Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аренда авто за границей: советы по бронированию машины». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоит. Автотуризм — это лучший способ познакомиться со страной и интересно провести время на отдыхе. Лучшего человечество еще не придумало. Как только я получил права и съездил в первый автотрип по России, я плотно подсел на колеса и стал как сумасшедший кататься по всей нашей стране. Затем, преодолев страхи и сомнения, я впервые арендовал машину за границей. Потом — еще раз, и еще, и еще… Теперь по другому не могу и не хочу.
Стоит ли арендовать машину на отдыхе
Вот почему я люблю путешествовать на авто:
- Комфорт.
- Полная свобода перемещения.
- Дикая экономия времени в сравнении с общественным транспортом. За те же самые дни отпуска вы посмотрите вдвое больше.
- Возможность посетить небанальные и самые интересные места, а не только туристическую попсу.
- Не нужно париться насчет багажа — он смирно лежит в багажнике и не обременяет при переездах.
- Экономия денег, потому что часто поездки на общественном транспорте обходятся дороже. Например, поезда в той же Европе. Особенно это актуально для двоих и более человек.
- Ехать на хорошей машине по идеальной дороге среди красивых пейзажей да еще и под любимую музыку — это бесценно. Душа поет!
Стоит ли арендовать авто на месте
Отдельно скажу об аренде авто прямо на месте. Есть два варианта: взять машину у серьезной компании на стойке прямо в аэропорту либо офисе частников на курорте.
В первом случае цена у прокатчика всегда будет выше, чем при аренде онлайн на сайтах-агрегаторах, иногда вдвое и даже более.
А вот у частников в локальных конторах на популярных курортах иногда можно найти или немного более низкую цену, или более выгодные условия по депозитам. Но это актуально только в том случае, если вы протянули с арендой до последнего, да еще и в разгар сезона. В этом случае на агрегаторе могут разобрать все недорогие машины, а у дяди Мустафы где-нибудь в Анталье как раз завалялась лишняя машинка для туриста.
Однако тут мы встаем перед тремя проблемами: выбор машин узкий, состояние авто может быть неважным и остро стоит вопрос надежности. Можно ли доверять дяде Мустафе? Не кинет ли? Вернет ли депозит? Поможет ли в случае проблем на дороге? На эти вопросы могут ответить только наши собратья — другие туристы, имевшие опыт аренды машины именно в этом офисе. Для этого придется перелопатить интернет-форумы в поисках информации. Утомительно, но без рекомендаций от других туристов брать машину в локальных конторах я не рекомендую.
Не откладывайте бронирование машины на последний момент. Если вы просто заявитесь в офис прокатной конторы, то вас могут ждать две неприятности. Первая: нужного авто может не оказаться в наличии. Например, вы рассчитывали на дешевый субкомпакт, а придется доплачивать за бизнес-седан. Вторая: сама контора может быть банально закрытой. В Европе часы работы их весьма ограничены. Например, по воскресеньям они могут вообще не работать, а в субботу работать по укороченному графику до полудня.
Внимательно осмотрите автомобиль перед поездкой на предмет повреждений и проверьте, чтобы все найденные вмятины и царапины были занесены в дефектную ведомость. Если вы этого не сделаете, не удивляйтесь потом, что на вас пытаются «повесить» чужие проступки и требуют деньги.
Где лучше брать машину: в городе или аэропорту?
Как правило, взять машину в аэропорту будет выгоднее, особенно если обратно летите оттуда же. Да, в аэропорту есть особый сбор (примерно 20–30 €), но он окупится затратами на дорогу в город и обратно. А ещё в аэропорту самый большой выбор машин, который постоянно пополняется.
При аренде авто обязательно учитывайте время прилёта и вылета. Некоторые прокатные офисы не работают ночью. В Израиле, например, многие сервисы проката закрыты по субботам.
Взять машину в городе удобнее, если вы планируете некольцевой маршрут. Сдача машины в другом прокатном офисе всегда дороже. Только если компания не заинтересована в перегоне определённой машины.
Какие требования к водителю
Кроме платёжеспособности, есть ещё два важных параметра:
1. Возраст
В большинстве стран Европы машину можно арендовать только с 19 лет (Италия, Австрия, Дания, Финляндия, Германия) или с 21 года (Чехия, Польша, Венгрия, Франция).
Иногда возраст ограничивают 24–25 годами. Например, погонять на арендованном спорткаре до 25 лет будет проблематично.
Некоторые компании берут дополнительный сбор с водителей младше 30 и старше 65. Вот такой эйджизм.
2. Водительский стаж
Прокатчики лояльно относятся к стажу от трёх лет. У многих будут вопросы к стажу в год и меньше. Могут не дать машину или запросить больший депозит.
Большинство прокатчиков просят именную кредитку. При этом важно, чтобы имя совпадало с паспортом и правами.
Как правильно вернуть машину
В большинстве аэропортов и вокзалов есть специальные таблички, указывающие на места сдачи авто. В крупных аэропортах чекаут обычно круглосуточный и очень быстрый — сотрудник проката проверит, что всё в порядке, и уже через пару минут вас отпустит. В менее крупных аэропортах при сдаче в нерабочее время нужно закрыть машину и бросить ключи в специальный ящик. В этом случае стоит сфотографировать машину со всех сторон вместе с показаниями приборов. Это рекомендуется сделать на случай, если ночью кто-то поцарапает машину на парковке и уедет.
Машину при сдаче можно не мыть, мусор можно оставить внутри. Она всё равно пройдёт комплексную мойку. Загрязнения, для которых может потребоваться химчистка, лучше устранить самостоятельно.
Сдавать машину надо с полным баком, заправиться лучше недалеко от места сдачи и на всякий случай сохранить чек.
Какие машины выгоднее всего брать в Европе в аренду?
Можно воспользоваться бюджетным транспортом и отказаться от дорогостоящих автомобилей. На это есть несколько причин. Во-первых, дороги практически во всей Европе очень качественные, и поездка на небольшом хэтчбеке B-класса будет вполне комфортной. Во-вторых, авто в конторах ЕС все новые, вы получите в пользование современный автомобиль со всеми удобствами. А в-третьих, конторы очень часто делают «апгрейд» и выдают вместо оговоренных более дорогие авто без доплаты. У бюджетной машины есть ряд преимуществ:
- стоимость аренды в Восточной Европе может стартовать с 10 евро, более развитые страны предлагают услуги от 15-20 евро в день, и такая оплата не будет проблемой даже для бюджетного туриста;
- при аренде недорогих автомобилей конторы часто могут даже не брать залог, но чаще всего это встречается в небольших компаниях, которые работают локально, а не в сетевых фирмах;
- бюджетные авто самые популярные, поэтому их чаще всего меняют, так что вы получите практически новый автомобиль из последней модельной линейки, это обеспечит комфортную поездку;
- переплачивать нет смысла, так как на дорогах ЕС даже небольшой Smart ForTwo предоставит должный уровень удобства передвижения и не станет большой проблемой для арендатора;
- в больших городах на маленькой машинке проще передвигаться, чувствуя все ее габариты, а также проще найти парковочное место, это важно для каждого туриста, который в городе впервые.
Какой автомобиль брать в прокат
Итак, вы решили путешествовать за границей на арендованном авто. Для начала нужно определиться с классом автомобиля, типом и мощностью двигателя, объемом багажника. Если вас больше чем два человека (классический вариант – семья из 3-х – 4-х человек или компания такого же количества взрослых людей), автомобиль должен быть никак не мини-класса. Чем длительнее поездка, тем комфортнее должно быть авто. Например, для недельной поездки по Европе я бы рассматривал автомобили гольф-класса. Ну или если финансы позволяют – более комфортабельный D-класс. А вот для поездок по островам средиземноморья при небольшом бюджете хорошо подойдут авто В-класса. Для одноразовых поездок можно сэкономить и довольствоваться самыми дешевыми автомобилями А-класса. Если путешествуют более чем четверо взрослых, лучше всего взять в аренду минивэн – цена немногим выше гольф-класса, а комфортные преимущества очевидны. Деление автомобилей на классы у каждой прокатной компании свои. Например, у одного из европейских операторов по аренде автомобилей 4 основных класса: Economy (Fiat Panda, Toyota Yaris), Family (Ford Focus, VW Passat, Alfa 147), Estate (VW Passat SW, Nissan Qashqai), People carriers (Fiat Ducato). Кроме этого, отдельной темой проходят автомобили представительского класса и спортивные авто. Там совсем другие деньги.
О типе двигателя. Тут у каждого свои предпочтения, но если предстоит поездка по горам, там где важна тяговитость двигателя и вы не собираетесь ставить рекорды скорости, больше подходит дизельный агрегат. К тому же дизельное топливо стоит на 20-30 евроцентов дешевле, а сам мотор экономичнее. В результате на больших пробегах получается очень неплохая экономия.
Не забываем про багаж – места в багажнике, как известно, много не бывает. Во время путешествия постоянное перемещение вещей в багажнике – обычное дело. Плотно упакованные чемоданы, сумки или рюкзаки будут только мешать друг другу, к тому же багажник постоянно будет пополняться купленными вещами или продуктами.
Тщательно разработайте маршрут – от страны старта зависят расходы на аренду. Минимальные цены в европейских странах отличаются, мы подобрали расценки на небольшие автомобили в самых посещаемых городах из расчета аренды на 10 дней.
Дешевле всего машина обойдется в Риме, на Кипре, Тенерифе и в Барселоне. Самые дорогие города: Женева, Вена и Ницца. Но на машине, арендованной в Германии, Франции или Австрии, можно пересекать границы, а на итальянских и испанских вам разрешат колесить только в пределах страны.
Прозрачны границы между:
- Андоррой
- Бельгией
- Данией
- Францией
- Германией
- Лихтенштейном
- Люксембургом
- Монако
- Швецией
- Швейцарией
- Великобританией
Из восточноевропейских стран выехать на арендованном авто практически невозможно, но при большом желании и настойчивости вы сможете выловить фирму, разрешающую передвижение за границу страны.
Дополнительная затратная опция – GPS. На практике, любой смартфон заменит вам это приспособление, если вы заранее установите соответствующее приложение.
Автомобиль с автоматической коробкой передач обойдется вам дороже процентов на 20.
Договор аренды машины: на что обратить внимание?
Чаще всего причиной негативных отзывов и испорченного отдыха становится банальная невнимательность. Наши люди не привыкли читать документы прежде, чем их подписывать, а зря. Внимательно изучи все пункты, особенно те, которые набраны мелким шрифтом. Некоторые компании, например, снимают с карты предоплату в момент бронирования, и отказаться от машины без потери этой суммы можно только в течение определённого срока. Идеальный вариант — контракт, по которому не нужно ничего платить до момента прибытия в страну и получения авто. А значит, лучше всего найти прокатчика, который не запрашивает данные кредитной карты при бронировании.
Также стоит обратить внимание на то, что написано в договоре по поводу топлива. Если машину выдали с полным баком, то вернуть ее нужно в аналогичном состоянии (сохрани чек с последней заправки). Если ты об этом забудешь, придется заплатить по тарифу, установленному прокатчиком (конечно же, не самому выгодному). Кстати, на Востоке подход противоположный — получаешь авто с практически пустым баком. Обратно же, как правило, приезжаешь с определенным количеством бензина, которое даришь владельцу проката. Мелочь, а неприятно.
Какие бывают варианты страховок?
- TLP (Third Liability Protection) или TPL (Third Party Liability) — страхование ответственности перед третьими лицами.
- CDW (Collision Damage Waiver) — страхование автомобиля от ущерба (кроме угона). Такая страховка подразумевает наличие франшизы — суммы (от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов или евро), которую в случае повреждения авто должны будете оплатить вы (остальное покроет прокатчик). Если стоимость ремонта меньше, чем франшиза, то его полностью оплачивает арендатор.
- TW (Theft Waiver) или TP (Theft Protection) — страхование на случай угона, также с франшизой.
- WWI (Wheels and Windscreen Insurance) — распространяется на повреждения лобового стекла, колёс, дисков и фар, которые не покрываются базовым полисом.
- PAI и SPAI (Personal Accident Insurance и Super Personal Accident Insurance) — страхование здоровья водителя и пассажиров. Если у вас есть полис для выезжающих за рубеж, страховка этого типа будет лишней.
Какую выбрать страховку
При выборе автомобиля будет указано, какой уровень страхования включён в стоимость проката, чаще всего это базовая страховка CDW.
Что значит CDW (или LDW)? Если вдруг случится ДТП по вашей вине, то ответственность только в рамках депозита. Его спишут перед возвратом авто. Скажем, депозит равен 700 евро. Вы помяли крыло, ремонт которого встанет в 200. С вашего депозита удержат 200. Если разбили автомобиль на 3 000 евро ущерба, удержат весь депозит (700), а остальное восстановит страховая. Чаще всего стёкла, оптика, колёса и днище машины вообще не покрываются страховкой CDW.
TP — покрытие в случае угона: ваша ответственность также ограничена только депозитом. Остальное — проблема страховой. Покупать такую страховку есть смысл, если вы собираетесь путешествовать по странам с высокой криминогенной обстановкой.
TPL — типа нашего ОГПО, когда ответственность страхуется только перед третьими лицами. За любые повреждения прокатного автомобиля вы будете рассчитываться своими деньгами. И цена за это удовольствие довольно кусачая.
SCDW (или Super CDW). Если вы не хотите думать о неприятных моментах, то почти все прокатчики предлагают опцию «нулевая франшиза», или КАСКО на нашем языке. Да, она недешёвая, но позволяет вам забыть о любых неприятностях с машиной, даже о мелких царапинах. Хотя перед прокатом я рекомендую уточнить весь список деталей и характер их повреждений.
PAI — медицинская страховка на случай ДТП также покупается отдельно, хотя при получении визы часто требуется застраховаться по умолчанию. Уточняйте, какие случаи покрывает ваш страховой полис, и решайте, нужен ли PAI.
Если ДТП произошло, то прокатчики будут проверять, были ли соблюдены условия договора проката. Не покрываются страховкой ошибки при заправке или вождении под воздействием наркотиков или алкоголя. Обязательно запомните, что после ДТП нужно дождаться полицию и получить отчёт (протокол).
Многие агрегаторы предлагают собственную услугу по снижению франшизы. Схема такая: вы покупаете нулевую франшизу у агрегатора, прокатчик блокирует полную франшизу на вашей карте. Если наступит страховой случай, то при наличии документов из полиции и чека из банка агрегатор сделает вам возврат суммы, списанной с вашей карты.
Минимальная страховка от ДТП обычно включена в стоимость аренды. Но если вы решите ограничиться ею, обратите внимание, чтобы в договоре были четко прописаны все повреждения автомобиля. Не стесняйтесь просить внести даже минимальные царапины: некоторые прокатчики могут потом выставить вам за них счет.
Если же хочется ездить спокойно – стоит купить максимальную страховку: Super Collision Damage Waiver. Стоит это обычно 10–15 евро в сутки, зато снижает сумму франшизы и защищает вас от списаний после аренды.
Вместо полной страховки можно воспользоваться услугой возврата франшизы – Refundable Excess. В случае повреждения машины деньги прокатчик все равно спишет, однако после предоставления всех необходимых бумаг их вернут обратно – либо прокатная контора, либо сайт, через который осуществлялась бронь.