Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Если в административном деле допущены ошибки – можно ли избежать наказания?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Значение протокола в административном производстве велико, ведь именно с помощью него одновременно и фиксируются обстоятельства совершенного деяния, и порождаются процессуальные действия — возбуждается производство по конкретному делу и применяются обеспечительные меры.
Протокол в административном производстве по КоАП.
Во многих случаях протокол является основным (а иногда и единственным) источником доказательств по делу об административном правонарушении.
Неудивительно, что важность данного документа прямо пропорциональна охватывающему должностное лицо соблазну внести, казалось бы, незначительные изменения, которым незнающее тонкости лицо, подписывая протокол, не придаст особого значения до тех пор, пока не поймет, как сильно они повлияли на исход дела.
В связи с такой важностью категорически рекомендуется не подписывать слепо все непонятные бумажки, которые вам предоставило для ознакомления уполномоченное лицо.
Вручение и подписание протокола
После того, как сотрудник разъяснит права, выслушает правонарушителя и оформит протокол, он подписывает его. И дает возможность подписать его правонарушителю. И здесь опять важно при наличии замечаний, отразить их в документе. Вписать в графы, рядом. Да хоть на обратной стороне. Если просто отказаться от подписи, то сотрудник просто так и заполнит. Что от подписания протокола человек (представитель организации) отказался.
Копия протокола об административном правонарушении обязательно вручается нарушителю. С получением его подписи. Опять-таки, можно отказаться. Но по почте орган власти направит протокол только в том случае, если они извещали нарушителя о составлении документа. Но он не явился. В течение 3 дней со дня издания документа его копия будет направлена по адресу местожительства.
Можно ли обжаловать постановление?
На обжалование постановления дается 10 дней с момента его составления. В это время протокол передается либо начальнику отделения ГИБДД, либо в суд – в обоих случаях в конце 10-дневного периода выносится постановление по делу об административном правонарушении. Именно этот документ вводит наказание за нарушение.
Успешно обжаловать протокол можно на основе процессуальных нарушений сотрудника полиции. Но, к сожалению, неразъяснение прав не относится к этому типу нарушений. Даже в суде его считают лишь незначительным недочетом, не влияющим на исход административного дела.
Совсем другой разговор, если сотрудник полиции нарушил какое-либо из прав, которые должен был зачитать, например, не позволил ознакомиться с материалами дела или связаться с адвокатом. В таком случае, обжаловать наказание нужно обязательно. Даже если первый этап обжалования в ГИБДД оказался безуспешным, нужно идти в суд и отстаивать свои права: если полицейский нарушил права нарушителя, наказание должно быть отменено. Но не стоит забывать, что суд не встанет на сторону водителя, если у него нет доказательств, поэтому любой разговор с сотрудником полиции стоит записывать на видео.
Срок составления протокола об административном правонарушении
Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно. Однако в случае необходимости составление может быть отложено.
Что писать в протоколе, если не согласен с нарушением ПДД?
Одно из основных правил заполнения протокола водителем, в котором многие водители заблуждаются — это вред самому себе при отказе от подписи в документе. Как мы уже говорили выше, не нужно этого делать, а, напротив, внимательно его изучить и подписать, а также сделать нужные записи, но какие?
Итак, если Вы не согласны с вменяемым Вам нарушением ПДД, то писать в протоколе нужно нижеследующее. Важно писать кратко и лаконично. Но, если в каких-либо графах Ваш текст не умещается, то в этих соответствующих графах напишите: «Объяснения дал на отдельном листе» и напишите, разумеется, на отдельной бумаге то, что захотите.
- В поле для объяснений привлекаемого лица нужно написать: «С нарушением не соласен. Нуждаюсь в помощи защитника». Тем самым, Вы сразу сообщаете о факте оспаривания нарушения ПДД. Если Вы этого не напишете сразу, то это, конечно же, не лишит Вас права обжалования постановления с штрафом, но судья или другой рассматривающий дело орган примут во внимание, что Вы не были согласны с этим изначально. Можно также кратко написать обоснование несогласия с нарушением.
- В той же графе, если сотрудника ГИБДД не объяснил Ваши права, также нужно сделать об этом пометку: «Права не разъяснены».
- Если есть свидетели или присутствует видеозапись, что может доказать Вашу невиновность, напишите в замечаниях: «Имеется видеозапись с регистратора.» или «Имеются свидетели [ФИО]. Ходатайствую об их привлечении к рассмотрению административного дела».
- Если нарушение ПДД совершено (или не совершено, но сотрудник ГИБДД обвиняет в этом) в другом городе, а Вы хотите, чтобы дело рассматривалось в Вашем городе, то в замечаниях напишите: «Ходатайствую о рассмотрении дела по месту жительства». Инспектор должен удовлетворить это ходатайство либо представить веские основания для отказа в удовлетворении. Важно знать — на письменные ходатайства сотрудники отвечают также письменно.
2. Не имея юридического образования и юридической практики по делам об административных правонарушениях, очень сложно при составлении Протокола давать юридически грамотные и фактически правильные объяснения.
Также важно понимать, что Протокол об административном правонарушении лишь фиксирует правонарушение, а само рассмотрение дела об административном правонарушении будет происходить позже с вынесением процессуального решения в виде Постановления.
Поэтому есть простое правило: чем меньше вы наговорите на себя при составлении Протокола, тем больше шансов, что адвокат (защитник) на стадии рассмотрения дела сможет защитить ваши права и законные интересы.
Да и вы, спустя некоторое время, придя в себя от волнения и изучив нормативно-правовую базу, сможете лучше проводить свою защиту.
Следовательно, при составлении Протокола не стоит «выкладывать на игральный стол все свои козырные карты». Для этого придёт ещё время на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, в графе Протокола «ОБЪЯСНЕНИЕ» рекомендую написать: «Нахожусь в крайне взволнованном состоянии, показания давать не могу. Требуется помощь адвоката».
Какие правила выписывания?
Порядок составления протокола регулируется статьёй 28.2 КоАП и соседних статей. Так, в протоколе должны быть обязательно написаны определённые данные о месте и дате совершения нарушения ПДД, об инспекторе и водителе.
В частности, обязательные данные для протокола (ч.2 ст. 28.2 КоАП):
- дата и место написания протокола об АПН,
- ФИО и должность инспектора ДПС, который его выписывает
- ФИО полностью, адрес регистрации, место работы привлекаемого водителя,
- ФИО полностью, адреса регистрации свидетелей и/или потерпевших по вине водителя,
- дата и время нарушения ПДД, а также описание самого события нарушения,
- любые другие данные, так или иначе относящиеся к рассмотрению АПН.
Также в протоколе предусмотрено место и для объяснений привлекаемого лица, пострадавших в результате нарушения и свидетелй.
Обязательно при выписывании протокола сотрудником ГИБДД в нашей ситуации он обязан объяснить права привлекаемого человека, в частности, статью 25.1 (право ознакамливаться с документами в деле), а также статья 51 Конституции РФ (право не свидетельствовать против себя или своих близких родственников) — это предписано частью 3 статьи 28.2 КоАП, а также пунктом 150 регламента.
Что обязательно должно входить в протокол об административном правонарушении
Статья 28.2 КоАП подробно описывает основные реквизиты протокола об административном правонарушении:
- дата и место составления протокола;
- должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении;
- сведения о лице, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении;
- фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших (всех без исключения);• место, время совершения и суть правонарушения (нормативный акт, который был вами нарушен);
- статья КоАП или закона, в которой предусмотрена административная ответственность за данное правонарушение;
- объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
- другие сведения, необходимые для рассмотрения дела.
Как видите, в числе обязательных реквизитов протокола нет даты и времени рассмотрения дела в ГИБДД.
Связано это с тем, что конкретное время определяется на этапе подготовки к рассмотрению дела, и имеют на это право лишь инспекторы, находящиеся на определенных должностях, и только по конкретным статьям (должности и статьи перечислены в ч. 2 ст. 23.3 КоАП).
Возможно, должность инспектора, составляющего протокол, указана в этом перечне — тогда он вправе совместить составление протокола с подготовкой к рассмотрению правонарушения и сразу же установить время рассмотрения. В ином случае орган ГИБДД должен будет уведомить вас о дате и сроке рассмотрения позднее.
Особенности обжалования протокола
Протокол – это первичный документ, на основании которого строится всё дело об административном деянии. Его нельзя оспорить! Но у обвиняемого есть право дать свои замечания по делу, не согласиться с изложенным в документе. Все пометки необходимо делать письменно, заверять их своей подписью, рядом ставить дату, когда они были сделаны. Это нужно для того чтобы сократить риски фальсификации сведений.
Нередко протоколы выписываются на нарушения, совершаемые в сфере торговли. Для обжалования нужно обращаться в Роспотребнадзор. Эта организация проводит плановые и внеплановые проверки любых торговых точек, которые ведут свою деятельность на территории России, а также предприятий и предпринимателей, задействованных в торговой сфере.
Проводится проверка, результатом которой может стать акт об обнаруженных правонарушениях. Например, продажа некачественных и просроченных товаров. На основании акта составляется протокол о совершённом правонарушении. Руководство Роспотребнадзора или суд вынесет постановление о применении штрафных санкций.
Вне зависимости от того, кем является нарушитель, ему должны быть вручена копия протокола. На его основании он будет строить свою линию защиты, он будет опираться на изложенные в документе факты.
Вы не обязаны подписывать протокол. В случае Вашего отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
По Вашей просьбе Вам должна быть вручена под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения. В случае, если требуется выяснить дополнительные данные, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования, протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении должен содержать следующие данные (статья 28.2 КоАП):
2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В протоколе должны быть указаны:
- Дата и место составления.
- Данные сотрудника ГИБДД.
- Данные водителя.
- Данные свидетелей и потерпевших.
- Место и время нарушения правил дорожного движения.
- Событие административного правонарушения и статья нормативного документа, предусматривающая ответственность.
- Объяснение водителя.
Нарушения при составлении протокола об административном правонарушении
Основание | Пояснение и примеры |
---|---|
1. Составление протокола в отсутствие представителя компании | |
Представителю по доверенности необоснованно отказано в допуске к участию в составлении протокола | От имени компании участвовать в деле об административном правонарушении может не только ее законный представитель (директор), но и представитель по доверенности. Он пользуется такими же процессуальными правами, как и само лицо, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.5 КоАП РФ). Несмотря на то что КоАП РФ не устанавливает требования к доверенности представителя, на практике нередки случаи отказов допуска представителя к участию в составлении протокола из-за того, что его доверенность имеет общий характер (в ней не указаны номер и дата конкретного дела об административном нарушении). Суды признают такие причины отказа в допуске представителя необоснованными, а сам отказ существенным нарушением, поскольку из-за недопущения представителя к участию в составлении протокола, являющегося основным доказательством по делу, компания лишается возможности реализовать свои права, предоставленные статьей 25.1 КоАП РФ (постановления ФАС Московского округа от 26.10.11 по делу № А40-32985/11-21-233) |
Протокол составлен при отсутствии представителя компании, несмотря на наличие ходатайства об отложении составления протокола по причине невозможности явки | Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по данному делу, если от этого лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения. Поэтому если административный орган получил от законного представителя компании (директора) ходатайство об отложении составления протокола, указав причину, по которой он не может явиться во время, указанное в уведомлении административного органа, последний обязан рассмотреть такое ходатайство на предмет обоснованности и принять мотивированное определение о его удовлетворении либо об оставлении без удовлетворения. Если же административный орган проигнорировал ходатайство и составил протокол об административном нарушении в отсутствие законного представителя компании, это считается существенным нарушением, влекущим отмену постановления о привлечении к административной ответственности (постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.11 № 2297/11) |
2. Неуведомление или ненадлежащее уведомление компании о дате, времени и месте составления протокола | |
Компании не отправлено уведомление о дате, времени и месте составления протокола | Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по данному делу. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в особо оговоренных случаях, в частности, если имеются данные о надлежащем извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела. Поэтому неуведомление о времени и месте рассмотрения дела является существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту (постановление ФАС Московского округа от 12.10.09 по делу № А40-83216/08-106-470). В том числе компания считается неуведомленной, если административный орган фактически составил протокол об административном правонарушении раньше той даты, которую указал в направленном компании извещении, и сведений об извещении о правильной дате нет (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.10 по делу № А67-3703/2010) |
Уведомление отправлено несвоевременно | Ненадлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения дела тоже считается существенным нарушением права привлекаемого лица на защиту. В частности, уведомление считается ненадлежащим, если компания получила его слишком поздно – так, что не могла обеспечить своевременную явку представителя для участия в составлении протокола. Например, компания получила уведомление непосредственно в день составления протокола (определение ВАС РФ от 29.12.09 № ВАС-17603/09) или за день при условии, что компания находится в другом городе и за один день обеспечить явку представителя затруднительно (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.10 по делу № А56-24812/2010) |
Уведомление отправлено некорректным способом | КоАП РФ не предусматривает обязательного способа извещения. Однако суды, как правило, не принимают в качестве доказательства отправки факсовые отчеты, если из них невозможно установить, какой именно документ отправлен, кто его принял и в нем нет доказательств принадлежности номера факса компании (постановления ФАС Московского округа от 16.12.11 по делу №А40-69244/10-130-392, ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.01.11 по делу № А33-10532/2010, ФАС Уральского округа от 02.09.10 по делу № А76-1736/2010-53-160). В то же время, если эти сведения есть, суд может счесть уведомление по факсу надлежащим (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.06.09 по делу № А21-2449/2008) |
Уведомление отправлено по неверному адресу | Компания считается извещенной, если извещение направлено по ее правильному адресу, то есть адресу, указанному в ЕГРЮЛ и приведенному в уведомлении без ошибок. Если же уведомление было отправлено по какому-то иному адресу (постановление ФАС Московского округа от 31.01.11 по делу № А40-52071/10-21-295) или в уведомлении адрес был указан с ошибками (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.12.10 по делу № А40-54707/10-152-298), из-за чего уведомление не было доставлено компании, то компания не считается извещенной |
Уведомление получено неуполномоченным лицом | Административный орган обязан уведомить о составлении протокола именно законного представителя компании (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.04 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»). Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ). Представитель компании, действующий на основании доверенности, законным не является. Тем не менее многие суды считают надлежащим уведомлением, если извещение получило лицо, имеющее доверенность на получение корреспонденции, адресованной компании или ее законному представителю (постановление ФАС Уральского округа от 28.12.10 по делу № А47-5114/2010). Если же извещение было вручено сотрудникам или учредителям компании, у которых даже не было такой доверенности, то суды расценивают это как ненадлежащее уведомление (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 02.11.09 по делу № А79-7473/2009, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.05.11 по делу № А69-2312/2010, ФАС Северо-Западного округа от 07.02.11 по делу № А21-5066/2010) |
3. Недостатки, допущенные при составлении протокола | |
Протокол составлен неуполномоченным лицом | Протокол об административном правонарушении, составленный неуполномоченным лицом (то есть вне компетенции данного административного органа или за пределами подведомственной территории), незаконен и подлежит отмене, даже если постановление о привлечении к административной ответственности составило уполномоченное лицо (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.11 № 901/11) |
В протоколе (и постановлении) неверно указаны наименование и адрес компании | В протоколе должны указываться сведения об участнике административного производства (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Отсутствие этих данных является существенным недостатком (п. 4 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.05 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ»). Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Поэтому, если в протоколе и постановлении о привлечении к административной ответственности фигурируют неправильное наименование и адрес компании (в частности, ее старые наименование и адрес, которые уже неактуальны согласно сведениям ЕГРЮЛ), это может стать причиной отмены постановления о привлечении к административной ответственности (постановление ФАС Поволжского округа от 03.09.09 по делу № А57-1578/2009) |
Ни в протоколе, ни в постановлении о привлечении к ответственности не указана конкретная статья КоАП РФ | В протоколе и постановлении о привлечении к административной ответственности должна быть указана статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за выявленное нарушение (ч. 2 ст. 28.2, п. 5 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ). Неуказание статьи или конкретной части статьи КоАП РФ является существенным нарушением (постановление ФАС Московского округа от 14.09.11 по делу № А40-6691/11-79-77) |
Расхождения между сведениями протокола и постановления, касающимися описания правонарушения | Расхождения между сведениями в протоколе и постановлении о привлечении к ответственности могут привести к тому, что суд признает неустановленным событие административного правонарушения (постановление Президиума ВАС РФ от 07.06.11 № 901/11) |
Срок составления протокола об административном правонарушении
Срок составления протокола регламентирован статьей 28.5 КоАП:
1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
2. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
3. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
На практике при нарушении правил дорожного движения обычно используется первый пункт статьи, т.е. протокол составляется немедленно. Однако в случае необходимости составление может быть отложено.