Рабочее время работников образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рабочее время работников образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Комментарий к ст. 333 ТК РФ

1. Для педагогических работников предусматривается сокращенная продолжительность рабочего времени, которая не должна превышать 36 часов в неделю, что связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервно-эмоционального напряжения.

2. В ч. 6 ст. 47 Закона об образовании предусмотрено, что в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включаются: учебная (преподавательская), воспитательная работа; индивидуальная работа с обучающимися; научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом; методическая, подготовительная, организационная, диагностическая; работа по ведению мониторинга; работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

3. Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников установлена в Приказе Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю и включает в себя преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом работы. Конкретная продолжительность рабочего времени определенных категорий педагогических работников установлена в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда. Так, установлена продолжительность рабочего времени:

36 часов в неделю:

— работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

— старшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений дополнительного образования детей и домов ребенка;

— педагогам-психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственного обучения, старшим вожатым, инструкторам по труду;

— методистам, старшим методистам образовательных учреждений;

— тьюторам образовательных учреждений (за исключением тьюторов, занятых в сфере высшего и дополнительного профессионального образования);

— руководителям физического воспитания образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования;

— преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки;

— инструкторам-методистам, старшим инструкторам-методистам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

30 часов в неделю — старшим воспитателям образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей).

В данном Приказе предусмотрены дифференцированные нормы часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы), а также нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

4. Установлена следующая норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

18 часов в неделю:

— учителям 1 — 11 (12) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в т.ч. специальные (коррекционные) образовательные программы для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья);

— преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

— преподавателям специальных дисциплин 1 — 11 (12) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

— преподавателям 3 — 5 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения; 5 — 7 классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ); 1 — 4 классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;

— педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

— тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

— учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

— логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания;

24 часа в неделю — преподавателям 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 1 — 4 классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения;

720 часов в год — преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального профессионального и среднего профессионального образования.

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

Что входит в рабочее время учителя

В рабочее время педагога за неделю обычно по ставке включают 18 часов по норме и добавляют время на методическую деятельность. Но любой учитель сразу задаст вопросы о дополнительной занятости (в том числе классном руководстве), труде на каникулах и во время карантина.

Понятие сокращенной продолжительности рабочего времени для педагогических работников

Федеральным законодательством для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Однако это не означает, что у всех педагогических работников она одинаковая.

В ст. 333 ТК РФ наряду с указанием о продолжительности рабочего времени педагогических работников — не более 36 часов в неделю имеется очень существенное уточнение о том, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством РФ.

Следовательно, понятие «продолжительность рабочего времени не более 36 часов» — это не общеустановленная и обязательная для всех педагогических работников продолжительность рабочего времени, а всего лишь ее предельная норма, которая Правительством РФ может быть установлена педагогическому работнику, занимающему одну должность (или получающему одну ставку заработной платы), в зависимости от того, какую он занимает должность и каковы особенности труда по этой должности.

Разделение рабочего дня на части

Положением об особенностях режима рабочего времени урегулирован также вопрос, связанный с разделением рабочего дня на части.

Читайте также:  Поймай меня, если сможешь: как работает «субсидиарка» после банкротства

Так, в образовательных учреждениях с круглосуточным пребыванием воспитанников (школы-интернаты, детские дома, пришкольные интернаты), в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность, прерывающая рабочее время отдельных работников в течение рабочего дня (смены), с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним могут вводиться более длительные перерывы для отдыха и приема пищи, превышающие два часа, с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени (без учета перерывов) не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Такой режим рабочего времени считается неудобным и должен соответствующим образом компенсироваться, например применительно к порядку, определенному Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе», в соответствии с которым женщинам на селе за разделение рабочего дня на части с перерывом более двух часов установлена оплата в повышенном на 30 процентов размере.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Рабочее время педагога в каникулярный период

Как должен работать педагог в каникулы? В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы в школе в этот период. Ученикам и родителям нередко кажется, что каникулы — это время отдыха учителя. На практике дело обстоит иначе. Учителя знают, что каникулы — это их рабочее время, причем нередко не менее напряженное время, чем учебное.

В каникулы педагоги заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям, заняты в организации и проведении государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах и т. д.

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

Трудовой кодекс:

  • определяет круг лиц, который не может быть допущен к педагогической деятельности;
  • устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для педагога (не более 36 часов в неделю);
  • закрепляет право на ежегодный удлиненный отпуск сроком от 42–56 календарных дней, в связи с повышенной интенсивностью и напряженностью труда педагога;
  • предоставляет право на отпуск сроком 1 год после непрерывных 10 лет педагогической работы.

Особый статус педагога закреплен и в Законе «Об образовании в РФ». Согласно п.7 ст.47 Закона «Об Образовании в РФ» режим рабочего времени и времени отдыха учителя определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и локальными актами образовательной организации (трудовым договором, графиками работ, расписанием занятий и т. д.).

Таким образом, ТК и Закон «Об Образовании в РФ» определяют общие положения и особенности труда педагогических работников.

Для разных категорий педагогических работников устанавливается своя продолжительность рабочего времени (Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Например, старшим воспитателям дошкольных учреждений, педагогам- психологам, социальным педагогам, педагогам-организаторам, старшим вожатым и т. д. устанавливается продолжительность 36 часов рабочего времени в неделю (п. 2.1 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Учитель-дефектолог, учитель-логопед работает 20 часов в неделю за ставку заработной платы (п. 2.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Существует ли документ, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

О том, какой режим работы учителя должен быть установлен в каникулы, подробно описывает Приказ Министерства образования и науки РФ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» № 69 от 27.03.2006 г.(далее — Приказ). Глава IV определяет периоды осенних, зимних, веcенних и летних каникул, как рабочее время учителя.

Могут ли педагоги работать в каникулярный период по сокращенному времени?

Учителя в каникулярный период осуществляют педагогическую, методическую, организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы в пределах установленного объема учебной нагрузки, определенной до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Учителя, которые осуществляют индивидуальное обучение детей на дому по медицинским показаниям, в каникулы привлекаются к работе с учетом установленного количества часов, определенных до начала каникул (п.4.2 Приказа).

Режим работы времени всех работников в каникулярный период определяется локальными актами образовательного учреждения и графиками с указанием работ. (п. 4.6 Приказа).

Указанные пункты Приказа закрепляют за учителем право работать в каникулы с учетом его учебной нагрузки. Если педагог имеет учебную нагрузку не 36 часов в неделю, а 25, то соответственно и во время каникул он работает не больше 25 часов в неделю.

На период каникул администрация образовательного учреждения составляет график работы сотрудников.

При составлении этого графика с согласия работника выполнение объема установленной недельной учебной нагрузки может быть запланировано на меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием.

Нередко встречаются случаи, когда руководители образовательных учреждений составляют график работы на каникулы, учитывая не только учебную нагрузку педагога, но и ненормированную часть работы учителя (проверка тетрадей, классное руководство, работа с документацией и т. д.).

Мотивируя это тем, что педагог получает за такую деятельность дополнительные выплаты. Такая работа педагога не конкретизирована по количеству часов. Особенностью работы педагога в школе является то, что его работа трудно поддается четкому нормированию по часам и зависит от множества различных обстоятельств.

Характер работы учителя нередко предполагает занятость в праздничные, выходные дни, во время отпуска.

Вопрос учета ненормированного рабочего времени учителя на законодательном уровне решен не четко. В связи с этим руководители образовательных учреждений самостоятельно разрабатывают систему учета рабочего времени педагогического работника.

Порядок определения учебной нагрузки

  • Объем учебной нагрузки педагога определяется ежегодно до начала учебного года и устанавливается внутренними актами образовательного учреждения (п. 1.3 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Объем учебной нагрузки педагога оговаривается в трудовом договоре работника и образовательного учреждения (п. 1.4 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Увеличение или снижение объема учебной нагрузки допускается по соглашению сторон трудового договора (п. 1.7 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).
  • Об изменении объема учебной нагрузки работодатель обязан уведомить педагогического работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления изменений. (п. 1.8 Приказ «О продолжительности рабочего времени»).

Увеличение рабочего времени педагога в каникулярный период для выполнения работ, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами заявлены соответствующие мероприятия или виды работ (п.2.3 Приказа). Если таких работ и мероприятий не запланировано, то привлечение работников в этот период ограничивается нормируемой частью их рабочего времени. То есть количеством часов учебной нагрузки до начала каникул.

Можно сделать вывод о том, что каникулы являются для педагогов полноценным рабочим временем, если директор образовательной организации в графике работы на каникулы не указал иное.

  • Автор — Сафиулина Нурия Романовна
  • 15.05.2015
  • Все консультации автора

24 Марта 2020

ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года

Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается

ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая

Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ

Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ

Читайте также:  Какие нужны документы для приватизации квартиры

18 Марта 2020

Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок

На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!

Как считать зарплату по новой системе

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений совместно с Минобрнауки в 2020 году разработала новые единые рекомендации (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол № 13). Они предписывают вносить в трудовой договор следующие компоненты оплаты:

Кроме того, в Минобрнауки утвердили примерное положение об оплате труда работников в учреждениях, подведомственных министерству (Приказ № 71 от 01.02.2021). На основании примерного положения бюджетные и автономные образовательные учреждения утверждают локальные положения и прописывают в них порядок, как рассчитать зарплату учителя по часам, ставкам и окладам.

Ставка устанавливается за календарный месяц или за норму труда. Имеется в виду количество академических часов, которые следует отработать в определенный период за ставку заработной платы. В локальных нормативах закрепляется, сколько часов в 1 ставке учителя, — обычно норма устанавливается из расчета 18 часов в неделю.

К выплатам стимулирующего характера, согласно письму Минобрнауки № ВП-1992/02 от 29.12.2017, относятся:

Компенсационные выплаты предусмотрены за работу в экстремальных климатических условиях, сверхурочные часы, совмещение должностей, выход в выходные или праздники.

В качестве примера рассмотрим, какая зарплата получится при ставке учителя за 18 часов в неделю у педагога русского языка и литературы высшей категории со стажем 16 лет. Исходные данные:

Получаем за нагрузку: 5000 руб. / 18 × 18 = 5000 руб.

За категорию доплата составит: 5000 × 0,2 = 1000 руб.

За проверку работ: 5000 × 0,1 = 500 руб.

Добавляем еще 500 рублей за непрерывный стаж.

5000 + 1000 + 500 + 500 = 7000 рублей.

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы. Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора. Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе. Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям. Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

Проблему низких зарплат учителей в регионах будут решать на законодательном уровне. В Минпросвещения связывают сложившуюся ситуацию с тем, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как рассчитывать оклады, надбавки и премии, и не учитывают рекомендации ведомства. Об этом Ольга Васильева рассказала в интервью «Российской газете».

«Мы сейчас боремся за то, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей гарантированно уходило на оклады за одну ставку, то есть за 18 уроков в неделю. И только 30% должно выделяться на различные надбавки. Далеко не все эту пропорцию — 70 на 30 — соблюдают. Порой средняя по региону зарплата появляется в отчетах губернаторов только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку», — заявила глава Минпросвещения.

По словам Васильевой, поправки в Трудовой кодекс вводят единую модель формирования структуры оплаты труда, которая позволит прописать базовые гарантии по зарплатам в том числе учителей на федеральном уровне. Помимо этого, изменится и подход к бумажной работе учителей. Благодаря поправкам в Федеральный закон «Об образовании» число документов, которые обязаны заполнять учителя ограничится четырьмя. В перечень входят: рабочая программа по предмету, календарно-тематический план, электронный журнал, электронный дневник.

О1 Фото: ТАСС/Дмитрий Феоктистов

«Любые другие бумаги — о субботниках, прививках, партах и тому подобное — не должны быть заботой учителя. Мы опять же отправляем такие рекомендации в регионы каждый год. И видим, что они не выполняются. Поэтому сейчас работаем над поправками в ФЗ «Об образовании в РФ», которые закрепят правило «четыре документа для учителя» законодательно», — добавила министр, уточнив, что новые школьные стандарты ФГОС снизят нагрузку на учителей более чем на треть.

Планы создать единую систему оплаты труда учителей обсуждались в Совете Федерации еще в декабре прошлого года. Во время заседания говорилось, что на реализацию проекта может уйти около года.

Рабочее время педагогических работников

Однако сопоставить нормы законодательства с практикой бывает непросто — о некоторых аспектах оно умалчивает. Рассмотрим несколько типичных вопросов, возникающих в тех случаях, когда педагог работает с дополнительной нагрузкой.

Отдельный договор: составлять или нет

В силу ч. 1 ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю. Согласно ч. 2 данной статьи учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении.
Как и любые другие работники, педагоги вправе работать по совместительству, т.е. выполнять в свободное от основной работы время другую регулярную оплачиваемую работу у того же или у другого работодателя. В этом случае с работником заключаются трудовые договоры о внутреннем или внешнем совместительстве.

Внимание! Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 N 41 (далее — Постановление N 41) установлены особенности работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры. Выполнение педагогическими работникам отдельных видов работ, перечисленных в п. 2 Постановления N 41, не считается совместительством и не требует заключения отдельного трудового договора.

Не являются совместительством:
— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год (пп. «в» п. 2 Постановления N 41);
— педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднего профессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой (пп. «е» п. 2 Постановления N 41);
— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств (пп. «з» п. 2 Постановления N 41).
Выполнение таких работ допускается в основное рабочее время с согласия работодателя в том же учреждении, в котором сотрудники работают по основному месту работы, без оформления внутреннего совместительства. Работодатель самостоятельно определяет виды и объем работ, которые без ущерба для основной работы могут выполняться тем или иным работником.
Пунктом 3 Приложения к Приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» установлено, что для воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях норма часов педагогической работы за ставку зарплаты составляет 36 часов в неделю.
В соответствии с положениями ст. ст. 92, 333 ТК РФ это означает, что для воспитателей норма часов педагогической работы в неделю равняется максимальной продолжительности рабочего времени педагогических работников за это же время. Если воспитатель дошкольного учреждения работает сверх 36 часов в неделю — он работает за пределами своего рабочего времени. Постановление N 41 не уточняет, как в этом случае оформить выполнение такой работы, ведь по смыслу п. 2 перечисленные в нем работы выполняются работником в основное рабочее время.
Руководствуясь общими правилами, установленными ТК РФ, выполнение воспитателем дошкольного образовательного учреждения работы по той же должности в этом же учреждении сверх 36 часов возможно на основании трудового договора о работе на условиях внутреннего совместительства (Решение Верховного Суда РФ от 21.12.2006 N ГКПИ06-1518).
Если стороны решат именно так оформить выполнение работы, они должны учитывать, что продолжительность работы воспитателя по совместительству не может превышать 18 часов в неделю (пп. «б» п. 1 Постановления N 41).

Читайте также:  Как оформить переуступку права аренды земельного участка

Пример 1. Воспитатель хочет иметь общую нагрузку 72 часа в неделю, из них — 36 часов по основному месту работы. С ним можно оформить трудовой договор по основному месту работы и два трудовых договора о внутреннем совместительстве, продолжительность работы по каждому из которых составляет 18 часов в неделю.

Педагогическим работникам не запрещено заниматься педагогической деятельностью у другого работодателя за пределами основного рабочего времени. Эти отношения могут оформляться трудовым договором о работе на условиях внешнего совместительства.

Пример 2. У музыкального руководителя на основной работе половина месячной нормы рабочего времени равна 12 часов в неделю. Продолжительность его рабочего времени по внешнему совместительству на той же должности не может превышать 16 часов работы в неделю (пп. «б» п. 1 Постановления N 41).
В силу пп. «в» п. 2 Постановления N 41 выполнение педагогическим работником дополнительной работы с почасовой оплатой в объеме до 300 часов в год не требует заключения трудового договора. Однако выполнение дополнительной работы в основное рабочее время, но не у своего работодателя, не подпадает ни под одно из определений трудового законодательства.
Выполнение такой работы в учреждении, не являющемся для музыкального руководителя основным местом работы, может быть оформлено путем заключения гражданско-правового договора (например, на оказание услуг). Ограничения по продолжительности рабочего времени, установленные трудовым законодательством, в этом случае не действуют.

Почасовая оплата: 300 или 240

Как уже упоминалось, согласно Постановлению N 41 не является совместительством педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год. Однако существует более ранний документ — Положение об условиях работы по совместительству, утвержденное Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 09.03.1989 N 81/604-К-3/6-84 (далее — Положение N 81/604-К-3/6-84), в котором содержится иная норма — не более 240 часов в год. На сегодняшний день этот документ не отменен и формально продолжает действовать в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).
Возникает вопрос, какой нормой руководствоваться при оплате педагогической работы при применении почасовой оплаты труда и какой год имеется в виду — календарный (финансовый), учебный или год с момента разрешения на дополнительную работу.
Действие Положения N 81/604-К-3/6-84 касательно особенностей работы по совместительству педагогических работников вызывает сомнения, т.к. в силу ст. 282 ТК РФ эти особенности должны устанавливаться в порядке, определяемом Правительством РФ. Кроме того, эти вопросы регулируются более поздним нормативным актом — Постановлением N 41.

Внимание! В пп. «в» п. 2 Постановления N 41 не упоминается об учебном или рабочем годах. Более логичным является определение нагрузки в пределах ограниченного объема педагогической работы с почасовой оплатой в расчете на год, отсчет которого начинается со дня, определенного сторонами, или со дня, когда работодатель выразил согласие на выполнение педагогическим работником такой работы.

По общим правилам, установленным ч. 3 ст. 14 ТК РФ, сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели. Таким образом, годичный срок должен заканчиваться днем, предшествующим дню, с которого начинается следующий год.
Например, преподавателю разрешена дополнительная работа с почасовой оплатой со 2 сентября 2013 г. Это означает, что по 1 сентября 2014 г. включительно им должно быть отработано не более 300 часов.

Из чего складывается зарплата учителя в России

В декабре 2008 года в стране приняли новую систему оплаты труда (НСОТ). Она заменила действующую до этого единую тарифную сетку (ЕТС). Теперь зарплата преподавателя складывается из трёх частей:

  • Оклад. Рассчитывается исходя из рабочих часов сотрудников.
  • Компенсационные выплаты. Сюда входит классное руководство, заведование кабинетом, проверка тетрадей, добавки за количество учащихся, категорию и нагрузку учителя.
  • Стимулирующие выплаты. Направлены на улучшение качества преподавания. В категорию входит количество учеников победивших или занявших почётное место на олимпиаде вне школы, высокие показатели на ЕГЭ, своевременное ведение документации. В некоторых учебных учреждениях учитывается отсутствие жалоб от коллег и родителей, а также сокращение или отсутствие учеников на учёте (КДН и ЗП).

Компенсационные выплаты рассчитываются в процентах, например, учитель первой категории к окладу получает дополнительные 15 %. Каждый пункт стимулирующей выплаты имеет своё количество баллов, назначенное руководством школы. Для определения ценности одного балла в конце отчётного периода фонд выплат делят на общее количество заработанных преподавателями баллов. На основании этих расчётов поощряют сотрудников.

Сколько зарабатывает учитель за рубежом

В странах бывшего Советского Союза начисление заработной платы преподавателям происходит по той же схеме, что и в России. Различаются только расценки. По официальным данным республики Казахстан минимальный доход учителя без классного руководства и категорий всего 11 тысяч рублей. Но с дополнительной нагрузкой — проверкой тетрадей, заведование кабинетом и прочее — 17 тысяч рублей. В частных школах учителя получают в среднем 32 тысячи рублей.

Преподавателям Германии разрешено одновременно вести несколько предметов из разных областей. Зарплаты колеблются от трёх до пяти тысяч евро — всё зависит от стажа и места работы. Например, учитель начальных классов в Рейн-Вестфалии получает каждый месяц 3500 евро (260 тысяч рублей). А специалист по истории в Баварии, со стажем преподавания 20 лет, зарабатывает 4000 евро (295 тысяч рублей).

В США доход учителя сильно зависит от штата, где расположена школа. Средняя зарплата в Калифорнии —7500$, а в Южной Дакоте 3200$. При этом тут также есть надбавки за внешкольные занятия, влияет уровень образования и результаты профессиональных тестов. С увеличением стажа преподавания растёт заработная плата. Максимальный доход, на который может рассчитывать специалист — 12 500$ (820 тысяч рублей).

Норма нагрузки учителя

Работа учителя определяется количеством часов недельной учебной нагрузки, а также выполнением обязанностей, предусмотренных ТКХ. Норма часов за ставку заработной платы для учителя начальных классов — 20 часов, других — 18. Ниже или выше этой нормы учебную нагрузку руководство учреждения может установить только с письменного согласия работника. Нагрузку, установленную в начале учебного года, без согласия работника изменять нельзя.

Следует отметить, что у учителя (если это его основное место работы) должен сохраняться тот объем учебной нагрузки, с которым он работал в предыдущем учебном году. Исключение — если сокращаются часы по учебному плану или классы-комплекты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *