Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пять типичных ошибок органов МСУ при рассмотрении представлений прокурора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 Закона N 2202-1, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Так, например, предметом прокурорского надзора является исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункты 1, 2 статьи 21 Закона N 2202-1).
В рамках данной функции прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений (пункт 1 статьи 22 Закона N 2202-1).
Получается, что требования прокурора действительно подлежат обязательному исполнению, однако, как видим, право требовать представления необходимых документов, материалов и иных сведений (в рамках надзора за исполнением законов) прокурор реализует в рамках назначенной проверки.
Причем если проверка назначена, то прокурор не может выйти за ее пределы: он не вправе требовать у органа (организации) информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки (пункт 2.3 статьи 6 Закона N 2202-1).
Таким образом, в ходе осуществления надзора за исполнением законов прокурором организуется проведение проверки, в рамках которой у прокурора есть полномочие по истребованию необходимой информации.
При поступлении представления в организацию оно регистрируется в секретариате адресата. Термин «безотлагательное рассмотрение» предполагает, что документ рассматривается в ближайшее возможное время.
Законодательство не определяет данный термин «в днях». На практике в течение 3 рабочих дней с момента регистрации, руководитель, на чье имя вынесено представление, определяет круг лиц, которые будут исполнять представление по существу (проводить дополнительную проверку, например).
Важно. Представление рассматривается на оперативном совещании заинтересованных лиц при начальнике подразделения.
Если в представлении указано, что на его рассмотрении должен присутствовать прокурор – он письменно или устно уведомляется о месте, дате и времени рассмотрения.
Срок принятия мер по устранению нарушений исчисляется с даты внесения представления. Закон не дает четких указаний, что понимать под датой: дату регистрации в прокуратуре или дату регистрации у адресата.
На практике, чтобы избежать волокиты при рассмотрении представления в требовательной части документа прокурор может указать конкретную дату принятия мер для устранения нарушений.
В какой срок должно быть рассмотрено, нужно ли присутствие прокурора
В течение 1 мес. со дня получения на руки прокурорского представления должностное лицо (ведомство) обязано принять определенные меры по устранению правонарушений. Письменное сообщение об этом направляется в прокуратуру, вынесшей данный акт.
Если прокурорское представление рассматривается коллегиальным органом (например, кабинетом министров), то прокурор уведомляется о дате заседания.
По закону, в случае выявления факта нарушения законодательства РФ органом или его работниками, приведенными в п. 1 ст. 21 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, прокурор или его зам. вносит письменное представление об устранении правонарушений. Причем прокуратура может потребовать личного присутствия для рассмотрения данного акта. Такое право ей дается ч. 3 ст. 7 ФЗ № 2202-1-ФЗ.
Таким образом, по закону, прокурор или его зам., а также, по их отдельному поручению, иные прокурорские работники вправе участвовать в рассмотрении оформленных ими представлений. Причем представление может рассматриваться правительством РФ, региональными заксобраниями и правительствами, муниципалитетом, коммерческими компаниями, НКО, Генштабом, Минобороны, органами контроля, ОНК или СК РФ.
На практике, прокуроры это законное право успешно реализуют. Причем не нужно оказывать какого-либо противодействия прокуратуре в этом. Ведь за отказ от исполнения требования закона рассмотреть представление с участием прокурорского работника должностное лицо могут оштрафовать по ст. 17.7 КоАП РФ (Постановление ВС РФ N 47-АД13-1 от 04 апреля 2013 г.).
Если в прокурорском представлении прописано требование об его рассмотрении с участием прокурора, то должностному лицу (ведомству) необходимо направить в прокуратуру соответствующее уведомление о месте и дате рассмотрения данного акта. В назначенный день стороны встречаются, излагают суть дела и свою правовую позицию.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом…, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление — оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что «прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований» (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.
Александр Отрохов, Правовой центр «Логос» (г. Омск), 13.03.2013г.
Какой срок для исполнения представления прокурора
» 27.
Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.
Согласно ст. 25 1 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в целях их предупреждения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. 28. Опротестование правовых актов, противоречащих закону.
Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о признании правового акта недействующим, может быть оспорено им в кассационном порядке. 29. Организация работы по надзору за исполнением законов Важнейшими элементами организации работы по надзору за исполнением законов являются сбор информации о нарушениях законов, ее анализ и планирование работы.
30. Прием граждан прокурором.
Анализ и обобщение жалоб и заявлений в прокуратуру.
Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию: о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе; Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных обращениях граждан, существенным образом пополняет информационную базу органов прокуратуры. В случаях причинения гражданам ущерба прокурор ставит вопрос перед виновными должностными и иными лицами или органами о возмещении ущерба, при необходимости обращается в суд с исками.
Таким образом, прокуроры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им надежно отстаивать права и свободы человека и гражданина. Эти полномочия рассчитаны на активное их применение прокурорами. 33. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности Прокурор наделен правом требовать проведения проверок либо ревизий деятельности соответствующих оперативно-розыскных органов.
Рекомендуем прочесть:
Прокурор вправе рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Прокурор вправе требовать
В какой срок рассматривается представление прокуратуры
» Муниципальное право Представление прокурора об устранении нарушений закона в соответствии со статьей 24 Закона о прокуратуре подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Представление об устранении нарушений закона Представление прокурора — один из возможных актов прокурорского реагирования.
Такое представление может быть вынесено только прокурором или его заместителем и является обязательным для исполнения органами и их должностными лицами, которым предназначен данный документ (пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Важно Протест прокурора рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель. Протест приносится в письменном виде.
Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.
- Статья 24
- Прокурорский надзор
- Сроки рассмотрения представления прокуратуры
- Срок рассмотрения представления прокурора
- Протест прокурора
- Самостоятельное рассмотрение представления прокуратуры
- Срок подачи представления прокурора
Срок подачи представления прокурора В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В судебном разбирательстве прокурор является государственным обвинителем (но его права аналогичны правам представителей стороны защиты), т.е.Срок рассмотрения представления прокурора 2.
Ответ на представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства
В прокуратуру … административного округа г. Омска
г. Омск, ул. …, …
председателя ТСЖ «…»
г. Омск, ул. …, д. …
ответ на представление прокурора
об устранении нарушений жилищного законодательства
…01.2013 года заместителем прокурора округа … внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, в котором содержится требование «незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры округа и принять действенные меры к устранению допущенных нарушений».
Можем пояснить и указать следующее.
1. ТСЖ «…», равно как и ряд собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме № … по ул. … в г. Омске сами заинтересованы в разрешении проблемы пользования фасадом здания для целей размещения на нем рекламных конструкций, упорядочении такого пользования, демонтаже рекламных носителей, размещенных в отсутствие согласия на то собственников помещений дома.
Для достижения указанных целей представителями ТСЖ принимается ряд мер, которые, однако не всегда имеют результат.
Так, например, предпринимались попытки провести общее собрание собственников помещений дома для принятия решений по вопросам законности размещения на фасаде дома рекламных конструкций, возмездности такого пользования общим имуществом собственников, определения условий договора о пользовании общим имуществом (цена, срок договора, иные условия). Однако общее собрание не имело кворума, в чем не усматривается вины инициаторов проведения собрания.
… мая 2012 года в ООО «К.» направлялась претензия с требованием демонтировать размещенные на фасаде здания рекламные конструкции и восстановить штукатурный слой фасада, однако претензия осталась без ответа.
Стоит также обратить внимание на то, что с жалобой в прокуратуру на нарушение жилищного законодательства обратилась также В., представляющая ООО «К.
» и не желающая устранить нарушения закона, а именно, демонтировать принадлежащие ей конструкции.
- В настоящее время планируется снова провести общее собрание собственников помещений дома для разрешения ситуации с пользованием фасадом здания в отсутствие договорных отношений с собственниками помещений дома.
- 2. По существу представления
- Обращаем ваше внимание, что требование «принять действенные меры к устранению допущенных нарушений» не является конкретизированным, а потому не может являться исполнимым.
Согласно статье 24 закона «О прокуратуре РФ», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из приведенной нормы закона вытекает, что для возможности принятия конкретных мер по устранению нарушений во исполнение представления прокурора, предполагаемому нарушителю закона необходимо понимать:
- какие конкретно нормы закона им нарушены;
- какими действиями (средствами, способами) представляется возможным устранить нарушения;
- возможно ли устранение причин и условий, способствующих нарушениям.
Нужно ли давать обратную связь?
В ч.1 ст. 24 Федерального закона № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» содержится однозначный ответ на этот вопрос: «…о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.»
Следует отметить, что ч.1 ст. 6 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» не относит представление прокурора к безусловному исполнению. Законодатель не устанавливает и то, что результатом рассмотрения представления должно быть его удовлетворение.
Из этого следует, что лицо, которому оно вынесено, может признать представление незаконным или необоснованным (указанные факты не нашли подтверждения). Следовательно, такое представление исполнению не подлежит. В этом случае в прокуратуру направляется мотивированный ответ о неисполнении представления.
Eщe oдин cлoжный мoмeнт пpи opгaнизaции взaимoдeйcтвия пpoкypopa, pyкoвoдитeля cлeдcтвeннoгo opгaнa и cлeдoвaтeля — oпpeдeлeниe тeppитopиaльныx пpeдeлoв нaдзopныx пoлнoмoчий пpoкypopa. Для пoнимaния cyти пocтaвлeннoй пpoблeмы мoжнo пpивecти pяд пpимepoв.
И3 ПPAКTИКИ. Угoлoвнoe дeлo №305150 былo вoзбyждeнo 01.03.2009 cлeдcтвeнным oтдeлoм (CO) пpи OBД пo Boлoдapcкoмy paйoнy Нижeгopoдcкoй oблacти. B дaльнeйшeм дeлo былo пepeдaнo в CЧ ГCУ в цeляx oбecпeчeния пoлнoты, вcecтopoннocти и эффeктивнocти paccлeдoвaния, 01.08.2009 пpoизвoдcтвo пo дeлy былo пpиocтaнoвлeнo, o чeм cтapшим cлeдoвaтeлeм CЧ ГCУ былo вынeceнo пocтaнoвлeниe.
Paccмoтpeв мaтepиaлы дeлa, зaмecтитeль пpoкypopa Boлoдapcкoгo paйoнa пoтpeбoвaл 02.09.2009 oтмeнить дaннoe пocтaнoвлeниe. Дoвoды, coдepжaвшиecя в тpeбoвaнии пpoкypopa, были впoлнe oбocнoвaнными.
Bмecтe c тeм вoзникaeт вoпpoc: впpaвe ли зaмecтитeль пpoкypopa paйoнa фopмyлиpoвaть пoдoбнoe тpeбoвaниe cлeдcтвeннoмy opгaнy, ecли нaдзop зa eгo пpoцeccyaльнoй дeятeльнocтью пo зaкoнy ocyщecтвляeт дpyгoй (вышecтoящий) opгaн пpoкypaтypы? Bызывaeт нeдoyмeниe и тo oбcтoятeльcтвo, чтo тpeбoвaниe пpoкypopa aдpecoвaнo pyкoвoдитeлю CЧ ГCУ «нaпpямyю», бeз coглacoвaния этoгo вoпpoca c cooтвeтcтвyющим pyкoвoдитeлeм пpoкypaтypы Нижeгopoдcкoй oблacти. Teм caмым, кaк пpeдcтaвляeтcя, игнopиpoвaлocь пpaвилo cyбopдинaции вo взaимoдeйcтвии двyx пpaвooxpaнитeльныx cтpyктyp.
Aнaлoгичным oбpaзoм cфopмyлиpoвaл cвoe тpeбoвaниe oб oтмeнe пocтaнoвлeния o пpиocтaнoвлeнии yгoлoвнoгo дeлa №32620 зaмecтитeль пpoкypopa Лeнинcкoгo paйoнa г. Нижнeгo Нoвгopoдa. Oн aдpecoвaл тpeбoвaниe нe pyкoвoдитeлю cлeдcтвeннoгo opгaнa, a нeпocpeдcтвeннo cтapшeмy cлeдoвaтeлю CЧ ГCУ 4. Oднaкo пpи этoм oн пpoигнopиpoвaл, чтo paнee зaмecтитeль пpoкypopa Нижeгopoдcкoй oблacти изъял yгoлoвнoe дeлo №32620 из пpoизвoдcтвa CУ пpи УBД пo Лeнинcкoмy paйoнy г. Нижнeгo Нoвгopoдa и пepeдaл для дaльнeйшeгo paccлeдoвaния в CЧ ГCУ.
Пepeчeнь пoдoбныx пpимepoв, бeзycлoвнo, мoжнo пpoдoлжить. Oднaкo cyть пpoблeмы, кaк пpeдcтaвляeтcя, oчeвиднa. Ecтecтвeннo, вoзникaeт вoпpoc: пpaвoмepны ли и oбязaтeльны ли к paccмoтpeнию тpeбoвaния paйoнныx пpoкypopoв, кoтopыe нe тoлькo нacтoяли нa «cвoeм пpaвe» изyчeния yжe пepeдaннoгo в ГCУ yгoлoвнoгo дeлa, нo и тpeбyют ycтpaнeния нapyшeний зaкoнa нeпocpeдcтвeннo oт cлeдoвaтeлeй CЧ ГCУ.
Дyмaeтcя, нaдлeжaщиx юpидичecкиx ocнoвaний для пoдoбныx тpeбoвaний нe имeeтcя, тaк кaк yкaзaнныe пpoкypopы явнo вышли зa пpeдeлы cвoиx тeppитopиaльныx пoлнoмoчий.
Teм нe мeнee в пpивeдeнныx пpимepax тpeбoвaния пpoкypopoв были yдoвлeтвopeны. Пoэтoмy дyмaeтcя, чтo тpeвoги o якoбы пoлнoй нeoбecпeчeннocти влacтныx пpaвoмoчий пpoкypopa в ceгoдняшниx пpoцeccyaльныx ycлoвияx излишни.
Может ли представление быть обжаловано
Проведение оценки законности требований, которые содержатся в прокурорском представлении, возможно только в судебном порядке в рамках дела об обжаловании указанного документа (его признании незаконным).
Исходя из правил, установленных положениями п. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правомерность требований, заявленных в прокурорском представлении, а также бремя доказывания того, что лицом или организацией был нарушен закон, лежат на прокуроре.
Независимо от того, нормативный или ненормативный характер носят акты государственных органов, органов местного самоуправления либо других органов и должностных лиц, они могут быть оспорены в суде в случае, если затрагивают права, а также интересы граждан и юрлиц или предпринимателей.
Что представляет собой протест
В системе городских, районных и региональных прокурорских организаций РФ работает много сотрудников. Полномочия должностных лиц каждого уровня четко определяются в действующем законодательстве, но о полномочиях помощников в нормативных актах не говорится ничего.
На практике помощники исполняют только некоторые функции и обязанности, возложенные на соответствующий орган. При необходимости в предоставлении помощнику дополнительных полномочий прокурор может составить особый приказ.
Орган или должностное лицо, которое нарушило законодательство, издавая правовые акты, что не соответствуют законодательству РФ, получают возражение от прокуратуры. Главной целью данного документа является отмена составленных актов, которые не по Закону, и исправить допустимые ошибки.
Важно! Данный документ не имеет определенного образца, законодательство не обязывает составлять его по особому образцу. Каким образом заполнить его решает тот, кто его составляет.
Однако спустя много лет в прокурорской практике были выделены обязательные пункты при составлении документа:
- Официальное название письма.
- Невыполнение законодательства при составлении, а также указание на конкретное должностное лицо или орган, который не соблюдает правила.
- Название документа, на который был составлен.
- Информация, дата заполнения, а также номер.
Текст должен иметь такую информацию:
- Описывается, в чем содержится несоблюдение норм закона, а также по каким законодательным пунктам он имеет право требовать устранить проблему.
- Юридическая сторона, которая указывает на правоту акта.
Текст обязательно должен иметь заключительную строку, в которой должностное лицо описывает свое требование, частично или полностью отменить действие бумаги, ссылаясь на то, что это противоречит законам РФ. При этом составляется протокол рассмотрения представления прокуратуры.
Можно подать иск в суд, чтобы рассмотреть акт в судебном разбирательстве. После того как он рассматривается, назначается предварительное время судебного процесса.
Обратите внимание!В законодательстве не прописаны случаи, когда нужно писать судебный иск, а когда самостоятельно решить вопрос с нарушениями. Однако судебный иск приветствуется, ранее не отправлялся запрос на исправление, а требования заявления нарушители игнорировали. Или в другом случае орган нарушителя назначил свою дату аннулирования документа, но такие сроки не подходят.
Рекомендации по подготовке и оформлению ответа
- В шапке письма обязательно надо указать номер и дату вынесенного представления об устранении нарушений, ответ на который будет содержать ваш документ. Причина банальна: на контроле у прокурора достаточно большое количество подобных материалов. При сортировке писем в канцелярии это упростит работу, и, соответственно, настроит более благожелательно по отношению к вам.
- При подготовке ответа, если нарушения действительно имели место, желательно, сразу же, не теряя времени, собрать объяснения с виновных лиц, допустивших эти нарушения. Причиной такой поспешности выступают нормы Трудового Кодекса о дисциплинарных взысканиях: наложить их можно только в течение определенного срока с момента выявления нарушения. Если срок пропущен, то наказать виновных не получится, а это будет одним из основных требований прокурора.
- Если в процессе подготовки информации выявленные незначительные нарушения были устранены, то, желательно, упомянуть об этом в ответе и приложить копии документов, подтверждающие факт устранения выявленных нарушений.
Чем протест отличается от представления прокурора
Прокуратура относится к главным органам, которые относятся к контролирующему органу, который проверяет исполнение законов всех сфер услуг. Ее сотрудники могут нагрянуть с проверкой практически в любую компанию для проверки исполнения законов, без учета в какой форме собственности находится организация.
Представление — прокурорский акт, который описывает факт проверки организации, и какие были выявлены моменты, которые необходимо исправить. Прокурорский орган наделен правом пользования представлениями, права обозначаются в ст.24 и ст.28 Закона «О прокуратуре».
Представление прокурора образец в первую очередь является предупреждением. Поэтому те моменты, которые противоречат нормам права, должны быть исправлены в кротчайшие сроки. После этого подается протокол рассмотрения представления прокуратуры с участием прокурора.
Важно!В случае необходимости исправить правовой акт, который не по стандартам законодательства, нельзя будет менять протест на представление. Второй документ направлен на изменение других правовых преступлений.
После подписания представления подается лист лицу, который может устранить ошибку в организации. Акт должен быть рассмотрен должностными лицами сразу после получения письма, на это указывает законодательство.
Представление отличается от протеста тем, что последний действует на правовые акты, которые нарушают законодательство РФ. Данный документ используется для того, чтобы уполномоченный орган выразил свое реагирование на нарушение законов. Он не используется при нарушении. При этом должен составляться протокол рассмотрения предоставления прокуратуры.
С периода получения документа начинается отсчет срока, который равняется месяцу. До его истечения орган либо должностное лицо должны принять определенные меры по устранению правонарушений и уведомить уполномоченный орган об этом в письменной форме.
Представление прокурора о нарушениях