Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем заключается основная разница между ТБО и ТКО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности
Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками. Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании. Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.
С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.
Новая запись об отходах в квитанции
Для осуществления коммунальных услуг по обращению с мусором региональный оператор может привлекать сторонние организации или проводить мероприятия своими силами. Это отразится на порядке оплаты, но не на сумме. Сумма за обращение с ТКО зависит от установленных в регионе нормативов, которые учитывают уровень урбанизации, климат и другие факторы.
Как правило, управляющие компании заключают договор с региональным оператором на обслуживание территории. В такой ситуации оплата за оборот ТКО включена в платежку от управляющей компании. На территориях с частной застройкой управляющие компании не действуют, поэтому жители обязаны самостоятельно заключать договор с региональным оператором, который вывозит мусор.
Региональный оператор может организовать работу с помощью субподрядчиков, которые выполнят все операции по обращению с ТКО. К таким операциям относится и прием оплаты с населения: например, в Москве оплату этой услуги принимает «Мосэнергосбыт».
Специфика пищевых отходов
Различный мусор, который попадает на свалку из кухонь и различных заведений по производству еды обычно включает в себя испорченные продукты, которые уже нельзя употреблять в пищу. От испортившейся еды следует избавлять своевременно, так как она является идеальным местом для размножения вредных микроорганизмов и бактерий.
Очень важно следить за сроком годности производствам, которые промышляют изготавливают продукты питания, так как один испорченный продукт, находясь даже небольшое время рядом с хорошими продуктами может отрицательно сказаться на них. Испорченную еду важно отправить в мусорный бак до того, как она начнет гнить на вашей кухне, что повлечет за собой развитие болезней не только на еде. К тому же испорченная еда отрицательно повлияет на состояние гигиены в помещении.
Пищевые отходы делятся на несколько классов опасности по утилизации. Возможно, такое слышать удивительно, это ведь просто еда. Но тем не менее, это так. Вещества считаются вредными, если способны стать причиной болезни, травмы, порчи состояния здоровья при контакте с организмом человека.
Класс опасности пищевого отхода определяется по тому, какой вред он способен нанести экологии и иммунитету. Чаще всего пищевые отходы устраняют, сливая или сбрасывая их в канализацию.
Статистика утверждает, что половина всех образующихся отходов доступна для переработки. И лишь 50% мусора должны быть утилизированы или захоронены. Места для расположения полигонов обычно подбираются администрациями населенных пунктов, но предварительно они согласуют их размещение с местным населением.
Что из себя представляет полигон для ТКО? Это специально оборудованное сооружение, предназначенное для складирования коммунальных отходов. На нем расположены объекты для хранения отходов, а еще объекты для их последующего захоронения.
В Федеральном законе “Об отходах производства и потребления” №89-ФЗ от 24 июня 1998 года указано, каким образом с помощью полигона исключается отрицательное влияние на внешнюю среду. Это реализуется с помощью природоохранных мероприятий, наличиях технических сооружений и определенных решений, обеспечивающих защиту природы.
Подтверждающие факты добываются с помощью постоянного мониторинга состояния окружающей среды собственниками полигона, а также соблюдения нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.
В ст. 12 прописано запрещение захоронений отходов в границах населенных пунктов, лечебно-оздоровительных, курортных, рекреационных, лесопарковых, водоохранных зон и водосборных площадях, используемых в качестве питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Специфика пищевых отходов
Различный мусор, который попадает на свалку из кухонь и различных заведений по производству еды обычно включает в себя испорченные продукты, которые уже нельзя употреблять в пищу. От испортившейся еды следует избавлять своевременно, так как она является идеальным местом для размножения вредных микроорганизмов и бактерий.
Очень важно следить за сроком годности производствам, которые промышляют изготавливают продукты питания, так как один испорченный продукт, находясь даже небольшое время рядом с хорошими продуктами может отрицательно сказаться на них. Испорченную еду важно отправить в мусорный бак до того, как она начнет гнить на вашей кухне, что повлечет за собой развитие болезней не только на еде. К тому же испорченная еда отрицательно повлияет на состояние гигиены в помещении.
Пищевые отходы делятся на несколько классов опасности по утилизации. Возможно, такое слышать удивительно, это ведь просто еда. Но тем не менее, это так. Вещества считаются вредными, если способны стать причиной болезни, травмы, порчи состояния здоровья при контакте с организмом человека.
Класс опасности пищевого отхода определяется по тому, какой вред он способен нанести экологии и иммунитету. Чаще всего пищевые отходы устраняют, сливая или сбрасывая их в канализацию.
Варианты экономии на мусоре
Есть несколько способов экономии на мусоре:
- Систематическая сортировка. Для этого создаются контейнеры под определенные разновидности ТКО (пластика, стекла, бумаги, пищевых отходов, особо опасных предметов).
- Переработка вторсырья. Такой подход способствует сокращению объема выбрасываемых отходов и экономии природных ресурсов. Этот метод используется в отношении металлолома, пластика, макулатуры, стеклотары, древесины, электроники, нефтепродуктов.
- Соблюдение норм накопления отходов. Необходимо принимать во внимание лимиты образования отходов в тот или иной отрезок времени на одного человека.
В процессе обращения с ТБО и ТКО на предприятиях используется специальный учетный журнал, заполнение которого происходит в свободной форме в соответствии с действующими нормами и принципами законодательства.
О том, как устроен полигон твердых бытовых и твердых коммунальных отходов, можно узнать ниже на видео.
Обращение, вывоз и утилизация
Общие правила и нормативы, в соответствии с которыми происходит обращение с твердым бытовым мусором, прописаны в требованиях СанПин. В них указаны следующие правила:
- В рамках процедуры временного хранения должна предотвращаться вероятность гниения и разложения отходов. По этой причине в зимнее время продолжительность хранения утильсырья не превышает трех суток, а в летнее – 24 часов.
- В разных населенных пунктах период, в который производится сбор и утилизация мусора, обсуждается с административным отделом предварительно.
- Сбор должен производиться с использованием специальных металлических контейнеров, которые располагаются на дистанции от 20 до 100 м. от жилых массивов.
- Важную роль играет своевременное промывание урн. Летом оно должно производиться разово в 10 суток, зимой – реже.
- Брать мусор из сборников в целях использования его в качестве вторичного сырья недопустимо.
- В обновленных строительных нормативах сказано, что в новых постройках высотой более 5 этажей должны присутствовать мусоропроводы, которые организованы в соответствии с принятыми ведомственными нормами.
- Сбор мусора в целях его последующей утилизации организуется разово в неделю. Ответственность за проведение этого мероприятия несет управляющая компания, в ведении которой находится строение/строения.
При несоблюдении этих норм на ответственные организации налагаются штрафные санкции. Еще одно существенное различие между представленными аббревиатурами заключается в порядках обращения с отходами. Суть изменений этих норм и принципов заключается в следующих аспектах:
- ответственность за вывоз и выбрасывание несет непосредственно региональный оператор, выбор которого осуществляется по принципу конкурса;
- в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются индивидуальные нормативы, по которым регулируется накопление мусора в зависимости от той или иной категории помещения (частный дом, квартира, магазин, офис, производственный цех);
- на территории, предназначенной для накопления мусора, необходимо осуществлять сортировку отходов, если данный принцип прописан в региональных нормативно-правовых актах;
- соглашение на вывоз мусора оформляется абсолютно каждым собственником отходов, о чем оператор сообщает за 10 дней до момента планируемого заключения, этот документ носит публичный характер.
Ранее утилизацией твердых коммунальных отходов должны были заниматься специализированные управляющие организации. В настоящее время ситуация изменилась, и это действие перешло в ответственность региональных операторов. Это юридические лица, обеспечивающие рациональное обращение с ТБО и ТКО в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства.
В законодательстве установлена определенная схема утилизации отходов, согласно которой мусор отвозят на полигон, находящийся ближе всего.
На практике используется большое количество способов избавления от накопившегося мусора.
- Захоронение. С финансовой точки зрения этот способ является наиболее выгодным. Для этого используются специальные полигоны, расположенные за пределами жилых, лечебных, развлекательных зон. Однако применяется этот метод только в отношении некоторых отходов с низким уровнем опасности.
- Сжигание. Этот вариант является наиболее популярным. После проведения мероприятия по утилизации образуется зола, которая в сравнении с первоначальным отходом занимает меньше места. Она подлежит вывозу на специально предназначенную территорию. Недостаток заключается в дороговизне способа. Ведь в процессе классического сжигания отходы выделяют много вредных газов, поэтому для минимизации негативного влияния на окружающую среду придется использовать специализированное оборудование.
- Компостирование. Альтернативное название этого способа – разложение. Вариант подходит исключительно для отходов органического происхождения. В рамках этого метода происходит разложение веществ под влиянием микроорганизмов, что приводит к выделению тепла. Компост, полученный в ходе применения данного варианта, широко применяется в сельскохозяйственной сфере в качестве натурального удобрения. Способ прост и практически не затратный, зато в процессе его использования образуется большое количество неприятных запахов.
О том, что такое «обращение с ТКО», можно узнать ниже на видео.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Проявление внимания к выбрасываемому мусору и его ликвидации поможет сократить количество проблем, создаваемых твердыми бытовыми отходами.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Российская нормативно-правовая база обращения с отходами
Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:
- ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
- ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
- ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
- ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
- ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
- ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
- ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
- ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.
Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.
Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.
Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.
Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:
- приоритет утилизации над захоронением;
- ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
- запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
- необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.
Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:
- предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
- принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
- внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
- рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
- расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
- соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
- внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.
В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.
Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».
Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2022 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.
Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:
- Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
- Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
- Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.
Исходя из принятых корректировок в законодательной базе в 2019 году обращение с ТКО возложено на региональные субъекты РФ. Благодаря этому отдельные регионы могут самостоятельно выбирать способ сбора, накопления, вывоза и место для оборудования свалки, где будут храниться остатки жизнедеятельности человека.
ТКО и ТКО – ключевые различия
После того, как вышеуказанный закон был принят, правовое поле диктует лишь одно понятие бытовых отходов твёрдого типа – ТКО (твёрдые коммунальные отходы). А вот понятие ТБО (твёрдых бытовых отходов) приобрело статус разговорного, после чего его перестали употреблять в официальной документации и соответствующих отчётах.
ТКО изначально было более широким понятием, нежели ТБО, потому как оно содержит в себе не только те отходы, которые каждый день выносят из дома рядовые граждане, но и схожий мусор от юридических лиц, к примеру, офисные отходы.
Как можно увидеть, ТКО и ТБО – это одно и то же по своей сути, и заурядным людям совсем не важны различия между этими терминами. Конкретные различия представляют ценность только для предприятий, которые собирают этот мусор и подвергают его дальнейшей ликвидации. Причина проста и была указана уже выше – разговорное значение ТБО исключены для использования в официальной документации.
Изменение в законе от 29.12.2014 года
В конце 2014 года были произведены кардинальные изменения в ФЗ РФ «Об отходах производства и их потреблении», среди которых стоит выделить следующие позиции:
- Введение термина «Твердые коммунальные отходы», заменивший ранее используемый термин «Твердые бытовые отходы».
- Внедрение некоммерческой организации «Региональный оператор по обращению с ТКО».
- Установка единого регламента, отражающего правила хранения и вывоза мусора для коммерческих организаций.
- Разработка тарифов на услуги по вывозу ТКО для юридических лиц, согласно удельному весу вырабатываемых компаниями отходов.
Согласно данным изменениям, собственники ТКО становятся потребителями услуг по вывозу мусора при заключении договоров с региональными операторами.
Классификация твердых коммунальных отходов
На данный момент выделяется несколько типологий классификации мусора. Так, отходы разделяют по составу, длительности использования и степени опасности для природы и человека.
- По морфологическому составу выделяют:
- органические отходы;
- резину;
- кожу;
- стекло;
- текстиль;
- древесину;
- металлы;
- пластик;
- бумагу и картон.
- По длительности использования:
- кратковременные (бумага, одежда и пр.);
- длительного пользования (техника, электроника, шины и др.).
При этом нельзя считать ТКО:
- отходы от животноводческой деятельности;
- строительный мусор, образующийся при строительстве целого объекта.
Конкретные виды отходов, относящихся к ТКО, четко указаны в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242. К ним относятся непосредственно твердые коммунальные отходы (код 7 31 000 00 00 0), а также отходы, подобные коммунальным из других подтипов и групп, если в их названии указано, что они являются ТКО. Например, от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава под кодом 7 34 201 01 72 4 формируются отходы, относящиеся к группе «Прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным».
Российская нормативно-правовая база обращения с отходами
Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:
- ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
- ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
- ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
- ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
- ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
- ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
- ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
- ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.
Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.
Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.
Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.
Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:
- приоритет утилизации над захоронением;
- ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
- запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
- необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.
Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:
- предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
- принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
- внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
- рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
- расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
- соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
- внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.
В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.
Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».
Твёрдые коммунальные отходы, образованные в бытовых условиях можно разделить на несколько видов. Состав ТКО характеризуется следующим перечнем видов мусора и отходов:
- Отходы, образованные во время потребления физлицами в жилых помещениях.
- Отходы, которые потеряли свои потребительские свойства в жилых помещениях при употреблении в личных нуждах. Характеристики и габариты товаров не уточняются.
- Отходы больших размеров. КГО и мусор, образованный во время ремонта, вывозят с остальными ТКО.
- Мусор, образованный во время уборки территории, прилегающей к дому. Листья, трава, пыль, песок и прочее — все это относится к ТКО и учитывается в стоимости коммунальных услуг.
В основном мусор, относящийся к ТКО, классифицируется по классу опасности IV или V.