Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 13.12. Нарушение правил защиты информации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательное определение ряда правонарушений, совершаемых военнослужащими, обусловлено особенностями порядка прохождения ими военной службы.
По всей видимости, данное положение должно отражаться и на конструкции составов преступлений, посягающих на сохранность государственной и военной тайны совершаемых военнослужащими во время прохождения ими военной службы. Такие преступления должны признаваться воинскими преступлениями, и соответственно должны быть законодательно закреплены.
Сведения, подлежащие защите
Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:
- военная;
- экономика, наука и техника;
- внешняя политика и экономика;
- разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Проблемы разграничения ответственности за гостайну
Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.
Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.
Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.
Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.
Заказать звонок
Разглашение государственной или военной тайны это
предание огласке сведений, составляющих государственную или военную тайну, лицом, которому они были доверены или которому они известны в связи со службой или работой, в результате чего эти сведения стали достоянием посторонних лиц.
Разглашение государственной или военной тайны представляет большую общественную опасность и рассматривается как тяжкое преступление. Разглашение государственной тайны является иным государственным преступлением, ответственность за которое предусмотрена в ст. 75 УК РСФСР. Ответственность за разглашение военной тайны предусмотрена и ст. 259 УК РСФСР, как за воинское преступление. Для состава разглашения государственной или военной тайны необходимо наличие в деянии субъекта двух моментов: нарушения правил хранения государственной или военной тайны и предания ее огласке (разглашения).
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ — преступления, объединенные в разделе Х УК.
В каких случаях наступает ответственность за преступление?
Так, согласно статье 283 УК РФ преступление считается совершенным в тот момент, когда секретные сведения стали достоянием иных людей. Но, при этом признаков шпионажа или же государственной измены быть не должно. Если же таковые имеют место, то речь идет уже об ином преступлении.
Форма разглашения сведений государственного значения может быть:
- Устной.
- Письменной.
- Путем демонстрации определенных предметов или документов – например, чертежи, модели, приборы и так далее. То есть что-либо материальное.
Если принимать во внимание судебную практику, то чаще всего за такое преступление применяются следующие санкции:
- Лишение свободы сроком до 4 лет в колонии-поселении, пенитенциарном учреждении общего или строго режима. При наличии отягощающих обстоятельств лишение свободы возможно на срок до 7 лет.
- Арест сроком до шести месяцев.
Дополнительно может быть наложен запрет на занимание определенных должностей, ведение деятельности, конфискация имущества.
Какие данные нельзя засекретить
Существует информация, засекречивание которой невозможно в принципе. Речь идет о таких данных:
- О катастрофах, чрезвычайных происшествиях, которые угрожают здоровью и безопасности граждан. Также сюда относятся сведения о последствиях таких событий, их официальных прогнозах и т. д. Невозможность засекретить подобную информацию логична, ведь граждане вправе знать о возможной угрозе. Например, сведения, связанные с работой атомной электростанции, могут быть засекреченными. Секретным может быть даже сам объект. А вот данные об утечке радиации скрывать нельзя.
- О привилегиях, социальных гарантиях, компенсациях гражданам РФ, должностным лицам, учреждениям.
- О состоянии экологии, культуры, демографии, преступности, сельского хозяйства, санитарии, здравоохранения.
- О государственных валютных резервах, размере золотого запаса и т. д. ЦБ РФ публикует данную информацию на своем сайте.
- О нарушении прав и свобод граждан. Например, если сотрудника уволили с засекреченного производства, нарушив закон, то скрыть данный факт не удастся.
- О состоянии здоровья президента и высших должностных лиц. Однако это не означает, что россиянам должны сообщать о том, что президент простудился или подхватил насморк. По решению Конституционного суда, оповещать граждан должны лишь в тех случаях, когда расстройство здоровья главы государства имеет постоянный и необратимый характер. В подобных случаях руководители того медицинского учреждения, которое обслуживает президента, должны передать информацию председателю правительства.
- О случаях нарушения законности госорганами и должностными лицами. Например, нельзя скрывать факт получения чиновником взятки (если он был пойман с поличным).
Проверочные мероприятия
Как правило, получатель допуска не знает о перечне и подробностях таких мероприятий. Проверки проводятся тайно и также не подлежат разглашению. Человека проверяют лишь в том случае, если его планируют посвятить в совершенно секретную информацию или предоставить ему сведения особой важности. С секретными данными все проще – они не предполагают никаких проверочных процедур.
В зависимости от обстоятельств, проводить проверки могут следующие организации:
- Силовое ведомство. Если гражданин устраивается на работу в МВД, то эта организация проводит его проверку самостоятельно. То же самое касается ФСИН и прочих силовых структур.
- ФСБ. Проводит проверочные мероприятия в том случае, если человек трудоустраивается в гражданскую организацию.
Тщательность проверки зависит от обстоятельств. Например, если человеку оформляют допуск к секретным сведениям, то проводить проверочные мероприятия необязательно. Однако они осуществляются в том случае, если какая-то информация из анкеты соискателя вызвала у сотрудников подозрения. Если руководитель решает провести проверку, он должен оформить соответствующий документ.
Меры, принимаемые государством для защиты своих секретов, можно разделить на общие и специальные. В качестве общих мер нужно рассматривать весь процесс:
- засекречивание, то есть придание сведениям статуса государственной тайны;
- организация особого допуска к этим данным;
- проверка благонадежности лиц, работающих с секретными данными, а также ограничение их возможности раскрыть информацию;
- установление ответственности за разглашение секретных сведений.
Эти меры опосредованно защищают государственные секреты от утечки. В целях прямой защиты секретных данных государство:
- Формирует специальные органы по защите секретной информации. На данный момент функции органов по защите гостайны выполняют Минобороны, Федеральная служба безопасности РФ, Служба внешней разведки и ряд других.
- Разрабатывает и внедряет мероприятия по сертификации средств защиты данных.
- Осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственной тайны, выражающийся во внеплановом проведении выездных проверок соблюдения режима секретности на предприятиях.
Одновременно с этим действует система мер по защите физических носителей, на которых тем или иным образом зафиксированы данные. Для этого применяются технические и программные средства, криптография. Шифрование используется во многих случаях:
- для защиты электронных носителей информации;
- для установки паролей безопасности на компьютеры и электронную аппаратуру;
- для защиты сведений, передаваемых по различным каналам связи.
Сохранность физических носителей информации обеспечивается также самым простым способом – установлением режима секретности на объектах и ограничением доступа сотрудников к тем местам, где содержатся носители секретных данных.
Статья 13.4 КоАП РФ. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
- Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
- Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.
Статья 13.8 КоАП РФ. Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех
Изготовление, реализация или эксплуатация технических средств, не соответствующих стандартам или нормам, регулирующим допустимые уровни индустриальных радиопомех (за исключением случаев, когда такие нормы содержатся в технических регламентах), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией технических средств или без таковой; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей с конфискацией технических средств или без таковой; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией технических средств или без таковой.
Примечание. Под техническими средствами в настоящей статье понимаются изделия, оборудование, аппаратура и (или) их составные части, функционирующие на основании законов электротехники, радиотехники и (или) электроники и содержащие электронные компоненты и (или) схемы.
Что еще относится к служебной тайне?
К служебной тайне относится также и несекретные данные, которые так или иначе качаются деятельности каких-либо организаций. Нельзя разглашать такую информацию: Личные данные об организации(опыт рабочих, работодателей, судимости, знания, умения и навыки, связи), особенности производства, способ обучения персонала, вложения в другие организации, депозиты. Также нельзя разглашать о сделках организации, системе охраны, технической составляющей. Такие сведения могут нанести ущерб, испортить репутацию или вовсе разорить организацию.
Получается так, что кроме служебной тайны бывают исключения, в виде информации частной коммерческой тайны. Также нельзя разглашать государственные тайны, это уже личный государственный интерес.
Особая информация охраняемая законом тайна
«Кадровый вопрос», 2013, N 1
ОСОБАЯ ИНФОРМАЦИЯ охраняемая законом тайна
Одним из способов защиты охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) является установление в трудовом договоре обязанности работника соблюдать конфиденциальность такой информации. В настоящей статье рассмотрим, что представляют собой государственная, служебная и коммерческая тайны, ответственность работника за разглашение охраняемых законом тайн, а также расторжение трудового договора в случае разглашения работником указанных тайн.
Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) дает возможность работодателю заключать трудовой договор с условием о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной) с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с исполнением должностных обязанностей.
Условие о неразглашении охраняемой законом тайны относится к дополнительным условиям трудового договора и включается по соглашению сторон. Как правило, это условие предусматривается в трудовом договоре с работником, которому сведения, являющиеся охраняемой тайной, будут известны в процессе выполнения трудовых функций.
Рассмотрим, какая именно информация относится к государственной, коммерческой и служебной тайнам.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон N 5485-1) под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, — это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона N 5485-1, а также Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Заключение трудового договора о работе в данной области возможно только при условии допуска соответствующего лица к государственной тайне. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне определен в ст. 21 Закона N 5485-1 и подзаконными нормативными правовыми актами.
Ответственность за нарушение гостайны
Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ
Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.
Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.
Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.
Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.
Вырастут административные штрафы за разглашение данных ограниченного доступа
За шпионаж, передачу секретных данных третьим лицам, вынос засекреченной документации с режимных предприятий и разглашение сведений, составляющих государственную тайну предусмотрена уголовная ответственность. В УК РФ есть 5 статей, относящихся к сфере охраны гостайны:
- статья 275 — государственная измена;
- статья 276 — шпионаж;
- статья 283 — разглашение государственной тайны;
- статья 283.1 — незаконное получение данных, содержащих гостайну;
- статья 284 — нарушение правил обращения со сведениями, содержащими гостайну.
Под госизменой подразумеваются следующие действия: разглашение иностранным предприятиям или гражданам информации, относящейся к гостайне, а также шпионаж. По этой статье привлекаются «завербованные» лица и лица, которым была доверена гостайна, но они сознательно желали ее разгласить с целью обогащения (продажи сведений третьим лицам).
Шпионаж подразумевает следующие действия: хищение, сбор и передача сведений, относящихся к государственной тайне для последующей передачи лицам, имеющим иностранное гражданство. Лица, совершающие подобные деяния, действуют чаще всего либо по указаниям иностранной разведки, либо по собственной инициативе. По 276 статье привлекаются иностранные граждане и граждане, не имеющие гражданства.
Статья 283 (разглашение государственной тайны) применяется относительно лиц, в действиях которых не было обнаружено признаков шпионажа и госизмены. В этой статье 2 части:
- Первая часть относится к лицам, которые передали полученную ими в ходе выполнения служебных обязанностей секретную информацию в открытый доступ.
- Вторая часть статьи говорит об ответственности этих же лиц. Разница заключается лишь в том, что здесь идет речь о более тяжелых последствиях совершенных гражданином действий.
К охране государственной тайны относится статья 13.14 КоАП РФ. Лицо, разгласившее секретную информацию (содержащую сведения, относящиеся к государственной тайне), которая стала известна ему в ходе выполнения служебных обязанностей привлекается к административной ответственности в случае, когда его не привлекли по уголовной статье.
К данным, за разглашение которых лицо привлекается к административной ответственности, не относятся сведения, связанные со служебной или коммерческой тайной.
Лицо, допущенное к работе с засекреченными данными, несет полную ответственность за сохранность государственной тайны. Разглашение гостайны может повлечь за собой уголовную ответственность.
Зона ответственности, относящаяся к гостайне, охраняется на следующих уровнях:
- гражданско-правовом;
- уголовном;
- дисциплинарном;
- административном.
Данное деяние квалифицируется при наличии следующих признаков:
- Распространенные сведения составляют государственную тайну.
- Виновный получил доступ к тайной информации в связи с выполнением служебных обязанностей, обучением или по другим обстоятельствам, упомянутым законодательством.
- Информация была передана посторонним лицам.
При отсутствии хотя бы одного признака преступление может быть квалифицировано по другим статьям Уголовного кодекса.
Разглашение государственной тайны УК РФ определяет именно как ее выдачу посторонним лицам. Выдача может осуществляться посредством:
ДополнительноПосторонним считается лицо, не обладающее правом ознакомления с разглашенной информацией. Хотя оно может иметь доступ (допуск) к другим тайным сведениям.
- Действий:
- доверительной беседы;
- публичного высказывания на телевидении, в соц. сетях, и других средствах массовой информации;
- переписки;
- ознакомления с документами, чертежами, конструкциями;
- потери записей, содержащих отрывки из документов (потеря самих документов квалифицируется по ст. 284 УК).
- Бездействия — несоблюдения правил:
- ограничения доступа в кабинеты с документацией;
- сокрытия внешнего облика предметов, выносимых за пределы закрытых помещений;
- засекречивания документов.