Жизнь Киевской Руси через призму «Русской правды» Ярослава Мудрого

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жизнь Киевской Руси через призму «Русской правды» Ярослава Мудрого». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Наличие статей об убийстве можно объяснить напряжённой обстановкой, в которой принимались законы Ярослава: постоянное состояние войны со своим отцом и братом, бесчинства дружины варягов в Новгороде и бунт в городе расшатывали порядок в княжестве и приводили к многочисленным преступлениям, в том числе, к убийствам. Законы Ярослава сохранили ранее существовавший обычай кровной мести за убийство и за нанесение человеку побоев или увечья, но теперь месть ограничивалась кругом ближайших родственников: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью». Право мести за убитого или покалеченного родственника допускалось родным братьям, сыновьям, отцу, а также дядьям и племянникам; все прочие не имели права кровной мести. Ограничение круга людей, имевших такое право, было большим шагом вперёд по совершенствованию правовой системы – без подобного ограничения месть могла длиться бесконечно долго. Чинить расправу самовольно закон запрещал; право мести вступало в силу только по приговору княжеского суда. В случае отсутствия близкой родни у убитого или покалеченного обвиняемый должен был заплатить княжескому двору виру (штраф). За убийство свободного человека полагалось заплатить в казну 40 гривен.

«РУССКАЯ ПРАВДА» — ПЕРВЫЙ СВОД ЗАКОНОВ КИЕВСКОЙ РУСИ

Спойлер

Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве.

В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси.

Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство.

Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80).

Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции.

Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр.

Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший.

Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода.

По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

«Русская Правда» — один из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития.

Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли.

Кроме того, «Русская Правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Создание «Русской Правды» заложило основы будущей нормативно-правовой системы, и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, создание Судебника 1497 г.

) она всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа.

«Русская Правда» впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

> Поделитесь с нами своим заданием!

На Руси существовали как письменные, так и устные правовые нормы. Какого-то общего кодекса законов не было. Ярослав Мудрый, понимая, что государству нужен единый свод законов, собрал вместе законодательные акты и обычаи и выпустил сборник «Русская Правда». У «Правды» было несколько источников:

  • княжеские судебные документы;
  • договоры с Византией;
  • некоторые тексты Священного писания.

Точная дата издания «Правды» неизвестна, но точно можно сказать, что её появление относится ко времени правления Ярослава. Сборник увидел свет в промежуток между 1016 и 1054 годами.

До наших дней не сохранился первый экземпляр – оригинал. Учёные располагают лишь более поздними списками, поэтому нельзя полностью исключить вероятность того, что в документ попали какие-то поздние правки.

«Русская Правда» неоднократно переписывалась, менялась, в неё вносили коррективы в соответствии с требованиями времени.

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Читайте также:  Как получить и потратить материнский капитал. Инструкция

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв. «Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями.

Свод законов древней Руси назывался… как?

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. «Русская Правда» была на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение «Русской Правды» сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают прежде всего с именем Ярослава Мудрого — князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 гг. К сожалению, не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской Правды», только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания «Русской Правды» трудно. Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Судебник 1550 г. как улучшенная версия Судебника 1497 г.

Тенденция к централизации привела к созданию нового свода законов – Судебника 1550 г. (Судебник Ивана IV, «Царский» Судебник). Основой для него послужил Судебник 1497 г., а преобразования, отраженные в нем, были связаны с усилением центральной власти. В нем нашло подтверждение право перехода крестьян в «Юрьев день», а плата за «пожилое» возросла. Отныне феодал стал отвечать за правонарушения своих крестьян, чем было обусловлено усиление их личной зависимости от хозяина. Также вводилось наказание за взяточничество, которого ранее не было.

Что касается статей новой версии Судебника более чем на треть они были новыми. Существует предположение, что в него также вошли статьи из Судебника князя Василия Ивановича – отца Ивана IV (который якобы был потерян и поэтому до наших дней не дошел).

Судебник 1550 г. по своей структуре во многом схож с первым Судебником, однако данные практически ста статей имеют более четкую систематизацию. В новом Судебнике перечень вопросов, которые регулировались центром (в т. ч. имущественного характера), стал более широким.

Кроме того, новый Судебник устанавливал порядок расширения и преобразования уже имеющихся данных новыми законодательными актами – царскими указами и боярскими приговорами. До 1640-х гг. было выпущено большое количество новых актов. Естественно, всегда имела место потребность в их обобщении и систематизации. На это были направлены приказы, из которых составлялись «указные книги»: в них отражались новые указы, которые выходили уже после 1550 г. и которые касались обязанностей определенного приказа.

Замечание 1

Η. М. Карамзин о значении «Царского» Судебника писал следующее: «Иоанн и добрые его советники искали в труде своем не блеска, не суетной славы, а верной, явной пользы, с ревностною любовию к справедливости, к благоустройству; не действовали воображением, умом, не обгоняли настоящего порядка вещей, не терялись мыслями в возможностях будущего, но смотрели вокруг себя, исправляли злоупотребления, не изменяя главной, древней основы законодательства; все оставили, как было, и чем народ казался довольным: устраняли только причину известных жалоб; хотели лучшего, не думая о совершенстве – и без учености, без теории, не зная ничего, кроме России, но, зная хорошо Россию, написали книгу, которая будет всегда любопытною, доколе стоит наше отечество: ибо она есть верное зерцало нравов и понятий века».

Спустя небольшое количество времени, а именно в 1589 г., при царе Федоре Ивановиче произошло создание Судебника, в котором была попытка очередной систематизации имеющихся норм и опыта (как правило, ученые рассматривают его исключительно в качестве проекта).

Выраженные в Судебнике 1550 г. общие определения о силе действия закона во времени и порядке составления новых законов оказали большую поддержку в выработке формы судопроизводства, которая за столетие (с момента издания Судебника до издания Уложения 1649 г.) стала целой системой.

Большинство самодержцев XVII в. были избраны Земскими соборами, однако право на то, чтобы царствовать, как тогда считали, было результатом божественного волеизъявления, а не сословного. Несмотря на то, что власть самодержцев в XVII в. не была закреплена в законодательстве, а также сводилась лишь к православным традициям, в сознании народа образ царя имел характер священный (обрядовый). Царская священность закреплялась венчанием на царство, который проводился патриархом. Он заключался в облачении царя в порфиру, возложении венца на его голову и барм, вручении скипетра и державы, произнесении символа веры.

Укрепление государственной власти при Алексее Михайловиче

Наиболее весомые результаты, касающиеся укрепления государственной власти, были достигнуты, когда государством правил Алексей Михайлович (1645–1676 гг.). Его также избрал Земский собор. Если говорить о масштабе преобразований, то данный период был очень насыщенным, сравнимый с периодом царствования Петра I. Ученые всегда изумлялись напряженности деятельности Алексея Михайловича, что было отражено в создании Соборного уложения (которым подтверждается довольно высокий профессионализм дьяков в XVII в.), издании Новоторгового устава, Кормчей книги и иных законодательных актов. В тот период в государстве имелось огромное количество нравственных и религиозных проблем. Также особую важность имела проблема отношений государства и церкви, которая была связана с церковной реформой патриарха Никона. Итогом данных проблем стал раскол. Также имели место восстания крестьян, народные бунты. В связи с этим правительству приходилось идти на крайние меры, чтобы вернуть стране целостность, усилить могущество, не допустить полной разрухи.

Особой драматичностью отмечались первые годы правления Алексея Михайловича. Его дядя, опытный царедворец Морозов, тесть царя Милославский и другие родственники, которых у молодого государя без опыта правления (стал царем в 16 лет) имелось достаточно много, не стесняясь пользовались своим положением для увеличения собственного богатства, притесняли простых людей. Это привело к бунту в Москве в июне 1648 г. С целью успокоения народа царь выслал Морозова из Москвы, а руководителя «Пушкарского приказа» и судью «Земского приказа», особо отличавшихся беззаконием, казнил. С этих событий начались массовые народные бунты, которые вскоре перекинулись и на другие города. Как правило, большая их часть была направлена против взяточничества и произвола власти.

Как назывался единый свод древнерусских законов?

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Читайте также:  С какого возраста можно возить ребенка на бустере в 2022 году

Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».

Предпосылки возникновения

Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.

Как назывался первый письменный свод законов на Руси и кто их создатель?

Первый письменный свод законов в Древней Руси «Русская Правда» создавался на протяжении 11-12 веков и стал так называться в 1072 году. Авторами этих законопроектов были:

  1. Ярослав Мудрый. В 1016 году он издал свод законопроектов о порядках в городе Новгороде и назвал его «Русская Правда Ярослава Мудрого». Законопроект состоял из 35 глав, в которых было выделено уголовное и гражданское право-
  2. трое братьев Ярославичей — Всеволод, Святослав и Изяслав. Они дополнили свод новыми законопроектами в 1072 году, которые стали ч.2 «Русской Правды» и назывались «Правда Ярославичей». В дальнейшем свод законов регулярно пополнялся церковными постановлениями и княжьими уставами-
  3. Владимир Мономах. В 1097 году он дал Руси новую «Русскую Правду» — «Устав Владимира Всеволодовича» и на время остановил распад Руси.

«Русская Правда» — свод законов Древней Руси

Киевская Русь до крещения страны князем Владимиром была языческой страной. Как и в любой языческой стране, законы, по которым жило государство, брались из обычаев страны. Такие обычаи никем не записывались и передавались от поколения к поколению. После крещения Руси создались предпосылки для письменной записи законов государства.

Была самым цитируемым автором в соцмедиа по версии «Медиалогия». Вышла в финал конкурса журналистов-международников 2017 от Российского совета по международным делам. В Рамблере пишу материалы о звездах отечественного шоу-бизнеса, путешествиях, психологии и науке.

Здесь уже давно определились государственные интересы, заключались союзы, определились враги. «Московитов» считали чужаками, варварами.

Состоял из 69 статей. Был создан в ответ на Киевское восстание 1113 года, возникшее по причине социального неравенства, а также обострения многих вопросов в отношениях между разными слоями населения древней Руси.

Русская правда Ярослава Мудрого определяла и возможность изменения статуса человека, т.е. как холоп мог стать свободным. Для этого ему требовалось уплатить своему хозяину сумму, равную не полученному последним доходу, то есть тому доходу, который барин могу получить от работы своего холопа.

Буквы любила с детства, в студенческие годы на фрилансе писала статьи обо всем подряд — от русской лингвистики до путешествия по Китаю. Проработала три года редактором в глянцевом журнале Elle Girl, где писала статьи о сериальных теориях, современной музыке и трендах в TikTok, брала интервью у российских и западных звезд.

Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями. Она рано начала работать в журнале, и даже спустя много лет ни разу не сомневалась в том, что работа с текстами создана для нее. Виттиг написала множество текстов о моде, культуре, правах женщин и алкоголе, разрабатывала стратегии ведения Инстаграмов и запускала крупные спецпроекты. В какой-то момент Даня оказалась в Рамблере.

Первый свод законов на Руси

В Судебнике 1497 года определение преступления отличалось от того, что давалось в Русской правде. Если раньше преступником считался тот, кто нанёс «обиду», то новый документ ввёл принципиально иное понятие — «лихое дело». К этой категории относились деяния, совершённые одним лицом или группой, направленные против установленного порядка, то есть нарушающие волю государя. Примеры, что могло быть причислено к «лихим делам»:

Гражданскому праву в Судебнике 1497 г. была отведена значительная часть. Документ ввёл понятие права собственности, однако он не регламентировал и не раскрыл всех нюансов. В качестве имущества, принадлежащего подданным, упоминается земля. Её выдавали за отличную службу. Также говорится о других видах собственности, но не раскрывается, каковы юридические последствия, наступающие при совершении сделок, и не устанавливается порядок купли-продажи и передачи во временное пользование. Особым видом владения землями признаётся поместье.

С Судебника началось официальное закрепощение крестьян. Это явление называют вторым изданием крепостничества. Отныне крестьяне могли переходить от одного феодала к другому только в Юрьев день, который отмечался 26 ноября. Дата была выбрана неслучайно: в конце ноября завершались полевые работы, а новый сельскохозяйственный цикл в это время ещё не начинался.

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

Читайте также:  Алименты на 4 детей сколько процентов

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

Входная контрольная работа по Истории России 11 класс

Часть А

А1. В древности славяне жили строем:

1) феодально-крепостническим
2) родоплеменным
3) рабовладельческим
4) республиканским

А2. Теория о возникновении государства у восточных славян, на основе сведений летописи о приглашении варягов на Русь, получила название:

1) норманнской
2) восточнославянской
3) «Теория официальной народности»
4) «Сказание о князьях владимирских»

A3. Складыванию государства у восточных славян способствовало:

1) наличие больших незаселенных территорий
2) совершенствование техники земледелия
3) существование родовой общины
4) отсутствие выхода к морям

А4. События 882 г. и 907 г. связаны с именем князя:

1) Рюрика
2) Ярослава
3) Олега
4) Святослава

А5. Последствие принятия христианства Русью:

1) ухудшение отношений с Византией
2) начало феодальной раздробленности
3) укрепление государства и власти князя
4) ликвидация лествичной системы наследования

А6. Автор «Повести временных лет»:

1) монах Нестор
2) Даниил Заточник
3) митрополит Иларион
4) киевский князь Владимир Мономах

А7. В Галицко-Волынской земле в отличие от Владимиро-Суздальской:

1) существовала республиканская форма правления
2) важнейшим занятием населения было земледелие
3) отсутствовали конфликты между князьям и и боярством
4) важную роль играла торговля со странами Западной Европы

А8. Победы, одержанные Александром Невским, в Невской битве и на Чудском озере:

1) привели к объединению русских земель
2) предотвратили набеги монголо-татар на русские земли
3) освободили русских князей от уплаты дани Золотой Орде
4) предотвратили дальнейшую агрессию немецких и шведских рыцарей на Русь с северо-запада

А9. О каком князе идет речь в отрывке из документа?

Поручение собирать ордынскую дань со многих, если только не со всех, князей и доставлять ее в Орду получил… когда стал великим князем владимирским… Не охотник и не мастер бить свою братию мечом, московский князь получил возможность бить ее рублем.

1) о Данииле Александровиче
2) о Василии II
3) об Иване Калите
4) об Иване III

А10. Одна из предпосылок объединения русских земель вокруг Москвы:

1) общая церковная организация
2) отсутствие внешней опасности
3) развитие натурального хозяйства
4) окончательное закрепощение крестьян

A11. Избранная рада — это:

1) совет приближенных к Ивану Грозному людей
2) орган, собиравший налоги с городских жителей
3) сословно-представительный законодательный орган
4) орган управления делами церкви при Алексее Михайловиче

А12. Результатом внешней политики Ивана IV стало присоединение (получение):

1) территории Левобережной Украины
2) выхода к Каспийскому морю
3) выхода к Балтийскому морю
4) выхода к Азовскому морю

А13. О каком периоде идет речь в отрывке из документа?

Окружили все польские квартиры, чтобы находившиеся там не могли дать отпор… Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Сперва рассеяли алебардщиков, потом ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои, в которых сперва убили Басманова, обычно спавшего около царя…

1) Смуты
2) опричнины
3) дворцовых переворотов
4) феодальной раздробленности

А14. Политическое развитие России XVII в. характеризует:

1) ослабление позиций дворянства
2) провозглашение России империей
3) обострение противоречий между церковной и светской властью
4) усиление роли сословно-представительных органов власти

А15. Значение Соборного Уложения 1649 г.:

1) завершение процесса оформления крепостного права
2) расширение прав Земского собора
3) отмена крепостного права
4) введение урочных лет

А16. Деулинским перемирием завершилась война:

1) Русско-турецкая
2) Русско-польская
3) Крымская
4) Ливонская

А17. В результате военной реформы Петра I русская армия стала комплектоваться путем:

1) рекрутских наборов
2) найма иноземных полков
33) всеобщей воинской повинности
4) призыва на службу только посадских людей

А18. Эпоха петровских преобразований приходится на:

1) 50-70-е гг. XVII в.
2) вторую половину XVIII в.
3) первую четверть XVIII в.
4) середину XIX в.

А19. К морским победам России в Северной войне относится сражение при:

1) Гренгаме
2) Корфу
3) Синопе
4) Нарве

А20. Причиной дворцовых переворотов XVI11 в. стало:

1) ослабление роли гвардии
2) перемещение столицы в Петербург
3) изменение Петром I закона о престолонаследии
4) большое число наследников в императорской семье

А21. Из какого документа приведен отрывок?

Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

РУССКАЯ ПРАВДА ПСКОВСКАЯ СУДНАЯ ГРАМОТА СУДЕБНИКИ 1497-1550 СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649
Источники: 1) Византийское каноническое право;

2) Договоры Руси с Византией (907, 911, 944, 971);

3) Церковные Уставы Владимира I и Ярослава М.;

4) Княжеская судебная практика;

5) Обычаи, нормы обычного права

1) Русская Правда;

2) Вечевое законодательство;

3) Договоры города с князьями;

4) Судебная практика;

5) Обычное право;

6) Договоры с иностранными купцами, ремесленниками

1) Русская Правда;

2) ПСГ;

3) Уставные грамоты;

4) Судные грамоты;

5) Судебные решения по отдельным вопросам;///

6) Утраченный Судебник Василия III, отца Ивана Грозного;

7) Именные царские указы;

8) Законодательные акты Боярской думы и Земских соборов;

9) Обычаи;

10) Судебная практика

1) Судебники;

2) Указные книги приказов;

3) Царские указы;

4) Думские приговоры;

5) Решения Земских соборов (большая часть статей составлена по челобитным гласных собора);

6) «Стоглав»;

7) Литовское и византийское законодательство;

8) Новоуказные статьи «о разбоях и душегубстве», «о поместьях и вотчинах (1677)», «о торговле (1653, 1677)», которые вошли в Уложение уже после 1649 г.

Предпосылки: К принятию Уложения подтолкнул вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения.

Структура: 1). Краткая редакция (43 ст.):

— Правда Ярослава (1-18ст.);

— Правда Ярославичей (Изяслава, Святослава, Всеволода) (19-41 ст.);

— ПоконВирный (ст. 42) – определение порядка кормления вирников (сборщиков штрафов)

— Урок Мостникам (ст.43) – регулирование оплаты труда мостников;
2). Пространная редакция (121ст.);

— Суд Ярослава (1-52 ст.);

— Устав Владимира Мономаха (53-121 ст.);
3). Сокращенная редакция

ПСГ можно разделить на 3 части:

1) 1-76 ст.; приняты

2) 77-108 ст.; в 1397 г.
3) 109-120 ст.- позже по решению вече

1) Деятельность центрального суда и нормы уголовного права (ст.1-36).

2) Организация и деятельность местных судов (ст. 37-45).

3) Гражданское право и гражданский процесс (ст. 46-66) (наследование, договоры личного найма, купли-продажи, переход крестьян от одного хозяина к другому, о холопстве).

4) Дополнительные статьи по судебному процессу (ст.67-68);///

— статьи (они уже более систематизированы, нормы одного права располагаются в одном отделе);

— главы (около 100).

Делятся на две половины, из которых в 1-й говорится о порядке суда, а 2-я включает в себя узаконения по частному гражданскому праву.

Лишь намечается разделение норм по отраслям права.

25 глав и 967 ст.

К Соборному Уложению добавлялись новоуказные статьи:

1) В 1669 г.- статьи по «татебным делам»;

2) В 1676—1677 гг.— о поместьях и вотчинах в связи со спорами о статусе вотчины и поместья.

В дополнение к Уложению были приняты также несколько уставов и наказов:

1) 1649 год — Наказ о городском благочинии (о мерах по борьбе с преступностью).

2) 1667 год — Новоторговый устав (о защите отечественного производителя и продавца от иностранной конкуренции).

3) 1683 год — Писцовый наказ (о правилах межевания вотчин и поместий, лесов и пустошей).
Важную роль сыграл «приговор» Земского Собора 1682 года об отмене местничества (то есть системы распределения служебных мест с учётом происхождения, служебного положения предков лица и, в меньшей степени, его личных заслуг.)

Соборное уложение 1649 года — причины принятия, общая характеристика и значение

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • Материальная и духовная культура Киевской Руси
  • Период феодальной раздробленности
  • Киевская Русь в 11 веке
  • Междоусобные войны
  • Князь Святополк Окаянный
  • Князь Ярослав Мудрый
  • Любечский съезд
  • Русская Правда
  • Строительство Московского Кремля
  • Князь Изяслав Ярославич
  • Князь Всеслав Брячиславич
  • Князь Святослав Ярославич
  • Князь Всеволод Ярославич

Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.
На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *