, дающие право на освобождение от НДС. Они уменьшаются каждый год на 10 млн в течение 5 лет. Таким образом:

  • в 2021 году выручка должна быть не более 90 млн рублей;
  • 2020 — не выше 80;
  • 2021 — не больше 70;
  • 2022 и последующие — не более 60 млн.

Чтобы освободиться от уплаты пошлины, необходимо:

  • подать в отделение ИФНС заявление, составленное в письменной форме;
  • соблюсти срок подачи — не позже 20-го числа месяца, следующего за возникновением права на льготу;
  • ежегодно подтверждать полученное право.

Если льготу планируется продлить, в ФНС направляют соответствующее уведомление для освобождения от сбора на следующие 12 месяцев, приложив документы, подтверждающие все полученные доходы за отчётный год. Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истечением одного календарного года с момента получения льготы.

Договорные отношения: дополнительное соглашение об изменении ставки НДС

Договорные вопросы трактуются таким образом — все контракты, датированные 2021 годом и ранее, сроком реализации которых является 2019, должны быть инвентаризированы. Особенности пересмотра договоров зависят от изначальных условий:

  1. Цена была согласована уже с учетом добавленной стоимости. Между производителем (поставщиком, продавцом) и покупателем возникает необходимость определения стоимости с учетом новых обстоятельств: 1.1. увеличение цены договора — соразмерное удорожание финальной стоимости для покупателя на 2 % (разница в ставках НДС) с сохранением базовой цены предмета сделки;
    1.2. сохранение оговоренных обязательств перед покупателем — снижение цены предмета сделки без учета НДС. Тогда продавец компенсирует разницу по добавленной стоимости за счет собственных средств.
  • Добавленная стоимость не учитывалась в договоре. Если сумма сделки была определена без НДС, значит начисление налога будет производиться сверх согласованных сумм. Это наиболее простой вариант пересмотра взаимных обязательств — в качестве дополнительного информационного соглашения можно составить краткий документ, отражающий текущий и будущий размер налога. Поскольку стоимость не корректируется, то и окончательная цена останется неизменной, с той лишь разницей, что плюсом к сумме будет являться не 18 а 20-процентный сбор.
  • В договоре нет прямых указаний о включении налога или его невключении. Для исключения разногласий со второй стороной сделки и споров с ФНС, такие контракты должны быть конкретизированы. Оптимальным вариантом будет следующая оговорка — стоимость не включает налог на добавленную стоимость, его начисление производится по ставке, установленной на день фактического выполнения взаимных обязательств сторон.Такой подход максимально прозрачен и удобен, он сокращает текст документа, исключает возможность использования двусмысленных формулировок и, по сути, просто отсылает адресатов к действубщим нормам НК.
  • Что касается государственных или муниципальных соглашений с условием фиксированной (неизменной) цены — контракты, заключенные до наступления 2021 пересмотру не подлежат. Но и особого порядка налогообложения для субъектов таких договорных обязательств не предусмотрено. Министерство финансов комментирует коллизию таким образом — на время действия госконтракта его цена остается неизменной в соответствии с контрактным законодательством.
  • Читайте также:  С 2023 года сроки уплаты налогов и сборов будут приведены к единой дате

    Изменения могут коснуться исключительно таких соглашений:

    • федеральных — на срок более 36 месяцев и сумму свыше 10 млрд;
    • региональных — на тот же срок, но свыше 1 млрд;
    • муниципальных — от 12 месяцев и более чем на 500 000 000.

    Остальные контракты не могут быть изменены и рост налоговой нагрузки не влияет на установленные суммы. Как быть в таком случае — твердая цена так и останется фиксированной, работа по договору будет производиться по аналогии с вариантом 1.2. и компенсация налога ляжет на плечи поставщика.

    Специфика использования

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) введен в 2001 году. Он может использоваться строго определенными субъектами. Общие понятия и условия расчета приводятся в НК. В специальной главе отражены все основные определения и правила. Кроме этого, в ней устанавливается порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Соответствующие положения приведены в специальной главе закона. В качестве одной из основных особенностей использования системы выступает обязанность субъектов вести учет показателей деятельности. Они будут использоваться для расчета налоговой базы и суммы единого отчисления. В качестве одного из требований выступает признание расходов и доходов по кассовому методу. В бухучете это осуществляется в соответствии с определенностью фактов деятельности во времени. В этой связи субъектам, в целях исполнения требований, содержащихся в гл. 26.1 НК РФ, следует корректировать показатели в отдельных регистрах.

    Порядок применения ЕСХН,

    исчисления и уплаты налогов, учета доходов (расходов) и представления отчетности в налоговые органы регулирует глава 26.1 Налогового кодекса РФ.

    ЕСХН можно применять с момента создания фирмы или регистрации ИП. Переход на ЕСХН или добровольный возврат к иным режимам налогообложения возможен только с начала календарного года.

    Возможность применения ЕСХН ограничивается. Главное условие — удельный вес доходов от сельскохозяйственной деятельности должен быть более 70 %. Объект налогообложения при ЕСХН — доходы минус расходы. Налоговая ставка – 6 %.

    Уплата налога осуществляется ежегодно в срок не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. В этот же срок сдается налоговая декларация. Кроме того, налогоплательщики вносят авансовый платеж за полугодие в срок не позднее 25 числа месяца после истекшего полугодия.

    В данной рубрике находятся материалы, посвященные нормативному регулированию и особенностям применения ЕСХН, учету доходов и расходов, расчету единого налога и составлению отчетности, в том числе в решениях 1С.

    Элементы системы налогообложения ЕСХН

    Нормативно-правовое регулирование данного режима описано в главе 26 Налогового Кодекса РФ. Там определены основные элементы единого сельскохозяйственного налога, указаны сроки подачи отчетности , исчисления и уплаты налога.

    Ставка налога составляет 6%. Базой служат доходы предприятия, уменьшенные на расходы (ст. 346.6 п.1 Налогового Кодекса РФ). При этом расчет налога осуществляется нарастающим итогом в течение года. Налогоплательщик имеет право переносить убыток на будущие периоды. Если предприятие работало в минус несколько лет подряд, то убытки будут переходить на следующие периоды в том порядке, как были зафиксированы в учете.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *