Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На кого ложится обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Об определении лица, оказывающего коммунальную услугу по обращению с ТКО, при управлении МКД управляющей организацией
Частью 9 ст.157.2 ЖК РФ предусмотрено, что в случае отсутствия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, коммунальные услуги предоставляются региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключаемым в порядке, предусмотренном частью 6, пунктом 3 части 7 ст.157.2 ЖК РФ в соответствии с типовым договором, и с учетом особенностей, предусмотренных Правилами № 354.
Согласно п.148(8) Правил № 354. «управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям в многоквартирном доме … не ранее даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенному управляющей организацией с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
До даты начала вывоза твердых коммунальных отходов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенному управляющей организацией с региональным оператором, региональный оператор в соответствии с п. 148(11) Правил № 354 приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Учитывая, что п.8(17) Правил № 1156 предусмотрена процедура признания заключенным договора на обращение с ТКО на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о его заключении на своем официальном сайте в случае не направления потребителем (в т.ч. управляющей организацией) заявки на заключение договора, то, как показывает складывающаяся практика, многие управляющие организации, не отследившие вовремя информацию на официальном сайте регионального оператора, и не направившие заявку на заключение договора на обращение с ТКО, оказываются «автоматически» в силу прямого указания Правил № 1156 участниками договорных отношений с региональным оператором, и соответственно, становятся исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В том случае, когда управляющая организация, ознакомившись с информацией, размещенной региональным оператором на официальном сайте, успеет направить заявку на заключение договора на обращение с ТКО до даты заключения указанного договора исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей в многоквартирном доме, по нашему мнению, будет являться региональный оператор. При этом считаем, что к рассматриваемым нами отношениям не применяется положение п. 8(18) Правил № 1156 о том, что до дня заключения договора на обращение с ТКО услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность по обеспечению учета ТКО
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:
обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”;
подпункт б) пункта 13
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
пункт 7 раздела II “Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов”
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
пункт 5 Правил
Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.
Почему так важно заключать договор с лицензированным подрядчиком?
Москва и Московская область уже давно в большинстве своем перешли на официальный договор с проверенными региональными операторами, но в регионах дела обстоят хуже.
Особенно «грешат» самовывозом отходов на несанкционированные свалки владельцы малого бизнеса.
Так, например, бизнесмен не заключает договор на вывоз отходов для салона красоты, которым он владеет, и вместо этого вывозит мусор либо незаконно, либо в контейнеры в соседних дворах, увеличивая нагрузку на точку сбора мусора.
Помните, отсутствие договора на вывоз твердых бытовых отходов несет за собой ответственность перед государством.
Также стоит подумать об ответственности перед окружающим миром: несанкционированные свалки и неправильная утилизация мусора создает условия для загрязнения почвы, воды и воздуха различными токсичными соединениями.
Какие документы нужны для заключения договора
Для тех, кто не знает, какие документы нужны для заключения письменного договора на вывоз мусора с индивидуальными предпринимателями, а также юридическими лицами, представлен следующий список:
- бумагу, подтверждающую полномочия представителей со стороны заказчика;
- адрес, по которому будут располагаться необходимые для очистки от мусора контейнеры;
- копия документа, подтверждающего регистрацию юридического лица;
- банковские реквизиты, согласно которым будут перечисляться деньги;
- ИНН;
- КПП;
- информация об общей численности работников предприятия, принадлежащих ему территорий и площади рабочих помещений.
Паспорт отходов и класс опасности
Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.
Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.
Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.
Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».
Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.
Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.
Платить за метры или за количество людей?
Согласно приказу облдепартамента ЖКХ от 19 декабря 2018 года № 188 «Об утверждении нормативов накопления ТКО» нормативы установлены исходя из категории объектов. В зависимости от формы работы расчёт может осуществляться по площади, количеству сотрудников, клиентов и так далее.
Например, административные, офисные здания, деловые центры, кредитные организации теперь должны платить не за количество фактически вывезенного мусора, а исходя из численности сотрудников.
«Мусор образуют не квадратные метры, а люди, поэтому так будет правильно», – считает Белоковаленко.
Норматив накопления для этой категории объектов равен 1,5 кубометра в год на одного сотрудника. Вывоз 1 кубометра составляет 533,44 рубля. И ежемесячная плата за услугу «обращение с ТКО» считается по формуле: (1,5 х кол-во сотрудников х 533,44 рубля)/12.
Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?
Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.
Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.
Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.
Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.
Существуют следующие виды избавления от мусора:
- Выбрасывание строительного мусора. Большинство из нас знают, что выбрасывать оставшиеся от стройки отходы в контейнер для мусора запрещается, но это не мешает многим игнорировать установленное правило.
- Выбрасывание мусора из автотранспортных средств. Это не только засоряет обочины дорог, но и может стать причиной ДТП.
- Избавление от мусора в лесных массивах. Это довольно распространенный случай. Многие считают, что нет смысла везти остатки от мероприятий на свежем воздухе из леса обратно и выбрасывать их в контейнер, если можно безнаказанно выбросить их в овраг и прочие места.
- Выбрасывание мусора из окон жилых помещений. Несмотря на то что в каждой квартире есть мусорное ведро, многим не мешает выбрасывать его через окно. В больших городах это довольно распространенное явление.
Обязательные пункты заявки
Организации и частные лица, заключившие договор с региональным оператором напрямую, обязаны самостоятельно отслеживать оборот мусора и заказывать вывоз через утвержденную заявку. Она обычно отражается в приложении к договору на оказание услуг, как и способ подачи: онлайн, по телефону, письменным уведомлением, например. Форма заявки не утверждена законодательно, используется утвержденная соглашением между сторонами.
Обычно в заявке содержатся следующие данные:
- информация о заказчике;
- сведения об исполнителе, включая информацию о лицензии;
- информация о мусоре: состав и количество;
- адрес и документы, подтверждающие право пользоваться территорией: договор аренды, право собственности;
- способы обмена информацией: онлайн, по телефону, почтой;
- необходимая периодичность вывоза;
- порядок урегулирования претензий.
Форма заявления обычно размещена на сайте регионального оператора, заключение договора производится в формате публичной оферты или при личном подписании двух экземпляров ответственными сторонам.
Пример заявки.
«Я договор не заключал, платить не буду!»
Тот факт, что потребитель не заключил договор с региональным оператором, не избавляет его от обязанности оплачивать услугу. Более того, заключить договор – это тоже обязанность потребителя. Об этом написано в Жилищном кодексе (статья 30, часть 5): «Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Важно знать, что регоператор не обязан заключать договор с каждым человеком. Он должен сообщить потребителю о необходимости заключить договор. Такая публикация называется «публичная оферта». С этого момента у регоператора появляется обязанность принимать у потребителя отходы, а у потребителя – обязанность заключить договор и оплачивать услугу.
В противном случае можно накопить долги, по которым все равно придется рассчитаться. При просрочке от трёх месяцев оператор имеет право принудительно взыскать долг, причем уже с дополнительными расходами – пенями и судебными издержками.
По договору аренды за мусор может отвечать арендодатель
Арендатор и арендодатель могут договориться, что договор на вывоз отходов заключает арендодатель. Так можно согласно Письму Минприроды России от 09.07.2020 № 25-47/17005. В этом случае арендатор только оплачивает счета от арендодателя.
Обычно организацию вывоза отходов берут на себя собственники бизнес и торговых центров. Они обустраивают общую площадку с контейнерами и заключают договор с региональным оператором. Но никто не запрещает переложить обязанность на арендодателя и в небольшом помещении на первом этаже или мастерской в промзоне, если всех это устраивает.
Обязанность арендодателя вывозить мусор записывают в договор аренды. Формулировка примерно такая:
Арендодатель обязан заключить договор на вывоз ТКО из арендуемого помещения с региональным оператором и самостоятельно вносить плату. Арендатор компенсирует расходы на вывоз ТКО согласно выставленным арендодателем счетам.
Прочитайте свой договор аренды. Если нашли подобный пункт — за мусор отвечает собственник помещения.
Предприниматели и любые юридические лица, имеющие офисы, находящиеся в черте города, обязаны заботиться о своевременном вывозе отходов и поддержании чистоты на подконтрольных территориях. Во многих муниципальных образованиях законом закреплены определенные правила территориального благоустройства, обязывающие организации иметь отдельное соглашение на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).
Другой возможный вариант — если юридическое лицо или ИП получит отдельную лицензию на вывоз мусора и будет в дальнейшем обслуживать свою территорию самостоятельно.
Помимо организаций, своевременный вывоз мусора обязательно в плановом порядке должны обеспечивать жильцы многоквартирных домов. Обычно контракт от лица жильцов оформляет ТСЖ или другая управляющая организация, но по закону никто не запрещает какому-либо владельцу квартиры заключить отдельное соглашение.
Что касается собственников отдельного жилья в частном секторе, обычно они сами занимаются вывозом отходов. Однако, если кто-то решит пользоваться уличным контейнером, то договор заключать придется. Кроме того, в некоторых регионах РФ существует административная ответственность за загрязнение окружающей территории на своем участке.
Основные положения документа
Чтобы договор на вывоз мусора был заключен на законных основаниях, к нему необходимо приложить паспорт отходов. Этот документ должен содержать следующую информацию:
- класс утильсырья, установленный в ходе лабораторного исследования;
- расчет степени вредности;
- данные об организации, которая производит утильсырье;
- адрес нахождения отработанных материалов.
При составлении этого приложения к образцу договора на вывоз мусора следует ориентироваться на нормы, описанные в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления».
В типовом соглашении обязательно должны содержаться и описываться следующие детали:
- Периодичность оказания услуг — разовая или утвержденный график.
- Наименование сторон, заключающих между собой договор.
- Права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
- Информация о классе отходов, а также перечисление наименований.
- Объем и количество подлежащего вывозу мусора.
- Местонахождение объекта, откуда будет в дальнейшем осуществляться вывоз.
- Сведения о том, кто будет выполнять сбор и предварительную сортировку ТБО.
- Срок оказания предоставляемых услуг.
- Стоимость и условия оплаты.
Главная причина заключается в том, что закон (от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) прямо обязывает собственников жилых помещений заключать договор на вывоз ТКО с регоператором.
Согласно п. 8.17 Правил № 1156, если регоператор опубликовал предложение о заключении договора на своем официальном сайте, то этот договор вступает в силу на 16-й рабочий день вне зависимости от того, подписал его потребитель, или нет.
Это один из случаев обязательного заключения договора, предусмотренный Гражданским кодексом РФ (ст. 445).
Но если при заключенном договоре регоператор не выполнял свои обязанности (т.е. не вывозил мусор) — тогда и платить ему жильцы не обязаны.
Факт вывоза мусора подтверждается прежде всего данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которые должны быть установлены на всех мусоровозах. Затребовать эти сведения может суд по ходатайству стороны процесса.
Доказывая, что мусор не вывозится, в суде можно также ссылаться на свидетельские показания, фото- и видеозаписи.
В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.
Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.
Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.
Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.
Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).
Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.
Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.
Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.
Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.
Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).
Штраф за отсутствие договора на вывоз мусора
«Сейчас в законодательстве отсутствует административная ответственность за невыполнение обязанностей по заключению договора по обращению с ТКО с региональным оператором. Мы планируем внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения о введении административной ответственности за такие действия, – рассказал Марченко (Министр ЖКХ края). Также готовятся изменения в Закон Ставропольского края об административных правонарушениях.
Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории.