Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация пенсионного обеспечения в России. Пенсионный фонд РФ.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Как рассчитывается и на какой базе формируется будущая пенсия
Расчет в отношении конкретного гражданина осуществляется по определенной, устанавливаемой государством формуле. Если говорить о связанной со старостью выплате страховой категории, то для ее расчета фиксированная часть складывается с умножаемым на стоимость одного коэффициента количеством пенскоэффициентов.
Фиксированная часть, относительно 2022 года, составляет 6401,1 рубля. В специфических ситуациях (работа на Крайнем Севере, опекунство в отношении недееспособного гражданина) этот уровень увеличивается. Кроме того, в процессе расчета используются повышающие коэффициенты. Действуют они, например, в такой ситуации, когда претендент на пенсвыплату обращается за назначением таковой позже, чем возникло касающееся ее получения право.
Ориентировочный размер будущей пенсии определяется с помощью использования пенсионного калькулятора.
Пенсионные выплаты для работающих
При наличии желания и возможности некоторые граждане пенсионного возраста продолжают осуществлять трудовую деятельность (в качестве ИП либо на основе трудового договора), одновременно выплачивая страховые взносы и получая полагающуюся по статусу пенсионную выплату.
Размер такой выплаты пересчитывается в этом случае соответственно накопленным пенсионных коэффициентам. Эта ежегодная акция осуществляется в автоматическом режиме 1 августа, поэтому подачи особого заявления не требует. Необходимость в оформлении и подаче касающегося перерасчета заявления возникает лишь в двух ситуациях: когда изменяется группа инвалидности либо получатель выплаты в связи с работой на территории Крайнего Севера получил требуемый для повышения ее уровня стаж.
Что касается индексации пенсии, то ее фиксированную часть, равно как и страховую, работающим пенсионерам не пересчитывают.
Есть ли необходимость в наличии пенсионного удостоверения
Удостоверения получателям пенсии не выдавали с 2015 года. Роль его аналога играла фиксировавшая факт назначения пенсии справка, в которой конкретизировались сведения о виде пенсвыплаты и ее размере. С 2021 года, на основе желания пенсионера, можно получить касающееся пенсионного статуса свидетельство. Подать в ПФР заявление по этому поводу можно либо одновременно с оформлением пенсвыплат, либо позже – в любой момент времени. Нужда в его предъявлении возникает при пользовании скидками либо льготами, такими как проезд в транспортном средстве общественной категории, касающиеся пенсионеров скидочные акции в супермаркетах, аптеках, а также иных учреждениях.
Выдаваемое получателю пенсионный выплаты свидетельство внешне аналогично банковской карте, но дополнением его является фотография. На этом документе зафиксированы номер индивидуального ЛС, а также вид пенсвыплаты и ее срок. Информации о размере выплаты там нет, но она содержится в касающейся назначения выплаты справке ПФР.
Свидетельство выдается любому получателю пенсионной выплаты (в день обращения) по его желанию в любом учреждении ПФР – либо по доверенности, либо лично.
Для получения рассматриваемого документа необходимо предоставить оформленное заявление и дополнить его удостоверением личности, фотоснимком (ч/б, 21х30, отсутствие светлого угла). Для получения по доверенности потребуются наличие этой доверенности и удостоверение личности официального представителя.
Выдаваемые ранее удостоверения, а наравне с ними и справки, в настоящее время действительны и имеют ту же силу, что и свидетельство, получение которого обязательным не является.
Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Эти условия во многом обусловлены состоянием пенсионной системы, в частности они, зависят от размеров пенсий.
Социальная политика российского государства должна быть направлена на реализацию гражданином права на получение материального обеспечения в установленных законом случаях. Право на материальное обеспечение должно охраняться законом.
В Российской Федерации численность пенсионеров составляет около 38,4 млн. человек. Вся информация о них, а также иных потенциальных пенсионерах хранится в Пенсионном фонде РФ, органе назначающим и выплачивающим пенсии гражданам.
Обращение гражданина за пенсией является отдельной законодательно урегулированной процедурой, где обозначены как права и обязанности гражданина, так права и обязанности Пенсионного фонда РФ. В силу того, что данная процедура периодически меняется представляется достаточно актуальным ее рассмотрение по действующему законодательству.
Цель курсовой работы — рассмотреть процедуру обращения гражданина за назначением пенсии.
Задачи курсовой работы:
. Рассмотреть понятие пенсии и ее виды;
. Проанализировать круг лиц, имеющих право на пенсию;
. Изучить порядок подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд РФ;
. Рассмотреть порядок рассмотрения заявления о назначении пенсии Пенсионным фондом РФ;
. Изучить порядок принятия решения о назначении пенсии или об отказе в ее назначении.
Объект исследования — общественные отношения, касающиеся пенсионного обеспечения граждан РФ.
Предмет исследования — процедура (порядок) обращения гражданин за назначением пенсии в соответствии с действующим законодательством.
В ходе написания курсовой работы автор опирался на официально опубликованные разъяснения Пенсионного фонда РФ, комментарии законодательства, учебную литератур по праву социального обеспечения и статьи, касающиеся порядка назначения пенсии.
При написании работы использовались диалектический, исторический, сравнительно-правовой, системный, логический и другие методы научного познания.
Физические лица могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через доверенное лицо.
Обращение за пенсией — это процедура подачи гражданином заявления в территориальный орган ПФР о назначении пенсии. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов для назначения пенсии представлен на официальном сайте ПФР.
По желанию гражданина заявление со всеми необходимыми документами может быть подано в ПФ путем отправке по почте. В этом случае днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. В том случае, если заявление и необходимые документы поступили по почте, расписка-уведомление направляется в адрес заявителя по почте.
Важно отметить, что граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.
В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
По результатам рассмотрения заявления гражданина, срок которого 10 дней, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Заявление о назначении трудовой пенсии (либо о переводе на трудовую пенсию или с одного вида трудовой пенсии на другой) рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов для назначения пенсии.
В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.
В случае несогласия гражданина, обратившегося за пенсией, с решением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное решение может быть обжаловано.
Идем дальше. Не стоит забывать, что пенсионное обеспечение в РФ делится на несколько типов. И граждане вправе сами выбирать, какую именно поддержку им получать. Не всегда, но очень часто. Какие могут быть пенсионные выплаты?
Социальные — это поддержка от государства, которая оказывается всем гражданам. Размер ее варьируется, в зависимости от положения человека в обществе. Довольно часто выплачивается в качестве обеспечения людям, не имеющим трудового стажа, а также инвалидам. Сумма выплат небольшая, она не позволяет в полной мере обеспечить должный уровень жизни населению.
Дальше идут пенсии по старости. Пожалуй, это уже более интересный случай. Иногда их называют государственными. Чтобы иметь возможность на получение таких выплат (они как раз помогут «выжить» в России неработающим пенсионерам), вы должны достигнуть пенсионного возраста, а также иметь определенный трудовой стаж. На данный момент он составляет 5 лет. Пенсионная система в РФ учитывает предпринимательскую деятельность. Если гражданин не работал «на дядю», но официально оформил себя когда-то в качестве ИП и «просидел» так 5 лет, это зачтется. В трудовой стаж «вписывают» уход за маленькими детьми и за пожилыми людьми (нужно оформить в Пенсионном фонде соответствующий документ).
Последнее и самое распространенное пенсионное обеспечение — это трудовые пенсии. Как раз они интересуют граждан больше всего. Почему? Ведь подобные выплаты напрямую зависят от каждого гражданина в целом. Чем больше работаете и зарабатываете, тем выше будет пенсия в будущем. Но здесь имеется довольно трудная система расчетов, которая постоянно меняется.
Также имеется еще и военная пенсия. Такое пенсионное обеспечение в РФ есть только у тех, кто проходил службу. И не в армии, а в принципе. Не менее 20 лет, между прочим. Рассчитывается такая государственная поддержка на данный момент по довольно интересному принципу. Его очень легко понять.
Но забывать о простых инвалидах (пожилых) не нужно. Им тоже положены социальные выплаты. И, если честно, тут ситуация складывается куда интереснее, чем в прошлом случае. Как уже было сказано, предложена система расчетов отчислений от государства, а также фиксированные платежи. Начнем, пожалуй, со второго варианта. Ведь пенсионное обеспечение в этом случае фиксировано. Разумеется, с учетом некоторых особенностей, таких как наличие иждивенцев и группа инвалидности гражданина. Какую картину мы получаем? Инвалиды 1 группы могут рассчитывать на:
- без иждивенцев — 7820 рублей 70 копеек;
- иждивенец — 9124 рубля и 14 копеек;
- 2 лица на иждивении — 10 427 рублей 61 копейку;
- от 3 человек — 11 731 рубль 4 копейки.
Теперь, на что могут рассчитывать пенсионеры 2 группы инвалидности? Все фиксированные расчеты производятся по аналогичному принципу. То есть во внимание принимаются иждивенцы. Тут получается:
- иждивенцев нет — 3910 рублей 34 копейки;
- 1 человек на «попечении» — 5 213 рублей 80 копеек;
- 2 на «попечении» — 6517 рублей 25 копеек;
- более — 7820 рублей 70 копеек.
Третья группа инвалидности, как уже было сказано, самая «низкооплачиваемая». И тут, скорее, пенсии представляют собой лишь малую поддержку. Это правильно в какой-то степени. Ведь при данной группе инвалидности человек остается трудоспособным и может работать для трудовых выплат в будущем, если таких нынче нет. Выходит:
- одиночки — 1955 рублей 17 копеек;
- 1 опекаемый — 3258 рублей 63 копейки;
- 2 лица на иждивении — 4562 рубля 7 копеек;
- 3 и более — 5865 рублей 53 копейки.
Идем дальше. Теперь настала очередь взяться за так называемую трудовую пенсию. К сожалению, тут ситуация складывается очень неоднозначная. Ведь в последнее время пенсионное обеспечение изменения претерпевает регулярно. И это только начало. Например, сейчас в РФ используется новая система расчетов. Так называемая, балловая.
На чем она основана? Ваш трудовой страж позволяет получать определенное количество баллов. Точную информацию стоит узнавать ежегодно. Потом сумму полученных «очков» умножают на балловый коэффициент. Он тоже каждый год устанавливается правительством в фиксированной цифре. И, как итог, получается ваша пенсия.
На данный момент для подобных расчетов приходится иметь стаж в 7 лет и минимум 9 баллов. В 2021 году максимально можно получить около 7,83 балла. Учтите, что каждый год «планка» на необходимые баллы и стаж будет возрастать. Поэтому стоит позаботиться о своем стаже.
Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ
Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.
Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.
Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы
Год | Изменения |
2015 | В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания. |
2016 | В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года. |
2017 | В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан. |
2018 – 2019 (плановый) | Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения. |
Пенсионная система Российской Федерации
Пенсионная система России представляет собой совокупность нормативных правовых актов и документов, призванных обеспечить компенсацию утраченного гражданами заработка в связи с наступлением страхового случая — достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца.
В последнее десятилетие пенсионная система России претерпевает серьезные изменения, целью которых является реформирование формирования пенсионных прав граждан. В 2013 г. принят Федеральный закон «О страховых пенсиях», который пришел на смену Федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и ввел новую пенсионную формулу. Пенсии, согласно Федеральному закону «О страховых пенсиях» стали зависеть от страхового стажа и индивидуального пенсионного коэффициента.
Структура пенсионной системы Российской Федерации
Пенсионная система РФ это — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.
Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:
- Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
- Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
- Негосударственное пенсионное обеспечение. Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.
В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.
Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.
пенсионное страхование | пенсионное обеспечение | негосударственное пенсионное обеспечение | |
пенсии по труду | пенсии от государства | дополнительные пенсии | |
разновидности и причины | |||
пожилой возраст | потеря члена семьи, отвечающего за доход |
|
|
инвалидность | |||
|
страховая | ||
финансирование | |||
из страховых взносов, уплачиваемых работодателем в бюджет ПФР | из средств федерального бюджета | из добровольных отчислений работника и работодателя | |
организации-страховщики | |||
ПФР или НПР (только накопительная часть) | Пенсионный Фонд | Негосударственный Фонд |
Пенсионная система — основа социальной политики любого государства. Только представьте себе, что при ее построении нужно учесть десятки факторов: демографию, налоги, инфляцию… Потом добавить туда сотни нюансов и исключений для разных категорий населения. А затем вывести формулу, которая будет приводить все к единому знаменателю. В последние полтора года в России действует новая пенсионная формула. На этот раз она стала понятной и прозрачной. Сейчас попытаемся все разъяснить.
Основной вид пенсии в России — это страховая пенсия по старости. До 2015 года она называлась трудовой. Это именно та пенсия, которая назначается при достижении пенсионного возраста и наличии необходимого стажа. Формируется она за счет взносов работодателей, которые автоматически конвертируются в баллы. Сами же деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам.
Помимо страховой пенсии есть накопительная и пенсии по государственному обеспечению.
Средства накопительной пенсии, как следует из ее названия, формируются на индивидуальных счетах. Их ведет Пенсионный фонд (через частные управляющие компании или государственную — Внешэкономбанк) или негосударственные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются в ценные бумаги. То есть работают на нашу экономику, а мы за это получаем процент. По новому закону без потери накопленного инвестиционного дохода управляющего можно менять раз в пять лет. Если чаще, можно потерять инвестдоход.
Нюанс лишь в том, что с конца 2013 года у нас формируется только страховая пенсия. И не факт, что отчисления на накопительную возобновятся в будущем. Так или иначе, все накопленные деньги остались на счетах будущих пенсионеров. К моменту выхода на пенсию они станут прибавкой к основной пенсии.
Наконец, госпенсии — это, по сути, пособия, которые назначаются в связи с гражданской или военной службой, а также нетрудоспособным гражданам в зависимости от категории.
Пенсия по возрасту (старости): понятие, виды
В действующем законодательстве к данному виду пенсий применяется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обоснованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологическая. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступлением которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.
Пенсия по старости – основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств Пенсионного фонда РФ.
До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсия по возрасту», который более корректен, т. к. в Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение «по возрасту», а не по старости.
С юридической точки зрения «старость» – достижение возраста, указанного в законе.
Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее будет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики.
Выделяют следующие виды пенсии по старости: страховая пенсия по старости, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от профессиональной категории гражданина, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от социальной категории граждан, государственная пенсия по старости, социальная пенсия по старости.
Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России.
Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).
Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан (прилож. 1 и 2). При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.
Для назначения страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ) либо в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ.
При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).
Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.
Итак, для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.
Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.
Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляЛ 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.
Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.
Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).
Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.
Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.
Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.
Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.
Кроме того, общим для всех категорий будет являться наличие не менее 5 лет страхового стажа.
Социальная пенсия по старости устанавливается: гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии; гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.