Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «сколько мусора можно выкидывать в контейнер в частном секторе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Суть законов о вывозе мусора в сельской местности
Общий смысл принятых законодательных актов сводится к следующему:
- в результате жизнедеятельности человека, проживающего в сельской местности, образуются твёрдые коммунальные отходы (ТКО), которые подлежат сбору на специально оборудованных площадках и вывозу к месту последующего уничтожения и/или захоронения, и заниматься этим процессом обязан региональный оператор, имеющий лицензию по работе с ТКО (ст. 24.6 ФЗ №89);
- для этого региональный оператор заключает договор по работе с ТКО с собственниками этих отходов, причём договор имеет публичный характер (п. 1. ст. 24.7 ФЗ №89);
- собственники отходов обязаны подписать договор по работе с ТКО с региональным оператором (п. 4 ст. 24.7 ФЗ №89);
- собственники жилых домов или части жилых домов обязаны обеспечить работу с ТКО, подписав договор с региональным оператором (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).
Собственникам ТКО запрещено (п. 2 ст. 51 ФЗ №7):
- сбрасывать отходы в поверхностные и подземные воды, в недра и на почву;
- бросать отходы вблизи сельских населённых пунктов, в любых местах, создающих угрозу природной среде.
Пепел или зола, образующиеся в результате самостоятельного сжигания ТКО, тоже относятся к отходам, на которые распространяется запрет сброса в воду, недра и на почву, т. к. в процессе простого горения возможно образование химических и/или радиоактивных соединений, отравляющих окружающую природу.
Ответственность за неуплату
Обязанность по оплате коммунальных услуг установлена ст. 153 Жилищного кодекса. Отказаться от ее исполнения невозможно. Поэтому те, кто не будет своевременно вносить плату за обращение с ТКО, автоматически перейдут в разряд должников с вытекающими отсюда последствиями. А это пени на задолженность и последующее взыскание ее в судебном порядке.
Но, как и для других коммунальных платежей, здесь имеются льготные положения для некоторых категорий граждан. Федеральное законодательство устанавливает для них ежемесячные компенсации.
К таким категориям относятся:
- федеральные льготники (инвалиды, участники ВОВ, «чернобыльцы» и т.д.);
- региональные власти вправе установить категории, которым предоставляет льготы на своем уровне.
Как сократить объемы мусора
К сожалению, нововведения в законодательстве никак не поощряют собственников загородного жилья уменьшать объёмы вывозимого мусора, а также желание сортировать мусор и отвозить его в пункты переработки. Однако в силах любого сознательного гражданина заботиться об экологии места его проживания, в том числе и путем сокращения потенциального объема бытовых отходов. Есть несколько способов уменьшить количество производимого мусора:
- Пищевые отходы, правильно отобранные и измельченные, могут быть использованы в качестве корма для животных подсобного хозяйства.
- Сухие листья, трава, пищевые отходы могут быть переработаны в компост и служить удобрением для растений на приусадебном участке.
- Спиленные деревья, измельченные в опилки, могут служить в качестве мульчи и укрывного материала для посадок.
- Возобновляемый мусор – бумага, пластик, металлический лом – принимается во многих субъектах в пунктах вторсырья, в отдельных случаях за сбор и сортировку мусора предусмотрено вознаграждение.
Обязательно ли заключать договор
С момента заключения соглашения между исполнительным органом субъекта РФ и выбранным на конкурсной основе оператором, осуществляющим операции с ТКО частных и иных землевладений, последний должен разослать собственникам жилья бланки договора на оказание услуг. Однако, даже если они не подписаны, с начала фактического исполнения оператором своих обязанностей, услуга считается оказанной и стоимость ее включается в счет уплаты жилищно-коммунальных услуг.
Если же в конкретном субъекте договор между исполнительным комитетом и оператором не заключен, собственник вправе сам выбрать организацию с лицензией на вывоз ТКО, и заключить с ней договор на оказание этой услуги.
Если региональный оператор не оказывает услугу по вывозу отходов, оказывает ее не в полном объеме или качество услуг не соответствует требованиям законодательства, собственник имеет право обратиться с жалобой в Роскомнадзор и в районные отделы Прокуратуры.
Твердые отходы, что относится к ТКО
Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:
Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Что понимается под ТКО в частном секторе
Понятие ТКО общее для любых жилых и общественных зданий, оно содержится в ст. 1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Итак, ТКО в частном секторе — это отходы, образованные двумя путями:
- отходы, образующиеся в процессе потребления людьми в жилых помещениях,
- отходы, образующиеся из-за утраты потребительских свойств промышленными товарами в процессе их использования.
Например, к ТКО в частном секторе относятся:
- мусор и смет от уборки, в том числе от уборки двора;
- биологические отходы — остатки пищи, растительных компонентов, кости;
- синтетические отходы (пластик, стекло, металлы, бумага);
- крупногабаритный мусор (бытовая техника, мебель).
Не относятся к ТКО в частном секторе (Письмо Минприроды РФ от 11.10.2019. № 08-25-53/24802):
- обрезанные ветки и спиленные деревья, т.к. они образованы вне жилого помещения;
- строительный мусор после капремонта несущих конструкций, ограждающих конструкций и коммуникаций;
Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году
Было | Стало |
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. | Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор. |
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. | Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти. |
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. | За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений. |
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. | Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора. |
Сортировка мусора не предусмотрена. | Установлена необходимость сортировки мусора. |
Как сэкономить на плате за вывоз мусора
Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.
Мнение эксперта
Куртов Михаил Сергеевич
Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.
Ещё один способ экономии — это раздельный сбор мусора. Если на общем собрании жильцов многоквартирного дома будет принято решение о раздельном сборе мусора и будут созданы для этого необходимые условия, то в договоре с оператором можно предусмотреть оплату не за количество проживающих человек, а за фактический объём вывезенного мусора в тоннах или кубических метрах. В результате применения такого подхода экономия может составить до 50%. Однако ещё не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура для переработки отсортированного мусора.
Вступят в силу новые Санитарные правила и нормы, в том числе в области обращения с ТКО
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются» его ведущая Елена Шерешовец разобрала новые СанПиН 2.1.3684-21. Она рассказала об изменениях в требованиях к сфере обращения с ТКО применительно к работе организация, управляющих недвижимостью:
Новые СанПиН 2.1.3684-21 утверждёны постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, вступают в силу 1 марта и будут действовать до 1 марта 2027 года. Они обязательны для исполнения органами власти, муниципалитетами, юридическими лицами и гражданами, в том числе ИП.
Исполнение требований законодательства к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей МКД входит в перечень обязанностей управляющих организаций (п. 10 ПП РФ № 491). Поэтому УО следует изучить новые СанПиН 2.1.3684-21. Документ обширный: эксперт подробно разобрала раздел, который касается правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Муниципалитет согласует размещение мест сбора мусора
Схема создания контейнерной площадки для сбора мусора зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для её размещения.
Если собственник земельного участка – муниципалитет, то орган МСУ сам создаёт на этом месте контейнерную площадку. Делается это в соответствии с правилами благоустройства территории и с требованиями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Иная процедура предусмотрена для случаев, когда земля под контейнерной площадкой принадлежит частному лицу или организации. Например, территория включена в состав общего имущества многоквартирного дома. В таком случае управляющая домом организация, ТСЖ, ЖСК должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.
Обращение рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в орган МСУ. Муниципалитет направляет документы на экспертизу в территориальный орган санитарно-эпидемиологического надзора. На подготовку заключения органу санэпиднадзору отведено пять календарных дней.
В случае отрицательного решения орган МСУ направляет лицу, подавшему заявку, ответ с указанием причины отказа. После устранения нарушений заявитель вправе повторно подать документы.
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
«Квитанций не было, а потом выставили долг за весь год»
Если регоператор долгое время не выставлял счета за вывоз мусора, а после прислал квитанцию за все пропущенное время, это повод обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Здесь нарушаются права жильцов как потребителей коммунальных услуг (к коим сейчас относится и вывоз ТКО): поскольку они не получают необходимую и достоверную информацию об услуге (состав ст. 14.8 КоАП РФ).
Это грозит регоператору штрафом. Но оплатить задолженность все равно придется: отсутствие квитанции не освобождает от оплаты коммунальной услуги. Разумеется, при условии, что она действительно была оказана (о чем говорилось ранее).
Не платить на законных основаниях можно пени, если их начислили за то время, когда квитанция не приходила (ВС РФ, дело № 303-ЭС19-3457).
А также платежи, по которым уже истекла исковая давность (3 года со дня наступления срока оплаты).
Нужно ли заключать договор на вывоз мусора, если на участке в деревне еще нет дома?
Согласно установленным законом понятиям, собственник дома или его части должен заключить договор. Если в собственности или в аренде находится только один участок земли, нет необходимости заключать договор о вывозе мусора.
Но по тем же законам собственник или арендатор земли не освобождается от обязанности содержать в чистоте прилегающую территорию. Это означает, что отходы, образующиеся в процессе землепользования, должны утилизироваться самостоятельно в соответствии со всеми положениями, установленными законом:
- Листья и отмершие части растений следует закопать в землю.
- Ветви и небольшие части деревьев необходимо измельчить в измельчителе и использовать в качестве мульчи.
- Используйте спиленные стволы деревьев в качестве дров для барбекю или барбекю.
- Для вывоза строительного мусора рекомендуется заказывать контейнер у регионального оператора по обращению с ТБО.
Остальные отходы необходимо взять с собой в город и выбросить в контейнер, установленный на территории.
Что говорит Закон о вывозе мусора из частного сектора
В России нет специального закона, регулирующего размещение отходов в сельской местности. Заказчики и поставщики руководствуются правилами, установленными в различных законодательных актах:
- Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 (ред. От 27.12.2019);
- Письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 08-25-53 / 24802 «О направлении разъяснений по регулированию деятельности в области обращения с ТБО» от 11.11.2019;
- «Правила обращения с твердыми городскими отходами» (ТБО), введенные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 г. 2016 г. 1156;
- Федеральный закон № 89 от 24 июня 1998 г. (в ред. От 27 декабря 2019 г.) «Об отходах производства и потребления».
Перспективы и необходимость реформы в РФ
То, что мусорная реформа России необходима – является бесспорным фактом. Достаточно вспомнить напряженную ситуацию в Подмосковье в течение всего 2020 года, многочисленные отчеты ОНФ и прочих экоактивистов относительно экологического уровня в разных регионах РФ. Показатели по мусору были запредельными. Однако реформирование должно происходить не в ущерб населению. С этим соглашаются и эксперты, и «операторы» реформы в Министерстве природы РФ.
Глава министерства уже выразил общую точку зрения относительно перспектив: тарифы на обращение с отходами нужно рассчитывать с учетом экономики и социальных особенностей субъектов, развитости инфраструктуры, плотности населения.
Также в перспективе Россия должна перейти на раздельный сбор отходов и их сортировку. В идеале – преемственность европейского опыта с установкой в городах контейнеров разного цвета для разного типа мусора. Граждане сами должны начать сортировать отходы: тем самым снижается не только ущерб внешней среде, но и появляется повод для понижения тарифа.
Наконец, еще одним важным перспективным направлением мусорной реформы является декриминализация данной сферы. С появлением региональных операторов появляется возможность совершенствовать процесс обращения с отходами, повышать его прозрачность и, как оптимистичный итог, навести порядок в одной из самых проблемных сфер.