Считаем срок давности привлечения к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Считаем срок давности привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обжаловала конституционность нормы КоАП жительница Москвы Ольга Мельникова. 22 декабря 2020 года женщина, управляя автомобилем, совершила резкий маневр и создала помеху движению городского автобуса. Водитель последнего успел затормозить и избежал столкновения, но люди в салоне потеряли равновесие, некоторые упали, а один пассажир сломал руку. Инцидент был квалифицирован как ДТП. Мельникова же покинула место происшествия, поэтому была лишена прав на один год. Решение суда она оспорила, указав среди прочего, что оно было вынесено по истечении трехмесячного срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП (к ответственности Мельникову привлекли 22 марта 2021 года, по прошествии трех месяцев и одного дня). Однако все вышестоящие суды, вплоть до Верховного, оставили постановление в силе.

Дело в том, что, согласно другой статье КоАП – 4.8 (“Исчисление сроков”) – течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, если другими статьями кодекса не установлен иной порядок исчисления сроков. Принципиально это не вступает в противоречие с положением ст. 4.5 (поскольку “иной порядок” ей и установлен), однако пленум Верховного суда в 2005 году установил, что срок давности должен исчисляться по общим правилам со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения. При этом, в зависимости от категории правонарушения (оконченное или длящееся) или его объективной стороны (действия или бездействие), допускалась возможность исчисления срока давности и со дня совершения административного правонарушения. В сам же КоАП нормативных оснований для такой дифференциации внесено не было. Это, по мнению КС, привело к тому, что судебная практика в данном вопросе не отличается единообразием, несмотря на “генеральную линию” пленума ВС.

Исходя из этого Конституционный суд обязал законодателя незамедлительно принять меры по устранению указанной неопределенности.

Впредь до этого КС постановил исчислять срок давности начиная со дня совершения административного правонарушения, то есть согласно ст. 4.5 КоАП РФ.

Дело заявительницы подлежит, таким образом, пересмотру.

Приостановление срока давности

Уполномоченные субъекты власти должны прекратить административное дело по истечению срока давности после окончания периода, предусмотренного законом для конкретного правонарушения. Поэтому предусмотрено специальная процедура в тех случаях, когда определенные обстоятельства препятствуют человеку – участнику рассматриваемого дела – непосредственно участвовать в процессе.

Одна из причин – его болезнь, вторая — продолжительное отсутствие, например, из-за производственной необходимости. В этом случае отсчет сроков давности по делам административных правонарушениях приостанавливается. Однако с целью обеспечения оперативности процесса делопроизводства, эффективности регулирующей функции и укрепления дисциплины, установлен предельный шестимесячный период приостановки.

Таким образом, возможно два случая прекращения административного дела по сроку давности, а также в случае установленных в ходе расследования оснований для этого.

Внимание: смотрите видео по защите прав в административных делах, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы узнавать советы адвоката и получать бесплатную консультацию юриста Екатеринбурга через комментарии к ролику.

Некоторые вопросы применения сроков давности по административным делам освещает Постановление Пленума ВС №5. В частности, дается правовая оценка правонарушению в форме бездействия.

Срок привлечения к ответственности в таких случаях должен начинаться с даты, следующей за последним днем, в течении которого обязанность лица по совершению определенных действий должна была осуществится.

Отдельные административные нормы тесно переплетаются с другими отраслями права. Так, оскорбление (ст.5.61 КоАП) имеет давностный срок привлечения к ответственности 1 год. Но право на взыскание морального вреда в гражданском судопроизводстве сохраняется в течение 3х лет.

Такая же ситуация происходит при привлечении к административной ответственности виновника ДТП. Пропуск для наложения административного взыскания не аннулирует возможности истребовать материальную компенсацию по нормам ГК.

Следует помнить, что сроки исковой давности в административном праве применяются судами только в случае ходатайства одной из сторон (истец или ответчик). Третьи лица не вправе подавать подобные прошения.

Наличие нескольких административных правонарушений в одном исковом споре предусматривает течение срока давности для каждого противоправного действия в отдельности, начиная с даты их выявления.

Срок давности длящегося правонарушения

Административное правонарушение может быть и длящимся. По нему сроки, установленные п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, отсчитываются с даты обнаружения приведенного правонарушения.

По закону, длящееся правонарушение — это продолжительное и постоянное (непрерывное) невыполнении или халатное исполнение физлицом (юрлицом) обязанностей, возложенных на него (п. 14 Постановления ВС РФ № 5 от 24 марта 2005 г.). Причем обязанности могут быть установлены актом (НПА) или предписанием госоргана (уполномоченного сотрудника ведомства).

День обнаружения правонарушения — это день, когда уполномоченным сотрудником ведомства был выявлен факт совершения длящегося правонарушения. С этого момента и отсчитывается срок давности.

К длящемуся правонарушению, в частности, относится такое, как непредоставление в ФАС необходимых сведений (ст. 19.8 КоАП РФ, Постановление Ставропольского УФАС № 438 от 17 сентября 2015 г.).

Если п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не установлен более продолжительный срок давности на установление дисквалификации, кроме правонарушений, установленных п. 6 ст. 4.5 КоАП РФ, правонарушитель может быть привлечен к админответствной ответственности на протяжении 1 года с момента выявления длящегося правонарушения.

Если уголовное дело закрыто или получен отказ в его возбуждении, но в действиях физлица установлены признаки правонарушения по КоАП РФ, то сроки давности из п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ начинают отсчитываться с момента выявления данного длящегося правонарушения.

Читайте также:  Оплата учебного отпуска заочникам в 2021 году

В итоге срок давности может быть установлена не только по иску, но и по давности привлечения к ответственности. Причем по каждому из правонарушений по КоАП РФ установлен свой исковой срок давности по открытому административному делу. После истечения такого срока дело по правонарушителю должно быть закрыто.

Комментарии к статье 4.5 КоАП РФ, судебная практика применения

Давность привлечения к административной ответственности — это срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 28.9 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является основанием для вынесения судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных ст. 29.10 КоАП РФ.

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности — это срок, после истечения которого исключается возможность назначения административного наказания.

Снятие ответственности

Истечение срока давности административного правонарушения означает, что производство по совершенному проступку не может быть начато. В этом случае субъекта нельзя привлечь к ответственности. При этом закон предусматривает прекращение уже начатого производства. Этот случай весьма распространен в практике. Если разбирательство по проступку затягивается, уполномоченный орган может вынести соответствующее постановление. Истечение срока давности административного правонарушения в таких случаях означает снятие с лица ответственности. Если соответствующего постановления вынесено не было, а субъекту все-таки назначено наказание, то это выступает в качестве основания для отмены решения. Привлечение к ответственности после окончания срока давности является нарушением законодательства.

Основания для переквалификации преступления

Среди оснований изменения квалификации преступления обычно выделяют следующие:

  • изменение фактических данных дела. В ходе расследования дела может быть выяснено, что разбойное нападение совершил не один человек, а двое, что будет являться изменением квалификации преступления на совершенное группой лиц;
  • изменение уголовного закона. В процессе расследования возможно изменение законодательства. Так, например, при введении в действие уголовного кодекса РФ в 1997 г. некоторые уголовные преступления были отнесены к неприступным деяниям;
  • ошибка следователя. Некоторые совершаемые преступления могут быть достаточно сложны для квалификации. Например, как квалифицировать кражу выигрышного лотерейного билета? Как кражу билета, определенной стоимости, или кражу в размере суммы выигрыша?

В практике, по вышеуказанным основаниям, совершенное преступление может быть переквалифицировано неоднократно.

Помощь адвоката в вопросе переквалификации

Квалификация преступления, в конечном итоге, определяет санкцию, которая будет применена к виновному лицу. Действия адвоката могут изменить квалификацию вменяемого состава преступления, а, значит, повлиять на самое главное в уголовном деле – на приговор суда, вплоть до полного освобождения от уголовного наказания. С целью наиболее благоприятного исхода дела для стороны обвиняемого, действия профессионального защитника по вопросу переквалификации должны быть применены уже на стадии предварительного следствия.

Именно следователем чаще всего вменяется ошибочная, более строгая, квалификация. Наш адвокат по уголовным делам в г. Екатеринбург для ее изменения, правильного определения, вправе подавать ходатайство, предоставлять дополнительный материал, факты, сведения, которые могут быть признаны доказательствами, опровергать имеющуюся в деле информацию.

В процессе же судебного разбирательства переквалифицировать состав преступления допустимо только на более мягкий, а это, в свою очередь, означает, что добиться наиболее приемлемого приговора суда становится возможным только при грамотной и слаженной работе адвоката.

Каковы сроки давности привлечения к административной ответственности по административным правонарушениям, предусматривающим в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица?

22.02.2018Автор: Телегус А. В., к. э. н., доцент, завкафедрой налогов и налогообложения Приволжского института повышения квалификации ФНС РФ, член палаты налоговых консультантов РФ

Срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, преду­сматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию должностного лица (см., в частности, ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ), в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Обоснование. В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых обозначенным кодексом или законами субъекта РФ введена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет на ребенка

На основании ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им нарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

При этом под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т. п. (п. 4 Постановления № 19[1]).

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

По общему правилу постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, прямо названных в ст. 4.5 КоАП РФ. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее двух лет со дня совершения административного правонарушения. Отметим, что истечение срока давности привлечения к этой ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Таким образом, постановление об административном правонарушении за нецелевое использование средств не может быть вынесено позднее двух лет со дня его совершения.

При этом следует учитывать, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Обозначенные положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, ведущие к применению административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

С учетом вышеизложенного положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ. Таким образом, срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 15.14, ч. 1, 2 ст. 15.15.2, ст. 15.15.3, ч. 1 ст. 15.15.4, ч. 1, 1.1 ст. 15.15.5, ст. 15.15.12, 15.15.13, 17.7 и ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, составляет один год.

При этом необходимо учитывать: поскольку дисквалификация может быть применена к должностному лицу как физическому лицу (ст. 3.11 КоАП РФ), при привлечении к административной ответственности юридического лица (то есть самого учреждения) данное ограничение срока правового значения не имеет.


[1] Постановление Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Что должен знать гражданин про административные правонарушения

Самой распространённой сферой административного нарушения является Правила дорожного движения (ПДД), срок исковой давности в этой сфере составляет 12 месяцев с момента установления факта нарушения. Выписанное постановления о штрафе инспектором ГИБДД, автовладелец вправе обжаловать в течении 10 дней, иначе штраф подлежит обязательной уплате с уведомлением в виде копии квитанции в органы которые указаны в постановлении.

Отказ от исполнения этого законного требования, сулит передачу этого дела в суд либо судебным приставам, что в дальнейшем грозит увеличением суммы штрафа, либо наказания в виде обязательных работ до 50 часов, и в худшем варианте это административный арест сроком до 15 суток.

Читайте также:  Алкогольная отчетность в ФСРАР 2023 года

Поделитесь в комментариях вашим опытом о привлечении к административной ответственности или ухода от неё!

К кому не может применяться санкция

В статье КоАП РФ может содержаться несколько видов основных санкций, которые может применять суд к правонарушителю. Работы обязательного характера не могут устанавливаться для следующих категорий граждан:

  • беременным женщинам, чей статус официально подтвержден справкой из женской консультации или иного медучреждения;
  • женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, поскольку их трудоспособность временно ограничена;
  • гражданам, имеющим справку об инвалидности I или II групп (этот документ выдают учреждения МСЭК по итогам медосвидетельствования);
  • лицам, проходящим службу в рядах ВС РФ, либо призванным на военные сборы;
  • субъектам, имеющим спецзвания в учреждениях Нацгвардии РФ, ФТС, противопожарной службы, МВД или следственного комитета РФ.

Поскольку для перечисленных лиц установлен и запрет на административный арест, суд обязан использовать альтернативную меру наказания – денежный штраф. Иные категории граждан могут привлекать к выполнению обязательных работ без ограничений.

Как происходит привлечение к административной ответственности – пошагово

Вопрос о том, как назначают штраф за превышение скорости, считается стандартным. Тут нет никаких нюансов. Сотрудник ГИБДД выписывает штраф, а водитель его оплачивает. Если не платит вовремя, то размер штрафа увеличивается. Не платит три года – задолженность аннулируется. Гораздо интереснее рассмотреть вопрос о рассмотрении дела в суд. Это позволит понять все особенности, чтобы представлять, в каком порядке требуется действовать. Нарушение процессуальных норм считается грубым нарушением. Если получится их выявить, то придется обвинителю отказаться от предполагаемых санкций.

Шаг 1. Выявление правонарушения сотрудниками правоохранительных органов. Они должны пресечь дальнейшие беспорядки. После этого требуется составить протокол. Если нарушитель согласен с ним, то подписывает. Нельзя подписывать протоколы, которые заполняются карандашом. Всегда нужно использовать ручку. При этом можно подписать, указав, что обвиняемая сторона не согласна с изложенным.

Согласно КОАП

решение по делу о правонарушении должно быть вынесено в присутствии самого нарушителя.

Зная об этом и о сроке давности, многие считают, что можно избежать наказания, просто бегая от почтальона и не являясь на заседания. Но это большая ошибка.

Статья 25.1 КОАП

подразумевает, что ответчик должен знать о судебном производстве, то есть ему должно быть отправлено извещение.

Получили вы его или нет – это уже вопрос второстепенный, так как в материалах дела будет указано, что извещение выслано.

Если при этом вы не явились на рассмотрение вашего дела, решение может быть вынесено и без вас.

Так что уловки вроде «ничего не получал, все вопросы к почтальону» не пройдут.

Точно так же не пройдет вариант с «заболел» и «уезжаю в командировку», даже если вы предоставите суду подтверждающие документы.

Несмотря на то что законодательство признает такие причины неявки на судебное разбирательство уважительными, судья имеет полное право принять примерно такое решение: «ввиду того что срок давности подходит к концу, дело необходимо рассмотреть не позднее такой-то даты, а собранных материалов вполне достаточно, чтобы вынести вердикт без присутствия нарушителя».

Поэтому, если вы знаете, что в отношении вашего правонарушения ведется дело, лучше прийти на суд, а не скрываться от органов правопорядка.

Однако есть несколько случаев, когда вердикт, вынесенный в ваше отсутствие, может быть пересмотрен по ходатайству.

В частности, если извещение пришло уже после даты, на которую был назначен суд, и вы можете это подтвердить, решение суда будет отменено, а дело отправится на повторное рассмотрение.

Кроме того, часто извещение передают сотрудники Госавтоинспекции, а когда вы являетесь в назначенный день в указанный в извещении судебный участок, выясняется, что дело рассматривалось в другом суде.

В этом случае вердикт также будет отменен, а дело пересмотрено, даже если срок давности по нему успел закончиться.

Наказание относят к обоснованным реакциям со стороны государства на любые нарушения. Это и дополнительная мера ответственности для любых нарушителей спокойствия.

Восстановить баланс, справедливость в обществе – вот с какой целью применяют наказания. Для таких мер одновременно характерны карательные функции с воспитательными. То есть, такие происшествия должны научить других не поступать схожим образом.

Когда определяют степень наказания, больше всего внимания уделяют характеру административных поступков. Исследуются потенциальные последствия для общества и его членов, но рассмотрению подлежит и личность нарушителей. Речь идёт не только о материальном положении, но и о других факторах вроде смягчающих, либо отягчающих обстоятельствах.

Санкции административного характера связаны со следующими видами реакций:

  • Заморозка труда, отказ от занимаемой должности.
  • Выдворение из страны, если речь идёт об иностранных гражданах.
  • Использование ареста, принудительных работ до 30 суток.
  • Лишение особых прав, предоставленных ранее. Пример – охота или рыбалка, конфискация различного вида имущества.
  • Наложение штрафов.
  • Разные виды порицаний.

Закон гласит, что невозможно дважды использовать административное наказание для одного и того же правонарушения. Наказание нельзя суммировать, при необходимости лишь используют более серьёзную статью.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *