Организация и правовое регулирование валютных операций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация и правовое регулирование валютных операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или с банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках. Нерезиденты вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в порядке, установленном Банком России, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении валютных операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ (ст. 10).

Виды операций с наличной валютой и чеками

  1. Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  2. Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
  3. Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
  4. Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
  5. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
  6. Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
  7. Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
  9. Покупка чеков за наличную валюту РФ.
  10. Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
  11. Продажа чеков за наличную валюту РФ.
  12. Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
  13. Оплата чеков наличной валютой РФ.
  14. Оплата чеков наличной иностранной валютой.
  15. Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
  16. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  17. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
  18. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  19. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
  20. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте .

Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.

  1. Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ .
  2. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте .
  3. Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ .
  4. Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
  5. Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
  6. Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
  7. Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
  8. Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности .
  9. Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц .
  10. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
  11. Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ .
  12. Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
  13. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте .
  14. Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ .
  15. Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте .

Законодательное регулирование валютных операций в Российской Федерации

Основополагающим документом, регламентирующим проведение валютных операций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании). В действующий закон неоднократно вносились изменения, уточняющие и дополняющие его основные положения. В настоящее время этот документ действует в редакции Федерального закона от 06 декабря 2011 г. №409-ФЗ, последние изменения и дополнения вступили в силу с 1 января 2013 г.

Цель закона — обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Что относится к валютным операциям на законодательном уровне

Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.

В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.

В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:

  • приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;

  • приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;

  • ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;

  • перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;

  • перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;

  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Читайте также:  Какой налог нужно заплатить за сдачу квартиры в аренду в 2023

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Документы для валютного контроля

О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:

  • резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
  • в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
  • при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
  • при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).

IV. Методы регулирования валютных операций банков

Закон предусматривает несколько методов регулирования валютных операций, применяемых Банком России и Правительством РФ как главными органами валютного регулирования, которые носят экономико-административный характер и выражены в юридической форме предписаний. К числу таких методов регулирования относятся требование о резервировании), требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по валютным операциям (*), требование о предварительной регистрации, требование об использовании специального банковского счета и требование обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке России(*) . Рассмотрим отдельные методы валютного регулирования более подробно.

Методы валютного регулирования, помеченные знаком (*), применяются Банком России до 1 января 2007 г.

Требование о резервировании

Резервирование как экономико-административный метод регулирования применяется при совершении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций (валютных операций движения капитала), а также при списании либо при зачислении денежных средств со специального банковского счета или на специальный банковский счет резидента и нерезидента. Орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании. Резиденты и нерезиденты вносят сумму резервирования на отдельный счет в уполномоченном банке. Сумма резервирования вносится в валюте РФ. Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования. Для целей расчета суммы резервирования по валютной операции с внешними и (или) внутренними ценными бумагами принимается определенная на день внесения суммы резервирования стоимость указанных ценных бумаг, равная рыночной цене этих ценных бумаг, — для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или фактическая цена реализации таких ценных бумаг — для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму в валюте РФ на счет в Банке России (п. п. 2 — 4 ст. 16 Закона).

В одних случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом до осуществления валютной операции. В других случаях сумма резервирования вносится резидентом или нерезидентом не позднее дня совершения валютной операции. До истечения срока резервирования резидент или нерезидент может осуществить валютную операцию, в отношении которой исполнено требование о резервировании. До истечения срока резервирования не допускается осуществление валютных операций, указанных в четко обозначенных статьях Закона. На суммы резервирования, зачисленные на счета как в уполномоченных банках, так и в Банке России, проценты не начисляются. Проведение уполномоченными банками и Банком России операций с размещенными суммами резервирования от своего имени или от имени иных лиц не допускается.

Организация контроля валютных договоров

В число основных органов в РФ, ответственных за исполнение законодательных норм, входят Правительство, ЦБ, а также федеральные органы власти.

Отнесены к агентам по контролю структуры, участвующие в деятельности по ценным бумагам, регистраторы реестров, уполномоченные банки. В своей деятельности агенты подотчетны ЦБ и федеральным органам власти.

Правительством обеспечивается согласование работы и взаимодействие агентов и органов контроля в ходе исполнения полномочий, их подотчетность ЦБ РФ.

В рамках полученных полномочий контролирующие структуры (агенты, органы власти) осуществляют изучение соглашений, соблюдения компаниями и гражданами законодательно определенного порядка перемещения валюты сквозь таможенные рубежи страны.

Важно! Налоговая служба и таможенная структура с 2017 года освобождены от осуществления агентской деятельности, поскольку теперь решением Правительства РФ они отнесены к органам контроля. Надзорные полномочия за ведением операций с валютой ЦБ распространил на некредитные организации, включив их в подотчетные структуры и тем расширив сферу своего влияния

Обязанности резидентов и нерезидентов в действиях с валютой

Что касается обязанностей участников операций с валютой, то они уполномочены:

Предоставлять только достоверную и полноценную информацию на запросы валютно-контрольных органов и агентов, предъявлять любые запрашиваемые документы валютного контроля по открытию и текущему ведению счетов, связанному с участием резидента (нерезидента).
Составлять отчёты по осуществлённым валютным операциям согласно требуемым срокам, в соответствии с законодательством, установленными правилами, инструкциями

При этом важно сберегать всю задействованную в валютных операциях не менее трёх лет с момента совершения того или иного действия в сфере валютных правоотношений.
Безукоризненно следовать рекомендациям и предписаниям органов, обеспечивающих осуществление валютного контроля, устранять обнаруженные ими в ходе проверок нарушения в актах валютного регулирования.. В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой

В основном использование административных методов является оптимальным вариантом для государства, проходящего этап перехода от одной стадии экономического развития к более высокой.

История развития валютных операций в России и возникновения банковской системы

В современных экономических условиях существует объективная тенденция к международной кооперации производства и расширению международной торговли, обусловленная выходом процесса концентрации и централизации капитала за пределы национальных границ. За последнее время значительно возросло значение банковской сферы, способствующей расширению международного разделения труда и рыночной мировой торговли, прежде всего посредством финансового стимулирования экспорта капитала6. Как следствие этого, можно отметить все увеличивающуюся роль валютных операций в системе мировых хозяйственных связей и национальной экономике России.

Первые банки («деловые дома») появились в глубокой древности на Ближнем Востоке. Конечно же, это не были банки в том виде, в каком они существуют сейчас. Однако уже во времена Нововавилонского царства (VII—VI вв. до н.э.) «деловые дома» выполняли многие банковские операции: осуществляли прием и выдачу вкладов, учет векселей, оплату чеков, безналичный расчет между вкладчиками, а также некоторые виды кредитных операций.

Банковское дело современного типа получило свое развитие в Средние века в Италии; поскольку именно через нее проходило большинство торговых путей, связывавших Европу со странами Востока. В начале XV в. возникли первые банки современного типа: Банк св. Георгия в Генуе, а затем банки в Венеции и во Франции (1587 г.). К середине XVII в. банки становятся неотъемлемой частью экономики наиболее развитых государств и сосредоточивают в своих руках практически весь их денежный оборот.

Читайте также:  Безвозмездная субсидия на развитие малого бизнеса 2023

Возникновение валютных операций имеет глубокие исторические корни, тесно связанные с развитием банковского дела. Предпосылкой его появления в феодальной Европе послужила деятельность менял, ювелиров, ростовщиков. Само слово «банк» происходит от итальянского слова «Banko» -скамья менялы, денежный стол. «Начиная с эпохи великого переселения до крестовых походов, банковская практика ограничивалась меняльным делом…»7, а иначе говоря, валютно-обменными операциями. Ввиду того, что перевозка денег в средние века была связана с существенным риском, менялы выдавали переводы на города, где, например, проходили ярмарки или где у них были деловые связи с местными менялами. Переводы оформлялись соответствующими письменными документами, получившими впоследствии название векселей (от немецкого слова «vechsel» — менять). Использование векселей в международном торговом обороте получило свое развитие в XII-XIII вв. Вскоре подавляющая часть международных платежей стала выполняться именно с использованием векселей. Начало развития валютного рынка наиболее часто связывают с проводившимися в XIII-XIV вв. на территории Франции вексельными ярмарками, на которых осуществлялась купля-продажа векселей с номиналом в различных иностранных валютах. Эти ярмарки и были по существу прообразами современных валютных бирж.

Стремление торговых слоев населения к более удобным формам организации расчетов, вызванное периодическим обесцениванием и большой разнородностью меновых единиц, злоупотреблением менял, привело администрацию ряда наиболее развитых торговых городов к созданию «общественных банков». Этому немало способствовало и то обстоятельство, что у менял к тому времени сосредоточилась большая часть наличных денежных средств, обращавшихся в сфере внутренней и внешней торговли, вследствие чего торговцы стали осуществлять расчеты между собой уже не наличными деньгами, а путем письменного переноса денег со счета должника на счет кредитора в учетных книгах. Данная операция получила название «жирооборотов». Первые общественные банки появились в Италии, примерно, в 1156-1171 гг. и в основном осуществляли безналичные расчетные функции (жиро-обороты). Постепенно, с совершенствованием денежного обращения жиро-банки превратились из чисто жиро-банков в ссудно-кредитные учреждения8. Появление первого банка в современном его понимании как кредитной организации связывается с созданием в 1407 г. в Генуе «Банка Святого Георга». Он был образован в результате слияния ряда товариществ — кредиторов генуэзского правительства, которое передало банку ряд своих функций: получение таможенных и иных сборов, новых займов и погашение старых.

Валютные операции также стали проводиться посредством жирооборотов. Широкое распространение получило использование жирооборотов в международных расчетах. Всемирно известный банк Медичи во Флоренции, располагая в то время 16 филиалами в таких городах, как Париж, Лондон, Брюгге, Лион, Венеция, Генуя, Рим, Неаполь, выдавал международные денежные переводы, которые оплачивались всеми филиалами и означали, что «торговый дом Медичи платит в любой части света при предъявлении настоящего перевода сумму в … золотых гульденов» . Позднее по аналогичному принципу были созданы банки в Амстердаме (1605 г.) и Гамбурге (1618 г.).

Обращаясь к истории развития валютных и банковских операций в России, можно отметить, что внешнеэкономическим связям России издавна была присуща высокая степень государственной централизации. Еще при Иване IV были установлены государственные монополии на торговлю хлебом, пенькой, поташом, икрой; наложены запреты на вывоз соли и воска. Затем государственная монополия была распространена на экспорт соболей, меда, сала, мачтового леса, в частности был установлен запрет на вывоз серебра и золота, а также полноценных монет. Административное запрещение вывоза драгоценных металлов сохранялось вплоть до XIX в. В XVII в., в соответствии с Новоторговым уставом 1667 г., действовало положение об обязательной сдаче казне (продаже по принудительному курсу) золота и иностранной валюты (ефимок), привозимых из-за границы. При Петре I торговые расчеты с иностранцами при продаже ими товаров, в том числе внутри России, должны были осуществляться с оплатой золотом или ефимками с последующей обязательной продажей их казне10.

В России история становления банковской системы как таковой началась с Указа императрицы Анны Иоанновны «О правилах займа денег из Монетной конторы», подписанного ею 8 января 1733 г. Монетная контора оперировала крайне ограниченными суммами, которые выдавались под залог золота и серебра из расчета 8% годовых сроком на год с правом отсрочки. Возможность пользоваться кредитом Монетной конторы имели только придворные. Так, в 1734 г. было выдано всего 400 ссуд, в 1735 г. — 5000, в 1743 г. — 150, в 1746 г. — 2000, в 1750 г. — 2870, в 1752 г. — 6452 ссуды. Таким образом, возникновение кредитных организаций в России наиболее часто связывают с предоставлением Анной Иоанновной в 1733 г. Монетной конторе, осуществлявшей чеканку монет, права выдавать ссуды под залог золота и серебра11.

Уполномоченные банки в системе валютного контроля в Российской Федерации

Составляющим элементом государственной валютной политики, неразрывно связанным с государственным регулированием валютных операций, является валютный контроль. Валютное регулирование можно определить как одну из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства, которое обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные, например, предусматривающие механизм контроля за валютными операциями127. Мировой опыт показывает, что успешное развитие валютных отношений, внутреннего валютного рынка происходит, как правило, при активном регулирующем участии государства и эффективном контроле за валютными операциями со стороны его уполномоченных органов.

Валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. В настоящее время ряд зарубежных учёных, как правоведов, так и экономистов, рассматривают валютный контроль как «механическое» воздействие на финансовые потоки между государством-эмитентом национальной валюты и иностранными государствами. При этом отмечается его позитивное значение в приведении в равновесие платежного баланса и внутреннего валютного рынка страны в результате мер по ускорению поступления валюты, принадлежащей нерезидентам и причитающейся с них (т.е. увеличивается моментальное предложение на валютном рынке, а также объем операций, зарегистрированных по кредиту платежного, баланса страны получателя средств), и отсрочке платежей резидентов в валюте за границу, сокращению объема кредитования нерезидентов в национальной валюте (т.е. уменьшаются предложения национальной валюты на валютном рынке и операции, которые записываются в дебет платежного ба-ланса) .

В валютном законодательстве Российской Федерации решение данной задачи оформилось в виде разделения валютных операций резидентов «на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала». Многие страны, сталкиваясь с постоянным нарушением платежного равновесия, прибегали и прибегают к ужесточению валютного контроля в целях улучшения своего платежного баланса, рассматривая валютный контроль как один из вариантов валютной стратегии государства, помогающий «…правительству, как инструмент для проявления власти в распределении валютных ресурсов», который «…облегчает правительству задачу по достижению социальных целей через сложный механизм планирования».

Такое понятие валютного контроля, на наш взгляд, скорее соответствует понятию валютного регулирования, оно шире, чем понятие валютного контроля, вытекающее из норм валютного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым это — деятельность по обеспечению точного и единообразного соблюдения участниками валютных операции норм валютного законодательства. Однако оно позволяет более четко определить сущность валютного контроля и его конечное назначение как составной части механизма валютного регулирования.

Обеспечение государством соблюдения обязанными субъектами правовых норм о валютных операциях служит гарантией законности соответствующей деятельности.131 В правовом обеспечении валютного контроля можно выделить следующие ключевые направления:

1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;

2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;

3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ в ч. 3 ст. 22 определяет, что агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Читайте также:  Расчет больничного по уходу за ребенком до 7 лет в 2023 году

Специфическое отличие органов валютного контроля от их агентов заключается в наличии у них более широкого круга полномочий в этой области, в том числе возможности издавать в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации, в подконтрольности валютных операций агентов валютного контроля органам валютного контроля.

Под валютным контролем российский законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российская Федерация и Правительство Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами могут осуществлять функции валютного контроля и уполномоченные банки.

[Ответственность за нарушение валютного законодательства]

Федеральная налоговая служба сообщает о вступлении в силу с 31.07.2020 Федерального закона от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — Закон № 218-ФЗ), которым вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в части ответственности за нарушения валютного законодательства.

1. Ответственность за нарушения, связанные с открытием и ведением счетов в иных организациях финансового рынка.

Расширены составы административных правонарушений, предусмотренные диспозициями частей 1, 2, 2.1, 6, 6.1 — 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ, в части ответственности за нарушения, связанные с представлением резидентами уведомлений по счетам (вкладам) в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и отчетов по указанным счетам (вкладам).

2. Ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств.

Изменилась административная ответственность за нарушение установленного валютным законодательством Российской Федерации требования о репатриации денежных средств.

2.1. Ответственность по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ распространена на граждан.

2.2. Снижены и дифференцированы в зависимости от валюты (рубли или иностранная валюта) внешнеторгового договора (контракта) размеры административных штрафов, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

Санкция указанных частей статьи 15.25 КоАП РФ в части ответственности должностных лиц остается неизменной.

2.3. Статья 15.25 КоАП РФ дополнена частями 4.2 и 5.3, устанавливающими ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств для резидентов, включенных в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее — профессиональные участники ВЭД).

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке утверждения перечня профессиональных участников внешнеэкономической деятельности» проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России.

2.4. Введена новая часть 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ согласно которой невыполнение резидентами, в том числе профессиональными участниками ВЭД, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговым договорам способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, образует самостоятельный состав административного правонарушения.

Согласно положениям части 4 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-ФЗ) резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации, иных актов органов валютного регулирования и валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования о репатриации денежных средств отменены в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ 1 (в ред. от 02.12.2019) (далее — Закон № 265-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 2 Закона № 265-ФЗ установленное пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона № 173-ФЗ требование о репатриации с 01.01.2020 не применяется в отношении всей суммы заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), предусматривающих выполненные для нерезидентов работ, оказанные им услуг, передачу им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных права на них, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации.

К иным способам, разрешенным законодательством Российской Федерации, которыми может быть прекращено исполнение указанных договоров (контрактов), в том числе можно отнести следующие способы:

  • получение от нерезидентов денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) на свои счета в зарубежных банках;
  • зачет встречного требования;
  • уступку требования иному лицу;
  • новацию (соглашение сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством) и др.

2.5. Также внесены изменения в диспозиции частей 5.1 и 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ в части дополнения их ссылками на части 4.2 и 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ соответственно.

3. Неприменение административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.

В примечаниях к статье 15.25 КоАП РФ установлены случаи неприменения административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации.

Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.

    К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:

    • требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
    • лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
    • требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
    • требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
    • лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).

    Способы и инструменты

    Способы, используемые государством для валютного регулирования (в частности, для обеспечения пропорций спроса и предложения валют), можно разделить на два основных вида:

    • принудительно-властные, или административные, направленные на обязывание субъектов к исполнению определенных действий или к отказу от совершения действий (императивные);
    • экономические, предоставляющие субъектам, которые самостоятельно принимают решения, свободу выбора способа и условий своего участия в сделке или проведения операции (диспозитивные).

    Экономические инструменты регулирования краткосрочного действия включают:

    • изменение количества национальной валюты через эмиссию или рестрикцию;
    • изменение размеров таможенных пошлин, товарных квот по экспорту и импорту;
    • изменение объемов полученных международных займов и платежей с учетом сроков исполнения иностранных обязательств;
    • проведение валютных интервенций (в национальной или иностранной валюте) на внутреннем и (или) внешнем рынках;
    • изменение порядка покупки иностранной валюты на внутреннем рынке страны для резидентов и нерезидентов.

      Государственное регулирование валютно-кредитных отношений в Российской Федерации, призвано обеспечить экономическую безопасность страны, содействовать более быстрому росту ее экономики за счет расширения внешнеэкономических связей, создать условия для всесторонней интеграции экономики России в мировое хозяйство. Государственное регулирование в РФ осуществляется как экономическими, так и административными методами.

      С переходом России к рыночным отношениям в экономики весьма важными и трудно контролируемыми вопросами являлись не возврат в РФ валютной выручки от экспорта товаров и оказания услуг отечественными предприятиями и организациями, а также бестоварный перевод ими валюты и сделки по фиктивным импортным контрактам. В результате на счетах в иностранных банках скопились огромные валютные средства, принадлежащие отечественным предприятиям и организациям, чем наносится значительный ущерб экономической безопасности государства.

      В этой связи потребовалось создание в России всеохватывающей системы валютного контроля за проводимыми отечественными предприятиями и организациями экспортными, импортными и другими внешнеэкономическими операциями.

      В целях обеспечения возврата валютной выручки по экспортными операциям 12 октября 1993 года утверждена совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», которая введена в действие в 1994 году.

      Введение такого механизма таможенно-банковского контроля за каждой экспортной операцией привело к весьма ощутимым результатам: если невозврат валютной выручки (по экспертным оценкам) в 1992 году составлял от 50 до 70% всей стоимости российского экспорта, то в 1999 году составил около 4%.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *